Педагогическую диагностику индивидуального развития ребенка проводят

Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностикадостижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка

• личностных особенностей ребенка

• поведенческих проявлений ребенка

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогическогопроцесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

• в безопасности для испытуемого применяемых методик;

• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап –целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Читайте также:  Развитие ребенка десятый месяц жизни

Источник

Наталья Ашенкова
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования,в частности в программах: “От рождения до школы” (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, “Истоки” (под ред. Л. А. Парамоновой, “Детство” (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, “Тропинки” (под ред. В. Т. Кудрявцева, “На крыльях детства” (под ред. Н. В. Микляевой, “Детский сад – дом радости” (автор – Н. М. Крылова, “Мозаика” (авторы – В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева).

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детейможет заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной)форме:

• не сформирован;

• находится в стадии становления;

• сформирован.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На мой взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Читайте также:  Что необходимо ребенку в год для развития

Источник

         Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10»  г. Пласта

—————————————————————————————-

457020, Челябинская область, г. Пласт, ул. Титова, 5А

Тел. 8(35160) 2-18-12, e-mail: mkdouv10svetlyachok@mail.ru,

Веб-сайт:  https://ds10plast.ru

Консультация на тему: Система педагогической диагностики: оценки индивидуального развития детей образовательной программы ДОУ

Выполнила старший воспитатель: Ильясова З.М.

     Реализация образовательной программы в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в каждой возрастной группе. «Такая оценка проводится воспитателем в рамках педагогической диагностики: оценка индивидуального развития воспитанников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики (монитринга) могут использоваться исключительно для решения следующих задач:

1. индивидуализация образования ( в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории  или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2. оптимизации работы с группой детей (п.3.2.3). П 3.2.3.

 При реализации программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производиться педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ И МЕТОДИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, ЕЕ ВНЕДРЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНОЙ ЗАДАЧЕЙ ДЛЯ КАЖДОГО ДОО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в части реализации требований к результатам освоения ОП ДО.

В процессе  образовательного деятельности в соответствии с ФГОС (п 3.2.3) при реализации образовательной программы проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ, не проводит тестирования, исключает применение высоко и низкоформализованных тестов. Наблюдения могут  быть дополнены свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем воспитатель может провести диагностическую НОД, в которую включает  специально подобранные задания, позволяющие  выяснить, насколько ребенок овладел программными задачами образовательных областей Стандарта.

Аутентичная педагогическая диагностика проводиться входе наблюдений в спонтанной ии  организованной деятельности и позволяет фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития ребенка в ходе:

  • Коммуникации со сверстниками и взрослыми( как изменяются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных  решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д);
  • Игровой деятельности;
  • Познавательной деятельности( как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • Проектной деятельности( как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • Художественной деятельности;
  • Физического развития;

В нашем детском саду  педагоги используют педагогическую диагностику, где не предполагается выделение не малоинформативных количественных параметров(уровней, баллов, процентов), качественных характеристик изучаемого явления. Это позволяет определить индивидуальное своеобразие зоны актуального развития ребенка и спланировать воспитательно-образовательные задачи, основанные на своих педагогических действиях в отношении каждого ребенка в форме составления ИОТР, что крайне необходимо для осуществления ( в соответствие с ФГОС) последующей индивидуализации образовательной деятельности и учета зоны ближайшего развития..

По СУТИ, происходит САМООЦЕНКА ВОСПИТАТЕЛЕМ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИСОБСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ  ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ КАЖДОГОРЕБЕНКА, НЕ ОВЛАДЕВШЕГО ПРОГРАММОЙ.

Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются ДОСТИЖЕНИЯ ребенка в конкретно сформулированном КАЧЕСТВЕННОМ ВЫРАЖЕНИИ.

Результаты педагогической диагностики, проведенной воспитателем, позволяют им оценивать индивидуальную динамику усвоения ОП каждым ребенком и, реализуя принцип индивидуализации образовательной деятельности, скорректировать свои дальнейшие педагогические действия при построении конкретно ИОТР(индивидуальная образовательная траектория развития ) каждого ребенка.

Таким образом, реализуются принципы мониторинга образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

В такой системе оценки результатов освоения ОП ДО отражены современные тенденции качества дошкольного образования: результаты диагностики индивидуального развития детей используются исключительно ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ САМОГО ВОСПИТАТЕЛЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЙ КОРРЕКЦИИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ С КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ,

Записи в специально разработанных листах делаются воспитателем в лаконичной форме, через призму оценки своих педагогических действий и их результативности по усвоению педагогических действий и их результативности по усвоению образовательной программы каждым ребенком его возрастной группы, по всем пяти областям и оценке уровня игровой деятельности. В «Лист педагогической диагностики» внесена только игровая. Так как остальные виды детской деятельности (коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание  и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная и музыкальная) как «сквозные механизмы развития ребенка» (п.2.7 ФГОС) могут быть оценены еще и посредством диагностики реализации ОП в соответствующей образовательной области ФГОС ДО. ИГРА же является важным, специфическим и основным видом детской деятельности.

