Педагогическое сопровождение физического развития ребенка

Ольга Владимирова
Психолого-педагогическое сопровождение. Образовательная область «Физическая культура»

Методическая разработка.

Психолого-педагогическое сопровождение соревнований.

Этапы сопровождения:

1. Подготовительный

2. Соревнование

3. Анализ соревнования.

1. Подготовительный.

Задачи работы педагога-психологана подготовительном этапе:

Консультирование по вопросам психологической готовности детей к соревнованию.

Рекомендации:

Вносите детей в списки участников соревнований только тогда, когда они действительно готовы к ним. Прежде всего, важна мотивационная готовность — хотят ли они соревноваться. Также для того, чтобы быть конкурентоспособным, нужно обязательно иметь достаточно высокие показатели физических качеств.

Детям необходимо создать условия, при которых они будут получать удовольствие от процесса подготовки к соревнованиям и от участия в них. Обучить основам техники движения, достичь нужного уровня тактических знаний и навыков, формировать психологическую готовность к соревнованиям.

Во время тренировок (занятий физкультурой) важно обращать внимание на достижения ребенка, на то, что он уже умеет хорошо делать.

Основная задача подготовительного этапа — создание состояния психической готовности ребенка к выступлению в соревнованиях. Главной составляющей этой готовности являются установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели — победы или намеченного результата. Намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, какую команда на данном конкретном этапе своей подготовленности может добиться.

Исходя из сказанного, следует считать, что психологическаяподготовка к конкретному соревнованию должна включать:

• определение цели участия в соревновании

• создание установки на достижение этой цели

• формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения.

сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (воспитатель по физкультуре)

определение и формулировку соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата) – воспитатель по физкультуре совместно с педагогом – психологам.

формирование и актуализацию мотивов участия в соревновании (побуждения могут быть только личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели) – воспитатель по физкультуре совместно с педагогом – психологам.

формирование умения саморегулировать неблагоприятные внутренних состояний ;

сохранение и восстановление нервно-психической свежести (имеются в виду особенности поведения спортсмена за некоторое время до соревнований, когда необходимо правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т. п. — все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала).

Обучение детей навыкам саморегуляции. Основная задача – научить детей регулировать свое состояние до и во время соревнований.

1. Упражнения, балансирующие внутреннее эмоциональное состояние «Гимнастика мозга»:

• Мысль о «Х»;

• Перекрестный шаг;

• Кнопки баланса;

• Рокер;

• Кнопки Космоса;

• Энергетизатор

2. Упражнения направленные, на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.

Дыхательная гимнастика. Релаксация.

2. Участие в соревнованиях.

воспитатель по физкультуре должен обладать внутренним спокойствием,

уметь наблюдать ситуацию, которая возникает на соревнованиях со стороны, эмоционально не вовлекаясь в происходящее;

уметь во время поддержать участников команды, удержать командный дух, заметить изменения в настроении и состоянии участников соревнований.

Практические рекомендации по ситуативному управлению состоянием и поведением участников команды в условиях соревнований.

Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.

Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения.

Процесс секундирования включает в себя несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Решается специальная задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований.). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т. д.) или включением в процесс секундирования телесного контакта (последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины., кроме того, часто используются заранее подготовленные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры и т. п.).

ВТОРОЙ ЭТАП

После сеанса релаксации, если еще есть время, предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант,который позволяет:

— как можно больше отвлечься от всего окружающего;

— четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т. д. ;

— воспроизвести приятные чувства, которые ребенок испытывает обычно в той ситуации.

ТРЕТИЙ ЭТАП

В заключение команде или ее участнику делаются следующие внушения:

ты должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде, не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме;

ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т. д. ;

ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);

3. Анализ соревнований.

Все участники процесса: педагог-психолог, воспитатель по физкультуре, дети.

