Педагогическое сопровождение ребенка по физическому развитию

Ольга Владимирова
Психолого-педагогическое сопровождение. Образовательная область «Физическая культура»

Методическая разработка.

Психолого-педагогическое сопровождение соревнований.

Этапы сопровождения:

1. Подготовительный

2. Соревнование

3. Анализ соревнования.

1. Подготовительный.

Задачи работы педагога-психологана подготовительном этапе:

Консультирование по вопросам психологической готовности детей к соревнованию.

Рекомендации:

Вносите детей в списки участников соревнований только тогда, когда они действительно готовы к ним. Прежде всего, важна мотивационная готовность — хотят ли они соревноваться. Также для того, чтобы быть конкурентоспособным, нужно обязательно иметь достаточно высокие показатели физических качеств.

Детям необходимо создать условия, при которых они будут получать удовольствие от процесса подготовки к соревнованиям и от участия в них. Обучить основам техники движения, достичь нужного уровня тактических знаний и навыков, формировать психологическую готовность к соревнованиям.

Во время тренировок (занятий физкультурой) важно обращать внимание на достижения ребенка, на то, что он уже умеет хорошо делать.

Основная задача подготовительного этапа — создание состояния психической готовности ребенка к выступлению в соревнованиях. Главной составляющей этой готовности являются установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели — победы или намеченного результата. Намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, какую команда на данном конкретном этапе своей подготовленности может добиться.

Исходя из сказанного, следует считать, что психологическаяподготовка к конкретному соревнованию должна включать:

• определение цели участия в соревновании

• создание установки на достижение этой цели

• формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения.

сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (воспитатель по физкультуре)

определение и формулировку соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата) – воспитатель по физкультуре совместно с педагогом – психологам.

формирование и актуализацию мотивов участия в соревновании (побуждения могут быть только личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели) – воспитатель по физкультуре совместно с педагогом – психологам.

формирование умения саморегулировать неблагоприятные внутренних состояний ;

сохранение и восстановление нервно-психической свежести (имеются в виду особенности поведения спортсмена за некоторое время до соревнований, когда необходимо правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т. п. — все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала).

Обучение детей навыкам саморегуляции. Основная задача – научить детей регулировать свое состояние до и во время соревнований.

1. Упражнения, балансирующие внутреннее эмоциональное состояние «Гимнастика мозга»:

• Мысль о «Х»;

• Перекрестный шаг;

• Кнопки баланса;

• Рокер;

• Кнопки Космоса;

• Энергетизатор

2. Упражнения направленные, на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.

Дыхательная гимнастика. Релаксация.

2. Участие в соревнованиях.

воспитатель по физкультуре должен обладать внутренним спокойствием,

уметь наблюдать ситуацию, которая возникает на соревнованиях со стороны, эмоционально не вовлекаясь в происходящее;

уметь во время поддержать участников команды, удержать командный дух, заметить изменения в настроении и состоянии участников соревнований.

Практические рекомендации по ситуативному управлению состоянием и поведением участников команды в условиях соревнований.

Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.

Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения.

Процесс секундирования включает в себя несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Решается специальная задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований.). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т. д.) или включением в процесс секундирования телесного контакта (последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины., кроме того, часто используются заранее подготовленные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры и т. п.).

ВТОРОЙ ЭТАП

После сеанса релаксации, если еще есть время, предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант,который позволяет:

— как можно больше отвлечься от всего окружающего;

— четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т. д. ;

— воспроизвести приятные чувства, которые ребенок испытывает обычно в той ситуации.

ТРЕТИЙ ЭТАП

В заключение команде или ее участнику делаются следующие внушения:

ты должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде, не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме;

ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т. д. ;

ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);

3. Анализ соревнований.

Все участники процесса: педагог-психолог, воспитатель по физкультуре, дети.

учить детей анализировать события, которые произошли на соревнованиях;

учить детей делать вывод о полученных результатах;

учить детей видеть и плюсы и минусы своей работы;

поддержка ресурсных сторон команды и отдельных ее участников;

постановка новых целей на следующие соревнования

Источник

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА  В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Цыганкова М.В.,Чернышева Л.Г.

