Педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде
Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
Динамичные социокультурные условия сегодняшнего дня побуждают к постановке комплексных задач, направленных на адекватное современной психолого-педагогической ситуации развитие личности в процессе образования.
Важнейшей задачей модернизации образования является обеспечение его качества, доступности, индивидуализации и дифференциации, что предполагает:
- создание психологически безопасной образовательной среды
- осуществление квалифицированной диагностики возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста, психологической помощи семьям детей групп особого внимания;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и в выборе для него образовательного и профессионального маршрута;
- профилактику нарушений эмоционально-волевой сферы;
- помощь в разрешении проблем во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями.
Особое значение приобретают вышеназванные позиции в контексте обозначенных направлений развития образования, сформулированных в рамках национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа». В частности, в данной стратегии речь идет о «создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Более того, одной из первостепенных задач в национальной стратегии определена необходимость выстраивания «разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.).
Актуальной задачей современного этапа является реализация принципиально нового подхода к деятельности существующих ППМС-центров, которые сегодня зачастую играют роль «скорой помощи», корректируя проблемные ситуации, связанные с трудностями поведения и обучения ребенка в образовательном учреждении.
В условиях обновления содержания образования в соответствии с основными положениями ФГОС сфера ответственности ППС (психолого-педагогического сопровождения) не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении. Она должна включать в себя задачи обеспечения социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, формирования установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, профилактики поведенческих факторов риска. При этом в поле зрения таких центров должны находиться все категории детей, в том числе, талантливые (одаренные), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, поддержка при социализации которых требует особого внимания.
В связи с этим перспективным направлением является создание комплексной модели сопровождения процессов развития ребенка, которая, с одной стороны, интегрировала бы зачастую несогласованные диагностику, консультативную работу, тренинги и др., с другой стороны – объединила бы усилия всех субъектов: учащихся, учителей, родителей. Данная модель призвана способствовать профессиональному выбору и обеспечивать формирование самой способности к сознательному ответственному самоопределению. Предметом внимания помимо способности к планированию учебной и профессиональной карьеры становится более фундаментальная способность к проектированию собственного жизненного пути.
Особое место в деятельности такой модели отводится психологической поддержке педагога в процессе его профессиональной деятельности. Психологическая комфортность учащихся непосредственно зависит от психологического здоровья педагога и уровня его психолого-педагогической компетентности, личностной регуляции, которая дает возможность не только управлять своим поведением, справляться с жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, но и развиваться, совершенствоваться в личностной сфере. К сожалению, на сегодняшний день эффективных моделей поддержки педагогов, предупреждения проблем их профессионального выгорания и деформации разработано и реализуется недостаточно.
Вместе с тем, не менее значимыми для современной школы, требующими профессионального решения остаются вопросы психологической безопасности образовательной среды, принципами проектирования которой являются:
- защищенность личности, через развитие и реализацию ее индивидуального потенциала, и устранение психологического насилия;
- опора на развивающее образование, целью которого является не обучение, а личностное развитие;
- помощь в становлении социально-психологической умелости.
Необходимость проектирования такого рода среды делает актуальным поиск технологий, способствующих расширению и углублению компетентности педагога в области знаний психологических особенностей формирования личности, методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации.
Обозначенный подход предполагает, что специалист сферы психолого-педагогического сопровождения, помимо владения методиками диагностики, консультирования, коррекции, обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, обеспечению эффективного взаимодействия в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).
В связи с этим актуальной и востребованной становится разработка комплексной модели психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребенка в условиях образовательной среды как интеграции педагогических, психологических, управленческих и общественных составляющих процесса обучения, воспитания и социализации личности. Под развитием при этом следует понимать именно качественное изменение человека.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в современном образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей, реал изация которой предполагает достижение комплекса задач:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления:
- профилактика;
- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Главным итогом деятельности по обеспечению психолого-педагогического сопровождения, согласующегося с социальными запросами населения и требованиями федерального государственного образовательного стандарта, является адаптация детей всех ступеней обучения к быстроменяющейся жизни, обеспечение организации образовательного процесса, способствующего, прежде всего, становлению личности ребенка.
