Педагогика роль воспитания в развитии личности ребенка

Педагогика роль воспитания в развитии личности ребенка thumbnail

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

Роль
воспитания в развитии личности……………………………………………………..3

Роль
обучения в развитии личности…………………………………………………………5

Заключение…………………………………………………………………………………………….7

Источники…………………………………………………………………………………………………9

Введение

Обучение и
воспитание – два параллельно существующих,
взаимосвязанных процесса в педагогической
деятельности. На практике их невозможно
разделить. Действительно, учитель ведет
урок природоведения. Он вывел детей на
экскурсию в лес для ознакомления с деревьями;
ученики узнают названия деревьев, учатся
распознавать их по форме листьев, по цвету
коры и т. д. В то же время учитель обращает
внимание на красоту природы, на многообразие
жизни в лесу. Он, таким образом, и учит
детей, и воспитывает. Не случайно в педагогике
появилось понятие «воспитывающее обучение»
(обучение, при котором достигается органическая
связь между приобретением учащимися
знаний, умений, навыков и формированием
их личности).

Духовное богатство
личности, ее взгляды, потребности и интересы,
направленность и разнообразные способности
во многом зависят от того, в каких условиях
протекает их формирование в детские и
юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно
становится личностью под воздействием
ряда факторов. Выделяются три генеральных
фактора, влияющие на развитие человека:
наследственность, среда и воспитание.
Их можно объединить в две большие группы:
биологические и социальные факторы. К
биологическим факторам относится наследственность,
а к социальным – среда и воспитание. Однако
и обучение, не относящееся к генеральным
факторам, играет большую роль в развитии
личности.

Роль
воспитания в развитии личности

Воспитание
как целенаправленный процесс должно
обеспечивать поведение человека в соответствии
с нормами и правилами, принятыми в данном
обществе, и вместе с тем способствовать
формированию индивидуальных черт и качеств
личности. Воспитание оказывает большое
влияние на развитие человека и формирование
его личности. Однако сила его воздействия
зависит от целого ряда обстоятельств
и прежде всего от характера влияния, идущего
от среды, а также от наследственности.

Особую роль
в развитии человека и формировании его
личности играет взаимодействие воспитания
с влиянием микросреды — семьи и ближайшего
окружения. Изучение и учет этих влияний
позволяет понять особенности поведения
каждого ребенка. В случае обнаружения
неблагоприятной домашней обстановки,
отражающейся на развитии, успеваемости
и поведении ребенка, воспитатель может
и должен вмешиваться в семейное воспитание:
повлиять на родителей, обратиться в общественные
организации по месту их работы. Одновременно
он усиливает индивидуальный подход к
ребенку, организует необходимую помощь
в занятиях и т. д.

Воспитатель
должен также знать и ближайшее окружение
ребенка вне школы, так как порой оно может
оказывать нежелательное влияние на детей
и подростков. В настоящее время проводится
большая совместная работа школы и общественности
по месту жительства учащихся с целью
организации культурного досуга детей
и подростков, более широкого вовлечения
их в спорт, в разнообразные кружки, занятия
техническим творчеством.

Школа все больше
превращается в центр воспитательной
работы и пропаганды педагогических знаний
среди родителей и общественности. Следует
отметить, что дошкольные учреждения также
играют большую роль в пропаганде педагогических
знаний и педагогическом просвещении
родителей.

Таким образом,
воспитание находится в тесном взаимодействии
со всеми видами влияний, идущих от среды,
играя при этом ведущую роль как в использовании
благоприятных социальных условий, так
и в устранении или ослаблении влияния
неблагоприятных воздействий, идущих
в отдельных случаях от семьи или ближайшего
окружения вне школы.

Воспитание
— процесс двусторонний. Оно достигает
должного эффекта, если воспитанник понимает
и принимает требования воспитателя, стремится
активно их выполнить. В основе формирования
такого отношения лежит понимание ребенком
разумности предъявляемых ему требований,
их справедливости, обоснованности.

