Педагогическое сопровождение при развитии субъектной позиции ребенка
Педагогическая поддержка и помощь ребенку в формировании и обогащении субъектного опыта как ключевая идея реализации персонифицированного подхода
Коренькова Наталья Викторовна, заместитель директора СОГБУ ДО «Станция юннатов»
В организации дополнительного образования могут заниматься разные дети и одаренные (талантливые) и с проблемами в развитии, поэтому, при освоении программы, перед педагогом ДО встает задача найти такие способы педагогического взаимодействия, которые помогут включить каждого ребенка в содержательную деятельность, наполнят повседневную жизнь объединения интересными делами, проблемами, идеями и, таким образом, будут способствовать становлению и развитию субъектной позиции обучающегося.
Идея проявления и становления субъектности ребенка в процессе дополнительного образования составляет основу деятельности исследовательского коллектива областной станции юннатов. Причем эту проблему мы рассматриваем с позиции разных категорий детей: и детей одаренных, и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Итогом работы нашего коллектива за прошедший период можно считать сформированность общих представлений о сути и механизмах реализации персонифицированного подхода. Нами выделены главные концептуальные идеи, на основе которых будет выстраиваться программа исследования. Ключевыми понятиями в исследовании являются:
-«субъектность» и «саморазвитие»;
– «педагогическая помощь» и «педагогическая поддержка».
Субъектность – это способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми. Как отмечает доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова, эта способность формируется в социальной жизни в процессе духовных усилий ребенка и воспитывается целенаправленно.
Педагогическая помощь ребенку в формировании и обогащении субъектного опыта саморазвития включает в себя такие составляющие:
стимулирование желания (мотивации) ребенка заниматься саморазвитием, формирование потребности в этих занятиях;
помощь ребенку в освоении и применении знаний, умений и навыков планирования, организации, анализа деятельности по развитию самого себя;
поддержка усилий ребенка в развитии волевых качеств, рефлексивных способностей, самопроцессов;
развитие у учащихся нравственной направленности как ценностного наполнения содержания, форм и способов процесса саморазвития;
создание в образовательной организации условий для развития и проявления инициативы, самодеятельности и самоуправленческих начал, поддержки самодетерминированной активности учащихся;
учет субъектных проявлений детей в жизнедеятельности образовательной организации.
В прошедшем году нами разработаны Памятки для педагогов ДО, работающих с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями.
Для педагогов ДО, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, а именно с умственно отсталыми школьниками с сочетанными дефектами, становится актуальным персонифицированный образовательный процесс и персонифицированное педагогическое сопровождение учащегося, которое заключается в следующем:
Педагогическое сопровождение.
Сплочение детского коллектива.
Создание ситуации успеха.
Индивидуальная образовательная траектория.
Успешная адаптации и социализации в условиях современного общества.
На самых первых этапах взаимодействия субъект-субъектных отношений это – «педагогическое сопровождение», которое тесно связано с понятием «педагогическая поддержка, помощь». Ребенок, оказываясь под влиянием факторов, сдерживающих и деформирующих его развитие, нуждается в сопровождении для их преодоления.
Педагог ДО оказывает ребенку с ОВЗ оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, которые связанны с физическим и психическим здоровьем, стимулирует успешное продвижение в обучении и межличностной коммуникации. Задача педагога состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы, а помогать ему делать осознанный и ответственный выбор.
На любом занятии творческого объединения, как на теоретическом, так и на практическом важно для каждого учащегося создать ситуацию успеха, обеспечивающую создание условий для самостоятельности в принятии решений. Роль педагога заключается еще и в том, чтобы создать для ребенка такой эмоциональный фон уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть взрослый, к которому он сможет обратиться за помощью и с любым вопросом.
Педагог ДО имеет больше возможностей для воспитания и развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности в области биологических знаний. Формируя творческое объединение, педагог проводит стартовый мониторинг для определения склонностей и потребностей учащихся, затем определяется индивидуальная образовательная траектория каждого.
Индивидуальная образовательная траектория в дополнительном образовании – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося, формируются “субъект – субъектные” отношения, когда педагог и воспитанник находятся в состоянии сотрудничества и сотворчества.