учить детей анализировать события, которые произошли на соревнованиях;

учить детей делать вывод о полученных результатах;

учить детей видеть и плюсы и минусы своей работы;

Читайте также:  Вопросы воспитания и развития ребенка инвалида

поддержка ресурсных сторон команды и отдельных ее участников;

постановка новых целей на следующие соревнования

Источник

  Главная технологическая цель модели – мобилизовать воспитателей, педагогов, медицинских работников, администрацию, родителей, самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляемых в процессе взаимодействия «ребенок-педагог» , «ребенок-родитель», «ребенок-врач».

                     Уровень взаимодействия:

·        Самого ребенка: создания гармонии его психического, физического и нравственного здоровья;

·        Межличностных отношений в образовательном пространстве: организация взаимопомощи, сотрудничества, доверительных отношений как условий сохранения и укрепления здоровья;

·        Организации деятельности образовательного учреждения; создание системы диагностики и объективного контроля здоровья ребенка;

·        Формирование навыков, позволяющих сохранить и укрепить своё и детское здоровье;

·        Создание положительной эмоциональной атмосферы в дошкольном учреждении;

·        Разработка системы требований к осуществлению воспитательно-оздоровительной работы и контроля её результатов;

·        Систематическая и последовательная реализация оздоровительных мероприятий.

Данные целевые ориентиры определяют модель педагогической поддержки здоровья детей дошкольного возраста, которая обеспечивает поддержку развития ребенка, как в коррекционном, так и в профилактическом, оздоровительном направлении.

    Работа по оздоровлению детей представляет собой комплекс оздоровительных, профилактических мероприятий. Работа над осознанным саморазвитием воспитанника; деятельность по созданию необходимых условий для самопознания, самореализации, самосовершенствования каждого участника воспитательно-образовательного процесса.

    Технология педагогической поддержки физического развития и здоровья дошкольников.

    «Технология здоровья»  – это создание резерва физических сил, усиление энергетики ребенка, формирование благоприятной психологической атмосферы, гармонии между ребенком  и окружающим миром; создание положительного эмоционального настроя, оптимистического видения себя, своего развития.

             Воспитательно-оздоровительная работа:

·        Формирование у ребенка  знаний о здоровье человека в целом и о своем здоровье в частности;

·        Познание психической гармонии личности;

·        Привитие ребенку навыков личной гигиены;

·        Создание условий для оптимальной двигательной активности и физического развития;

·        Организация рационального питания;

·        Медицинская  и психологическая помощь по восстановлению различных функций организма.

Методы укрепления здоровья детей.

1. Массаж. Массаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает  функции потовых и сальных желёз, что положительно влияет на обмен веществ, улучшается подвижность связочного аппарата. Очень нравится  детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности. Существует несколько приёмов массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание.

         Методические рекомендации:

1.     Все приемы следует выполнять по ходу лимфатических путей, по направление к ближайшим лимфатическим узлам, которые массировать нельзя.

2.     Массажные приёмы не должны вызывать болевые ощущения.

3.     Перед проведением массажа мыть руки теплой водой и вытирать насухо, ногти должны быть подстрижены коротко.

4.     Во время массажа быть приветливыми, улыбаться, разговаривать, обязательно хвалить их.

5.     Массаж проводить в игровых формах : «Погладим наши ручки», «Разомнём наши пальчики», «Разотрём друг другу спинки» и т.д.

2. Закаливание – имеет важное  значение для здоровья детей. Одним из важных методов являются прогулки. Зимой  детям нужно  быть на свежем воздухе не менее 4-5 часов. При этом важно одеть и обуть их по сезону и погоде, чтобы обеспечить свободу движений и необходимый тепловой комфорт. Дети до 3 лет выходят на прогулку до -15`, 4-6 лет до -22`. Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе  круглогодично.

        Методические рекомендации:

1.     Обязательное соблюдение постепенности и систематичности;

2.     Строго индивидуальный подход;

3.     Постоянный контроль врача за состоянием  здоровья детей;

4.     Сочетать закаливание с гимнастическими упражнениями, играми, развлечениями;

5.     Все виды закаливания проводить не ранее чем через 30-40 минут после приёма пищи.

3. Физические упражнения. Это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Используются с раннего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкультминутках, на детских праздниках. Физкультурные упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов и без них. Благотворное влияние усиливает музыкальное сопровождение.

