Педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде

Педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде thumbnail

Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде

Динамичные социокультурные условия сегодняшнего дня побуждают к постановке комплексных задач, направленных на адекватное современной психолого-педагогической ситуации развитие личности в процессе образования.

Важнейшей задачей модернизации  образования является обеспечение  его качества, доступности,  индивидуализации и дифференциации, что предполагает:

  • создание психологически безопасной образовательной среды
  • осуществление квалифицированной  диагностики возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста, психологической помощи семьям детей групп особого внимания;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и в выборе для него образовательного и профессионального маршрута;
  • профилактику нарушений эмоционально-волевой сферы;
  • помощь в разрешении проблем во  взаимоотношениях  со сверстниками, учителями, родителями.

Особое значение приобретают вышеназванные позиции в контексте обозначенных  направлений развития образования, сформулированных в рамках национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа». В частности, в данной стратегии речь идет о  «создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Более того, одной из первостепенных задач в национальной стратегии определена необходимость выстраивания  «разветвленной  системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.).

Актуальной задачей современного этапа является реализация принципиально нового подхода к деятельности существующих ППМС-центров,  которые сегодня зачастую играют роль «скорой помощи», корректируя  проблемные ситуации, связанные с трудностями поведения и обучения ребенка в образовательном учреждении.

В условиях обновления содержания образования в соответствии с основными положениями ФГОС сфера ответственности ППС (психолого-педагогического сопровождения) не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении. Она  должна  включать в себя задачи обеспечения социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков,  формирования установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, профилактики поведенческих факторов риска. При этом в поле зрения таких центров должны находиться все категории детей, в том числе, талантливые (одаренные), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды,  поддержка при  социализации   которых требует особого внимания.

В связи с этим перспективным направлением является создание  комплексной  модели  сопровождения процессов развития ребенка, которая, с одной стороны, интегрировала бы зачастую несогласованные  диагностику, консультативную работу, тренинги и др., с другой стороны – объединила бы усилия всех субъектов: учащихся, учителей, родителей. Данная модель призвана способствовать профессиональному выбору и обеспечивать формирование самой способности к сознательному ответственному самоопределению. Предметом внимания помимо способности к планированию учебной и профессиональной карьеры становится более фундаментальная способность к проектированию собственного жизненного пути.

Особое место  в деятельности такой модели отводится психологической поддержке педагога в процессе его профессиональной деятельности. Психологическая комфортность учащихся непосредственно зависит от психологического здоровья педагога и уровня его психолого-педагогической компетентности, личностной регуляции,  которая дает возможность не только управлять своим поведением, справляться с жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, но и развиваться, совершенствоваться в личностной сфере. К сожалению, на сегодняшний день эффективных моделей поддержки педагогов, предупреждения проблем их профессионального выгорания и деформации разработано и реализуется недостаточно.

Вместе с тем, не  менее значимыми для современной школы, требующими профессионального решения остаются вопросы психологической безопасности образовательной среды, принципами проектирования которой являются:

  • защищенность личности, через развитие и реализацию ее индивидуального потенциала, и устранение психологического насилия;
  • опора на развивающее образование, целью которого является не обучение, а личностное развитие;
  • помощь в становлении социально-психологической умелости.

Необходимость проектирования  такого рода среды  делает актуальным поиск технологий, способствующих расширению и углублению компетентности педагога в области знаний психологических особенностей формирования личности,  методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации.

Обозначенный подход предполагает, что специалист  сферы психолого-педагогического сопровождения, помимо владения методиками диагностики, консультирования, коррекции, обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, обеспечению эффективного взаимодействия в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).

В связи с этим актуальной и востребованной становится разработка комплексной  модели психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребенка в условиях образовательной среды как интеграции педагогических, психологических, управленческих и общественных составляющих процесса обучения, воспитания и социализации личности. Под развитием при этом следует понимать именно качественное изменение человека.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в современном образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей, реал изация которой предполагает достижение комплекса задач:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления:

  • профилактика;
  • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
  • экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Главным итогом деятельности по обеспечению психолого-педагогического сопровождения, согласующегося с социальными запросами населения и требованиями федерального государственного образовательного стандарта, является адаптация детей всех ступеней обучения к быстроменяющейся жизни, обеспечение организации образовательного процесса, способствующего, прежде всего, становлению личности ребенка.

