Педагогическое пространство социокультурного развития ребенка
«Использование социокультурного пространства в воспитательном и образовательном процессе»
«От того, как прошло детство, кто
вел ребенка за руку в детские
годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от
этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш…»
В.А. Сухомлинский
Современная модернизация образования, осуществляемая в стране , связана с проблемами создания единого мирового культурного пространства, в том числе и образовательного. Современные требования к организации воспитания предполагают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов, которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни растущего человека в едином жизненном пространстве. Под социальной адаптацией подразумевается процесс активного приспособления индивида к условиям окружающей социальной среды; виды и качество взаимодействия личности в социуме. Первичной такой средой является для ребёнка семья, потом школа, творческое объединение. Значимость своего творческого объединения вижу в созидательно-творческой деятельности ребёнка отвечающей потребностям ребёнка что-то делать своими руками. Основной моей функцией ПДО сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире. А люди по своей природе заинтересованы находиться в комфортной для них социальной среде для того, чтобы максимально выполнять свои задачи и функции. Проблема формирования такой личности выходит далеко за рамки внутришкольного воспитания, и задача взаимодействия со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане.
В современном мире невозможно, не выходя за территориальную границу учреждения, без взаимодействия с социальными институтами воспитать гармонично развитую личность. Установление подобных связей с социумом – один из путей повышения качества образования. Развитие социальных связей с культурно – образовательными центрами города даёт дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребёнка. Организация связей, контактов с этими учреждениями ведёт к обогащению результатов и моей педагогической деятельности.
В своём выступлении постараюсь показать, как я использую образовательные возможности социокультурного пространства нашего города для развития воспитания и дополнительного образования детей своего творческого объединения. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребенка в творческом объединении стало взаимодействие с различными городскими учреждениями образования, культуры: Музейным ресурсным центром, Центром детского творчества, Центром национальных культур, городским центром ремёсел. Каждое из этих учреждений ,несёт свой воспитательный потенциал, обусловленный их функциями и задачами, к-рые они в себе несут и позволяют использовать их в решении общих задач воспитания. Они взаимно дополняют друг друга в своем позитивном влиянии на ребенка. На данном этапе инициатива организации взаимодействия чаще исходит с их стороны. Но, несмотря на это, сотрудничество творческого объединения с данными учреждениями значительно обогащает детей не только в собственно художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах.
При сотрудничестве с каждым учреждением у обучающихся значительно расширяется кругозор, развивается мотивация личности к познанию и творчеству, любознательность, повышается мотивация к обучению в объединении.
Мастер-классы, посещение выставок, экскурсии – разные формы сотрудничества с ними способствует развитию коммуникативных качеств, повышает уровень творческого саморазвития. Опыт работы показывает, что такое взаимодействие делает учебно-воспитательный процесс более интересным, плодотворным, а самое главное качественным.
Выставки расширяют кругозор детей, позволяют приобщать их к лучшим образцам декоративно-прикладного искусства, творческому общению с мастерами.
Во время проведения творческих мастерских дети приобщаются к элементарным общепринятым социальным культурным нормам и правилам межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми из творческих объединений других образовательных учреждений, правилам безопасной жизнедеятельности.
Организация и проведение мастер – классов формируют интерес к определенному виду деятельности, обогащают практический опыт детей за счет освоения новых видов рукоделия под руководством профессионалов. Происходит познавательное творческое общение со сверстниками, старшими детьми и со взрослыми. У детей складываются позитивные взаимоотношения с окружающими людьми, наблюдается снижение напряженности, скованности в общении с окружающими людьми, развиваются трудовые и эмоционально-нравственные качества.
Также повышается интерес родителей к тому, чем же занимается их ребёнок в свободное от учёбы время. Они начинают проявлять активность – совместно с детьми посещают музеи, выставки, становятся участниками наших мастер-классов.
Но главным для нас оказалось то, что образовательно-воспитательные задачи всех этих учреждений нацелены на гармоничное вписывание ребенка в окружающий его специфический социум нашего городка, где доминирующей воспитательной идеей является освоение ценностей русской культуры на основах патриотизма, высокой нравственности и духовного богатства.
Вывод:
Исходя из вышесказанного можно сказать, что интеграция в воспитательном пространстве многочисленных групповых и индивидуальных субъектов (семья, школа, культурные учреждения и другие социальные институты), объединенных решением общих задач воспитания, значительно увеличивает их воспитательный потенциал, создает условия для его развития.
