Педагогика на раннем этапе развития ребенка

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития

Основные принципы методики:

1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);

2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);

3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);

4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);

5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

1) Игровые микроуроки.

2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.

3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию

Основные принципы методики:

1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.

2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.

3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.

4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.

5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.

Читайте также:  Педагогическое исследование развития ребенка методом наблюдения

2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.

3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.

4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.

5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.

6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.

2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.

3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.

4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.

2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.

3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.

4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.

5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.

6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.

7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.

7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.

2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.

3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.

4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.

Читайте также:  Отставание в физическом развитии ребенка код по мкб

5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.

6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.

7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.

2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.

3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Источник

  • 1. Чем вызвана актуализация взаимодействия представителей педагогики раннего возраста и детской психологии?
  • 2. В чём проявляется и чем обусловливается современная вариативность образования детей раннего возраста?

Начало новому этапу развития педагогики раннего возраста положила «Концепция дошкольного воспитания», опубликованная в 1989 году. Ее авторы обозначили необходимость осуществления принципиальной реорганизации сложившейся в нашей стране системы дошкольного образования. «Концепция…» провозгласила признание самоценности первых лет жизни ребенка, гуманизацию педагогического процесса, целей и принципов педагогической работы с детьми, переход к личностно-ориентированной модели образования, ограничение прямого обучения, отказ от классноурочной формы его организации. «Помня о специфике дошкольного возраста, – подчеркивали авторы проекта «Концепции…», — необходимо преодолеть существующую тенденцию превращения интересных и полезных для детей занятий в жестко регламентированный, строго дисциплинарный школьный урок, в котором используются, главным образом, вербальные средства, центральной фигурой является все объясняющий и показывающий воспитатель, а деятельность самих детей сведена к минимуму»[1].

Принятая педагогическим сообществом «Концепция дошкольного воспитания»[2] обозначила специфику младенческого и раннего возраста, возвратив последнему научно обоснованные возрастные границы, и подчеркнула необходимость амплификации развития, «максимальной реализации тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически «детских» видах деятельности». Как отмечают авторы «Концепции…», «такая реализация предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при помощи особых средств», разработка которых представляет «актуальнейшую задачу» современной науки[3].

Поиск путей и средств амплификации развития требует более глубокого изучения закономерностей развития, поэтому современные исследования в области педагогики раннего возраста имеют характер психолого-педагогических. Особый интерес представляют работы сотрудников лаборатории психического развития детей дошкольного возраста Психологического института РАО, выполняемые под руководством Елены Олеговны Смирновой (род. 1947) и продолжающие развитие идей научной школы М.И. Лисиной.

Сотрудниками лаборатории Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой был подготовлен учебник для студентов высших учебных заведений «Педагогика детей раннего возраста» (2006). Кроме того, этими учеными совместно с Е.О. Смирновой, Т.В. Ермоловой была разработана комплексная методика диагностики психического развития детей от рождения до трех лет (2005), а также программа воспитания и развития детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги» (2005). Целью данной программы авторы обозначили создание условий для полноценного проживания периода раннего детства, что предполагает, с одной стороны, разностороннее развитие ребенка, а с другой, – его эмоциональное благополучие в детском учреждении. Программа ориентирована на развитие целостной личности ребенка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. Программа имеет своеобразную структуру и включает семь разделов: вводная часть (теоретико-методические и организационные аспекты), предметная деятельность и познавательное развитие, развитие речи, приобщение к художественно-эстетической деятельности, становление игровой деятельности, формирование общения со сверстниками, физическое развитие. В настоящее время авторы издают методические пособия, содержащие конспекты игр и занятий, реализующих задачи каждого из разделов.

Сходные целевые ориентиры имеет и программа «Радуга». Как отмечают Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, программа ориентирована на создание условий для своевременного и полноценного физического, психического и личностного развития каждого ребенка, обеспечение возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, начинающийся, по их мнению, с двух лет. В опубликованной в 1993 году книге «Радуга: программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада» нашли отражение материалы современных исследований (В.А. Шишкиной – по развитию двигательной активности, Т.Н. До- роновой – по развитию изобразительной деятельности и др.), что обусловило некоторое (по ряду вопросов весьма значительное) расхождение излагаемых авторами представлений о развитии, воспитании и обучении детей третьего года жизни с традиционными педагогическими установками.

