Педагогика возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка
41. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.
Личностное развитие человека несет печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вполне естественно поэтому, что каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.
Возрастные особенности личности.
При выявлении возрастных особенностей и фиксации определенного возрастного периода, как правило, учитываются:
1) анатомо-физиологические показатели;
2) качественные изменения роста;
3) развитие психики: эмоционально-волевой и действенно-практической сфер;
4) степень духовно-нравственной зрелости;
5) особенности поведения и деятельности.
Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную отрасль.
Для педагогики наибольший интерес представляет следующая периодизация.
В своем становлении молодой человек проходит две стадии:
1. Биологическую (в течение семи-девятимесячного развития в утробе матери).
2. Социальную (в течение 28-30 лет, до полной зрелости).
Социальная стадия включает в себя следующие периоды:
– от 1 до 5 лет – раннее детство;
– от 5 до 6-7 лет – преддошкольное и дошкольное детство;
– от 6-7 до 10-12 лет – младшее школьное детство;
– от 10-12 до 14 лет – подростковый возраст;
– от 14 до 18 лет – первый юношеский возраст, несовершеннолетие;
– от 18 до 21 года – второй юношеский возраст, совершеннолетие;
– от 21 года до 23-25 лет – период “молодой взрослости”;
– от 23-25 лет до 26-30 лет – переход к полной взрослости.
Отмечая условность и известную подвижность обозначенных здесь периодов, следует обратить внимание на некоторые новые явления, оказывающие влияние на определение границ между отдельными возрастными группами. Речь идет о так называемой акселерации (от лат. – ускорение), получившей широкое распространение во всем мире. Акселерация – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи – с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассоглосованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности. Вероятней всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов. С середины 80-х годов она во всем мире пошла на убыль. Темпы физиологического развития несколько упали.
Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную педагогическую деятельность. Практическая педагогика опирается на следующие закономерности физического развития:
1. В молодом возрасте человек развивается быстрее и интенсивнее; по мере того как он становится старше, темп развития замедляется.
2. Физически человек эволюционирует неравномерно: в один период – быстрее, в другие – медленнее.
3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.
Индивидуальные особенности развития личности.
В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают ее от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние обусловливают своеобразие появляющихся качеств. Индивидуальные особенности образуют своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.
Индивидуальные особенности влияют на развитие личности, так как они в значительной мере способствуют формированию всех качеств. Поэтому очень важно учитывать их в воспитании личности. Педагогика опирается на следующие положения теории и практики обучения и воспитания:
1. Воспитание должно максимально учитывать индивидуальность. Педагог обязан использовать обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, а также те, которые он получает в процессе личного изучения обучаемого.
2. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на знании черт его личности и условий жизни.
3. Индивидуальный подход не означает приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному курсанту, а предполагает приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным его особенностям в целях обеспечения спроектированного уровня развития личности.
4. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого курсанта.
5. В индивидуальном подходе особенно нуждаются трудные воспитанники, малоспособные учащиеся, а также обучаемые с ярко выраженной задержкой развития.
6. Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья курсанта, от которых во многом зависят их внимание на занятиях и общая работоспособность.
7. Необходимо знать ранее перенесенные курсантами заболевания, которые могут отразиться на их здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это помогает правильно дозировать физические и умственные нагрузки.
8. Важно знать особенности познавательной деятельности курсантов, свойства их памяти, склонности и интересы, а также задатки к изучению тех или иных предметов.
9. Необходимо уделять много внимания изучению чувственно-эмоциональной сферы курсантов и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами.
10. Большое значение имеет знание преподавательским составом степени восприимчивости курсантов к педагогическим воздействиям и умение влиять на динамику формирования тех или иных личностных качеств.
В заключение можно подчеркнуть, что только глубокое изучение и знание особенностей развития каждой личности создают условия для его успешного развития и воспитания.
Источник
Индивидуальный подход в воспитании ребенка
должен основываться на знании
анатомо-физиологических и психических,
возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что
существует прямая зависимость между физическим,
умственным и нравственным развитием человека.
Осуществление индивидуального подхода к детям
во время всех видов их деятельности необходимо
рассматривать как определенную взаимосвязанную
систему.
