Педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка
Педагогическое сопровождение
индивидуальной траектории развития ребенка.
Социальное сопровождение осуществляется с учётом того, что личность является членом сообщества, по отношению к которому педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы подросток успешно адаптировался к условиям современного общества, активно включился в его жизнедеятельность. Педагог должен оказывать помощь подростку в овладении общечеловеческими ценностями, в обретении социокультурного опыта; формировать социальные качества, необходимые для успешной адаптации; передавать систему знаний, способы деятельности и мышления, актуальные в современной действительности.
Исследователи, занимающиеся проблемой сопровождения в практике образования, рассматривают сопровождение, преимущественно, с трех позиций: как процесс, как метод и как систему профессиональной деятельности специалистов.
Если раскрывать содержание понятия “сопровождение” с точки зрения процесса, то сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих ребенку максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.
При подходе к сопровождению, как к методу, понимается способ практического осуществления сопровождения, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.
Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения развития учеников
МБОУ СОШ №44 г.Хабаровск- «Адаптированность учеников школы в условиях внедрения ФГОС»,.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);
содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, учителей.
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрацию школы и родителей учащихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог школы.
Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.
Функция психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.
Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, администрации и др.;
Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создание условий для становления способности ребенка к саморазвитию;
Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области психологических и социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
индивидуальное;
групповое;
на уровне класса;
на уровне школы.
Формы сопровождения:
консультирование;
диагностика;
коррекционно-развивающая работа;
профилактика;
просвещение.
Направления психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
Выявление и поддержка одарённых детей.
Дифференциация и индивидуализация обучения.
Сохранение и укрепление психологического здоровья.
Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка);
здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.
Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию школьников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.
Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:
Администрация образовательного учреждения.
Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:
утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение;
обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.
В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам. директора по УВР, педагог-психолог.
Зам. директора по УВР:
организация условий обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных периодов и т.д.);
осуществление контроля за УВП (посещение уроков, индивидуальные консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т.д.);
организация заседаний МО, обучающих семинаров и т.д.
Педагог-психолог.
Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:
консультирование
просвещение;
профилактика;
коррекционно-развивающая деятельность;
диагностика;
экспертиза.
1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).
Мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов учащихся.
Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих учащихся.
Представление результатов на педагогических советах, совещаниях, заседаниях ШМО.
Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
Просветительская и консультационная деятельность с родителями учеников.
Просветительская и консультационная деятельность с учителями.
2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
Диагностический минимум.
Углубленная психодиагностика:
исследование особенностей познавательной деятельности;
изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы.
Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования.
Проведение коррекционно-развивающих занятий.
4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»:
Диагностический минимум.
Углубленная психодиагностика:
исследование особенностей познавательной деятельности;
изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
Просветительская и консультационная деятельность в отношении учеников и их родителей.
5. Сохранение и укрепление психологического здоровья
Просветительская и профилактическая работа с учащимися.
Родительские собрания и лектории.
Организация семинаров для учителей по вопросам современной педагогической психологии.
Ведение Интернет-блога, Интернет-странички для родителей по вопросам воспитания.
Учителя-предметники:
участие в проведении родительских собраний;
проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности в обучении;
проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении;
разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий учеников;
реализация школьной программы по формированию универсальных учебных действий;
участие в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д.
Классные руководители:
организация воспитательной работы с классным коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий…);
составление социального паспорта класса;
организация работы с родителями (планирование, проведение тематических родительских собраний…);
проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников;
организация взаимодействия со специалистами (педагог-психолог, педагог-организатор, администрация);
проведение педагогической диагностики;
проведение профилактических программ для учеников.
Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
отсутствие неуспевающих учащихся;
профессиональное самоопределение;
активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;
отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
отсутствие конфликтов с педагогами.
Психологическая эффективность:
субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе;
адекватная самооценка;
сформированность Я – концепции личности;
оптимальное развитие его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение.
Источник
Характеристика на воспитанника
МДОБУ д/с № 11 комбинированного вида городского округа г. Нефтекамск РБ
ФИ ребенка_______________________________________________________________
Группа (возрастная) коррекционная________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________
Дата рождения___________________
С какого времени посещает ДОУ________________ данную группу________________
Характеристика семьи:
Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы:
Мать:______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________Отец:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи: полная, неполная, многодетная.
Наличие братьев и сестер:____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)
Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?
_______________________________________________________________________
Успехами ребенка родители – интересуются/ не интересуются, родительские собрания посещают/ не посещают, участие в жизни группы принимают/ не принимают (подчеркнуть).
Контакт воспитателей с родителями (родственниками) установлен/ не установлен (избегают общения, конфликт), другое (указать)__________________________________ ___________________________________________________________________________
Взаимоотношения со сверстниками – общительный/ замкнутый/ агрессивный/ плаксивый/ предпочитает одиночество/ другое (указать)___________________________ ___________________________________________________________________________
Взаимоотношения с педагогами – доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать)___________________________________________ ___________________________________________________________________________
Соматическое здоровье – редко болеет/ часто болеет простудными заболеваниями/ имеются хронические заболевания/ плохо ест/ трудно засыпает и беспокойно спит/ иное (указать)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика деятельности:
навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.),
лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.
Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую.
Как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, к детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость. Преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное.
Нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.
Основная сложность при взаимодействии с ребенком и его семьей_______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____.____.201___ г.
Воспитатели
_________________ (Бариева М.Н.)
_________________(Файзуллина С.В.)
Заведующий
_________________(Чигвинцева Е.Е.)
М. П.
Источник