Обозначенный результат достигается посредством создания условий для формирования не только определенных личностных качеств (активность, коммуникабельность, ответственность, социально-психологическая умелость), но и адекватных требованиям общества и потребностям каждого конкретного человека личностных установок, способных обеспечить качество жизни.
Таким образом, эффективное психолого-педагогическое сопровождение в современных социокульурных условиях является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Источник
Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным
заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения
ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности
личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами
психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются
цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения развития учеников МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка»
– адаптированность учеников школы в условиях внедрения ФГОС.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- профилактика возникновения проблем развития ребенка
(психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в
переходные периоды); - содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,
социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и
профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы
взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями); - развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей,
учителей.
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается
основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех
заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это
касается учителей, администрацию школы и родителей учащихся, принимающих участие
в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает
открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого
образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными
участниками (сотрудниками).
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех
заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с
целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем,
направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих
действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог
школы.
Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям
всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами
развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью
учителей, педагога-психолога, другие педагогических работников школы, при этом
учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие
технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие
дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.
Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается
компонентами сопровождения, среди которых выделяются
профессионально-психологический и организационно-просветительский.
Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен
системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи
диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической
деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью
оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший
императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он
всегда цель психологического сопровождения.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое
информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также
ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности
педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями,
педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы
активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка
существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование
системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся
характер (синергетичность).
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
- Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на
основе безоговорочного признания его уникальности и ценности. - Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование
гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих
ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на
идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла
психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию
фасилитации педагога и психолога. - Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой
помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению
возникновения проблемных ситуаций. - Принцип научности отражает важнейший выбор практических
психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции
развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает
участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной
работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых
методик диагностики и коррекции. - Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных
специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении
задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога,
социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.; - Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы
ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников
учебно-воспитательного процесса; - Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится
не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы
самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к
саморазвитию; - Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия
обуславливают совместную деятельность субъектов психологического
сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения
и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ. - Принцип системности предполагает, что психологическое
сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная
деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на
современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и
взаимообусловленность отдельных компонентов. - Принцип рациональности лежит в основе использования форм и
методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их
отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
- индивидуальное;
- групповое;
- на уровне класса;
- на уровне школы.
Формы сопровождения:
- консультирование;
- диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- профилактика;
- просвещение.
Направления психолого-педагогического сопровождения.
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в
переходный период (5-ый класс). - Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
- Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
- Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
- Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
- Выявление и поддержка одарённых детей.
- Дифференциация и индивидуализация обучения.
- Сохранение и укрепление психологического здоровья.
- Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей
профессиональной сферы деятельности.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
- психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая
направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности); - специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач
обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и
индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка;
комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятиях); - здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение
санитарно-гигиенических правил и норм).
Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.
Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты,
различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе
реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели
деятельности. Учитывая активную позицию школьников в процессе сопровождения, им
также придается субъектная функция.
Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция
в области сопровождения:
Администрация образовательного учреждения.
Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе
психологического сопровождения:
- утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные
документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения; - контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее
ресурсное обеспечение; - обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов
сопровождения по результатам работы; - осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы
сопровождения; - распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.
В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам.
директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.
Зам. директора по УВР:
- руководство школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом;
- организация условий обучения (распределение нагрузки, составление
расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных
периодов и т.д.); - осуществление контроля за УВП (посещение уроков, индивидуальные
консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т.д.); - организация производственных совещаний, заседаний МО, обучающих
семинаров и т.д.
Педагог-психолог.
Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с
должностными обязанностями и направлениями деятельности:
- консультирование
- просвещение;
- профилактика;
- коррекционно-развивающая деятельность;
- диагностика;
- экспертиза.
1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный
период (5-ый класс).
- Мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов учащихся.
- Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих
учащихся. - Представление результатов на постоянно-действующих семинарах,
педагогических советах, совещаниях, заседаниях школьного ПМПк. - Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
- Просветительская и консультационная деятельность с родителями учеников.