В условиях организации дополнительного образования педагог ДО способен каждому ребенку с ОВЗ выстроить траекторию движения для успешной адаптации и социализации в условиях современного общества. Заложить зачатки будущей профессии, обучая по предпрофильным программам. Например, на СОГБУ ДО «Станция юннатов» такое обучение ведется для детей 10 – 11 класса Центра образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство», каждый учащийся работает по индивидуальному маршруту (проекту). Как результат, защита индивидуальных творческих проектов на итоговом занятии (итоговая аттестация).
Так как умственно отсталые дети, в отличие от детей «нормы», плохо используют помощь взрослого, то и «зона развития» у них будет значительно уже. Поэтому, планируя создание и функционирование персонифицированной системы воспитания, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития детей с особыми образовательными потребностями.
Педагогическая поддержка и развитие одаренного ребенка выстраивается нами на основе следующих концептуальных положений:
одаренные дети уникальны– у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает персонифицированный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни. Все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами собственной активности в работе над собой, а именно: с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями, и оказывают на них положительное влияние.
Талантливые учащиеся проявляют свою субъектность, участвуя в конкурсах естественнонаучной направленности (областные, всероссийские) – Юннат, конкурс юных исследователей окружающей среды, экологический слет, природоохранных экологических акциях и мероприятиях.
Источник
Успешность осуществления функций психологопедагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования зависит от того, в какой мере субъекты ППС, прежде всего, педагоги, реализуют соответствующие принципы. Опираясь на публикации в данной сфере (М.И. Рожкова, Л.Г. Жедуновой, О.Н. По- сысоева и др.), мы определили следующие принципы психологопедагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования:
принцип поддержки и развития индивидуальности; принцип учета и соблюдения личных образовательных и профессиональных интересов, жизненных планов ребенка;
принцип гибкости и вариативности в организации индивидуальной деятельности ребенка;
принцип обеспечения субъектной позиции воспитанника; принцип оптимистической стратегии (М.И. Рожков);
принцип непрерывности, системности и преемственности сопровождения;
принцип взаимодействия всех субъектов психолого- педагогического сопровождения развития ребенка.
1. Принцип поддержки и развития индивидуальности ребенка означает соотнесение уровня актуального развития (речь идет об идеях А.С. Выготского о зоне ближайшего развития) и зоны ближайшего развития на основе диагностики индивидуальных сфер ученика (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк). Основным критерием оценки развития индивидуальности в соответствии с этой концепцией является потенциальная способность ребенка к овладению новым опытом с помощью взрослого[1].
Этот принцип предполагает:
- – всестороннюю и глубокую диагностику всех сфер индивидуальности учащегося;
- – проведение диагностики после установления доверительных отношений взрослого с ребенком;
- – оказание индивидуализированной помощи со стороны педагогов на основе осознания границ собственного вмешательства в деятельность ребенка, не подавляя его активность и инициативу, поддерживая его мотивацию как к продолжению деятельности, так и к последующему обращению за помощью к взрослым или товарищам в случае каких-либо затруднений[2];
- – проектирование индивидуальной образовательной деятельности и жизненных планов ребенка с учетом данных диагностики;
- – отбор педагогических средств (методов, технологий), адекватных уровню подготовленности ребенка, его индивидуальным свойствам;
- – оценивание достижений ребенка с учетом его возможностей и способностей, подготовленности к конкретному виду деятельности.
- 2. Принцип учета и соблюдения личных образовательных, профессиональных интересов и жизненных планов ребенка требует:
выявления и развития познавательных интересов учащегося, его профессиональных планов и жизненных замыслов;
организации дополнительного образования учащегося, развивающего и удовлетворяющего его интересы и потребности;
включения учащегося в различные виды образовательной, досуговой, трудовой деятельности с учетом познавательных и профессиональных интересов, жизненных и профессиональных планов;
использования социальных и профессиональных проб для обнаружения и проверки познавательных и профессиональных интересов;
построения индивидуальных образовательных маршрутов с учетом познавательных интересов и профессиональных планов;
создания индивидуальных образовательных программ, разработки индивидуальных учебных планов, жизненных и образовательных маршрутов;
обеспечения самореализации ребенка при организации практической деятельности профессиональной направленности.
