Педагогическое сопровождение семьи воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии
Ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто называют «особым ребенком», «ребенком с особыми нуждами». Это свидетельствует о том, что такого ребенка воспринимают как человека, которому с детства пришлось столкнуться с труднейшими проблемами и который нуждается в особой поддержке и помощи. Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, это то, с чего жизнь начинается, где закладываются основы будущей взрослой жизни. А для ребенка с ограниченными возможностями это особенно верно: такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи (преимущественно с мамой), причем круг этот достаточно узкий и замкнутый.
В связи с этим именно семья, родители, мама обладает наиболее мощным реабилитационным потенциалом. Не всегда родители владеют информацией и навыками по уходу, помощи, развитию детей. При этом семья живет в условиях психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и волнующих, тревожащих вопросов. Для того чтобы семья стала для ребенка с ограниченными возможностями реабилитационной, развивающей средой первое, что необходимо – это здоровый психологический климат в ней. Незнание и неумение родителей рождает тревогу, напряжение и может стать причиной отказа от ребенка. Поэтому обучение родителей позволяет улучшить атмосферу в семье, актуализировать ее интеграционный потенциал, что в результате позитивно сказывается не только на состоянии ребенка, но и на всех членах семьи, повышая ее благополучие и стабильность, способствует профилактике отказов.
Начинать работу с семьей необходимо с самого начала — с рождения ребенка с ограниченными возможностями, когда негативные изменения личности родителей еще не стали стойкими и поддаются коррекции.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ в Отделе ранней помощи ГОБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» основао на реализации «Программы коррекционной и обучающей работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ОВЗ».
Целью данной программы является: коррекция родительско-детского отношения в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; а также обучение родителей взаимодействию с ребенком, эффективным приемам реабилитации.
Программа направлена на решение следующих задач:
оптимизация детско-родительских взаимоотношений;
коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;
формирование у родителей активной жизненной позиции;
формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе гармонизации внутрисемейных взаимоотношений, формирования у родителей минимальных представлений о нормативах развития детей, его особенностях при определенных нарушениях.
Система работы с родителями включает следующие этапы:
I. Диагностика – организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также определение эффективности проведенной работы.
Используемые методики:
«Экспресс-диагностика семейного состояния», Р.В.Овчарова.
Диагностика профессиональной и родительской тревожности, А.М. Прихожан (вариант для родителей).
Опросник «Анализ семейного воспитания», Э.Г.Эйдемиллер.
Опросник «Сенсорные предпочтения», Н.Л.Васильева.
Анкета по итогам года.
Диагностическая работа осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью психолога с родителями ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Этот этап рассчитан на 5 занятий и служит для установления непосредственного личного контакта между психологом и родителями ребенка, исследования психологических особенностей каждого родителя и подготовки их к работе в группе.
II. Коррекционная работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
На данном этапе работы психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждого родителя, но и внутри группы при взаимодействии участников. Совместными усилиями на групповых занятиях снимается чувство вины, неприятие личности больного ребенка, формируется осознание роли родителей в развитии собственного ребенка, укрепляются внутрисемейные связи.
Этап коррекционной работы рассчитан на 10 групповых занятий.
Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет пять блоков работы:
1. Ритуал приветствия – важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия. В ходе развития группы контроль над его исполнением постепенно переходит к членам группы.
2. Разминка: используются специальные упражнения для снятия эмоциональной напряженности участники группы и способствующие их физическому раскрепощению, сокращению эмоциональной дистанции, пониманию невербального поведения и выражению своих чувств с помощью мимики и жестов.
3. Основная часть: состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач этапа коррекционной работы. Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы.
обсуждение домашнего задания (в кругу).
упражнения, связанные с темой занятия.
подвижные игры.
упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребенком (выполняются в парах).
домашнее задание.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку участниками группы своего эмоционального состояния «здесь и теперь» и полученной в ходе занятия информации.
5. Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.
III. Этап обучения направлен на формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, обучение эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
На данном этапе работы психолог знакомит родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с особенностями развития детей, помогает определить наиболее эффективные способы внутрисемейного взаимодействия, обучает родителей приемам коррекционной работы.