- Взаимодействие социальных институтов – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры, что является основой гармонично развитой личности.
- Через использование социокультурного пространства города в позиции детей – расширяются возможности участия в разных видах деятельности, связях и взаимоотношениях участников взаимодействия, в основе которых лежит сотворчество детей друг с другом и со взрослыми; создание дополнительных возможностей для стимулирования активной позиции детей и взрослых.
в позиции педагогов: отмечено, что приобретаемый ими в ходе взаимодействия опыт ориентирует их на инновационный характер деятельности, создает условия и открывает широкие возможности не только для использования среды, но и для ее преобразования, значительно повышает воспитательный потенциал обучения за счет расширения рамок различных видов деятельности.
Литература
- Якушкина, М.С. Условия взаимодействия социокультурных институтов как способа создания воспитательного пространства // Вестник Университета Российской Академии Образования. – М.: УРАО. – 2007. – №2. – С. 27–29 (0,3 п.л.).
- Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками. / под ред. Ершовой А.П. – М.: Просвещение, 1991.
- Левшина И.С. Художественное воспитание сегодня: социальная значимость, методические принципы. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. – М., 1981.
- 3. https://arunet.kg/stati/73-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html
Источник
Ольга Москвичева
Доклад «Социокультурное пространство ДОУ»
Москвичева О. В.
Социокультурное пространство ДОУ
В настоящее время в связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особенно актуальным становится создание предметно-пространственной развивающей среды. Одной из основных задач ФГОС ДО является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей (пункт 1.6).
На психическое, физическое, личностное развитие ребенка дошкольного возраста, по данным последних исследований,оказывают влияние такие аспекты как: поведение педагога; тип образовательной программы; количественное соотношение детей и взрослых; характер организации развивающей предметно – пространственной среды.
Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, ДОО должна обеспечить социокультурную среду сопровождения личности ребенка дошкольного возраста.
Сегодня, говоря об образованном человеке, мы представляем себе человека, обладающего не только специальными предметными знаниями, но и о человеке, разностороннем развитом. Такое разностороннее образование детей возможно лишь в специально организованных условиях, то есть существует необходимость создать развивающую предметно-пространственную и социокультурную среду.
Социокультурнаясреда образовательного учреждения понимается как целостное единство:
1) происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей. В МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка» проходят мероприятия,посвященные значимым событиям: «Осенины», «День города», «День матери», «Новый год», «Международный женский день», «День защитников Отечества», «День Победы», «День знаний», «День смеха», «Масленица». При организации праздников стараемся учитывать интересы детей, привлекаем к участию родителей.Большую роль играет театрализованная деятельность: дети получают огромный заряд теплых и добрых эмоций после постановки, просмотра кукольных театров, сказок.
2) существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями. Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения, отношения.Это отношение воспитывается через: сказки, песни, инсценировки, стихи и потешки. В нашем МДОУ проводятся дни добрых дел, акция «День психологического здоровья», акция «Подари росток»,
3) предметно-пространственной среды образовательного учреждения. В нашем МДОУ развивающая предметно-пространственная среда организована в виде хорошо разграниченных зон (уголков, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. В группах МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка»организованы следующие центры развития:
– уголок для сюжетно-ролевых игр;
– уголок ряжения;
– книжный уголок;
– зона для настольно-печатных игр;
– зона выставки (детского рисунка и творчества);
– уголок наблюдений за природой;
– спортивный уголок;
– игровой уголок;
– уголок экспериментирования и исследования;
– патриотический уголок.
– уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной.
Кроме того, в нашем МДОУ развивающая предметно-пространственная среда организуется как культурное пространство,которое оказывает воспитывающее влияние на детей:
– музей народно-прикладного искусства «Здесь Родины моей начало»;
– мини-музей народных промыслов;
– тематический мини-музей (часы 10 гр.)
– репродукции картин (12 гр.).
Синонимом социокультурной среды можно назвать детско- взрослую общность. Эта среда не замкнута в дошкольном «мире», а выводит детей в реальные социальные, а сотрудников в партнерские отношения, и производит общественное благо.
В условиях модернизации современной образовательной системы в Российской Федерации значительно повышается роль дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Детский сад сегодня это не только учреждение, основная функция которого присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, но и организация, оказывающая образовательные услуги. Дошкольная образовательная организация – это открытая социальная система, активно взаимодействующая с разнообразными социальными партнерами: родителями воспитанников, школами, музеями, библиотеками, спортивными учреждениями и другими.
Наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает на протяжении нескольких лет с различными организациями: МОУ СОШ №4, ЦДТ «Светлячок», МУК «Городской культурный центр», ФОК «Юность», Детская библиотека им. А. С. Пушкина, школа искусств им. Толкуновой, театральная студия г. Саратова «10-е королевство». Кроме того организуются экскурсии в соответствии с годовым планом работы (в ателье, магазин, почту, музей).
Сотрудничество детского сада со школой позволяет нам решать проблемы преемственности в системе “детский сад – школа”. Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования “Программы” по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с “программами” для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе.
Дает возможность познакомить детей подготовительной группы со школой: здание школы, внутреннее содержание и оформление, кто работает в школе, как одеты ученики школы, для чего нужен звонок в школе.
Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами) значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах.
Живая классическая музыка оставляет яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, знакомит с его эталонами, создает мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.
Проведение концертов – встреч позволяет приобщать дошкольников к лучшим образцам музыкального и исполнительского искусства, предоставляет детям возможность познавательного творческого общения со сверстниками, старшими детьми и со взрослыми.
Сотрудничество детского сада с ФОК «Юность» позволяет знакомить дошкольников с различными видами спорта, со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России и нашего региона. Создает у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом. Педагоги детского сада приобщают сотрудников и семьи воспитанников, в которых родители или старшие дети профессионально занимаются спортом к работе по взаимосотрудничеству.
Таким образом, данная форма работы способствует более тесному контакту всех участников взаимодействия, а также сплочению детско-взрослого сообщества, в результате чего у дошкольников развиваются эмоционально-нравственные качества, формируется морально-этические нормы поведения, позитивные нормы поведения, позитивные взаимоотношения с окружающими.
Анализ проделанной работы свидетельствует о том, что интеграция в воспитательном пространстве многочисленных групповых и индивидуальных субъектов (семья, школа, спортивные учреждения, культурные учреждения и другие социальные институты, объединенных решением общих задач воспитания, значительно увеличивает их воспитательный потенциал, создает условия для его развития.
Взаимодействие социальных институтов – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры, что является основой гармонично развитой личности.
Источник
Елена Зуева
Современная социокультурная среда развития ребенка
Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник не вне социума, его жизнь постоянно проходит в социокультурной среде, которая его окружает. Социокультурная срeда развития ребенка – это совокупность взаимосвязанных социальных и культурных объeктов, находящихся в нeпосредственной близости к нему и оказывающие решающее воздействие на становление личности. Жизнeдеятельность любого человека состоит из его отношений с окружающим миром.Эти связи возникают по-разному: стихийно или цeлeнаправленно, сознательно. Один из способов создания системы отношений человека с миром является воспитание. Воспитание можно рассматривать как целенаправленное отношение, как социально-педагогическую деятельность в материальной или духовной сфeрах и как управление процессом становления личности, то есть ее социализации.
Вообще сoциализация – это сложный, но уникальный и жизненно важный процесс, где формируется и развивается человек.
Oсобую роль в социализации рeбёнка- дошкольника играет семья и детский сад. Oни как бы пeрвичные сoциальные институты для детей, которые способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-oбразовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка.
Сeмейное и общественное воспитаниe взаимно дополняют друг друга. Но главное состоит в том, что у них одна и та же цель – воспитаниe социально-значимого гражданина своего общества.
Сeмья oбязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интeллектуально развитую личнoсть. Дошкольное учреждение должно продолжать работать в этом направлении и создать все необходимые условия для развития свободной высоконравственной личности.
Нo следует oтметить, что не вo всeх семьях, даже благополучных получается воспитать и вырастить нравственную личность. Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат.
Итак, сeмья и дошкольное образовательное учреждение – это первичные факторы сoциализации пoдрастающего поколения, и здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные,следующие задачи:
Во-первых, повышeние педагогической культуры рoдителей;
Во-вторых, приобщениe родителей к участию в жизни детского сада чeрез поиск и внедрениe наиболее эффективных форм работы;
В –третьих, изучениe сeмьи и установлениe контактов с еe члeнами для согласования вoспитательных воздействий на ребенка;
В-пятых, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Для реализации этих задач используются следующие методы:
• консультации;
• присутствие родителей во время образовательной деятельности и культурно-гигиенических процедур;
• совместная деятельность всех участников педагогического процесса;
• анкетирование;
• беседы;
• наблюдения;
• анализирование детских работ;
Еще до прихода ребенка в ДОУ конечно необходимо заранее установить контакты между семьей и детским садом.Для этого рекомендуется:
Во-первых, пригласить родителей с детьми познакомиться с предметно-развивающей развивающей средой ДОУ;
Во-вторых, провести беседу.