3. Принцип вариативности и гибкости в организации индивидуальной деятельности ребенка обусловлен тем, что деятельность человека связана с многообразием влияния субъективных и объективных, внешних и внутренних факторов, различных воздействий и обстоятельств, действующих своеобразно в каждой конкретной жизненной ситуации. Постоянно меняются как характер, степень влияния этих факторов, так и сами ситуации, что требует от специалиста, педагога, психолога оперативного и гибкого реагирования на изменения как в самом ребенке, так и окружающей его среде.
Реализация данного принципа предполагает:
формирование доверительных отношений, естественной среды, благоприятных условий для обнаружения возникающих у ребенка проблем;
своевременное выявление проблем и трудностей в деятельности воспитанника и оперативное принятие решений по оказанию соответствующей поддержки и помощи;
гибкое реагирование на изменение психологического и физического состояния воспитанника, его достижения, соответствующее изменение способов взаимодействия с ребенком, своей профессиональной роли и позиции во взаимодействии с ним;
изменение самостоятельности воспитанника в зависимости от сложности и новизны жизненной ситуации;
регулирование взаимоотношений ребенка с людьми, товарищами но совместной деятельности, изменение его позиции в зависимости от условий и характера деятельности;
соответствующий выбор степени вмешательства в деятельность воспитанника в зависимости от его возможностей;
использование педагогических средств, адекватных условиям деятельности ребенка;
своевременную корректировку учебно-методической документации, индивидуальных программ, планов, маршрута образовательной деятельности ученика по ходу реализации индивидуальных проектов и жизненной траектории.
4. Принцип обеспечения субъектной позиции ребенка. Субъектную позицию школьника в деятельности можно определить как цель, условие, средство и результат психолого-педагогического сопровождения его развития.
Субъектность может иметь разные уровни, постоянно развивается и проявляется в разной мерс в зависимости от условий.
Субъектная позиция ребенка как результат его деятельности на высшем уровне развития характеризуется следующими признаками: осознанием и принятием целей деятельности; адекватностью самооценки своих способностей и достижений, критичностью, потребностью в самоконтроле;
способностью действовать целенаправленно; самостоятельностью, ответственностью за реализацию целей и принятие решений;
активностью, заинтересованностью ребенка в деятельности, в достижении положительного результата, инициативностью;
потребностью в самоопределении и самореализации; способностью и потребностью анализировать свою деятельность, достижения, рефлексивно относиться к деятельности и ее результатам;
способностью обоснованно и самостоятельно делать выбор, принимать решения на всех этапах деятельности.
Этот принцип требует:
добиваться осознания важности и значимости участия ребенка в деятельности, развивать мотивацию на достижения и высокий результат;
вооружать воспитанника способами самодиагностики индивидуальных возможностей и результатов деятельности;
обучать объективной самооценке собственных достижений; привлекать воспитанника к проектированию его деятельности, разработке индивидуальных программ, планов, маршрута;
включать ребенка в процесс целеполагания и планирования деятельности на всех этапах ее организации;
создавать ситуации для свободного самоопределения при выборе сложности и объема содержания, форм, технологий, позиции, степени самостоятельности в образовательном процессе, форм контроля за результатами и отчетности о своих достижениях;
обучать ребенка способам самоорганизации, самоуправления, самоконтроля;
стимулировать самоанализ и рефлексию деятельности школьника и его достижений.
5. Принцип оптимистической стратегии (М.И. Рожков) предполагает, что субъекты сопровождения деятельности ребенка рассматривают развитие воспитанника с учетом его достижений, позитивных изменений в деятельности и развитии. Данный принцип требует:
выявления и развития мотивов, ориентирующих ребенка на успешность образования, деятельности относительно своих возможностей и доступных личных целей и жизненных планов;
выявления индивидуальных склонностей и способностей воспитанника, позволяющих проявить свои сильные стороны в образовательной и других видах деятельности;
создания специальных ситуаций, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность и позицию, выразить свое личное отношение и мнение;
сравнения результатов образовательной и других видов деятельности относительно конкретного ребенка с учетом его продвижения;
оценивания достижений ребенка с учетом его реальных возможностей;
создания ситуаций успеха, особенно в тот момент, когда ребенок может потерять уверенность в своих силах;
выбора видов и способов образовательной и других видов деятельности, создания ситуаций, где ребенок может проявить свои лидерские качества, побывать в качестве помощника педагога, занять позицию более опытного, выступить в роли консультанта, например, при взаимодействии с младшими;
использования возможностей учебных занятий, внеурочной деятельности, дополнительного образования для развития мотивов учения ребенка, стимулирования познавательных интересов и их удовлетворения;
создания ситуаций для подкрепления или обнаружения личных достижений, осознания своего продвижения;
принятия ребенка таким, каков он есть, проявления к нему толерантности, воспитание оптимизма, опоры на лучшие его стороны;
выражения радости за успехи ребенка, оказания ему оперативной помощи в преодолении трудностей и решении проблем, которые недоступны для него самого.