         Методические рекомендации: (ст. возраст)

1.     Вырабатывать навыки быстрого самообслуживания, необходимые для подготовки к занятиям.

2.     Учить способам самостраховки пр падении.

3.     Увеличивать количество упражнений исправляющих осанку и плоскостопие.

4.     Во всех группах осуществлять медико-педагогический контроль  за занятиями.

Питание
Родителя должны знать основные правила кормления ребенка.

·        Строго соблюдать время приёма пищи.

·        Правильно распределять калорийность в течение дня.

·        Давать пищу в объемах соответствующих возрастным нормативам.

·        Учить есть медленно, тщательно пережёвывать пищу.

·        Для детского возраста вредно как резкое ограничение соли и воды, так и избыточное их потребление.

  Совместная работа детского сада и семьи

Для этого необходимо:

·        Совершенствовать воспитательно – образовательную работу с детьми.

·        Внедрять новые формы и методы работы с семьёй.

·        Устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье и в детском саду.

·        Усиливать связь путем различных поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома с родителями.

·        Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников.

·        Строить всю работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.

Следует помнить, что ребенок, посещающий дошкольное учреждение испытывает влияние двух комплексов микросреды, которые должны дополнять друг друга в воспитании.

 Основные задачи, которые  выполняет наш детский сад это:

Читайте также:  Характеристика психологического развития ребенка младшего школьного возраста

·        Обеспечение и укрепление здоровья детей;

·        Формирование здорового образа жизни путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

 В процессе воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении формирование у ребенка потребности в физическом самосовершенствовании происходит при помощи игры.

 Игра – один из удивительных феноменов развития цивилизации. Игровые позы, жесты, мимика, ритуалы, церемониальные действия присутствуют в жизни человека и животных. В игре формируются основные социальные умения ребенка: умение общаться, обучаться, осваивать новые социальные роли и формировать свой индивидуальный имидж, Вместе с тем игра – прекрасное средство развития.

 Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Повторяя элементы игры, ребёнок начинает «чувствовать» своё движение, «видеть» свои размеры, ощущать себя ловким, подвижным, учиться ориентироваться в пространстве. В игре формируется его самооценка и приобретаются «навыки успеха». Многообразие игр позволяют ребенку реализовывать свой потенциал сил, ловкости, умения побеждать, оценивать свои умственные и физические возможности, совершенствовать личностные качества.

 Игра больше, чем другие виды деятельности ребенка дошкольника, соответствует потребностям растущего организма, способствует его гармоническому развитию. Человечеству давно известно, что позитивные эмоции, творчество, радость успеха – важнейшие факторы оздоровления организма. Через подвижные игры  достигается наиболее гармоничная координация энергоинформационной деятельности всех органов и систем ребенка. Неоценима роль игровой деятельности в приобретении новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, внимания.

Организация здоровье укрепляющего режима пребывания детей в дошкольном учреждении.
Т
ехнология укрепления и развития здоровья дошкольника предполагает, помимо врачебных и психолого-педагогических мероприятий, специальную организацию жизни ребенка в детском саду. Режим пребывания ребенка, организация его жизненного пространства, характер отношений, методы воспитательной работы в образовательном учреждении – всё это должно способствовать
формированию осознанного отношения ребенка к своему здоровью. Важную роль играет рационально организованный режим дня:

·        Утро радостных встреч. Доброжелательное отношение к пришедшему ребенку, атмосфера дружественного участия позволяют положительно настроить детей на предстоящий день, снять тревожность, усталость, возможную замкнутость. Этому способствует улыбка, рукопожатие, поглаживание, теплая радушная встреча, несколько ободряющих слов, жизнерадостная музыка, не громко звучащая в группе.

·        Утренняя зарядка. Во время зарядки используются не только традиционные упражнения, но и элементы дыхательной гимнастики, точечного массажа, стопотерапии.

·        Утренний туалет. Мытьё рук, умывание так же сопровождается массажем рук под прохладной проточной водой, выполнение  пальчикового массажа. Воспитатель сам моет руки, помогает это сделать детям, при этом каждое действие сопровождается стихами, играми – инсценировками, соревнованием «у кого получается лучше».