Содержание работы включает обучение родителей способам развития и формирования:
двигательной сферы и навыков самообслуживания;
мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
познавательной сферы: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;
речи и коммуникативной сферы ребенка;
ведущей (игровой) деятельности ребенка.
Обучение проводится специалистом на основе разработанной программы индивидуального сопровождения ребенка. Возможно привлечение логопеда и дефектолога с целью повышения эффективности процесса обучения.
Данный этап работы рассчитан на 15 групповых занятий, каждое из которых включает следующие блоки работы:
1. Ритуал приветствия позволяет поддержать атмосферу группового доверия и принятия, настроить членов группы на совместную работу.
2. Основной блок включает в себя описание нормативов развития детей раннего возраста, особенностей развития при определенных нарушениях и проведение игр и упражнений в соответствии с темой занятия, сопровождаемое комментариями специалиста по особенностям применения той или иной игры при взаимодействии с ребенком.
3. Рефлексия занятия предполагает оценку участниками группы своего эмоционального состояния «здесь и теперь» и полученной в ходе занятия информации.
4. Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.
В ходе поэтапной реализации всех блоков работы родители обучаются способам взаимодействия с ребенком и другими членами семьи, коррекционно-развивающим приемам и методам, что благотворно сказывается на развитии ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями, качестве его жизни, наиболее ранней социализации и интеграции в дошкольное образовательное учреждение.
При комплектовании группы с целью посещения консультативного центра, выявлено, что оптимальное число детей и их родителей для одновременного посещения не более 10 челевек.
Для работы с родителями подготовлены анкеты, договор об оказании консультативных услуг и книга отзывов и предложений.
На первичной консультации родители заполняли анкеты и беседовали со специалистами. Тогда же проводилась диагностика ребенка, выявлялись особенности его индивидуального развития. При необходимости назначаются дополнительные консультации.
С родителями, которые приняли решение посещать консультативный центр, был заключен договор об оказании консультационных услуг, провелась беседа о правилах поведения в учреждении, правах и обязанностях участников воспитательно-образовательного процесса. Затем в соответствии с рекомендациями специалистов и пожеланиями родителей был составлен план индивидуальной работы с ребенком. В процессе реализации в него вносились коррективы.
В рамках работы консультативного центра с родителями проводились фронтальные занятия и индивидуальные консультации. В центре работают все специалисты (логопед, психолог, специалист по изодеятельности, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре),медицинские сестры, старший воспитатель, воспитатели с большим педагогическим опытом. Родители знакомятся с системой работы ДОУ и здесь же получают знания и практические умения по самым разнообразным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
Целью КЦ является оказание консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Основные задачи КЦ:
1. Оказание всесторонней помощи родителям детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
3. Поддержка всестороннего развития личности детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
4. Оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
5. Оказание содействия в социализации детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
6. Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями
7. Обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей
В своей работе консультативный центр ориентируется на запрос семьи, он выясняется непосредственно при общении с родителями. Работа консультативного центра обычно осуществляется в нескольких направлениях:
1. Социально-правовая деятельность
2. Психокоррекционная деятельность
3. Психолого-педагогическая деятельность
4. Информационно-просветительская деятельность.
Первое направление предполагает социально-правовую поддержку семей и включает такие виды деятельности, как: проведение тематических семинаров; индивидуальные юридические консультации семьи; составление письменных документов (обращений, заявлений, ходатайств и пр.); выпуск информационной литературы (буклеты, справочник, информационные листы и др.) для семей, воспитывающих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
Психокоррекционная деятельность направлена, в первую очередь, на оказание психологической помощи родителям и членам семьи имеющих детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, в целях дальнейшей психологической поддержки, по желанию родителей обсуждаются специально отобранные темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играют тематические встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка.
В процессе психолого-педагогической деятельности происходит консультирование родителей по вопросам развития ребенка, организации развивающей среды, обучения и воспитания ребенка в условиях семьи, совместные с родителем игровые развивающие занятия с детьми, обучение способам эффективного взаимодействия с ребенком, практикумы-семинары для родителей, тренинги.