Обозначенный результат достигается посредством создания условий для формирования не только определенных личностных качеств (активность, коммуникабельность, ответственность, социально-психологическая умелость), но и адекватных требованиям общества и потребностям каждого конкретного человека личностных установок, способных обеспечить качество жизни.

Таким образом, эффективное психолого-педагогическое сопровождение в современных социокульурных условиях является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Источник

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным
заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения
ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности
личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами
психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются
цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения развития учеников МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка»
адаптированность учеников школы в условиях внедрения ФГОС.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • профилактика возникновения проблем развития ребенка
    (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в
    переходные периоды);
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,
    социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и
    профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы
    взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей,
    учителей.

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается
основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех
заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это
касается учителей, администрацию школы и родителей учащихся, принимающих участие
в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает
открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого
образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными
участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех
заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с
целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем,
направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих
действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог
школы.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям
всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами
развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью
учителей, педагога-психолога, другие педагогических работников школы, при этом
учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие
технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие
дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается
компонентами сопровождения, среди которых выделяются
профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен
системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи
диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической
деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью
оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший
императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он
всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое
информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также
ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности
педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями,
педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы
активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка
существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование
системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся
характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на
    основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование
    гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих
    ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на
    идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла
    психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию
    фасилитации педагога и психолога.
  • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой
    помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению
    возникновения проблемных ситуаций.
  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических
    психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции
    развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает
    участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной
    работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых
    методик диагностики и коррекции.
  • Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных
    специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении
    задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога,
    социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.;
  • Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы
    ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников
    учебно-воспитательного процесса;
  • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится
    не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы
    самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к
    саморазвитию;
  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия
    обуславливают совместную деятельность субъектов психологического
    сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения
    и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
  • Принцип системности предполагает, что психологическое
    сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная
    деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на
    современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и
    взаимообусловленность отдельных компонентов.
  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и
    методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их
    отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне класса;
  • на уровне школы.

Формы сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в
    переходный период (5-ый класс).
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
  • Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
  • Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
  • Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
  • Выявление и поддержка одарённых детей.
  • Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • Сохранение и укрепление психологического здоровья.
  • Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей
    профессиональной сферы деятельности.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая
    направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных
    особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
    использование современных педагогических технологий, в том числе
    информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
    повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач
    обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся
    с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и
    индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка;
    комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
    групповых коррекционно-развивающих занятиях);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим,
    укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
    умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение
    санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты,
различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе
реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели
деятельности. Учитывая активную позицию школьников в процессе сопровождения, им
также придается субъектная функция.

Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция
в области сопровождения:

Администрация образовательного учреждения.

Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе
психологического сопровождения:

  • утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные
    документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
  • контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее
    ресурсное обеспечение;
  • обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов
    сопровождения по результатам работы;
  • осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы
    сопровождения;
  • распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам.
директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.

Зам. директора по УВР:

  • руководство школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом;
  • организация условий обучения (распределение нагрузки, составление
    расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных
    периодов и т.д.);
  • осуществление контроля за УВП (посещение уроков, индивидуальные
    консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т.д.);
  • организация производственных совещаний, заседаний МО, обучающих
    семинаров и т.д.

Педагог-психолог.

Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с
должностными обязанностями и направлениями деятельности:

  • консультирование
  • просвещение;
  • профилактика;
  • коррекционно-развивающая деятельность;
  • диагностика;
  • экспертиза.

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный
период (5-ый класс).

  • Мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов учащихся.
  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих
    учащихся.
  • Представление результатов на постоянно-действующих семинарах,
    педагогических советах, совещаниях, заседаниях школьного ПМПк.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с родителями учеников.
  • Просветительская и консультационная деятельность с учителями.