·        Завтрак (обед, полдник). Приём пищи проходит в специально оборудованной столовой, где атмосфера уюта и чистоты располагает к хорошему настроению. Организация рационального питания – одна из составляющих здорового образа жизни.

·        Прогулка на свежем воздухе всегда наполнена разнообразными подвижными играми, , соревнованиями. Этому в немалой степени способствует специальная размётка территории детского сада по зонам подвижных игр: площадка для футбола (хоккея), прыжков, спортивных эстафет, метания.

·        Традиционно во время занятий с детьми проводится пальчиковая, зрительная, артикуляционная гимнастика, физкультурные паузы. Использование нетрадиционных форм организации занятий, например, у речки, занятий «гармонии» природы, красок, человека позволяет решить множество психологических и физических проблем в развитии ребенка, что снижает степень его утомляемости.

·        Дневной отдых детей. Подготовка к нему сопровождается тихой, спокойной музыкой, чтением художественного произведения, ласковыми наставлениями воспитателя на предстоящий отдых.

·        После сна настроить ребенка на активное хорошее самочувствие позволяют минуты динамической гимнастики, включающие воздушное закаливание, массаж.

Вернуться к оглавлению страницы

Источник

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА  В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Цыганкова М.В.,Чернышева Л.Г.

Тихоокеанский государственный университет (ФГБОУ ВО ТОГУ),

 г. Хабаровск

Аннотация.  В статье представлен опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению спортивно одаренных детей в дошкольном учреждении. Рассматриваются механизм, методы выявления спортивно одаренных детей, содержание, принципы построения работы, обусловленные особенностями педагогических условий дошкольного учреждения.  

Ключевые слова: спортивно одаренные дошкольники, психолого-педагогическое сопровождение.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT SPORT GIFTED CHILD IN PRESCHOOL

Tsygankova M.V., Chernysheva L.G.

Pacific State University, Khabarovsk

Annotation. The article presents an experience in psychological and pedagogical support of sports gifted children in preschool. We consider the mechanism, methods for identifying gifted children sports content, principles of operation, due to the peculiarities of pedagogical conditions of preschool.

Keywords: sports gifted preschoolers, psychological and educational support.

Современная система дошкольного образования ориентирована на личность ребенка, одной из приоритетных задач которой является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка, а эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна [1, 3, 5 и др.].

           Цель исследования – разработать программу психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных дошкольников с учетом педагогических условий дошкольного учреждения.

Механизм выявления и психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных детей в ДОУ № 83 г. Хабаровска носит систематический, долговременный характер, предполагающий длительное наблюдение за конкретным ребенком, различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, связанные как с образовательным процессом, так и со свободной деятельностью. Хорошо зарекомендовали себя интегрированные мероприятия, объединяющие активное сотрудничество с воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем. 

Уникальность одаренного ребенка обусловливается тем, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что могут сделать другие дети.

Читайте также:  Развитие здравоохранения до 2020 года охрана здоровья матери и ребенка

Для выявления спортивно одаренных детей в педагогической практике используются следующие методы:

–  педагогическое наблюдение за дошкольниками в разных видах деятельности;

– анализ результатов диагностики физической подготовленности;

– изучение психологических и индивидуальных  особеностей;

– метод прогнозирования будущих достижений ребенка;

– внеситуативно-личностные беседы с ребенком.

Педагогические наблюдения показали, что дети с психомоторной одаренностью проявляют повышенный интерес к двигательной деятельности.  Они легко и пластично двигаются, обладают высоким уровнем развития основных двигательных навыков, имеют хорошо развитую физическую силу, развитое чувство равновесия, высокую зрительно-моторную координацию, способность удерживать точный ритм и высокий темп движений, сохранять точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве. Им свойственна способность «схватывать» и запоминать технику движений, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях, проявлять настойчивость, азартность в достижении цели. Количество попыток, необходимое для овладения новыми движениями у них гораздо меньшее, чем у других детей. Характерно и то, что по некоторым показателям одаренный ребенок может достигать уровня, свойственного для старшего возраста.

