Педагогическое сопровождение музыкального развития ребенка
Журавлёва Дарья Алексеевна,
музыкальный руководитель;
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №31
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по
познавательно-речевому развитию детей
Кировского района Санкт-Петербурга
Педагогическая поддержка и сопровождение детей
в условиях музыкальной деятельности
Общеизвестно, что психологический комфорт и эмоциональное благополучие ребенка способствуют его успешному психическому и физическому развитию. Эмоциональное благополучие можно охарактеризовать как положительное и комфортное эмоциональное состояние, которое является основой отношения к окружающему миру. Одним из эффективных средств воздействия не только на художественно-эстетическое развитие, но и на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста является музыкальное искусство.
Сравнительно новые для российской системы образования понятия педагогического сопровождения и педагогической поддержки воспитанников все активнее входят в повседневную жизнь дошкольных учреждений. Чаще всего эти понятия применяют в контексте воспитательной работы, но область применения его гораздо шире.
Педагогическая поддержка — особое направление педагогической деятельности, последовательно реализующее принципы личностно ориентированного образования. Оно стремится обеспечить равноправные отношения взрослого и ребенка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей, на индивидуальное саморазвитие. Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением.
В своей педагогической практике я встречаю детей, у которых можно заменить некоторые проблемы в развитии, детей с проблемами поведения. К таким детям требуется особое отношение, особый подход, у них особые образовательные потребности, отличающие от потребностей детей, развивающихся в пределах норм.
Особенности детей могут выражаться в эмоционально-волевой незрелости, отставании разной степени выраженности психомоторного развития, проявлениях социальной дезадаптации. Достаточно распространенное явление – это дети с проблемами поведения. Непослушание – это, как правило, своего рода протест детей, желание чтобы взрослые их заметили и поняли. Неустойчивым поведением дети подают сигнал о том, что они плохо себя чувствуют, устали или нуждаются в нашем внимании. Для некоторых детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внести изменений и планирование образовательной деятельности.
Дети с особыми образовательными потребностями могут реализовать свой потенциал лишь при условии адекватно организованного образовательного процесса, который сможет удовлетворить потребности как нормально развивающихся детей, так и особые образовательные потребности таких детей. Осуществление таких задач невозможно представить без применения приемов педагогической поддержки и сопровождения, умений строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Методы педагогической поддержки и сопровождения требуют от нас не столько воздействия на ребенка, сколько взаимодействия с ним, веры в его внутренние силы и возможности. Именно поэтому основными приоритетами сегодня выступают личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Музыкальное воспитание детей считается уникальным средством одновременного формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер ребёнка. Не случайно, ещё Пифагором в число основных предметов для изучения была включена музыка, повышающая работоспособность и умственную активность. Она является тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, всестороннего воспитания его личности.
В музыкальной образовательной деятельности следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:
умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;
обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;
учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;
обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.
Как же возможно применять принципы и методы педагогической поддержки в образовательной области «художественно-эстетическое развития», а конкретнее – «музыкальное развитие»?
Необходимо следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути. Любой ребенок, придя в музыкальный зал, может увлечься инструментами или другими предметами, которые в нем находятся. Совсем не обязательно отнимать инструмент или предмет у ребенка, обыграйте его! Пусть это будет небольшая игра с этим инструментом, но детям она доставит удовольствие, удовлетворит их исследовательский интерес. Дети любят исследовать и экспериментировать, необходимо их в этом поддерживать и помогать.
Педагогическая поддержка и сопровождение опирается на психологические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Мы не должны требовать от детей больше того, что они могут в силу своих возрастных и личностных особенностей. Этот принцип проходит через все виды деятельности в музыкальной НОД. Материал для деятельности подбирается для каждой возрастной группы с учетом возможностей и способностей детей. В любой группе всегда можно выделить детей, которые проявляют к какой-либо деятельности больший интерес, у них есть определенные способности, они выделяются. Я стараюсь поддерживать таких детей в их начинаниях. Также встречаются дети, отстающие от основной группы, которым требуется больше времени для усвоения материала, знаний и умений. Таким детям я уделяю больше внимания, прорабатываю с ними сложные элементы, если требуется работаю индивидуально.