Наибольшая
активность личности в воспитательном
процессе отмечается тогда, когда ученик
начинает серьезно задумываться над самовоспитанием,
разрабатывает программу своего совершенствования,
мобилизует свою волю. Затрачивая специальные
усилия по выполнению этой программы,
он сам активно формирует свою личность.
Естественно, интерес к самовоспитанию
и самосовершенствованию может возникнуть
только по достижении уже известного уровня
нравственного развития, при пробуждении
самосознания. Очень важно и развитие
умения сравнивать свое поведение, особенности
своего характера и личные качества с
поведением и чертами характера других
людей. Немалое значение имеет и наличие
у человека своего идеала, на который ему
хочется равняться. Важна постановка человеком
личных общественно значимых целей в жизни,
выработка стремления добиваться их выполнения,
развитие у себя необходимых для этого
качеств. Подобная зрелость и степень
самосознания обычно связываются с юношеским
возрастом, но могут проявляться уже и
у подростков.

Главное, что
характеризует результаты воспитания,
— это обеспечение общего развития человека,
формирование направленности его личности,
развитие у него духовных потребностей
и интересов.

Читайте также:  Папка передвижка физическое развитие ребенка

Роль
обучения в развитии личности

Проблема соотношения
обучения и развития является не только
методологически, но и практически значимой.
От ее решения зависит определение содержания
образования, выбор форм и методов обучения.

Напомним, что
под обучением следует понимать не процесс
«передачи» готовых знаний от учителя
к ученику, а широкое взаимодействие между
обучающим и обучающимся, способ осуществления
педагогического процесса с целью развития
личности посредством организации усвоения
обучающимся научных знаний и способов
деятельности. Это процесс стимулирования
и управления внешней и внутренней активностью
ученика, в результате которой происходит
освоение человеческого опыта. Под развитием
применительно к обучению понимают две
разные, хотя и тесно взаимосвязанные
друг с другом категории явлений: собственно
биологическое, органическое созревание
мозга, его анатомо-биологических структур
и психическое (в частности, умственное)
развитие как определенная динамика его
уровней, как своего рода умственное созревание.

Конечно, умственное
развитие зависит от биологического созревания
мозговых структур, и этот факт необходимо
учитывать в ходе осуществления педагогического
процесса. Вместе с тем органическое созревание
мозговых структур зависит от среды, обучения
и воспитания. Именно поэтому, когда мы
говорим об умственном развитии, то имеем
в виду, что умственное развитие происходит
в единстве с биологическим созреванием
мозга.

В психолого-педагогической
науке сложилось по меньшей мере три точки
зрения на соотношение обучения и развития.
Первая, и наиболее распространенная,
заключается в том, что обучение и развитие
рассматриваются как два независимых
друг от друга процесса. Но обучение как
бы надстраивается над созреванием мозга.
Таким образом, обучение понимается как
чисто внешнее использование возможностей,
которые возникают в, процессе развития.
В. Штерн писал, что обучение следует за
развитием и приспосабливается к нему.
А поскольку это так, то не надо вмешиваться
в процесс умственного созревания, надо
не мешать ему, а терпеливо и пассивно
ждать, пока созреют возможности для обучения.
Ж. Пиаже отмечал, что умственное развитие
идет по своим внутренним законам, поэтому
обучение может только несущественно
замедлить или ускорить этот процесс.
Однако, например, пока у ребенка не созрело
логическое операторное мышление, бессмысленно
обучать его логически рассуждать.

Ученые, придерживающиеся
второй точки зрения, сливают обучение
и развитие, отождествляют тот и другой
процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа
теорий (Коффка и др.) объединяет первые
две точки зрения и дополняет их новым
положением: обучение может идти не только
вслед за развитием, не только нога в ногу
с ним, но и впереди развития, продвигая
его дальше и вызывая в нем новообразования.

Эту существенно
новую идею выдвинул Л. С. Выготский. Он
обосновал тезис о ведущей роли обучения
в развитии личности: обучение должно
идти впереди развития личности и вести
его за собой. В связи с этим Л. С. Выготский
выделил два уровня умственного развития
ребенка. Первый уровень актуального развития
как наличный уровень подготовленности
ученика, который характеризуется тем,
какие задания он может выполнить вполне
самостоятельно. Второй, более высокий,
уровень, который он назвал зоной ближайшего
развития, обозначает то, что ребенок не
может выполнить самостоятельно, но с
чем он справляется с небольшой помощью.
То, что сегодня ребенок делает с помощью
взрослого, отмечал Л. С. Выготский, завтра
он будет делать самостоятельно; то, что
входило в зону ближайшего развития, в
процессе обучения переходит на уровень
актуального развития. Так и идет развитие
личности по всем направлениям.