Информационно-просветительская деятельность – данной работе способствует издание информационной литературы по актуальным вопросам воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями (буклеты, справочник, информационные листы, памятки и др.), оформление информационных стендов, происходит сотрудничество со средствами массовой информации.
Анализируя деятельность консультативного центра педагогического сопровождения семей имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, хочется отметить, что родители стали активным участником воспитания и развития ребенка, повысилась их уверенность в собственных силах и сформировался позитивный взгляд на ситуацию, они добились более яркой позитивной динамики развития ребенка и его оптимальной социальной адаптации.
То обстоятельство, что данная инновационная модель была создана на базе детского сада, позволяет родителям имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями развивать детей в разных направлениях, выявлять, раскрывать, развивать их склонности и индивидуальные возможности.
Становится возможной ранняя диагностика нарушений и своевременная ее коррекция; квалифицированная комплексная помощь семье, и как результат, полноправное партнерство педагогов, специалистов и родителей с целью развития ребенка.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 124; Нарушение авторских прав
Источник
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
(из опыта работы)
Ясенская Л.В.
МБОУ для детей, нуждающихся в психолого – педагогической
и медико – социальной помощи,
– центра психолого – медико – социального
сопровождения «Валеоцентр» г. Тулы
педагог-психолог
В последнее время все чаще поднимается вопрос о необходимости развития системы оказания ранней помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день нет четкого научного определения этому понятию и мне, как психологу, работающему с такими семьями, захотелось поделиться своим видением о постановке психолого-педагогических целей и задач, которые необходимо решать в рамках оказания такого вида помощи.
Для меня работа с такой семьей кажется невозможной без психологического сопровождения. А в чём же сущность сопровождения? На одной из бесед с коллегами я пришла к выводу о том, что понятие «сопровождение семьи» многие из них видят по-разному. Я обратилась к специальной литературе и попыталась со всех сторон изучить понятие «психологическое сопровождение».
Оказание психологической поддержки может потребоваться любому человеку, оказавшемуся в трудной для него жизненной ситуации, но особенно важное значение такая поддержка имеет для семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Из таких понятий, как «помощь», «сопровождение», «поддержка», в психологической практике чаще всего используется термин – «сопровождение». На это есть свои причины, и одна из них – глубинное смысловое совпадение слова «сопровождение» и сущности социально-психологической помощи семье или личности в кризисные периоды жизни.
Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей[1].
По мнению Н.Г. Осуховой, сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи[2]. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.
Психолого-педагогическое сопровождение выступает сегодня как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Рождение больного ребенка является мощным стрессовым фактором для семьи. Своевременное оказание психологической помощи существенно влияет на перспективу развития ребенка. Очень важно не допустить деструктивной перестройки семейной системы, которая автоматически происходит в первые годы жизни ребенка и проявляется в сокращении контактов с окружающим миром, ухудшением эмоционального фона. Снижение риска появления вторичных нарушений – одна из наиболее важных задач, стоящих перед специалистом.
Существуют специально организованные учреждения, в которых оказывается медицинская и воспитательная помощь детям, имеющим ограниченные возможности здоровья. Но для более успешной адаптации таких детей в социуме, необходимо психологическое сопровождение членов семьи, воспитывающих больного ребёнка, так как большую часть времени ребенок проводит в семье. Для этого нужна специально направленная помощь специалиста, которая заключается в просвещении и обучении родителей приемам эффективного взаимодействия (развивающего, обучающего, поддерживающего) с ребенком.
На мой взгляд, задачей психолога, который осуществляет такого рода сопровождение, является помощь родителям в принятии проблемы и эффективном взаимодействии с ребенком, имеющим отклонение (риск отклонения) в развитии.
Изучением и развитием подходов к осуществлению ранней помощи занимались многие ученые, которые рассматривали данное направление с разных позиций (Дж. Боулби, Д. Винникот, М. Айнсворт, М. Малер, Б. Нирье, Д. Штерн, династия Рау, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М И. Лисина и др.).