Тихоокеанский государственный университет (ФГБОУ ВО ТОГУ),

 г. Хабаровск

Аннотация.  В статье представлен опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению спортивно одаренных детей в дошкольном учреждении. Рассматриваются механизм, методы выявления спортивно одаренных детей, содержание, принципы построения работы, обусловленные особенностями педагогических условий дошкольного учреждения.  

Ключевые слова: спортивно одаренные дошкольники, психолого-педагогическое сопровождение.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT SPORT GIFTED CHILD IN PRESCHOOL

Tsygankova M.V., Chernysheva L.G.

Pacific State University, Khabarovsk

Annotation. The article presents an experience in psychological and pedagogical support of sports gifted children in preschool. We consider the mechanism, methods for identifying gifted children sports content, principles of operation, due to the peculiarities of pedagogical conditions of preschool.

Читайте также:  Что такое умственное развитие ребенка

Keywords: sports gifted preschoolers, psychological and educational support.

Современная система дошкольного образования ориентирована на личность ребенка, одной из приоритетных задач которой является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка, а эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна [1, 3, 5 и др.].

           Цель исследования – разработать программу психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных дошкольников с учетом педагогических условий дошкольного учреждения.

Механизм выявления и психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных детей в ДОУ № 83 г. Хабаровска носит систематический, долговременный характер, предполагающий длительное наблюдение за конкретным ребенком, различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, связанные как с образовательным процессом, так и со свободной деятельностью. Хорошо зарекомендовали себя интегрированные мероприятия, объединяющие активное сотрудничество с воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем. 

Уникальность одаренного ребенка обусловливается тем, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что могут сделать другие дети.

Для выявления спортивно одаренных детей в педагогической практике используются следующие методы:

–  педагогическое наблюдение за дошкольниками в разных видах деятельности;

– анализ результатов диагностики физической подготовленности;

– изучение психологических и индивидуальных  особеностей;

– метод прогнозирования будущих достижений ребенка;

– внеситуативно-личностные беседы с ребенком.

Педагогические наблюдения показали, что дети с психомоторной одаренностью проявляют повышенный интерес к двигательной деятельности.  Они легко и пластично двигаются, обладают высоким уровнем развития основных двигательных навыков, имеют хорошо развитую физическую силу, развитое чувство равновесия, высокую зрительно-моторную координацию, способность удерживать точный ритм и высокий темп движений, сохранять точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве. Им свойственна способность «схватывать» и запоминать технику движений, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях, проявлять настойчивость, азартность в достижении цели. Количество попыток, необходимое для овладения новыми движениями у них гораздо меньшее, чем у других детей. Характерно и то, что по некоторым показателям одаренный ребенок может достигать уровня, свойственного для старшего возраста.

           В работе с одаренными детьми применяется индивидуальный подход с учетом особенностей центральной нервной системы ребенка [4]. Часто имея завышенную самооценку, одаренные дети не всегда благополучно адаптируются в группе сверстников. Педагогами инициируюся беседы, старшие дошкольники привлекаются в работу с детьми младшего возраста как помощники и наставники малышей. На основании совместно с психологом дошкольного учреждения проводятся игры-тренинги с элементами сказкотерапии. Одаренные дети составляют костяк команд для участия в спортивных праздниках и физкультурных досугах, что дает детям возможность для роста и развития в плане социализации, позволяет наладить коммуникацию со сверстниками.

           Работа по выявлению одаренных детей строится на принципах оптимизации, дифференциации и  индивидуализации [2].

           Обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей  осуществляется   путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении. Двигательная активность дошкольников  направляется в русло их опыта, интересов, желаний и  функциональных возможностей организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников  направлена на развитие умственных, психических и физических способностей и качеств детей. В режим двигательной активности детей включаются игры и игровые упражнения, позволяющие не только удовлетворить потребность ребенка в движении, но и развить необходимые качества. Так, у детей с высоким уровнем  двигательной активности особо уделяется развитию внимания, произвольного поведения. Для детей с низким уровнем двигательной активности подбираются игровые упражнения на развитие быстроты движений. Важным является вовлечение детей разного уровня двигательной активности в совместные игры, поскольку в дошкольном возрасте пример сверстника является значимым, дети учатся друг у друга,  под руководством педагогов, непосредственно в процессе игровой деятельности.