Современная
отечественная педагогика стоит на точке
зрения диалектической взаимосвязи обучения
и развития личности, отводя, согласно
положению Л. С. Выготского, ведущую роль
обучению. Обучение и развитие тесно связаны
друг с другом: развитие и обучение не
два параллельно протекающих процесса,
они находятся в единстве. Вне обучения
не может быть полноценного развития личности.
Обучение стимулирует, ведет за собой
развитие, в то же время опирается на него,
но не надстраивается чисто механически.

Развитие, в
частности умственное, в процессе обучения
определяется характером получаемых знаний
и самой организацией процесса обучения.
Знания должны быть систематическими
и последовательными как иерархизированные
понятия, а также в достаточной степени
обобщенными. Обучение должно строиться
преимущественно проблемно на диалогической
основе, где ученику обеспечивается субъектная
позиция. В конечном итоге развитие личности
в процессе обучения обеспечивается тремя
факторами: обобщение учащимися своего
опыта; осознание (рефлексия) процесса
общения, так как рефлексия – важнейший
механизм развития; соблюдение этапов
самого процесса развития личности.

Заключение

На воспитании
и обучении основывается развитие человека.
Они – главная сила, способная «подправить»
недостатки природы и отрицательного
действия среды. Только во взаимодействии
воспитание и обучение могут сформировать
личность как результат всестороннего
развития человека. Обучение является
одним из ведущих средств воспитания,
так как именно оно формирует у человека
систему норм, правил, взглядов, с которыми
он подходит к оценке и анализу явлений
окружающего мира, поступков и поведения
людей и своих собственных поступков.
Обучение носит воспитывающий характер,
что является следствием взаимосвязанности
воспитания и обучения.

Читайте также:  Программа развития дошкольников ребенок и весь мир

Воспитывающий
характер обучения – отчетливо проявляющаяся  
закономерность, действующая непреложно
в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная
функция органически вытекает из содержания,
форм и методов обучения. Обучение воспитывает
всегда, но не автоматически и не всегда
в нужном направлении, поэтому реализация
воспитательной функции обучения требует
при организации учебного процесса, отборе
содержания, выборе форм и методов исходить
из правильно понятых задач воспитания
на том или ином этапе развития общества.
В современных условиях воспитательная
функция предполагает формирование научного
мировоззрения, понимания законов природы,
общества и мышления, формирования отношений
воспитанников к науке, природе, искусству,
труду, обществу, коллективу, самому себе
и другим. Важнейшим аспектом осуществления
воспитательной функции обучения является
формирование мотивов учебной деятельности,
изначально определяющих её успешность.

    В 
процессе обучения необходим не
набор приемов и методов, а гамма влияний,
одновременно воздействующая на память,
на мышление ученика, на его чувства, вызывающая
переживания радости, гнева, боли, удивления,
сочувствия. Воспитательное влияние уроков
зависит не только от методов, но и от форм
организации обучения. При умелом сочетании
общеклассных, групповых и индивидуальных
форм обучения учитель может усилить воспитывающее
влияние содержания обучения на каждого
ученика с учетом его особенностей.

    Полноценное 
интеллектуальное, социальное и нравственное
развитие личности – это результат реализуемых
в единстве образовательной и воспитательной
функций обучения.

Но при процессах
воспитания и обучения необходимо учитывать
и генетические предрасположенности,
т. е. наследственность.

Источники

1) Батурина 
Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую
профессию: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. М.: Издательский
центр «Академия», 1998. 176 с.

2) Сластенин
В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина.
М.: Издательский центр «Академия», 2002.
576 с.

3) https://nsportal.ru

4) https://pedagogic.ru

5) https://www.p-lib.ru

Источник

Воспитание – третий существенный фактор развития и формирования личности. Оно корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (школьное, семейное, религиозное воспитание) как своеобразный механизм управления процессом социализации, идеальной целью которой является человек, отвечающий социальным требованиям и одновременно противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, которые тормозят развитие его индивидуальности. Воспитание выполняет две основные функции: упорядочивает весь спектр воздействий на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Сила воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и в квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно базируется на сознании человека и требует ее участия, зато наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк – от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих действиях среды) к признанию единственным средством изменения человеческой природы.

Без сомнения, воспитание не может повлиять на особенности таких физических качеств, как цвет глаз, волос, кожи, общую конституцию ребенка. Однако может повлиять на ее общее физическое развитие, ведь путем специальной тренировки и упражнений можно укрепить и закалить здоровья человека, что, в свою очередь, отразится на ее активности и работоспособности.