Читайте также:  Апельсин центр развития ребенка пермь

В «Листах пелагической  диагностики» не указывается уровень развития ребенка. Есть только конкретная фиксация индивидуального для каждого ребенка, не усвоенного им содержания определенного раздела образовательной области ФГОС.

При проведении педагогической диагностики ее основным показателем является содержание образовательных областей Стандарта.

Результат анализа выражается без распределения детей по уровням их развития «на высокий, «средний, «или «низкий»., как осуществлялось ранее при ФГТ. Оценивается результативность педагогических действий воспитателя через призму мониторинга развития ребенка.

Записывается конкретная формулировка затруднений ребенка в усвоении программы.  Это позволяет воспитателю определить конкретные «задачи дальнейшего планирования своих педагогических действий(п23.2.3), определяющих перспективы и конкретные задачи ИОТР ребенка (п 3.2.2.1) с помощью целенаправленных педагогических воздействий и «построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми» (п.3.2.1.3), воспитателей и родителей.

Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС,  как качественный анализ позволяет соблюдать принцип индивидуализации в подборе конкретных форм и методов образовательной деятельности с каждым ребенком при последующем планировании его индивидуальной образовательной траектории развития (ИОТР).

Такая педагогическая диагностика позволяет педагогу  заполнять карту индивидуальной образовательной траектории развития ребенка, имеющую по его результатам диагностики вполне конкретно сформулированные проблемы в усвоении образовательной программы, задач образовательных областей, представляющих определенные направления развития и образования детей (п2.6. ФГОС).

 (Программа «Детство».  Результаты могут использоваться преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

В программе «Детство» предполагается, что Педагогическая диагностика является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс.

Диагностика направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

– деятельностных умений ребенка;

– интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

– личностных особенностей ребенка;

– поведенческих проявлений ребенка;

– особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

Основными методами педагогической диагностики являются наблюдение и нестандартизованные беседы с детьми, а также диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего планирования.

Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Направлена на изучение:

– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ;

– игровой деятельности;

-познавательной деятельности (таких как – развитие детских способностей, познавательной активности);

– проектной деятельности ( например: как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

– художественной деятельности;

– физического развития.

Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка. На основе этих карт мы разрабатываем индивидуальные маршруты.

В диагностических  картах в программе « От рождения до школы» ИГРОВАЯ деятельность вынесена на отдельный лист.

А в программе «Детство» игровая деятельность проходит во всех областях.

Таким образом, педагоги работающие с детьми в соответствии с ФГОС должны понять, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценки. Однако педагоги входе работы должны выстраивать индивидуальную образовательную траекторию развития каждого ребенка.

Примерные «Листы педагогической диагностики оценки индивидуального развития детей  младшего возраста (3-4 года)

Развитие игровой деятельности.

Ф.И. Ребенка

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Театрализованные игры

Дидактические игры

Иванова Катя

Не умеет выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий

Не владеет приемами вождения настольных кукол

Затрудняется в подборе предметов по цвету и величине

Антонов Илья

Примерная ИОТР для каждого ребенка, составленная на основе педагогической диагностики группы младшего возраста( 3-4 года)

Основные направления развивающей образовательной деятельности

Основное содержание образовательной деятельности с ребенком, осуществляемые воспитателем

Основные направления психолого-педагогической поддержки семьи для вовлечения родителей в образовательный процесс по реализации ИОМ ребенка

1

Иванова Катя

ОО Познавательное развитие

Классификация предметов

В ходе индивидуального общения с ребенком формирование умения группировать предметы по определенному признаку: цвету, величине, форме.

Лото «Подбери такую же картинку».

Родителям предлагать Кате раскрашивать изображения в тематических книжках-раскрасках: Цветы, «Деревья», «Посуда» и тд.

Формирование бережного отношения к природе

Привлечение к уходу за комнатными растениями. Чаще использовать похвалу за проявление заботы о цветах.

Чтение стихов и рассказов, содержание которых является бережное отношение к природе: растениям, птицам, насекомым и т.д

Привлекать к работе в цветнике, на даче, огороде: рыхлить почву, поливать, заботиться о насаждениях.

Физическое развитие

И т.д.

Источник