Педагогическое воздействие на развитие творческих способностей у ребенка
Влияние воспитателя на развития творческих способностей дошкольников
Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы научно-технического развития общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искусства, требуют быстрой реакции, гибкого мышления, творческого подхода к решению жизненно важных проблем.
Ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие творческих способностей – это извечный гуманистический принцип.
По-новому заговорили об интеллектуальной силе человека, реализации его творческих возможностей в период технологической и научно-технической революций. В частности, если до этого долгое время считали, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей индивидуума является залогом успешного решения им широкого круга проблем, то впоследствии стало очевидным, что для того, чтобы человек оставил после себя заметный след в форме нововведений, одних познавательных способностей недостаточно, они должны сочетаться с творческими способностями. В связи с этим педагогически передовые страны, отбросив разного рода спекуляции по поводу того, все дети обладают задатками творить, на практике подчиняют учебно-воспитательный процесс высокой цели развития творческих способностей личности.
В общем, идея развития творческих способностей индивидуума, соответствует как его интересам, так и общегосударственным интересам, и интересам человеческого общества вообще.
Творческая личность значительно лучше и легче приспосабливается к бытовым, социальным и производственным условиям, эффективно их использует и изменяет в соответствии с предпочтениями, убеждений и т.п.
Заботясь о развитии творческих способностей у детей, приобщая их к творческому труду, мы создаем необходимые условия для развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного возраста. Несмотря на разнообразие и противоречивость современных психолого-педагогических взглядов на проблему творчества, необходимость развития способностей является бесспорной.
Развитие ребенка – активный процесс созидания, состоящий из творческой среды, ценностного отношения к миру через активную деятельность, которая отражает внутренний мир, особенности восприятия, представлений, интересов и способностей личности.
В процессе освоения и присвоения культуры ребенок воспринимает окружающую среду, действует в ней и с ней, осмысливает и делает выводы относительно окружающего мира. Именно в процессе решения творческих задач, поиска нестандартных способов их решения дошкольники вырабатывают умение критически относиться к окружающему миру, учатся дискутировать.
Успехи музыкального творческого развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребёнка.
Роль воспитателя в создании условий развития творчества ребенка велика, чтобы успешное управлять творческой деятельностью ребенка, нужно учитывать индивидуальные способности и интересы каждого ребенка в своей группе, развивать в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии. Воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объём умений и навыков детей своей группы. Первоначальные навыки по всем видам музыкальной деятельности дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждёт этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передаётся его настроение. Для развития музыкально-творческих способностей детей используются игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры. Пособия и игры красочно оформляются и используются как во время занятий, так и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учётом индивидуальных особенностей детей. Организуются эти игры под руководством воспитателя во вторую половину дня.
На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, например: выучить попевку на каком-то музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание свойственно, всё же, играм младших дошкольников. Поэтому воспитатель при проведении игры обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.
Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребёнок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям, ввести очерёдность в выборе ведущего. Или ребёнок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам.
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что, чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации.
В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за детьми, можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Это и понятно: все старались, ещё вчера они договорились, кто на каком инструменте будет играть, ещё вчера они выбрали нового ведущего. Таким образом, у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает обмен игровым опытом.
Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поёт и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.
Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей ещё неустойчивые. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент.
Вместе с детьми воспитатель выполняет музыкально-ритмические упражнения, танцует, поёт под сопровождение музыкального руководителя.
Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.
Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга.
Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, я предлагаю использую в образовательной деятельности нетрадиционные методы:
- метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;
- диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;
- игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации художественно-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.
В ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всей образовательной деятельности музыкальный руководитель с помощью воспитателя должен ориентироваться на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.
Театральное искусство в эмоционально-творческом развитии личности ребенка играет большую роль. Я считаю, что, чем раньше и больше разных ролей ребенок «перепробует» на сцене театра детского сада, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни.
Театрализованная деятельность – важная часть нашей работы в детском саду. И конечно трудно будет её организовать без помощи воспитателя. Все постановки спектаклей требуют большой творческой отдачи в первую очередь от воспитателя, ведь эмоциональный заряд, желание творчески выражаться обязательно перейдёт и детям вашей группы.
Так же существуют разные формы развития музыкальности и творчества детей, которые можно использовать воспитателям как в организованной, так и свободной деятельности с детьми.