          Образовательная среда, созданная совместно с родителями и педагогами в ДОУ № 86 и окружающая воспитанников, соответствует следующим принципам:

–  функциональности, заключающийся в заполнении  среды востребованными, многофункциональными, вариативными ресурсами, которые по необходимости легко трансформируются;

–  динамичности:  предметно–развивающая среда  физкультурного зала дошкольного учреждения является изменяющейся, трансформирующейся, разнообразной, что стимулирует интерес ребенка, а значит  и  его развитие;

– активности, самостоятельности, творчества:  совместно с воспитателями и инструктором физического воспитания организуются уголки с доступным оборудованием  в групповых комнатах,  а  также игротеки на участках во время прогулок  и на занятиях по интересам;

– эмоциогенности, основанный на способности среды порождать и трансформировать эмоции, влиять на состояние ребенка, создавая условия индивидуальной комфортности и благополучия каждого ребенка и взрослого;

– сочетания привычных и неординарных элементов организации среды:  воспитатели  в группах и специалисты ДОУ в кабинетах создают уют и комфорт, эстетично оформляя помещения. Оборудование, выполненное вручную:  гармонично  вписывается  в  стиль интерьера и  мало отличается от фабричного;

– учета половых различий детей:  соблюдение интересов мальчиков и девочек.

Важное значение имеют разработанные индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных воспитанников, дающие возможность планомерно развивать психомоторные способности ребенка и справляться с возникшими трудностями. Одаренная личность – это личность особого психического склада, для которой чрезвычайно значима социальная реализация. Спортивно одаренные  дети принимают активное участие в физкультурно-массовых мероприятиях на уровне своего дошкольного учреждения и района.

Включая в свое «Портфолио дошкольника» дипломы, грамоты, памятные медали, ребенок видит результат своей деятельности, что мотивирует его на дальнейшую работу.

Список литературы

1. Губа, В. П. Технология интегрального изучения одаренности детей для занятий различными видами деятельности / В.П. Губа // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Вып. 5. – М., 2016. – С. 540-542.

2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду                / М.А. Рунова. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 255 с.

3. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А.И. Савенков. – СПб.: Питер, 2004. – 272 с.

4. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М., 1961. – 536 с.

5. Тропова, М.А.   Работа с одаренными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения / М.А. Тропова  // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – М., 2012. –  № 1 : [Электронный ресурс] : Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-odarennymi-detmi-v-usloviyah-dou

Читайте также:  Роль семьи в воспитании ребенка с отклонениями в развитии

Источник

Надежда Арсентьева
Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвинут один из основных принципов дошкольного образования – принцип индивидуализации, который ориентирует на создание индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка дошкольного возраста. Анализ современной педагогической теории и практики показывает, что процесс его физического развития попрежнему строится без учета индивидуальных особенностей;в нем не учитывается:

• состояние здоровья;

• уровень физической подготовленности;

гендерная принадлежность ребенка.

Мальчикам и девочкам даются одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, в работе с ними используется одна и та же методика физического развития. Это отрицательно сказывается на социализации, сохранении и укреплении здоровья мальчиков и девочек и их физической подготовке.

В педагогической литературе указывается, что давно назрела необходимость осуществлять физическое развитие дошкольников с учетом гендерной принадлежности. Впервые в отечественном образовании осуществляется переход от бесполой педагогики к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. При этом гендер (англ. gender, от лат. genus –род) понимается как социальный пол, определяющий и поведение человека в обществе, и то, как это поведение воспринимается обществом. Результатом гендерной принадлежности детей является воспитание мужественности и женственности с ориентацией на исполнение в будущем социальных ролей. Физическое воспитание обеспечивает формирование мужественности и женственности как идеальных характеристик мужчины и женщины через систему физических упражнений. Так, мальчикам необходимы упражнения, формирующие выносливость, силу, мужественность, а девочкам – пластичность, гармоничность, женственность.

О. Г. Аракелян и Л. В. Карманова указывают, что уже в 5летнем возрасте отмечается значительная разница между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Мальчики совершают одиночные перепрыгивания; девочки осваивают разнообразные прыжки, используя их в повседневной жизни. Формирование скоростносиловых качеств у мальчиков и девочек предполагает разный подход, так как они имеют разные показатели в овладении этими качествами.

Анализ педагогической литературы позволил уточнить понятие «гендерно ориентированное сопровождение физического развития детей дошкольного возраста», под которым понимается тип педагогической деятельности инструктора по физической культуре, воспитателя, медицинского работника, направленной на индивидуальную помощь ребенку дошкольного возраста, учитывающую физическое состояние, здоровье, гендерную специфику мальчиков и девочек в освоении физической культуры и формирующую мужественность и женственность как основу гармоничного освоения будущих социальных ролей.