На сегодняшний день разработано большое количество отечественных и зарубежных методик (шкал, опросников для родителей, карт наблюдений) для обследования детей, начиная с младенчества, которыми удобно пользоваться и получать довольно четкое представление о специфике и тяжести дефекта, а также более легких нарушениях развития (A. Gezell, C.C. Amtruda,1941; P. Cattell, 1947; W.K. Frankenburg; J.B. Dodds 1967; N. Bayley 1969, T.B. Braassellton 1973; I.C. Uzgiris, J.V. Hunt 1975; Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., Айнгорн Е.Д., 1981; Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л., 1983; Баженова О.В.,1986; Козловская Г.В., А.В. 1987; Кожевникова Е.В. 1995; Аксенова Л.И., Лисеев А.А. 2002. и др.).
На научно-практической конференции «Система ранней помощи в региональном образовательном пространстве: опыт и стратегия развития», проходившей в июне 2015г. в Москве, выступили с интересными докладами представители Самарской обл., Республики Марий Эл, Красноярского края. Организаторы конференции – Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», предоставили участникам возможность обменяться опытом по разработке и внедрению новых интересных моделей организации системы ранней помощи.
В центре психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» города Тулы, где я работаю, существует своя система по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающим ребёнка раннего возраста с трудностями в развитии.
Еще будучи студенткой кафедры специальной психологии Тульского государственного педагогического университета я искренне полюбила свою профессию и ни разу не пожалела о своем выборе. Если бы мне пришлось придумать девиз, наверное, он звучал так: «Если я гореть не буду, Если ты гореть не будешь, Если мы гореть не будем, То кто тогда рассеет тьму?».
В начале своей профессиональной деятельности я работала педагогом-психологом инклюзивного детского сада в группе игровой поддержки ребенка, воспитанниками которой были дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. С тех пор работа с ранним возрастом представляет для меня наибольший интерес. Скорее всего, стимулом в процессе моей работы является подтверждение на практике теории благоприятного воздействия раннего вмешательства, когда мозг и психика ребёнка наиболее пластичны, а родителей еще не поглотила волна безысходности и внутренние ресурсы себя не исчерпали. Ниже представлен мой личный опыт работы, которым хочется поделиться.
В настоящее время я, как специальный психолог, работаю с детьми, относящимися к категории ОВЗ, а так же вхожу в состав членов ПМПК, функционирующей на базе нашего центра. Позволю себе порассуждать на тему сопровождения как практик, наблюдающий проблему «изнутри».
Анализ работы, проделанной за последний год, указывает на увеличение обращений клиентов (родителей), имеющих ребенка в возрасте от 1,5 до 3-х лет с существенным отставанием в той или иной сфере. При сборе и изучении анамнестических данных прослеживается закономерность полученного при рождении диагноза (это чаще всего перинатальное поражение центральной нервной системы; гипоксически – ишемическое поражение; синдром двигательных нарушений; недоношенность) с нарушением в работе тех или иных функциональных систем ребёнка, его нервной системы и психики в целом. К сожалению, врачи при выписке из родильного дома не информируют родителей в полном объеме о всей серьезности и возможных последствиях, связанных с перинатальным диагнозом. Время идёт, а ребенок, особенно если речь идет не о функциональных нарушениях, не получает комплексной медицинской и, уж тем более, психолого-коррекционной помощи, которая в некоторых случаях является более эффективной, чем прием лекарственных препаратов.
Важность понимания причин возникновения того или иного нарушения, роли родителей в воспитании особого ребенка, недостаточное количество адаптированных методик коррекционного воздействия, позволяет говорить об актуальности данной проблемы и необходимости повышения уровня подготовки специалистов, работающих с детьми раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.
На базе ЦПМСС «Валеоцентр» г. Тулы ведется работа по организации поддержки семьям, имеющих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, по следующим направлениям:
- Консультативный прием, который включает в себя подробный сбор анамнеза, формулировку проблемы (запроса). Родители получают информацию об особенностях развития ребенка в зависимости от нарушения, возможных путях коррекции.
