Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания
1.Что такое педагогика:
а) педагогика изучает закономерности развития ребёнка и определяет
пути его воспитания;
б) педагогика – это наука образования, воспитания, обучения и развития
детей и взрослых;
в) педагогика – это искусство воздействия воспитателя на воспитанника;
г) педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования
подрастающего поколения?
2.Что определило развитие педагогики как науки:
а) прогресс науки и техники;
б) забота родителей о счастье детей;
в) биологический закон о сохранении рода;
г) повышение роли образования и воспитания в общественной жизни?
3. Укажите, в какую группу включены науки, входящие в систему
педагогических:
а) дидактика, психология, история, философия, школоведение, теория
воспитания, школьная гигиена, сравнительная педагогика;
б) общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика
методика изучения отдельных предметов, специальные педагогики,
история педагогики, педагогика высшей школы;
в) педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика
профессионально-технического образования;
г) общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология,
дошкольная педагогика, школоведение, история школы.
4.Что Вы понимаете под методологией науки:
а) учение о принципах построения, формах и способах научного познания;
б) учение о знаках и закономерностях развития данной науки;
в) способ построения и обоснования системы научных знаний;
г) все вместе взятые?
5. Выделите главные понятия в педагогике:
а) воспитание, обучение, гуманизм, развитие;
б) воспитание, образование, обучение, развитие личности,
педагогический процесс;
в) методы, образование, обучение, технология;
г) развитие, воспитание, образование, личность.
6. Метод научного исследования в педагогике путём разложения предмета на составные части:
а) синтез;
б) эксперимент;
в) анализ;
г) дедукция.
7.Как называется метод, основанный на умозаключении от общего к частному:
а) анализ;
б) индукция;
в) дедукция;
г) абстракция?
8. Как называется наука о воспитании иобучении человека здоровому образу жизни;
а) педагогическая соционика;
б) педагогическая акмеология;
в) педагогическая синергетика;
г) педагогическая валеология?
9. Как назфвается отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы обучения и образования в их наибольшем виде:
а) риторика;
б) философия;
в) социология;
г) дидактика ?
10. Что означает гиманитаризация образования:
а) человек рассматривается как высшая ценность в образовательной системе;
б) усиление воспитательной человедческой направленности содержания образования, методов и форм общения;
в) 1 и 2 вместе взятые;
г) воспитательная направленность на защиту прав и свобод человека?
11. Какое наблюдение можно отнести к методу научного исследования:
а) дежурный врач наблюдает за порядком в столовой;
б) педагог ведёт наблюдение за развитием студентов при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ;
в) куратор наблюдает за опрятностью одежды студентов;
г) на семинаре ассистент наблюдает за поведением студентов?
12. Какие из приведённых ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования:
а) беседа доцента с опоздавшими на лекцию студентами;
б) беседа со студентами о правилах поведения в вузе;
в) беседа со студентами, в процессе которой выясняется, как они понимают задачи производственной практики;
г) беседа с доцентом, в процессе которой выявляют эффективные приёмы стимулирования интереса студентов к изучаемому материалу?
13. Развитие – это:
а) накопление количественных изменений в организме человека;
б) уничтожение старого и возникновение нового;
в) становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности;
г) количественные и качественные изменения в организме человека, его психике, происходящие во времени под воздщействием различных факторов?
14. Результат познания людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества:
а) деятельность;
б) знания;
в) образование;
г) воспитание.
15. Способ применения знаний:
а) технология;
б) практика;
в) навык;
г) умение.
16. Результат оптимального взаимодействия педагога и студента:
а) соперничество;
б) дружба;
в) сотрудничество;
г) антипатия.
17. Кто из ученых занимался педагогической подготовкой врача:
а) Бехтерев В.И.
б) Ушинский К.Д.
в) Пирогов Н.И.
г) Дистервег А.?
18. Какой принцип педагогического процесса иллюстрирует пословица «Можно коня подвести к водопою, но нельзя заставит его напиться»:
а) принцип научности;
б)сознательности и активности;
в) последовательности
г) систематичности.
19. Универсальный критерий, по которому судят, насколько быстро и
качественно протекает педагогический процесс:
а) время;
б) количество знаний;
в) количество навыков;
г) способность к организации.
20. Кто из ученых выделил условия, от которого зависит успешность учебно-воспитательного процесса: свойства самой науки, личность и степень развития самого ученика; личность и степень образования учителя;
способ преподавания предмета:
а) К.Д.Ушинский;
б) Н.И. Пирогов;
в) Я.А. Коменский
г) П.Ф. Каптерев
21. Определите последовательность элементов структуры учебной
деятельности:
а) средства;
б) результат;
в) цель;
г) мотив.