Педагогическая работа в ДОУ устроена так, что в связи с имеющимися стандартами образовательной деятельности, определёнными требованиями общества, принципами морали, она оказывает психологическое влияние и давление на ребенка. Каждый ребенок – личность со своими психологическими потребностями. К сожалению, весьма сложно полностью удовлетворить эти потребности всех детей в условиях многочисленных групп ДОУ, поэтому у детей возникает психологическое напряжение. В условиях музыкальной деятельности можно использовать приемы снятие психологического напряжения, которое возникает у детей, помочь им выплеснуть накопившиеся эмоции. Хорошо помогают различные музыкальные, театрализованные игры, в которых каждый ребенок может проявить себя. А коммуникативные игры помогают всем детям наладить навыки общения между собой. Особенно это важно, если мы имеем в группе детей с особыми потребностями.
Одним из самых главных условий успешной работы с детьми является индивидуальный подход к ребенку. Следует уделять время каждому и никогда не принуждать его к действию. Педагог может увлечь ребенка с помощью выразительной интонации голоса (изменения ее во время беседы или пояснения), мимики, жеста, тактильных прикосновений. Это помогает усилить или ослабить эмоциональные проявления ребенка. А взаимодействие детей с яркими куклами, сказочными персонажами, «живыми игрушками» в исполнении взрослых просто необходимо! Соблюдение всех этих условий сделает музыкальные занятия увлекательными и самыми желанными для любого ребенка.
В ходе проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими признаки задержки в психическом развитии, педагог учитывает их быструю утомляемость и другие особенности психического развития. Он внимательно наблюдает за вниманием и заинтересованностью детей, чтобы вовремя переключить их на другой вид деятельности. Педагог может варьировать структуру занятия, а если необходимо.
Музыка – это пространство человеческого опыта, оказывающее влияние на мышление, тело и эмоции. Она воздействует на поведение слушателя и исполнителя. Музыка проникает в подсознание и может вызвать к жизни многое из того, что там сокрыто. Она также может способствовать осознанию окружающего независимо от того, «нормален» ли человек или же у него есть какие-либо нарушения. Музыка во многих аспектах – поразительно гибкое и податливое средство, способное затронуть личность с любым интеллектом или уровнем образованности.
Источник
люция гаптулхаева
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в процессе музыкального воспитания дошкольников
К началу дошкольного возраста ребенок приходит в детский сад уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они проявляются в его мимике, словах и движениях. Значительное, но не всегда доступно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребенка оценка педагогом его поступков. У большинства детей положительные оценки педагога повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. Для понимания детских эмоций педагогу необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. Исходя из всего выше сказанного, я поставила себе задачу ознакомить педагогов дошкольного учреждения с теоретическими основами артпедагогики.
Музыкальные занятия, слушание сказок, знакомство с природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольников эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Если у преддошкольников мы можем наблюдать лишь зачатки моральных переживаний, то в дошкольном возрасте при надлежащих условиях воспитания они достигают высокой степени развития. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении каких-либо своих обязанностей и огорчения, если что-то не получается. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребенка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.
Музыка может стать одним из наиболее ярких языков общения ребенка в раннем и дошкольном детстве. Она имеет свой, особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний и отношений. В результате общения с музыкой, ребенкупередаются ее чувства: радость, грусть, сожаление, тревога, нежность и т. д. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря этому развивается восприимчивость и чувствительность. Именно музыка, по мнению Батчаевой Н. А., может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухомоторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит, активизируется работа моторной зоны мозга – основы для нормального развития речи.
В последнее время многие авторы говорят об актуальности использования в учебно-воспитательном процессе элементов арттерапии. Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библиотерапия; танец, движения – кинезатерапия). В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды.
Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является психоккорекционным направлением (в медицине и психологии,имеющие в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтические (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).
Положительный эффект в коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией.В благоприятном воздействии пения на человека можно выделить два аспекта: коррекция психоэмоционального состояния и лечебно-оздоровительная направленность пения. Коррекция эмоционального состояния ребенка средствами вокалотерапии осуществляется как в индивидуальной (сольное пение, так и групповой (хор) формах. Помимо вокалотерапии, активная музыкотерапия может выражаться в форме танцетерапии, коррекционной ритмике, психогимнастики. Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, и в последние годы все чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления – кинезитерапии. Формы движений, применяющихся в коррекции, могут быть разными. Танец – это особая форма движений, это музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Через пластику тела передаются определенные чувства и переживания. В качестве главного средства выражения различных состояний человека в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсистической разрядки.
Коррекционная ритмика – это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Музыка регулирует движение и дает четкие представления между временем, пространством и движением. Именно эта широта проявлений ритма лежит в основе многих направлений использования ритмики. Особенностью коррекционно-ритмической терапии является наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением, как лечебный фактор. Её действие будет более эффективным, если ритм, как организующий элемент музыки, положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика помогает развивать у ребенка внимание и память. Именно поэтому коррекционная ритмика очень широко используется в специальных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.