Для создания атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
● развития коммуникативных навыков,
● работы над ощущением формы,
● развития двигательной координации,
● развития чувства ритма.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Ценность в пальчиковых игр заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры
● развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
●«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
● повышают общий уровень организации ребёнка.
● направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
«Хор рук» – эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих«дирижеров». Данная форма направлена на развитие
● координационной свободы движения,
● чувства ритма,
● внимания,
● ансамблевой слаженности,
● способности к двигательной импровизации.
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить, как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.
Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:
● звучащие жесты и музыка моего тела;
● шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.
Общение детей с примарными инструментами развивает:
● музыкальность,
● тембровый слух,
● тонкость восприятия,
● ассоциативность,
● художественность.
Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии педагога, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение воспитателя воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
● удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
● дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
● удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;
● дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
● музыкальный руководитель вместе с воспитателем находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых танцах-играх дети получают радость оттого, что у них всё получается, от возможности себя выразить. Это даёт прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).
ЛИТЕРАТУРА
1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение.1983г.
2. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М.-Л., 1970г
3. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.
5. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
Источник
Найданова Оксана Сергеевна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Абазинский Центр детского творчества»
Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей
Любое мастерство – это гармоничное сочетание знаний, умений и творчества. Мастерство педагога — высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей, выражение личности педагога, его возможностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью. И от мастерства педагога будет завесить, сможет ли ребенок в ходе занятий из пассивного объекта обучения стать субъектом, творцом своей деятельности, уверенной в себе, развивающейся личностью.
Необходимо постоянно помнить, что педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения. Педагог, обладающий высоким педагогическим мастерством, должен уметь заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Умелый педагог правильно и рационально организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает различные формы обучения, учитывает индивидуальные возможности и способности своих учащихся.
Самое сложное и тонкое в педагогическом мастерстве – психологическая направленность его действий и педагогических приемов (почему их применять, что это дает, почему эти, а не другие и т.д.). Наиболее важным при этом является понимание тех трудностей, которые испытывают учащиеся, где они чаще всего ошибаются, и построение своих педагогических воздействий таким образом, чтобы по возможности предупредить эти трудности и ошибки. Хороший педагог не может быть безразличным к своим воспитанникам, особенно к их стремлению сделать лучше. Любое действие – хорошее или плохое – должно находить справедливую оценку. Одно из важных проявлений педагогического мастерства – умение, прежде всего, побуждать, а не принуждать учащихся к правильным действиям и поступкам, поведению, активной созидательной деятельности.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Опираясь на свой педагогический опыт, могу уверенно сказать: чем больше содержание занятий отвечают интересам воспитанников, тем шире у них возможность проявить свою индивидуальность, и тем полнее складываются мои усилия по обучению и воспитанию детей с их ответными усилиями по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию.
В процессе обучения педагог играет важную направляющую роль. На занятиях декоративно-прикладного творчества практическая часть занятия составляет 75 % от общего времени. Но именно этот фактор повышает роль педагога, так как самостоятельная практическая работа воспитанников на занятии возможна лишь тогда, когда педагог все хорошо продумал и спланировал. При подборе объектов труда, составляя учебный план и определяя направление программы, необходимо учитывать посильность выполнения заданий для детей данной группы, их последовательно нарастающую сложность, познавательную ценность.
Для того чтобы воспитанники хорошо понимали для чего они выполняют ту или иную операцию, они должны представить как будет выглядеть готовое изделие. Демонстрируя, готовую куклу, рассказываю о ее истории, назначении, тем самым стимулируя воспитанников на активную и творческую работу. На своих занятиях по изготовлению народной куклы использую мультимедийные презентации с пошаговыми инструкциями и последовательностью выполнения изделия. Также с помощью презентаций знакомлю воспитанников с тем, как выглядела русская национальная одежда, с древними видами вышивки. Детям предоставляется возможность воочию увидеть ту красоту, которую создавали их предки, почерпнуть для своих работ те элементы узора, которые им понравились. Одним из самых важных воспитательных аспектов является участие детей со своими творческими работами в выставках. Выставка позволяет воспитанникам сопоставить свои возможности и почувствовать ту атмосферу, которая вдохновляет на создание новых оригинальных интересных изделий.
Литература:
- С.Д. Якушева. Учебное пособие «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. – Учебное пособие. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с.
- Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов-на-Дону, 2003.
Источник