- Диагностическое обследование ребенка проводится специалистом, к которому поступило обращение родителей (психологом, дефектологом). Если есть необходимость, ребенок может быть направлен на комплексное диагностическое обследование консилиумом специалистов центра, в состав которого входят психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, нейропсихолог. На основании результатов комплексного обследования составляется заключение, содержащее как результаты обследования актуального уровня развития и психоэмоционального состояния ребенка, а также рекомендации по дальнейшей работе с ребенком. Ребенок может быть направлен на ПМПК, для определения наиболее оптимального образовательного маршрута с учетом специфики его индивидуальных особенностей. Важным моментом является то, что родители получают развернутую информацию о праве выбора формы воспитания и обучения.
- Коррекционно-развивающая работа, которая может осуществляться в форме курсов индивидуальных, и/ или групповых занятий.
1. Индивидуальные занятия. Посещение курса индивидуальных занятий проходит в системе психолог-ребенок-родитель. По результатам диагностического обследования я разрабатываю индивидуальную программу для каждой семьи с учетом запроса родителя и индивидуальных возможностей ребенка. В работе использую метод игровой терапии, элементы сенсомоторной коррекции, вербально-поведенческий подход.
2. Групповые занятия. Собственный опыт работы с маленькими детьми и их родителями на базе инклюзивного детского сада и участие в ПМПК, позволил мне разработать и апробировать программу для детско-родительской группы Бэби-курс «За ручку с мамой» для детей раннего возраста и их родителей, целью которой является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, повышение родительской компетенции в области воспитания и развития «особого» малыша.
В задачи программы входит:
- повышение уровня компетентности родителей в сфере общения и эффективного взаимодействия (развивающего, поддерживающего) со своим ребенком;
- обучение родителей конкретным приемам развития общих способностей ребенка, соответствующих данному возрасту: формирование представлений о свойствах предметов, сенсорных эталонах;
- развитие и совершенствование крупной моторики (упражнения и игры, направленные на формирование у детей естественных видов движений);
- стимулирование социального развития, побуждение к взаимодействию с взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативных навыков, поощрение проявлений ребёнком доброжелательности, способствование к формированию интереса ко всем видам детской деятельности, побуждение к проявлению собственной активности.
В программу включены элементы музыкальной терапии и сенсомоторной коррекции.
Методы, используемые на занятиях:
Круг – ритмически организованное занятие, направленное на привлечение внимания детей друг к другу, участие в каком-нибудь общем деле.
Элементы Холдинг – терапии – сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам и вступлению в диалог с окружающими.
Игровая терапия – это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.
Телесно-ориентированная психотерапия – вид групповой психотерапии, основанный на работе психолога с телом человека (снятие телесных зажимов и пр.) с целью улучшения его психологического состояния, преодоления внутренних конфликтов и т.д.
В процессе сопровождения семьи, отслеживается динамика результатов курса коррекционно-развивающей работы посредством контрольной диагностики, пишется характеристика на ребёнка, разрабатываются рекомендации для родителей по дальнейшей работе.
Таким образом, психологическое сопровождение включает в себя несколько этапов: консультативный прием, диагностика, непосредственно формирующий этап в виде индивидуальных и/или групповых занятий, прохождение по мере необходимости консилиума специалистов центра, разработка индивидуальных рекомендаций.
Анализ собственной деятельности показывает, что работа с родителями в процессе сопровождения ребенка оказывает положительные результаты при соблюдении следующих условий: информирование родителей об особенностях ребенка, которые накладывает то или иное нарушение; повышение психологической компетентности родителей; обучение родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком на индивидуальных занятиях и в детско-родительской группе. Родителей следует подготовить к продуктивному сотрудничеству. В случае неготовности родителя работа психолога может оказаться неэффективной.
Непосредственно работа с родителями с применением диагностических методик, которые ниже представлены в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы: готовность к психологическому сопровождению характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.