Одной из современных методик, относящихся к кинезитиропии, является психогимнастика (Чистякова М. И.). Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии: этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики ребенка. Психогимнастика по задачам и содержанию близка к программе рационально-эмоционального воспитания. Основная ее цель – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и в процессе занятий психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, учатся ими управлять.
Таким образом, психогимнастика примыкает к психоккорекционным методикам, задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М., 2003. – 87 с.
2. Башаева Т. В. Развитие чувств у детей. –Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
3. Чистякова М. С. Психогимнастика / Под ред. Буянова М. И. – 2-е изд. – М.:Просвящение: Владос. – 1995. – 160 с.
4. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – Изд. 2-е перераб., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. (Вместе с детьми).
Источник
Анна Белокурова
Статья Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
А. А. Белокурова,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 3
«Хрустальный башмачок», г. Тамбов
В настоящее время проблема развития одаренных детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных задач совершенствования системы дошкольного образования.
В отечественной психологии к проблеме музыкальных способностей и одаренности одним из первых обратился Б. М. Теплов. Именно он определил музыкальную одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» [1, с. 82]. Наиважнейшим компонентом и главным показателем музыкальной одаренности, выделенным Б. М. Тепловым, является способность эмоциональной отзывчивости на музыку. В дошкольном возрасте именно этот показатель становится ориентиром для раннего выявления музыкальной одаренности у ребенка. Насколько быстро и непосредственно малыш реагирует на музыку, насколько яркими и нестандартными бывают проявления его музыкальных переживаний, настолько более одаренным, исключительным является сам ребенок.
Базируясь на исследованиях Б. М. Теплова, в структуре музыкальной одаренности детей дошкольного возраста можно вычленить общие и частные музыкальные способности. В состав общих музыкальных способностей входят сенсорные музыкальные способности (музыкально-интонационный слух – мелодический, тембровый, динамический, гармонический, чувство ритма, интеллектуальные музыкальные способности (музыкальное мышление, музыкальное воображение, музыкальная память. К частным музыкальным способностям отнесены абсолютный слух и исполнительские способности.
Исследователи отмечают, что выдающиеся музыкальные способности у
детей обнаруживаются, как правило, до семи лет. Музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров, в два-три года хорошо различают мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют.
Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, очень быстро и прочно запоминают музыку. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать на музыкальных инструментах. В пять-шесть лет дети стремятся к достижению результата в музыкальной деятельности, прилагая максимум усилий для того, чтобы деятельность была успешной. В возрасте шести-семи лет у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, возможны первые шаги в мир профессионального искусства.
Педагогическое сопровождение детей с музыкальной одаренностью в дошкольном учреждении должно быть направлено на их гармонизацию и развитие.При этом необходимо решить следующие задачи:
• Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
• Формирование эстетического вкуса.
• Стимулирование развития творческой деятельности.
Работу с одаренными детьми можно условноразбить на несколько этапов: диагностический, информационный, развивающий.
Функция музыкального руководителя при организации работы с одаренными детьми на диагностическом этапе заключается в выделении группы детей со специальными способностями и углубленной диагностике с целью определения музыкальной одаренности.
Информационный этап предполагает просвещение и сотрудничество с родителями, воспитателями и специалистами детского сада по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности, направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы, Дома творчества.
Развивающий этап включает разработку и внедрение программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей с учетом развития их индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода, активное участие педагога в преобразовании развивающей среды.
Организуя образовательную деятельность со всеми детьми группы, необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с одаренными детьми, чтобы с одной стороны, дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям. Музыкальный руководитель также организует индивидуальную работу с одаренными детьми, давая им специальные задания в соответствии с их задатками.
Творческий потенциал и развитые способности музыкально одаренных детей незаменимы в подготовке сольных номеров или с участием солистов. Такие дети принимают участие в различных конкурсах, смотрах, фестивалях, мероприятиях городского и областного уровня.
Работа с одаренными детьми требует от педагога личностного роста, современных знаний в области психологии музыкальной одаренности, педагогической гибкости, а также тесного сотрудничества с специалистами, воспитателями и родителями.
Музыкально одаренные дети – это наше будущее национальное достояние, духовный, творческий потенциал России. Музыкальная одаренность в дошкольном возрасте, при поддержке и развитии, может стать определяющим фактором в выборе жизненного пути, явиться пусковым механизмом становления будущих грандиозных музыкальных талантов.
Список использованной литературы:
1. Теплов, Б. М. Избранные труды [Текст]: В 2-х т. Т. 1 / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.
Источник