22 Сторонники какой теории образования исходили из философии
эмпиризма:
а) теория формального образования;
б) теория материального образования;
в) теория неопозитивизма;
г) теория прагматизма?
23. Цель современного образования:
а) развитие человека;
б) развитие свойств и качеств личности, которые нужны ей и обществу
для включения в социально ценную деятельность;
в) разносторонне развитие личности;
г) развитие тех свойств и качеств личности, которые нужны ей для деятельности.
24. Задачей международного проекта ЭРАЗМУС в решении проблем
мирового образования является:
а) расширение возможностей профессионального образования;
б) повышение эффективности изучения иностранных языков;
в) обеспечение мобильности студентов Европейского союза;
г) повышение кулисного уровня населения.
25. К современным тенденциям развития образования относятся:
а) демократизация образования;
б) гуманизация и гуманитаризация;
в) психологизация и компьютеризация;
г) все вместе взятые.
26. Расположите этапы усвоения учебного материала в правильном порядке:
а) закрепление;
б) восприятие;
в) применеие на практике;
г) осмысление.
27. Классификация методов обучения включает в себя (исключите неправильный ответ):
а) словесные (вербальные);
б) практические;
в) наглядные;
г) динамические.
28. Кому из известных педагогов принадлежит теоретическое обоснование
принципа наглядности в обучении:
а) Локк Д.;
б) Коменский Я.А.;
в) Дьюи Д.;
г) Дистервег А.
29. Какая система обучения функционирует в вузе:
а) классно-урочная;
б) кабинетная;
в) лекционно-практическая;
г) лабораторно-семинарская?
30. Основные факторы, побуждающие обучающегося к активности:
а) познавательный и профессиональный интерес;
б) творческий характер познавательной деятельности;
в) игровой характер познавательной деятельности, эмоциональность
воздействия;
г) все перечисленное.
31.Приоритетной ценностью субъектов процесса обучения является:
а) асоциальное положение;
б) здоровье;
в) восприятие;
г) наследственность.
32.Запишите, на ваш взгляд, главные принципы обучения, которыми вы руководствуетесь:
а)………………………………………
б)……………………………………….
в)……………………………………….
г)……………………………………….
33.При каком стиле педагогической деятельности студент рассматривается как коллега в совместном поиске истины:
а) либеральном;
б) демократическом;
в) попустительском;
г) авторитарном?
34. К каким методам обучения относятся:
а) рассказ, объяснение, беседа;
б) иллюстрация, демонстрация, применение мультимедийных средств;
в) упражнения, лабораторная работа;
г) проблемное изложение, решение проблемных вопросов?
35. Какой принцип воспитания выделил Я. А. Коменский в качестве основополагающего:
а) культуросообразность;
б) наглядность;
в) природосообразность;
г) народность?
36. «Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание» – считает:
а) УшинскийК.Д.;
б) Каптерев П.Ф.;
в) Пирогов Н.И.;
г) Песталоцци И.Г.
37.Выделите методы убеждения:
а) лекция, беседа, диспут;
б) поручение, приучение;
в) доклад, поощрение;
г) упражнение.
38. Метод – умение сопереживать, ставить себя в положение другого
человека:
а) перцепция;
б) самоприказ;
в) эмпатия;
г) самообязательство.
39. Какой принцип коллектива иллюстрирует пословица: “Если хочешь
изменить другого человека, изменись сам.”
а) воспитание себя;
б) воспитание других согласно своим принципам;
в) перевоспитание членов коллектива;
г) изменение личности в угоду требований коллектива?
40. Какой вид воспитания выражает усвоение человеком понятий и действий
“человек-общество-биосфера”:
а) эстетическое воспитание;
б) экологическое воспитание;
в) нравственное воспитание;
г) экономическое воспитание?
41. К какой группе методов воспитания относятся: беседа, лекция, личный
пример?
а) методы контроля и самоконтроля;
б) методы стимулирования деятельности;
в) методы формирования сознания личности;
г) методы опыта общественного поведения?
42. Укажите социальные роли человека, к выполнению которых его должно
готовить воспитание:
а) гуманист, эколог, семьянин;
б) природолюб, гуманист, труженик;
в) воспитанный человек, гражданин;
г) гражданин, патриот, работник, семьянин;
43. Гуманистическая педагогика:
а) стремится изменить воспитанника;
б) исходит из приоритетности знаний педагога;
в) не требует от педагога приоритета;
г) принимает воспитанника таким, каким он есть.
