Педагогика развитие ребенка раннего возраста

История становления педагогики раннего возраста

Определение 1

Ранний возраст — это возраст от года до трех лет, являющийся периодом быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

Определение 2

Педагогика раннего возраста – это наука, которая занимается изучением воспитания и развития, путей формирования личности ребенка, в возрасте от одного года и до трех лет.

Педагогика раннего возраста выделилась в самостоятельную науку в начале ХХ века. В это время ряд ученых исследователей, изучая отечественную систему дошкольного воспитания, обратили внимание на особенности воспитания детей раннего возраста. Именно это и стало толчком к развитию педагогики раннего возраста как самостоятельной науки, целью которой было не просто изучение специфики развития и воспитания детей раннего возраста, но и оказание всесторонней социальной помощи материнству и детству, сохранности генофонда.

Большой вклад в развитие педагогики раннего детства внесли такие ученые как А.С. Симонович, П.Ф. Лесгафт, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева и т.п. В своих трудах они рассматривали значимость гуманистических традиций и индивидуального подхода в воспитании детей раннего возраста.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В 30-е годы, после исследований закономерностей нервно-психического развития, осуществленных В.М. Бехтеревым, педагогика раннего возраста переориентировалась с целостного подхода к личности ребенка к развитию ее определенной стороны. Помимо научных исследований В.М. Бехтерева, большой вклад внесли научные открытия И.П. Павлова о ВНД и И.М. Сеченова о взаимодействии организма с окружающей средой.

В 1917 году после Октябрьской революции, в стране стали открывать первые детские приюты и ясли. Разрабатывается первый документ по дошкольному образованию, который провозглашает, что воспитание ребенка необходимо начинать с самого его первого дня.

Педагогика раннего возраста в советское время развивается очень активно. Это связано с тем, что большое количество ученых разрабатывает и внедряет в процесс воспитания детей раннего возраста инновационные методы их развития, изучает все стороны психического и физического развития, влияние на становление личности ребенка внешней среды, окружающего общества и т.д. Все это способствует тому, что педагогика раннего возраста, как самостоятельная наука, накапливает достаточно большое количество эмпирического материала, получает новые средства эффективного педагогического воздействия на ребенка.

В 30-х годах выходит первый учебник, который был разработан профессорами Н.М. Щелованом и Н.М. Аксариной «Воспитание детей раннего возраста в яслях». Данный учебник содержит исследования профессоров, по воспитанию и развитию детей раннего возраста в рамках яслей дошкольного учреждения, а также их медицинскому обслуживанию. Кроме того, в учебнике была представлена первая общая программа воспитания и развития детей от рождения и до семи лет.

В 1969 году, в России создается единственный в мире Институт дошкольного воспитания, в рамках которого организована лаборатория раннего возраста под руководством Е.И. Радиной.

Общественные изменения, которые произошли в стране в 80-х годах, затронули все стороны государственной жизни, в том числе и систему дошкольного образования. В это время была разработана новая Концепция образования, а также принят новый ФЗ РФ «Об образовании». Впервые публикуются учебно-методические пособия для родителей. Одним из наиболее известных и востребованных является пособие «Кроха».

Определение 3

Учебно-методическое пособие «Кроха» – это целостная, научно обоснованная программа по развитию детей раннего возраста.

В 2001 году на государственном уровне разрабатывается Концепция образования, которая направлена на обеспечение преемственности между всеми ступенями образования. Основной данной Концепции являются принцип гуманизации и демократизации, а также принцип обеспечения полноценности жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

Принципы, цели и задачи педагогики раннего возраста

Основные принципы педагогики раннего возраста определены государственной политикой России.