Гипотетически А. Коузовымвыявлены педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста в физическом развитии:

• интеграция образовательных областей («Физическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие», обеспечивающая формирование мужественности и женственности для гармоничного освоения будущих социальных ролей;

• учет половой идентификации детей при повышении уровня развития скоростносиловых качеств старших дошкольников;

• взаимодействие с семьями воспитанников, учитывающее состояние здоровья и физическое развитие мальчиков и девочек.

Рассмотрим каждое из условий.

Первое условие, обеспечивающее формирование мужественности и женственности у детей дошкольного возраста для гармонического освоения ими будущих социальных ролей, предполагает включение в учебное занятие по физическойкультуре других видов деятельности: музыки, анализа литературных и изобразительных произведений, развития представлений об идеальном образе мужчины или женщины. Так, чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер» помогает дошкольникам усвоить понимание необходимости формирования у мальчиков таких физических качеств, как сила, ловкость, атлетическое здоровье, выносливость. А анализ картины М. Врубеля «Царевналебедь» способствует закреплению представлений о женской красоте, о таких феминных качествах, как грациозность, плавность, пластичность, нежность, которые могут быть сформированы танцами, специально подобранными физическими упражнениями. Все качества, свойства личности дошкольника не только проявляются, но и формируются в тех различных видах детской деятельности, которые составляют жизнь ребенка, его общественное бытие. В зависимости от того, что ребенок делает (т. е. каково содержание его деятельности) и как делает (способ деятельности, в зависимости от организации этой деятельности и от того, какие отношения и взаимосвязи с другими (сверстниками и взрослыми) эта деятельность формирует, развиваются определенные склонности, способности, закрепляются знания. Интеграция различных видов деятельности обеспечивает активное проявление личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Реализация второго педагогического условия определяет иное, чем принято, построение занятий физической культурой. Это вызвано в первую очередь различиями в развитии скоростносиловых качеств у мальчиков и девочек. Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е. Г. ЛевиГориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам большинства контрольных упражнений.

Последующие исследования показали, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метании превышают средние результаты девочек. Девочки лучше мальчиков выполняют упражнения на гибкость и равновесие. Это послужило основанием того, что в большинство учебнометодических пособий по физической культуре дошкольников включены нормативы физической готовности, различные для девочек и мальчиков (Т. И. Осокина, В. Г. Фролов и Г. П. Юрко, Н. В. Алябьева, В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак.

Двигательные способности начинают проявляться уже в дошкольном возрасте. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста наиболее значимы скоростносиловые способности, для детей 6 лет – скоростные способности и выносливость, а для детей 7го года жизни – скоростные и координационные способности.

Анализируя психологопедагогическую литературу, А. Коузов определил тенденцию физического развития дошкольника, результатом учета которой являются разделение и группировка детей по гендерным признакам с целью использования потенциальных возможностей каждого ребенка, что сопрягается с выявлением и максимальным развитием природных задатков и способностей.

К девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования, связанные с выполнением одних и тех же движений, с четкостью, ритмичностью, затратами дополнительных усилий (для мальчиков) и пластичностью, выразительностью, грациозностью (для девочек). Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что и требования к результативности должны быть разными. Например, в прыжках со скакалкой для мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как хороший результат для девочек – усложненные варианты прыжков (с вращением скакалки назад, ноги скрестно, руки скрестно, вдвоем и т. д.). Рассмотрим особенности формирования мужественности и женственности через систему упражнений для мальчиков и девочек, которые можно разделить на две большие группы.

Читайте также:  Развитие грудного ребенка на 4 месяце жизни

К п е р в о й г р у п п е относятся раздельные занятия. Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек. На этих занятиях целесообразно планировать изучение упражнений, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например, метание, и упражнений, вызывающих интерес данной группы детей (например, для мальчиков – футбол, хоккей; для девочек – упражнения с лентами).

Сюжетное занятие или использование большой тематической игры также может иметь ярко выраженную окраску в зависимости от пола (например, для мальчиков – «Спасатели», для девочек – «Театр кукол»). Так, для развития силы у мальчиков мы рекомендуем упражнения для мышц пресса.