44. К какому типу профессий относится профессия врача:
а) «человек-природа»;
б) «человек-техника»;
в) «человек-знак»;
г) «человек-человек»?
45. Коммуникативная способность:
а) это способность проникать в мир другого;
б) это способность устанавливать правильные взаимоотношения с
людьми, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности;
в) способность сплотить коллектив, инициативность.
46. Допишите главные функции семьи:
а) воспитательная;
б)
в)……………………….
г)……………………….
47. Перу какого учёного принадлежит книга «Родительская педагогика»:
а) Лесгафт П. Ф.
б) Макаренко А. С.
в) Сухомлинский В. А.
г) Амонашвили Ш.
48. Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд
условий:
а) знание родителями своих детей;
б) личный опыт родителей;
в) педагогическая культура;
г) всё вместе взятое.
49. Современное семейное воспитание основывается на принципах
гуманистической педагогики, допишите их:
а) креативность – свободное развитие способностей детей;
б)……………………
в)
г)
50. Выделите условие правильного семейного воспитания:
а) потакание детям во всём;
б) задабривание;
в) педагогический такт родителей;
г) наказание родителями детей.
51. Кто из учёных медиков уделял большое внимание физическому развитию
ребёнка в семье:
а) Сеченов И. М.;
б) Пирогов Н. И.;
в) Лесгафт П.Ф;
г) Мудров М. Я.
52. Кто из ученых является основоположником научной педагогики?
а) Дистерверг А.
б) Коменский Я.А.
в) Песталоции И.Г.
г) Лесгафт П.Ф.
Эталоны ответов на тестовые задания
1 – б; 2 – г; 3 – б; 4 – г; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – г; 9 – г; 10 – в; 11 – б; 12 – г; 13 – г; 14 – б; 15 – г; 16 – в; 17 – в; 18 – б; 19 – а; 20 – б; 21 – в, г, а, б; 22 – б; 23 – б; 24 – в; 25 – г; 26 – б, г, а, в; 27 – г; 28 – б; 29 – в; 30 – г; 31 – б; 32 – на выбор; 33 – б; 34 – а – словесные; б – наглядные; в – практические; г – проблемные; 35 – в; 36 – в; 37 – а; 38 – в; 39 – а; 40 – б; 41 – в; 42 – г; 43 – г; 44 – г; 45 – б; 46 – репродуктивная, хозяйственно-бытовая, коммуникативная; 47 – в; 48 – г; 49 – б – гуманизм, в – демократизм, г – гражданственность; 50 – в; 51 – в; 52 – в.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ.
1. Предмет и задачи педагогики.
2. Педагогика в системе наук о человеке.
3. Методы педагогических исследований.
4. Значение педагогического знания в подготовке современного врача.
5.Признаки личности. Формирование личностных качеств врача.
6. Факторы развития личности
7. Н.И. Пирогов о педагогических принципах подготовки врача.
8. Педагогический процесс как система: структура, функции, принципы.
9. Характеристика субъектов педагогического процесса.
10. Основные черты и принципы педагогики сотрудничества.
11. Определение понятий: знание, умение, навык, образование, педагогическая задача.
12.Цели образования, современные тенденции развития.
13.Модели образования.
14. Дидактика как теория обучения, ее задачи и функции.
15. Дидактические принципы.
16. Основные черты лекционно-практической формы обучения в вузе.
17. Классификация методов обучения.
18. Педагогические технологии и инновации в обучении.
19. Виды обучения и их краткая характеристика.
20. Сущность, формы и методы воспитания.
21. Виды воспитания. Медицинское воспитание и его компоненты.
22. Содержание гражданского воспитания современной молодежи, его формы и методы.
23. Нравственно-деонтологическое воспитание будущего врача
24. Принципы воспитания и их применение в деятельности врача.
25. Самовоспитание и самообразование – ключевая основа компетентности врача.
26. Педагогические способности врача.
27. Роль врача в формировании здорового образа жизни и привычек здорового поведения.
28. Семейная педагогика. Типы семейных отношений.
29. Принципы гуманистической педагогики в семейном воспитании.
30. Педагогическое общение.
31. Педагогическая культура. Дидактогения.
32. Стиль и общение в деятельности врача.
Содержание
ТЕМА: ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА…………………………………………….
ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ И ЕЕ УЧЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА……………………………………………………………………
ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ УЧЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА…………….
ТЕМА: СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ….