- Просветительская и консультационная деятельность с учителями.
2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
- Проведение лонгитюдных исследований.
- Диагностический минимум.
- Углубленная психодиагностика:
- исследование особенностей познавательной деятельности;
- изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей
профессиональной сферы деятельности.
- Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х
классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы. - Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися,
направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными
учреждениями начального, среднего и высшего образования. - Проведение коррекционно-развивающих занятий.
4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»:
- Диагностический минимум.
- Углубленная психодиагностика:
- исследование особенностей познавательной деятельности;
- изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
- Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
- Просветительская и консультационная деятельность в отношении учеников и
их родителей.
5. Сохранение и укрепление психологического здоровья
- Просветительская и профилактическая работа с учащимися.
- Организация «Школы для родителей».
- Организация постоянно действующего семинара для учителей по вопросам
современной педагогической психологии. - Ведение Интернет-блога, Интернет-странички для родителей по вопросам
воспитания.
Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – действует
в соответствии с утвержденным Положением.
В соответствии с приказом директора по школе непосредственное руководство
психолого-медико-педагогическим консилиумом осуществляет заместитель директора
по учебно-воспитательной работе.
Медицинская служба МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с
углубленным изучением английского языка» представлена работающим в школе по
договору с городской детской поликлиникой №3 фельдшером. В рамках своего
функционала фельдшер:
- участвует в работе школьного ПМПк;
- предоставляет необходимые материалы о состоянии здоровья школьников для
других субъектов системы психологического сопровождения (строго
руководствуясь принципом конфиденциальности); - оказывает необходимую медицинскую помощь и консультации субъектам
системы сопровождения; - ведет занятия со школьниками по медицинскому просвещению.
Социальный педагог:
- выявление и контроль за учениками «группы риска»;
- осуществление контроля за вовлеченностью учеников «группы риска» в
досуговую деятельность; - выступления на тематических родительских собраниях;
- проведение индивидуальных консультаций для родителей, в том числе и для
родителей детей «группы риска»; - проведение профилактических программ для учащихся;
- осуществление взаимодействия с городским центром
психолого-медико-социального сопровождения, центром «Катарсис» по проведению
профилактических программ для учащихся.
Государственное образовательное учреждение «Новгородский областной центр
психолого-медико-социального сопровождения».
- Осуществляет консультативно-диагностическую помощь в сложных случаях
психологического сопровождения. - Консультирует педагогов и родителей школьников по проблемам обучения и
воспитания по просьбе других субъектов сопровождения. - Проводит консультативную и коррекционную работу с учащимися школы на
базе центра по заявке школы. - По направлению школьной ПМПк выдает заключения городской
Психолого-медико-педагогической комиссии об оптимальном образовательном
маршруте школьников.
Учителя-предметники:
- участие в проведении родительских собраний;
- проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих
сложности в обучении; - проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в
обучении; - разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий
учеников; - реализация школьной программы по формированию универсальных учебных
действий; - участие в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д.
Классные руководители:
- организация воспитательной работы с классным коллективом (планирование,
проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий…); - составление социального паспорта класса;
- организация работы с родителями (планирование, проведение тематических
родительских собраний…); - проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам
обучения и воспитания учеников; - организация взаимодействия со специалистами (педагог-психолог,
социальный педагог, администрация); - проведение педагогической диагностики;
- проведение профилактических программ для учеников.
Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического
сопровождения.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе
наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков
компетентности.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием
личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в
условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и
диагностируются:
- отсутствие неуспевающих учащихся;
- профессиональное самоопределение;
- активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность,
творческое отношение к делу; - отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
- бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
- отсутствие конфликтов с педагогами.
Психологическая эффективность:
- субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе;
- адекватная самооценка;
- сформированностью Я – концепции личности;
- оптимальное развитием его способностей, и, как следствие,
профессиональное самоопределение.
Медицинская эффективность связывается с сохранением психического и
физического здоровья детей и определяется как динамика хронических заболеваний
школьников, представленная в отчетах медицинской службы школы.
Приложение 1
Источник