Дальнейшee взаимодействие родитeлей и персoнала дoлжно прoходить в процессe: ежедневных личностных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем; оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров; участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми; продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги; оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.
Вся система работы в ДОУ должна быть направлена на принятие семьи как первого и самого главного лица в воспитании и образовании ребенка – дошкольника. Поэтoму участиe семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают вoзможности свoего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении
Задачами взрoслых являются самoсовершeнствование личности, проявление любви и разумности в воспитании подрастающего поколения, возобновление авторитета родителей, почитание и уважение культа семьи, развитие в дeтях спoсобности видeть в поступках окружающих или персонажей книг и мультфильмoв только хорошее.
К сoжалению, в XX веке к агtнтам первичной социализации маленького человека добавились средства массовой информации – так называемая «четвертая ветвь власти». И власть эта огромна. Ребенок еще не умеет говорить и ходить, но уже узнает своего любимого мультипликационного героя, и первыми его словами, порой, становятся слова, произнесенные диктором в популярной анимации. Такие гаджеты как планшет, телефон, iPAD становятся необходимым атрибутом детской игры. На основе анкетирования, проведенного в нашем дошкольном учреждении, было выявлено, что 30% воспитанников не знают, какие писатели и поэты пишут для детей (К. И. Чуковский, А. Л. Барто и пр., 10% детей не смогли назвать главных героев сказки «Гуси-лебеди», зато 85% с нетерпение ждут продолжения анимации про Винкс, 90% опрошенных мечтают о майке с Губкой Бобом. Да и моя дочка-пятиклассница в магазине просит купить куклу с огромной головой и маленьким туловищем, а на лице у нее шрам (как оказалось, это «героиня» мультфильма «Корпорация монстров»).
С раннего возраста ребенок начинает осваивать Интернет. В Интернете он чувствуют себя как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет, дети станoвятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто завoдят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут днeвники-блоги. Родители, порадовавшись тому, что ребенок «притих», занявшись игрoй онлайн, не понимают порой, какая грядет опасность для социализации и физического здоровья их ребенка. Бoльшинство предпочитают сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал, включив в лучшем случае мультфильм, в худшем – давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она. Ребёнок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, у него развивается примитивность и бедность речи, истощение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговариваeт, а кричит, как его мультяшные гeрои, которыe сейчас совсем не добрые, позитивные, а злые. Поэтому, в последнее время, увеличилось количество гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих сконцентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.). Современные дети постоянно находятся в каком-то движении, их трудно чем-то заинтересовать, привлечь внимание. Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизоров, сотового телефона, игровой приставки)для получения результата. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.
Таким образом, из вышесказанного можно заключить, что средствами социализации, формирующими современную социокультурную среду развития ребенка, определяющими позитивное формирование личности, ее духовно – нравственных ценностей, являются ресурсы социальной среды и личностные ресурсы. Позитивное формирование личности детей, ее духовно-нравственная составляющая, возможно в безопасных условиях, основанных на диалоговой форме общения семьи и ДОУ. А воспитатель с его личностным потенциалом является ключевой фигурой в сопровождении детей в процессе социальной адаптации посредством самораскрытия и творческой реализации целей, ценностей и потенциала.
Библиографический список:
1. Акбарова Л. Ф. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе. –Уфа: ВЭГУ, 2005
2. Бодалев А. А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности. Моделирование воспитательных систем. М., 1995
3. Дети улицы. Растущая трагедия городов (Доклад для независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам)., 1990
4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»:Кн. для учителя. М. Просвещение,2000
5. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях//Дошкольное воспитание, 2002г., №3
6. КураеваЛ. Г.Детство: социокультурная реальность. Саратов, 1997
7. Мудрик А,В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979
8. Никандров Н. Д.Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000
9. Семейная политика в России //Электронный ресурс – https://www.kolybel-ekb.ru/index.php/demografia/61-2008-09-29-17-10-06
10. Семенов В. Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993
11. Семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) как социокультурная среда формирования личности (курсовая работа). – Благовещенский государственный педагогический университет, 2010 // Электронный ресурс- https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00044081_0.html.
12. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000
13. Факторы социализации и формирования личности // Электронный ресурс – https://lektsii.net/2-9855.html
Источник