ТЕМА: ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА………
ТЕМА: СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ, ЕГО ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ
ТЕМА: СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ……………………………………………………
ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА…………………………………………………………………………………………….
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ……………………………………………..
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТЫ……………………………………………………….
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ …………………………………………………………………….
Учебное издание
ПЕДАГОГИКА
Учебно-методическое пособие
Составители: канд. экон. наук, доцент Маргарита Ивановна Белых, ассистент Светлана Вячеславовна Носкова
Под общей редакцией канд. филос. наук, доцента. Елены Андреевны Андрияновой
Редактор:
Подписано к печати Формат 60х84 1/16
Бумага офсетная
Усл. печ. л. Тираж Заказ
Отпечатано в типографии
Источник
Тема 1. Основы педагогики
План
1.1. Педагогика как наука, еë предмет и задачи.
1.2. Фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение, образование).
1.3. Структура педагогической науки.
Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе данной отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие “Введение в профессионально-педагогическую деятельность”, а затем подготовила данный учебно-методический комплекс. Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.
Педагогика это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог производное от греческих слов “пейда” ребенок, “гогес” вести, буквально “детоводитель”, “детовожатый”.
Современная наука “педагогика” в буквальном переводе с греческого означает “детовождение”. Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.
Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.
Как отдельная наука, педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:
- формируется под влиянием потребностей общества;
- любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.
Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика в широком смысле влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.
В узком смысле педагогика целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.
Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Методы исследования способы решения научно-педагогических задач.
Объект педагогики человек.
А.С. Макаренко ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде “бездетной” педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является “педагогический факт (явление)”. При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Предмет педагогики это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Система педагогических знаний взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.
Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):
- Теоретические функции:
- обогащение, систематизация научных знаний;
- обобщение опыта практики;
- выявление закономерностей в педагогических явлениях.
- Практические функции:
- повышение качества воспитания;
- создание новых педагогических технологий;
- внедрение итогов педагогических исследований в практику.
- Прогнозирование:
- научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.
Задачи педагогики:
- Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
- Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
- Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
- Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
- Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
- Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
- Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
Категории педагогической науки
Категории это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, образование, обучение. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как “развитие” и “формирование”. К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как “педагогический процесс”, “самовоспитание”, “самообразование”, “саморазвитие”, “продукты педагогической деятельности” и др.
Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.
В широком социальном значении:
это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);
В узком социальном значении:
это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).
В широком педагогическом значении:
специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);
В узком (локальном) педагогическом значении:
это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).
Образование
Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола “образовывать” и имеет значение “создавать”, “формировать”, “выращивать”, “развивать ментально”, “давать вид, образ” (В. Даль), создавать нечто новое, целое.
Понятие “образование” впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.
Долгое время понятие “образование” употреблялось как синоним понятия “воспитание” в широком смысле.
В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.
Сегодня образование понимается как:
- ценность развивающегося человека и общества;
- процесс обучения и воспитания человека;
- как результат последнего;
- как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня)
Образование процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания).
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: “Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается”.
Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.
Главный критерий образованности системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.
В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования обучение.
Обучение
Обучение конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
Обучение процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося.
В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента преподавание и учение.
Преподавание (деятельность учителя) | Учение (деятельность ученика) |
Преподавание передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;
Учение усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Существует точка зрения, что обучение это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение со стороны деятельности ученика.
Обучение особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения “учитель-ученик”, результат этой деятельности обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками. В процессе обучения происходит управляемое познание.
Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
- двусторонний характер;
- совместная деятельность ученика и учителя;
- руководство со стороны учителя;
- специальная организация и управление;
- целостность и единство;
- соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
- управление развитием и воспитанием учащихся.
Развитие
Развитие это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);
Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.
Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)
Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.
Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:
- уровень актуального развития отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
- зону ближайшего развития зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
Формирование
Формирование это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека личность.
Человек существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать.
Личность субъект и объект общественных отношений, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя завершить образовательную реформу, совершенствовать деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.
Второстепенное влияние на развитие педагогики оказывают:
- связь педагогики с другими науками;
- исследование педагогических процессов и явлений;
- инновационное обогащение педагогических методов.
Структура педагогической науки
- История педагогики изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
- Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).
- Возрастная педагогика изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).
- Профессиональная педагогика исследует проблемы профессионального образования: педагогика ПУ; средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.
- Отраслевая педагогика изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).
- Социальная педагогика разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.
- Коррекционная педагогика (специальная) изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).
- Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
- Сравнительная педагогика раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.
- Частные (предметные) методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
- Философия образования/воспитания раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
Источник