Таблица 1
Методики, используемые для диагностики детско-родительских отношений
№ | Название методики | Цель методики |
1 | Анкета «Психологический тип родителя» B.B. Ткачева | Определение психических свойств родителя воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии |
2 | Методика PARI. Е.С. Шефер и Р.К. Белл | Оценка специфики внутрисемейных отношений, особенностей организации семейной жизни |
3 | «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко | Определение стиля воспитания |
4 | «Опросник родительских отношений» Я.А. Варга и В.В. Столина в модификации, предложенной Р.С. Немовым | Определение родительского отношения к ребёнку в контексте «принятие – отвержение» |
5 | «Опросник для диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР)» В.Е. Каган, И.П. Журавлева | Выявление отношения родителей к болезни ребенка, оценка эффективности консультативной и психотерапевтической работы |
Основополагающими принципами при построении коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие:
- Принцип гуманистической направленности психологической помощи.
- Принцип оказания личностно – ориентированной помощи.
- Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
- Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.
- Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов.
- Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.
- Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.
- Принцип единства диагностики и коррекции развития.
Таким образом, представленную здесь модель помощи (сопровождения) можно разбить на 3 блока:
1 блок. Первичный прием. Диагностика.
Цель: сбор анамнестических данных, формулировка запроса родителей. Проведение диагностического обследования, позволяющего решить ряд задач: определение психологического возраста ребенка; изучение структуры и тяжести нарушения; отслеживание темпа формирования новых уровней взаимодействия с окружающими людьми; выявление индивидуальных психологических характеристик; определение наличия готовности семьи участвовать в реабилитационном и воспитательном процессе. Обследование ребенка на ПМПК, если нужно определить образовательный маршрут.
2 блок. Работа с родителями.
Цель: установление контакта с родителями; знакомство родителей с особенностями их ребёнка, помощь в принятии его таким, какой он есть; выработка единого подхода к воспитанию ребёнка, разъяснение нормативно-правовых вопросов, адресное направление к другим специалистам.
3 блок. Работа с детьми.
Содержание работы заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, с использованием современных методов и подходов
Цель: подготовка ребёнка к продуктивному общению; коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей; снижение и/или профилактика риска вторичных отклонений.
Проанализировав специальную литературу по проблеме организации ранней помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, и собственный опыт работы, можно сказать следующее: на сегодняшний день психологическое сопровождение – это особая форма взаимодействия с семьей, в ходе которого происходит поиск скрытых ресурсов членов семьи и самого ребенка. На этой основе создаются психологические условия для восстановления связей с миром людей. Психологическое сопровождение должно быть направлено на поиск образовательных потребностей ребенка и определение тех условий, которые могут помочь максимально реализовать эти потребности.
Неблагоприятный психологический климат семьи, в которой есть ребенок с ОВЗ, несет слишком много отрицательных последствий для родителей и для ребенка. Поэтому необходима своевременная поддержка родителей и родственников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, семьям, воспитывающих ребенка у которого к счастью не установлена инвалидность, но так же имеются существенные трудности: информационная, психологическая и методологическая, способствующая разрешению возникающих проблем семейного взаимодействия и воспитания такого ребенка.
Отношение родителей к своим детям, т.е. стиль воспитания, принятие-отвержение проблемы, отношение родителей к ребенку и жизни в семье, все перечисленные позиции должны учитываться психологом, для максимально эффективного осуществления сопровождения.
В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или семьи, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение.
Оказание ранней психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ должна быть строго дифференцированной и максимально приближенной к условиям, в которых живет конкретная семья. Вспоминаются слова Л.С. Выготского, где он говорил о том, что, «…Особенности трудного ребенка должны рассматриваться не в статике, как сумма его дефектов, его недочетов, а в динамике»[3].
Необходимо научить родителей воспринимать собственного ребенка как человека со скрытыми возможностями, помочь родителям поверить в то, что каждый ребенок в чем-то талантлив, раскрыть его перспективы, построить научно обоснованную систему занятий, которая позволит увидеть перспективы дальнейшего развития.
[1]Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами. Е.Р. Ярская-Смирнова, Е.К. Наберушкина.-СПБ.: Питер, 2004
[2]Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях:2-е издание.-Академия, 2005
[3] Л. Выготский. Основы дефектологии. Том 5-й.-Лань, 2003
Источник