Принципы педагогики раннего возраста:

  1. Принцип гуманистического характера образования – предполагает приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья и жизни ребенка раннего возраста, свободы развития его личности.
  2. Принцип воспитания гражданственности – уважительное отношение к правам и свободам ребенка.
  3. Принцип общедоступности дошкольного образования – предусматривает адаптивность системы дошкольного образования к различным уровням подготовки и особенностям развития детей раннего возраста.
  4. Принцип светского характера дошкольного образования в рамках муниципальных и государственных образовательных учреждений.
  5. Принцип плюрализма и свободы в образовании.
  6. Принцип государственно-общественного и демократического управления системой дошкольного образования.

Основные цели педагогики раннего возраста:

  • Удовлетворение всех физических потребностей ребенка раннего возраста.
  • Обеспечение необходимого эмоционально обогащенного и развивающего общения.

Задачами педагогики раннего возраста являются:

  1. Осуществление охраны и укрепления здоровья детей раннего возраста, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  2. Всестороннее и своевременное формирование базиса личностной культуры детей, в соответствии с общечеловеческими нормами, ценностями и правилами.
  3. Организация индивидуального подхода к развитию каждого ребенка, с целью обеспечения развития индивидуальных способностей и склонностей.

Таким образом, педагогика раннего возраста направлена на своевременное и всестороннее развитие личности ребенка раннего возраста, с учетом специфики данного возраста. В базис личностной культуры включается овладение ребенком раннего возраста способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

Источник

Л.Н. ГАЛИГУЗОВА, С.Ю. МЕЩЕРЯКОВА

Педагогика детей раннего возраста

Рекомендовано Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по специальностям «Дошкольная педагогика и психология»,

«Педагогика и методика дошкольного образования».

Москва

ГУМАНИТАРНЫЙ t ИЗДАТЕЛЬСКИЙ!

УДК [159.922.7+373.2](075.8) ББК 74.1я73-1+88.8я73-1 Г15

Рецензенты:

зав. лабораторией психического развития дошкольников

Психологического института РАО,

доктор психологических наук Е.О. Смирнова;

кандидат психологических наук, зав. сектором Психологических

проблем подготовки педагогов Московского государственного

психолого-педагогического университета Е.Г. Юдина

Галигузова Л.Н.

Г15 Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студен-

тов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педа­гогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образова­ния» / Л.Н. Галигузова, СЮ. Мещерякова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.— 301 с. — (Педагогика и воспитание).

ISBN 5-691-01551-6.

Агентство CIP РГБ.

Учебное пособие познакомит будущих педагогов и практических пси­хологов с основными методами личностно-ориентированной модели обра­зования детей раннего воараста. Авторы раскрывают основные закономер­ности психического развития детей от 1 года до 3 лет. В пособии освещены важные понятия совремейной педагогики, принципы, цели и задачи обра­зования детей раннего возраста, дается характеристика содержания и ме­тодов работы педагогов по физическому развитию и охране здоровья де­тей, формированию у них разных видов деятельности (предметной, игро­вой, художественно-эстетической), познавательной активности, общения детей со сверстниками.

Пособие адресовано студентам дошкольных факультетов педагогичес­ких вузов.

УДК [159.922.7+373.2](075.8) ББК 74.1я73-1+88.8я73-1

© Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., 2006 © ООО «Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС», 2006 © Серия «Педагогика и воспитание» и серийное

оформление. ООО «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2006
© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр
ISBN 5-691-01551-6 ВЛАДОС», 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………….. 5

I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ
РАННЕГО ВОЗРАСТА

1. Становление и развитие педагогики

раннего возраста…………………………………………………….. 7

2. Педагогика раннего возраста

на современном этапе развития образования……………. 37

II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

1.Физическое развитие ……………………………………………. 54

2. Специфика психического развития

ребенка в раннем возрасте…………………………………….. 59

3. Развитие предметной деятельности ……………………….. 62

4. Развитие общения ребенка со взрослыми ……………….. 70

5. Развитие речи……………………………………………………….. 79

6. Развитие процессуальной игры……………………………….. 89

7. Развитие общения со сверстниками ………………………. 102

8. Развитие личности……………………………………………….. 112

III. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1. Взаимодействие педагогов с детьми………………………. 125