1. «Кузнечик». И. п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед. 1 – слегка приподнять корпус, одновременно сгибая ноги в коленях; 2 – и. п. (один–два подхода по 5–8 раз).

2. Подтягивание на перекладине. И. п. – хват сверху. 1 – подтянуться на перекладине; 2 – и. п. Дыхание произвольное (7–8 раз).

3. «Силачи». И. п. – стоя в парах. Мальчики стоят друг к другу лицом, одна нога впереди, другая сзади, руки упираются в плечи напарника. 1 – вытолкнуть партнера; 2 – и. п. Дыхание произвольное (4 раза).

Такие упражнения развивают у мальчиков силу, выносливость, ловкость, что ведет к формированию мужественности. Для девочек необходимы упражнения,формирующие женственность: грациозность, мягкость, нежность. К таким упражнениям можно отнести гимнастику, ритмику, упражнения с лентой, обручем, мячом и др.

К о в т о р о й г р у п п е относятся совместные дифференцированные занятия. Все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков.Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности:

• в подготовительной и заключительной частях занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание;

• на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающие упражнениях – исходные положения, в полосе препятствий – условияпреодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании – расстояние до цели; в ритмической гимнастике – рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка). В этом варианте организации занятий, чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточкизадания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.

Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, должен помнить, что ее успешность во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков. Так, для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. В связи со сказанным педагог должен определить, когда в режиме дня детям с повышенной потребностью в движениях (в основном мальчикам) следует предоставить возможность для дополнительных занятий физическими упражнениями и чем в это время будут заняты остальные дети. Частично данную проблему можно решить рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и через систему занятий в секциях. Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства. Поэтому при отсутствии в дошкольном учреждении физкультурного зала необходимо чаще планировать занятия на улице.

Внедрение третьего условия предполагает индивидуальную помощь семье ребенка с учетом гендерных различий. Имеется в виду не любая форма помощи семье, а поддержка, в основании которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности за выбор варианта индивидуального воспитательного воздействия на ребенка с учетом уровня его физического, психического, духовного развития.

Новое направление работы с семьей требует создания при дошкольных организациях службы семьи – объединения специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения: воспитателей, медицинских работников, психолога, социального педагога, инструктора по физической культуре. При этом служба сопровождениясемьи должна учитывать следующие принципы:

• рекомендательный (необязательный для исполнения) характер;

• приоритет интересов сопровождаемого;

• непрерывность сопровождения на всех этапах развития ребенка;

• мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

• стремление к автономизации.

Деятельность службы сопровождениянаправлена на обеспечение двух согласованных процессов:

• индивидуальное сопровождение ребенка с учетом типа семьи, в которой он растет;

• системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для семьи в целом.

Индивидуальное сопровождение детей в образовательных организациях предполагает создание условий для выявления потенциальной группы риска и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Как правило, в таком сопровождении нуждаются семьи с больным ребенком; им предлагаются индивидуальные лечебнооздоровительные программы с учетом состояния здоровья воспитанника, главным направлением которых являются профилактика заболеваний, укрепление и сохранение здоровья дошкольника. Коллектив детского сада должен способствовать созданию здоровьесберегающей среды в семье, в которой важное место занимают водные, воздушные, физические упражнения, физкультурнооздоровительные процедуры, фито и арттерапия, семейные праздники здоровья и др.

Системное сопровождениесемьи осуществляется в нескольких направлениях:

• участие в разработке и реализации программ сопровождения семьи с учетом создания наиболее благоприятных условий для физического развития мальчиков и девочек; предлагается выбор спортивных секций и кружков;

• проектирование новых форм образовательных услуг для семьи (совместные праздники, «социальная гостиная», школа индивидуального воспитания и развития, семейные кружки и студии по интересам и т. д., в которых нуждаются мальчики и девочки;

• создание профилактикокоррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих детей (плоскостопие, искривления позвоночника, психические расстройства и др.). Данные программы проектируются с учетом гендерных различий.

Такая комплексная работа дошкольных организаций предполагает разнообразие моделей взаимоотношений с семьями воспитанников для сохранения ценностей дошкольного детства, интимного и личностного развития каждой растущей личности.

Выявленные нами педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста взаимодополняемы и взаимообусловлены, представляют систему организационных мер по формированию мужественности и женственности средствами физической культуры.

Источник