Напротив, авторский коллектив Нижегородского института развития образования (Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П. Кочетова и др.) стремился осуществить сохранение и перенос накопленного педагогикой раннего возраста позитивного опыта воспитания и обучения детей в новые условия гуманизации образования, сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Авторами был подготовлен учебник для студентов «Педагогика раннего возраста» (1998), а также комплексная программа «Кроха» (ориентированная на детей от рождения до трех лет) и соответствующее ей методическое пособие («Кроха: пособие по воспитанию, обучению развитию детей до трех лет»), адресованное педагогам и родителям. В настоящее время учебно-методический комплект «Кроха» существенно расширен.

Читайте также:  Влияние расщелин неба и губы на развитие ребенка

На сохранение достижений отечественной педагогики ориентируется и опубликованная в 2004 году «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста (руководитель авторского коллектива – Л.А. Парамонова). Подготовленная через 20 лет после выхода в свет «Типовой программы…», она во многом повторяет ее. Но, как и два десятилетия назад, в массовой педагогической практике ее вновь вытеснила изданная в том же 2004 году новая «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).

Дальнейшее развитие идей научной школы Н.М. Щеловано- ва, Н.М. Аксариной нашло отражение в пособии, подготовленном их учениками К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» (2002), и ряде других работ этих авторов.

За последние 20 лет научными коллективами или отдельными учеными были разработаны и другие комплексные и парциальные программы, касающиеся младенческого и раннего возраста, соответствующее им полное или частичное методическое обеспечение. Между тем в настоящее время книжный рынок заполонили работы, не имеющие научной ценности, отличающиеся эклектичностью, фрагментарностью изложения, неадекватностью особенностям воспитания, обучения и развития детей первых лет жизни. Диссертационные же исследования выполняются в рамках различных (порою противоположных) теорий, а их материалы в большинстве своем остаются неизвестными, не находя отражения в учебной и программно-методической литературе. Все это обусловливает выраженный хаос, присущий в современный период педагогике раннего возраста.

Возможно, ситуация улучшится в связи с реализацией требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) и соответствующей им нормативно-правовой документации.

В настоящее время функционирование в дошкольных организациях групп для детей раннего возраста регламентируется такими документами, как «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утвержден приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014), «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013).

Согласно выше обозначенным документам, дошкольная образовательная организация (ДОО) осуществляет образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте от двух месяцев. При этом допускается создание в ДОО групп без реализации образовательной программы, обеспечивающих развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от двух месяцев до трех лет, а также функционирование групп кратковременного пребывания, семейных дошкольных групп и иных видов ДОО различных организационно-правовых форм.

Однако в современный период процент детей раннего возраста, посещающих муниципальные или частные дошкольные образовательные организации, довольно мал. Еще меньше малышей находится в домах ребенка и реабилитационных центрах. Большинство же детей до трех лет воспитывается в условиях семьи (преимущественно родителями или близкими родственниками).

Между тем, как замечает Л.Н. Павлова, к концу первого года жизни ребенка его мать настолько устает от однообразия домашней жизни, хозяйственно-бытовых проблем, что оказывается близкой к нервному срыву. Согласно приводимым автором данным, у детей, воспитывающихся в семье, в три раза чаще, чем у их сверстников, посещающих дошкольные учреждения, встречается задержка психического развития, обусловленная педагогической запущенностью1. Поэтому актуальной задачей современного периода развития теории и практики воспитания детей раннего возраста становится установление единства семейного и общественного воспитания, основанного на принципах научности, вариативности, непрерывности и целостности педагогического процесса, реализуемого в условиях семьи и дошкольной организации.

-т-

Павлова Л.Н. Большие заботы о самых маленьких II Дошкольное воспитание. 2000. № 12. С. 30-34.

В настоящее время педагогика раннего возраста как отрасль научного знания должна ориентироваться на широкое разнообразие условий, в которых оказываются дети в свои первые три года жизни, на учет особенностей актуального и потенциального развития каждого ребенка. Педагогика раннего возраста, устанавливая преемственные связи с дошкольной педагогикой, должна принимать во внимание самоценность первых периодов онтогенеза, разрабатывать специфические средства амплификации развития, обеспечивающие своевременное формирование новообразований, свойственных каждому возрастному отрезку, полноценное развитие ведущих видов деятельности. Педагогика раннего возраста должна выстроить собственную методологическую базу как основу для структурирования того огромного потока научно- методической информации, в который оказывается погруженным современный ученый, воспитатель, родитель – каждый взрослый человек, принимающий на себя ответственность за воспитание детей первых трех лет жизни.

Контрольные задания:

  • 1. Дополните блок-схему «Этапы становления педагогики раннего возраста».
  • 2. Составьте картотеку научно-исследовательских работ, относящихся к разным этапам становления педагогики раннего возраста.

Источник