Первым звеном этой системы является изучение
особенностей каждого ребенка и индивидуальный
подход в физическом воспитании.
Знание физического состояния и развития детей
имеет очень большое значение при проведении
процедур закаливания, которые должны
осуществляться систематически, на строго
индивидуальной основе.
Изучение индивидуальных особенностей детей
требует значительного времени и систематических
наблюдений. С этой целью педагогу необходимо
вести дневник, записывая в нем особенности
поведения воспитанников, делая периодически
краткие обобщения результатов наблюдения.
Индивидуальные особенности ребенка также
связаны с типом его нервной деятельности,
являющимся наследственным.
И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной
деятельности выявил основные свойства нервных
процессов:
- Силу возбуждения и неуравновешенность;
- Уравновешенность и неуравновешенность этих
процессов; - Их подвижность.
На основе изучения протекания этих процессов
он определил 4 типа высшей нервной деятельности:
- Сильный, неуравновешенный, характеризующийся
сильным возбуждением и менее сильным
торможением, соответствует холерическому
темпераменту. Для ребенка холерического
темперамента характерным является повышенная
возбудимость, активность, отвлекаемость. За все
дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя
свои силы, он часто теряет интерес к начатому
делу, не доводит его до конца. Это может привести
к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого
ребенка необходимо укреплять процессы
торможения, а выходящую из пределов активность
переключать на полезную и посильную
деятельность. - Сильный уравновешенный (процесс возбуждения
уравновешивается процессом торможения),
подвижный, соответствует сангвиническому
темпераменту. Дети сангвинического темперамента
деятельны, общительны, легко приспосабливаются к
изменениям условий. Особенности детей этого типа
высшей нервной деятельности отчетливо
проявляются при поступлении в детский сад: они
жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей,
вникают во все стороны жизни группы, с большим
интересом и активно участвуют в занятиях, в
играх. - Сильный, уравновешенный, инертный,
(соответствует флегматическому темпераменту).
Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное
дело доводят до конца, ровно относятся к
окружающим. Недостатком флегматика является его
инертность, его малоподвижность, он не может
сразу сосредоточиться, направить внимание. В
целом такие дети не причиняют хлопот. - Слабый, характеризующийся слабостью как
возбуждения, так и торможения при повышенной
тормозимости или малой подвижности,
(соответствует меланхолическому темпераменту).
Дети меланхолического темперамента
необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и
обидчивы. При поступлении в детский сад, школу
долго не могут привыкнуть к новой обстановки,
коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых
случаях переживания отзываются даже на
физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у
него нарушается аппетит и сон. Не только
педагоги, но и медицинский персонал и семья
должны уделять таким детям особое внимание,
заботиться о создании условий, вызывающих у них
возможно больше положительных эмоций.
Нужно контролировать выполнение заданий,
требовать доводить начатое дело до конца. На
занятиях нужно направлять таких детей на
осмысление материала, ставить перед ними более
сложные задания, умело опираться на их интересы.
Конечно, такие черты, как сдержанность,
рассудительность, являются положительными, но их
можно спутать с равнодушием, апатией,
безынициативностью, ленью. Нужно очень
внимательно изучать эти особенности ребенка в
различных ситуациях, в различных видах
деятельности, не проявлять поспешности в своих
выводах, проверять и сопоставлять результаты
своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами
семьи ребенка.
Свойство нервной системы каждого человека не
укладываются в какой-то один “чистый” тип
высшей нервной деятельности. Как правило,
индивидуальная психика отражает смешение типов
или проявляется как промежуточный тип (например,
между сангвиником и флегматиком, между
меланхоликом и флегматиком, между холериком и
меланхоликом).
При учете возрастных особенностей развития
детей педагог во многом опирается на обобщенные
данные педагогики и возрастной психологии. Что
же касается индивидуальных различий и
особенностей воспитания отдельных детей, то
здесь ему приходиться полагаться лишь на этот
материал, который он получает в процессе личного
изучения воспитанников.