Природные задатки могут развиться в способности только под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности. Для развития задатков и преобразования их в Способности, а также для развития таланта, нужны работоспособность и трудолюбие. Последние являются теми качествами, которые достигаются в результате воспитания.

Большое значение для понимания возможностей воспитания в формировании личности человека имеет опыт обучения, воспитания и приобщения к жизни слепоглухих от рождения детей, все контакты которых с жизнью и овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками проходят под руководством воспитателя. Основой методики их воспитания является так называемая спильнороздилена деятельность, в процессе которой воспитатель ослабляет свое начало с целью поддержки пробужденного у ребенка стремление выполнить действие самостоятельно. 1

Читайте также:  Реферат на тему развитие речи ребенка

Воспитание вносит в судьбе людей разный вклад от незначительного до максимально возможного. Воспитанием можно много достичь, но полностью изменить человека нельзя. Лозунг “воспитание может все”, с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдало.

Специальные исследования показали, что воспитание способно обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание малышей обезьяны в одинаковых с ребенком условиях показало, что малыши обезьяны, имея такие же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, между тем не приобретают ни психической качества, присущего человеку (исследования Н. И. Ладыгина-Котс).

Восприятие человеком воспитательного воздействия зависит от уровня его подготовки к этому восприятия, обусловленный влиянием наследственности и среды. Диапазон восприятия влияния очень широк – от полного игнорирования воспитательных требований к абсолютному подчинения воле воспитателя. Существующий “сопротивление воспитанию”, как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателя, решает судьбу конечного результата.

Результативность воспитательного воздействия зависит от соответствия цели, содержания и методов воспитания не только достигнутому уровню развития ребенка – “уровню актуального развития”, но и “зоне ближайшего развития” (Л.С. Выготский). Ориентируясь на процессы, которые еще не созрели, находятся в стадии становления, воспитатель может создать новую “зону актуального развития”, повести за собой развитие.

В этом смысле воспитания является главной силой, которая способна сформировать полноценную личность.

Физическое, духовное, социальной, психическое развитие личности осуществляется в деятельности.

Под понятием деятельность понимают все разнообразие занятий человека, все то, что она выполняет. Основными видами деятельности детей и подростков является игра, учение, труд. По направленности выделяют познавательную, общественную, художественную, спортивную, техническую, ремесленные и гедоническую (направленную на получение удовольствия) деятельность. Особым видом деятельности является общение. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения:

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, то человеком считаться не масс права.

Я.А. Коменский

Что человек делает, такой она и есть.

Г. Гггель

Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев.

Д.И. Менделеев

Деятельность – путь к знаниям.

Б. Шоу

Ничто так человека ли не моментально, как опыт.

AC Макаренко

Если вы удачно выберете труд и вложите в нее всю свою душу, то счастье само вас найдет.

К.Д. Ушинский

Высказывания выдающихся людей свидетельствуют о прямой связи между интенсивностью деятельности и результатами развития. Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в ней. Конечно, рамки действия этой закономерности не безграничны. Они регламентируются способностями, возрасту, организацией самой деятельности и др.

Деятельность может быть активной и пассивной. Работа, выполняемая без желания, настроения не обеспечивает высоких результатов развития. Эффективное развитие происходит только в процессе активной, эмоционально окрашенной деятельности, в которую человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовольствие, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важно не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, проявляющаяся в этой деятельности.

Воспитание играет главную роль в развитии личности только при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности в отношении работы над собой, то есть когда развитие приобретает характер саморазвития. Вот почему Л. Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодоносящее дерево. Ведь в буквальном смысле человек его выращивает – оно же растет. Она только копает землю, вносит удобрения, обрезает лишнее ветви, то есть создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвития. Сам же развитие происходит по своим внутренним законам. Нечто подобное наблюдается и в саморазвития личности. Хотя он и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но они развивают и формируют личность лишь в определенной степени, благодаря которой вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере и стимулируют собственную активность в работе над собой.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Каждый, кто желает к ним присоединиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег

Понимание роли активности самого человека в собственном развитии позволяет педагогу целенаправленно организовывать деятельность школьника, ставить его в позицию активного деятеля, вооружать такими способами деятельности, которые дают возможность активно проявлять свои силы; изучать его личностную своеобразие, раскрывать потенциальные возможности, то есть разумно направлять процесс развития личности.

Источник