2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

  • Проведение лонгитюдных исследований.
  • Диагностический минимум.
  • Углубленная психодиагностика:
    • исследование особенностей познавательной деятельности;
    • изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей
профессиональной сферы деятельности.

  • Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х
    классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы.
  • Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися,
    направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными
    учреждениями начального, среднего и высшего образования.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий.

4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»:

  • Диагностический минимум.
  • Углубленная психодиагностика:
    • исследование особенностей познавательной деятельности;
    • изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность в отношении учеников и
    их родителей.

5. Сохранение и укрепление психологического здоровья

  • Просветительская и профилактическая работа с учащимися.
  • Организация «Школы для родителей».
  • Организация постоянно действующего семинара для учителей по вопросам
    современной педагогической психологии.
  • Ведение Интернет-блога, Интернет-странички для родителей по вопросам
    воспитания.

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – действует
в соответствии с утвержденным Положением.

В соответствии с приказом директора по школе непосредственное руководство
психолого-медико-педагогическим консилиумом осуществляет заместитель директора
по учебно-воспитательной работе.

Медицинская служба МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с
углубленным изучением английского языка»
представлена работающим в школе по
договору с городской детской поликлиникой №3 фельдшером. В рамках своего
функционала фельдшер:

  • участвует в работе школьного ПМПк;
  • предоставляет необходимые материалы о состоянии здоровья школьников для
    других субъектов системы психологического сопровождения (строго
    руководствуясь принципом конфиденциальности);
  • оказывает необходимую медицинскую помощь и консультации субъектам
    системы сопровождения;
  • ведет занятия со школьниками по медицинскому просвещению.

Социальный педагог:

  • выявление и контроль за учениками «группы риска»;
  • осуществление контроля за вовлеченностью учеников «группы риска» в
    досуговую деятельность;
  • выступления на тематических родительских собраниях;
  • проведение индивидуальных консультаций для родителей, в том числе и для
    родителей детей «группы риска»;
  • проведение профилактических программ для учащихся;
  • осуществление взаимодействия с городским центром
    психолого-медико-социального сопровождения, центром «Катарсис» по проведению
    профилактических программ для учащихся.

Государственное образовательное учреждение «Новгородский областной центр
психолого-медико-социального сопровождения».

  • Осуществляет консультативно-диагностическую помощь в сложных случаях
    психологического сопровождения.
  • Консультирует педагогов и родителей школьников по проблемам обучения и
    воспитания по просьбе других субъектов сопровождения.
  • Проводит консультативную и коррекционную работу с учащимися школы на
    базе центра по заявке школы.
  • По направлению школьной ПМПк выдает заключения городской
    Психолого-медико-педагогической комиссии об оптимальном образовательном
    маршруте школьников.

Учителя-предметники:

  • участие в проведении родительских собраний;
  • проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих
    сложности в обучении;
  • проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в
    обучении;
  • разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий
    учеников;
  • реализация школьной программы по формированию универсальных учебных
    действий;
  • участие в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д.

Классные руководители:

  • организация воспитательной работы с классным коллективом (планирование,
    проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий…);
  • составление социального паспорта класса;
  • организация работы с родителями (планирование, проведение тематических
    родительских собраний…);
  • проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам
    обучения и воспитания учеников;
  • организация взаимодействия со специалистами (педагог-психолог,
    социальный педагог, администрация);
  • проведение педагогической диагностики;
  • проведение профилактических программ для учеников.

Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического
сопровождения.

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе
наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков
компетентности.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием
личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в
условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и
диагностируются:

  • отсутствие неуспевающих учащихся;
  • профессиональное самоопределение;
  • активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность,
    творческое отношение к делу;
  • отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
  • бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
  • отсутствие конфликтов с педагогами.

Психологическая эффективность:

  • субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе;
  • адекватная самооценка;
  • сформированностью Я – концепции личности;
  • оптимальное развитием его способностей, и, как следствие,
    профессиональное самоопределение.

Медицинская эффективность связывается с сохранением психического и
физического здоровья детей и определяется как динамика хронических заболеваний
школьников, представленная в отчетах медицинской службы школы.

Приложение 1

Источник