6. Принцип непрерывности, системности и преемственности сопровождения. Данный принцип означает, что психологопедагогическое сопровождение понимается как система, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, процессуального, аналитико-результативного. В каждой конкретной ситуации действия специалистов выстраиваются с учетом взаимосвязи всех этих компонентов. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности ребенка должно осуществляться систематически, обеспечивая непрерывность и преемственность развития воспитанника и его деятельности при переходе от одного этапа к другому. Данный принцип требует: целенаправленности в организации психолого-
педагогической поддержки ребенка;
выстраивания системы целей и задач развития и образования ребенка с учетом его возраста, индивидуальных особенностей, результатов деятельности на каждом этапе образовательного процесса и воспитания;
постановки тех задач и в той последовательности, которые способствуют успешному продвижению ребенка в его образовании и развитии;
поэтапного развития самостоятельности воспитанника, освоения способов самоорганизации своей деятельности, изменения его роли и позиции в образовательном процессе;
обеспечения взаимосвязи образовательных и воспитательных задач, а также педагогических средств и влияний на ребенка во всех видах деятельности, в системе общего и дополнительного образования;
оптимального использования ресурсов учебной, внеучеб- ной деятельности школьника, дополнительного образования для развития его индивидуальности, решения образовательных и воспитательных задач;
постоянного развития средств стимулирования самообразования и самовоспитания ребенка с учетом его опыта, достижений и перспектив развития;
отбора форм, методов, технологий обучения и воспитания ребенка с учетом мотивации, целей и задач обучения.
7. Принцип взаимодействия субъектов психолого- педагогического сопровождения развития ребенка.
Эффективность поддержки и помощи ученику зависит от взаимодействия специалистов, имеющих различное профессиональное видение образовательной деятельности и индивидуального развития ребенка. Такое взаимодействие предполагает как четкое разграничение функций и обязанностей между субъектами ППС, так и организацию их совместной деятельности.
Этот принцип требует:
коллективной разработки программы диагностики образовательной деятельности и уровня развития ребенка;
согласованности в определении критериев оценки эффективности образовательной деятельности и развития воспитанника, а также отборе методов диагностики индивидуальных особенностей ребенка и его образовательных и жизненных достижений;
использования каждым специалистом соответствующих методик анализа результатов диагностики, которые являются частью целостного изучения особенностей образовательной и других видов деятельности ребенка и его развития;
обобщения, систематизации, обсуждения и учета в ППС результатов изучения ребенка, полученных всеми специалистами;
согласованности взглядов, определяющих подходы к процессу обучения, воспитания и развития ребенка, непротиворечивости действий по оказанию ему помощи и поддержки;
совместной разработки специалистами рекомендаций по взаимодействию с ребенком и его родителями;
кооперации и интеграции действий специалистов УДО, педагогов, классных руководителей, психологов и других специалистов при проектировании индивидуальных программ, планов, маршрута ребенка и реализации его жизненной траектории;
совместной согласованной деятельности специалистов на всех этапах образовательной деятельности ребенка;
согласованности при отборе педагогических средств обучения и воспитания ребенка, определении способов и методов оценивания его деятельности, степени самостоятельности и позиции воспитанника в образовательном процессе и жизни;
формирования непротиворечивой установки на взаимодействие с семьей, родителями ребенка, согласованности действий при взаимодействии с родителями;
разработки комплексных программ психологопедагогического сопровождения индивидуальной деятельности ребенка и его развития с участием всех специалистов.
Все принципы взаимосвязаны, дополняют друг друга. Педагогам, психологам и другим специалистам важно учитывать и реализовывать эти принципы, используя соответствующие педагогические средства.
Источник