Учет индивидуальных особенностей
При изучении индивидуальных особенностей
детей следует обращать внимание на изучение их
физического состояния и здоровья, от которых во
многом зависит их внимание на уроке, занятии и
общая работоспособность. Нужно знать раннее
перенесенные учеником заболевания, тяжело
отразившиеся на его здоровье, хронические
болезни, состояние зрения и склад нервной
системы. Все это будет помогать правильно
дозировать физические нагрузки, а также
сказывается на участие в различных
спортивно-массовых мероприятиях.Весьма важно знать особенности познавательной
деятельности детей, свойство их памяти,
склонность и интересы, а также
предрасположенность к более успешному изучению
тех или иных предметов. С учетом этих
особенностей осуществляется индивидуальный
подход к детям в обучении: более сильные
нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы
интенсивнее развивались их интеллектуальные
способности; слабейшим детям нужно оказывать
индивидуальную помощь в учении, развивать их
память, сообразительность, познавательную
активность и т.д.Большое внимание необходимо уделять изучению
чувственно-эмоциональной сферы детей и
своевременно выявлять их, кто отличается
повышенной раздражительностью, болезненно
реагирует на замечания, не умеет поддерживать
благожелательных контактов с товарищами. Не
менее существенным является знание характера
каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при
организации коллективной деятельности,
распределение общественных поручений и
преодолении отрицательных черт и качеств.Изучение детей должно охватывать также
ознакомления с условиями домашней жизни и
воспитания, которые оказывают значительные
влияния на их воспитание и развитие.Наконец, значительное место занимает знание
педагогами, таких важных вопросов, которые
связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и
включают в себя степень восприимчивости,
педагогических воздействий, а также динамику
формирования тех или иных личностных качеств.Таким образом, только глубокое изучение и
знание особенностей развития каждого ребенка
создает условие для успешного учета этих
особенностей в процессе обучения и воспитания.
Единство осуществления
индивидуального подхода в детском саду и семье
Не все семьи в полной мере реализуют весь
комплекс возможностей воздействия на ребенка.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать
ребенка, другие – не умеют это делать, третьи –
не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях
необходима квалифицированная помощь педагога.
Да, работа воспитателей с семьями – труд
нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый
фактор индивидуального подхода к детям,
индивидуальной помощи, своевременного
предотвращения нежелательных проявлений в
характер ребенка.
Привлечение родителей, других членов семьи к
образовательной работе детского сада необходимо
прежде всего для детей.
Положительные результаты в воспитании детей
достигается при умелом сочетании разных форм
сотрудничества, при активном включении в эту
работу всех членов коллектива дошкольного
учреждения и членов семей воспитанников.
Формы работы могут быть самые разные, – это
посещения семьи и ребенка, день открытых дверей,
беседы, консультации, родительские собрания,
родительские конффенции. Но приоритет остается
за индивидуальной формой.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Работу как со всем коллективом родителей, так и
индивидуально с отдельными семьями можно
успешно проводить только на основе знания
особенностей быта и воспитания детей в семье. - Фактический материал по изучению воспитания
детей в семье дает возможность не только узнать
условия жизни, но и установить причины
формирования индивидуальных качеств детей,
выявить связь между условиями воспитания,
формированием особенностей поведения и
спецификой их проявления. - Положительные результаты в работе с семьей
могут быть достигнуты только в том случае, если
между родителями и воспитателями достигнуто
единство требований в отношении к детям и вся
работа проводится по плану и систематично. - Необходимо давать родителям конкретные
сведения по вопросу о возрастных и
индивидуальных особенностей детей, учить их
видеть в своих детях хорошее, и плохое
анализировать их поступки. - Наряду с общей и индивидуальной формами работы
с семьей можно проводить и работу с несколькими
семьями, имеющими сходные условия воспитания
детей. - Изучение особенностей семейного воспитания,
так же как и изучение особенностей физического
развития ребенка, является необходимым условием
начала планомерной работы по осуществлению
индивидуального подхода к детям в воспитании и
обучении их, в различных видах деятельности.
Исследование типов темперамента
дошкольников.
Проведение исследования: Типы темперамента
детей определяются в процессе наблюдения за их
поведением и деятельностью в течении дня.
Наблюдения дополняются с результатами с
воспитателями и родителями. Обобщенные данные
заносятся в таблицу и соотносятся с
характеристикой типов темперамента.