2. Педагогическая работа с детьми

в период адаптации к детскому учреждению……………. 140

3. Физическое развитие

и охрана здоровья детей………………………………………. 152

4. Социально-личностное развитие ребенка ……………… 161

5. Познавательно-речевое развитие ребенка……………….. 191

6. Художественно-эстетическое

развитие ребенка…………………………………………………. 208

7. Организация развивающей предметной среды…………. 221

8. Организация планирования
педагогической деятельности

и наблюдения за развитием детей………………………….. 236

9. Психологическая диагностика развития детей

раннего возраста в образовательном процессе……….. 253

10. Организация совместной работы

педагогов и семьи ………………………………………………. 267

11. Современные программы воспитания

детей раннего возраста………………………………………… 283

ЛИТЕРАТУРА ____ ………………………………………………………. 301

Источник

ЛЕКЦИЯ 1

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

План лекции:

1. История педагогики раннего возраста.

2. Педагогика раннего возраста как наука. Цели, принципы и задачи образования детей раннего возраста.

3. Особенности развития ребенка в период раннего детства

4. Современные программы воспитания детей раннего возраста.

История педагогики раннего возраста неразрывно связана с историей развития теории и практики семейного и общест­венного воспитания детей.

Педагогические взгляды в разных странах и в разные исторические эпохи существенно различались в зависимос­ти от общих философских представлений о человеке, госу­дарственной, религиозной идеологии и культурной специ­фики разных слоев общества. Различные философские воз­зрения и идеологические установки воплощаются в разных типах воспитания. Среди них выделяются авторитарный и гуманистический типы воспитания. Эти подходы пере­плетались и сосуществовали в реальной практике воспита­ния на протяжении многих веков. Гуманистические идеи, разработанные в трудах Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, легли в основу теории и практики западно­европейской и отечественной педагогики. Большой вклад в развитие системы общественного воспитания детей внес­ли такие выдающиеся педагоги как, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.

Первыми учреждениями общественного воспитания детей раннего возраста были приюты; массовые ясли и детские са­ды стали организовываться в XX вв. в связи с вовлечением женщин в производство. Переход воспитательных функций в ведение государства привел к необходимости создания спе­циальных образовательных программ.

В России первые образовательные программы воспитания детей раннего возраста создавались в 30-50-е годы XX в. В 60-е годы была создана и внедрена в практику типовая «Про­грамма воспитания в детском саду», составной частью которой стала программа воспитания детей раннего возраста. В рамках данной программы были разработаны задачи, содержание и методы работы с детьми, направленные на физическое, умст­венное, эстетическое и нравственное развитие. Эта программа строилась на принципах авторитарной педагогики.

В 80-90-е годы XX века в связи с реформой образования произо­шел поворот к личностно-ориентированной педагогике, предполагающей вариативность образования. Была разрабо­тана новая Концепция образования (1989), принят новый Закон РФ «Об образовании» (1992), а в 2001 г. – Концепция непрерывного образования, обеспечивающая преемствен­ность на всех ступенях образования.

В основу современной концепции образования положены принципы демократизации и гуманизации, отказ от автори­тарной педагогики, переход к личностно-ориентированной педагогике сотрудничества, направленной на создание наи­более благоприятных условий для раскрытия и развития спо­собностей каждого ребенка, уважение к его личности, досто­инству, обеспечение полноценности его жизни на каждом возрастном этапе.

Реализация принципов демократизации и гуманизации образования предполагает вариативность образования, т.е. разнообразие организационных форм образования и образо­вательных программ. Типовая образовательная программа перестала быть обязательной для всех детских учреждений. Появились государственные и частные учреждения для де­тей раннего возраста, работающие по разным программам.

Российская реформа образования начата в 90-е годы XX в. В качестве ее важнейших принципов выделяются: признание самоценности каждого возрастного периода жизни, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его твор­ческого потенциала.