           В работе с одаренными детьми применяется индивидуальный подход с учетом особенностей центральной нервной системы ребенка [4]. Часто имея завышенную самооценку, одаренные дети не всегда благополучно адаптируются в группе сверстников. Педагогами инициируюся беседы, старшие дошкольники привлекаются в работу с детьми младшего возраста как помощники и наставники малышей. На основании совместно с психологом дошкольного учреждения проводятся игры-тренинги с элементами сказкотерапии. Одаренные дети составляют костяк команд для участия в спортивных праздниках и физкультурных досугах, что дает детям возможность для роста и развития в плане социализации, позволяет наладить коммуникацию со сверстниками.

           Работа по выявлению одаренных детей строится на принципах оптимизации, дифференциации и  индивидуализации [2].

           Обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей  осуществляется   путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении. Двигательная активность дошкольников  направляется в русло их опыта, интересов, желаний и  функциональных возможностей организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников  направлена на развитие умственных, психических и физических способностей и качеств детей. В режим двигательной активности детей включаются игры и игровые упражнения, позволяющие не только удовлетворить потребность ребенка в движении, но и развить необходимые качества. Так, у детей с высоким уровнем  двигательной активности особо уделяется развитию внимания, произвольного поведения. Для детей с низким уровнем двигательной активности подбираются игровые упражнения на развитие быстроты движений. Важным является вовлечение детей разного уровня двигательной активности в совместные игры, поскольку в дошкольном возрасте пример сверстника является значимым, дети учатся друг у друга,  под руководством педагогов, непосредственно в процессе игровой деятельности.

          Образовательная среда, созданная совместно с родителями и педагогами в ДОУ № 86 и окружающая воспитанников, соответствует следующим принципам:

–  функциональности, заключающийся в заполнении  среды востребованными, многофункциональными, вариативными ресурсами, которые по необходимости легко трансформируются;

–  динамичности:  предметно–развивающая среда  физкультурного зала дошкольного учреждения является изменяющейся, трансформирующейся, разнообразной, что стимулирует интерес ребенка, а значит  и  его развитие;

– активности, самостоятельности, творчества:  совместно с воспитателями и инструктором физического воспитания организуются уголки с доступным оборудованием  в групповых комнатах,  а  также игротеки на участках во время прогулок  и на занятиях по интересам;

– эмоциогенности, основанный на способности среды порождать и трансформировать эмоции, влиять на состояние ребенка, создавая условия индивидуальной комфортности и благополучия каждого ребенка и взрослого;

– сочетания привычных и неординарных элементов организации среды:  воспитатели  в группах и специалисты ДОУ в кабинетах создают уют и комфорт, эстетично оформляя помещения. Оборудование, выполненное вручную:  гармонично  вписывается  в  стиль интерьера и  мало отличается от фабричного;

– учета половых различий детей:  соблюдение интересов мальчиков и девочек.

Важное значение имеют разработанные индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных воспитанников, дающие возможность планомерно развивать психомоторные способности ребенка и справляться с возникшими трудностями. Одаренная личность – это личность особого психического склада, для которой чрезвычайно значима социальная реализация. Спортивно одаренные  дети принимают активное участие в физкультурно-массовых мероприятиях на уровне своего дошкольного учреждения и района.

Включая в свое «Портфолио дошкольника» дипломы, грамоты, памятные медали, ребенок видит результат своей деятельности, что мотивирует его на дальнейшую работу.

Список литературы

1. Губа, В. П. Технология интегрального изучения одаренности детей для занятий различными видами деятельности / В.П. Губа // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Вып. 5. – М., 2016. – С. 540-542.

2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду                / М.А. Рунова. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 255 с.

3. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А.И. Савенков. – СПб.: Питер, 2004. – 272 с.

4. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М., 1961. – 536 с.

5. Тропова, М.А.   Работа с одаренными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения / М.А. Тропова  // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – М., 2012. –  № 1 : [Электронный ресурс] : Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-odarennymi-detmi-v-usloviyah-dou

Источник