Сангвиник. Быстрота и живость движений,
разнообразие и богатство мимики, быстрый темп
речи. Высокая психическая активность
проявляется в живости ума, находчивости и
стремлению к частой смене впечатлений,
отзывчивости на окружающие события.
Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко
переходит от слез к радости и наоборот, хотя
обычно преобладает хорошее настроение,
поскольку ребенок сравнительно безболезненно и
быстро переживает неудачи, не может находиться в
унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно
выносливый и неутомимый в том занятии, которое
его увлекает. Быстро схватывает информацию,
работоспособен и инициативен, сфера интересов
широка. Высокая общительность сочетается со
стремлением к лидерству. Ярко проявляется
эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.
Флегматик. Уравновешенный, осторожный и
спокойный ребенок. Ему присущи ровное
эмоциональное состояние, настойчивость и
упорство в своих стремлениях, устойчивость к
стрессам, малая возбудимость и невысокая
чувствительность. Медленные движения. Ребенку
трудно приступить к занятию, но начав его, трудно
переключиться. Предпочитает однообразные,
монотонные игры и занятия. Аккуратен т
педантичен. Часто играет один, игрушки потом
аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях,
в том числе к определенной еде, к “своей” чашке и
ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест
медленно, сосредоточенно. В деятельности
соблюдает порядок и сложившиеся традиции,
нарушение которых вызывает раздражение, а иногда
ярость.
Меланхолик. Отличается высокой
чувствительностью, глубиной и устойчивостью
эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к
мнительности и обидчивости. Нередко развиваются
повышенная ранимость, замкнутость,
отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит
в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же
время всецело отдается игре, любит мечтать,
фантазировать, очень хороший актер. В его
действиях много непонятного, что обусловлено
богатством внутреннего мира. Обычно ребенок
грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя
как маленький взрослый. Очень привязчив и
отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но
лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен,
раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг
общения узок, связи не многочисленны, но глубоки
и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и
осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен
к страданиям других. В игре одинок из-за
мнительности и страха предложить свое общество
другим, боится неожиданности.
Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен,
импульсивен и изменчив. В деятельности и общении
возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен
к резким сменам настроений, подвержен
эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен.
Движения быстрые и энергичные. Речь громкая,
частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда
внимателен, особенно когда возбужден. Плохо
переносит монотонную работу. Активно включается
в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро
угасает, если работа не интересная. В то же время,
если деятельность привлекательна, работает
энергично и долго. Решения самостоятельны, но
часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит
немного.
Изучение волевых проявлений.
Проведение исследования: Проводит
наблюдение за ребенком в разных видах
деятельности.
Обработка данных: Анализ проводят по схеме:
- Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели,
поставленные взрослым, а также самостоятельно
ставит цель и руководствоваться ею в
деятельности, достигать результата. Причины
того, что цель не достигается. - Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не
заплакать если больно) и непосредственные
желания (помочь дежурным, когда хочется играть;
не выкрикивать на занятии, а подождать своей
очереди). - Какие волевые качества у ребенка
сформулированы:
- дисциплинированность: подчиняется ли ребенок
общественным правилам поведения и деятельности;
выполняет ли требования взрослого и насколько
точно это делает; каковы причины невыполнения
требований взрослого; как реагирует на эти
требования ; насколько осознанно выполнение
общественных правил поведения и деятельности; - самостоятельность: умеет ли ребенок
действовать без посторонней помощи, не умеет; - настойчивость: умеет ли ребенок рационально
организовывать свою деятельность,
сосредоточенно ее выполнять; - инициативность: умеет ли ребенок выполнять
деятельность по своей инициативе; в каких видах
деятельности это проявляется и каким образом. - Делают выводы о том, насколько развиты волевые
проявления.
Уровни сформированности волевых
проявлений:
- Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель
и руководствуется ею в деятельности, умеет
сдерживать свои эмоции и непосредственные
желания. У ребенка сформированы такие волевые
качества, как дисциплинированность,
самостоятельность, настойчивость,
инициативность. - Средний. Ребенок самостоятельно ставит
цель, но не руководствуется ею в деятельности, не
умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные
желания. У ребенка сформированы лишь некоторые
волевые качества. - Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно
ставить цель руководствоваться ею в
деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и
непосредственные желания. У ребенка не до конца
сформулированы волевые качества.
Источник