В настоящее время педагогика раннего возраста рассматривается в качестве отдельной учебной дисциплины в системе высшего педагогического образования, что свидетельствует о признании социумом (и педагогическим сообществом в частности) самоценности периода раннего детства, уникальности, высокой значимости воспитания, осуществляемого в первые три года жизни ребенка.

Педагогу, приступающему к работе с детьми младенческого и раннего возраста, необходимо: иметь представление о психолого-педагогических особенностях и возможностях их развития, о сущности, целях и задачах образования детей, вариативных способах их реализации, о современных отечественных и зарубежных педагогических теориях и технологиях образования детей первых трех лет жизни; уметь анализировать и обоснованно разрешать различные ситуации, возникающие в практике работы с детьми данных возрастных групп; ориентироваться в современной научно-методической информации, освещающей проблемы образования детей первых лет жизни; осознавать и принимать ответственность за результаты профессиональной педагогической деятельности.

Педагогика раннего возраста как наука

Раннее детство – уникальный период онтогенеза, отличающийся стремительностью физического, психического и личностного развития ребенка и его исключительной зависимостью от взрослого, которая проявляется в социальной ситуации их непосредственного (в младенчестве) и опосредованного предметом (в раннем возрасте) взаимодействия. Этим обусловлена высокая значимость педагогической компетентности воспитателей, гувернеров, родителей и их огромная ответственность за результаты как спонтанно складывающегося, так и целенаправленно организуемого воспитания и обучения малыша.

Педагогика раннего возраста – область научного знания, изучающая особенности и закономерности воспитания и обучения детей первых трех лет жизни.

В педагогике раннего возраста, как особой дисциплине дошкольной педагогики, используются категории и понятия, общие для всех дисциплин педагогической науки. Основными понятиями ее являются: объект педагогики как науки, предмет педагогики как науки, образование, воспитание, обучение, содержание образования, образовательные программы, педагогический процесс.

Объектом педагогики раннего возраста является образование детей в возрасте от 1 года до 3 лет, которое в настоящее время в нашей стране включено в систему дошкольного образования.

Предметом педагогики раннего возраста являются особенности и закономерности процессов воспитание и обучение детей раннего возраста.

В качестве целей педагогики раннего детства выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

В современный период педагогика раннего возраста ориентируется на выявление и создание условий, наиболее благоприятных для физического и психического развития ребенка первых трех лет жизни.

Воспитаниерассматривается как целостный, специально организованный в учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое взаимодействие педагога с детьми, обеспечивающее их своевременное и качественное развитие.

Обучениевыступает средством воспитания, что не исключает возможности его рассмотрения как особого педагогического процесса, направленного на освоение детьми зафиксированных в социальной культуре средств и способов познания, преобразования и переживания мира.

Термином «образование» обозначается наиболее общая педагогическая категория, включающая процессы воспитания и обучения и подчеркивающая их интегративное единство. В настоящее время, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012, ст. 67), «получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев», то есть образование детей раннего возраста рассматривается внутри дошкольного.

Педагогика раннего возраста строится на положениях, определяемых общей педагогикой как интегративной наукой, синтезирующей инвариантное педагогическое знание для частных отраслей. Таким инвариантом являются методологические положения, знания о цели образования, сущности и структуре, педагогического процесса, принципах воспитания и обучения и т.д.

Задачи  образования детей раннего воз­раста:

1) обеспечение эмоционального благополучия детей;

2) приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

3) создание условий для развития коммуникативной, по­знавательной, игровой и  других видов активности ребенка;

4) поддержка инициативности и творческого самовыраже­ния каждого ребенка.

В соответствии с поставленными задачами, содержание обра­зования детей раннего возраста дифференцируется по следую­щим четырем сферам развития ребенка:

1. Физическое развитие.

2. Познавательно-речевое развитие.

3. Социально-личностное развитие.

4. Художественно-эстетическое развитие.

Образование в каждой из этих сфер строится с учетом воз­растных и индивидуальных особенностей воспитанника.

Источник