Педагогическое оценивание о развитии ребенка

Кристина Маркелова
Педагогическая оценка, как средство воспитания

Одно из важных средств педагогического влияния на детей является оценка.

Педагогическая оценка, как главное средство, направляющее поведение и деятельность ребёнка, представляет собой органическую составную часть процесса обучения, которая наряду с другими педагогическими средствами призвана служить решению его основных задач.

Одной их основных задач воспитания, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребёнком. Для того, чтобы установить такой контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в нем как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроениях.

Ребёнок нуждается в общении, ему важно, чтобы его слушали, понимали, обращали на него внимания. Ребёнок нуждается в одобрении взрослого, для него это важно. «Например, когда все дети пошли одеваться на прогулку, девочка Ксюша села на скамейку и начала рассказывать, как она с папой ходила в зоопарк. Ей взрослый говорит, сначала оденься, потом расскажешь. Посмотри, все одеваются, и некто не разговаривает». Это не правильно. Нужно ребёнку сказать «Давай договоримся, ты будешь одеваться, и рассказывать, кого вы с папой видели в зоопарке».

Для педагогической оценки является активное слушание, которое предполагает ваше стремление понять, что же хочет сказать ребёнок на самом деле, умение его слушать.

В дошкольном возрасте ребёнок нуждается постоянном одобрении, его поступков (то есть, нет плохих и хороших детей, ребёнок совершает разные поступки, а взрослый объясняет, как надо поступать в данной ситуации.)

Педагогическая оценка оказывает огромное влияние на ребёнка, его сознание. Поэтому важно, если у ребенка что-то не получается,подбодрить его словами: «Ничего страшного, давай попробуешь ещё раз, не получится, я тебе помогу, подскажу. Или давай попробуем сделать вместе». Наблюдая за поведением ребёнка, за его реакцией на успехи или неудачу в разных видах деятельности можно составить общее представление о том, насколько ребёнок уверен в себе.

Педагогическая оценка направлена на помощь ребенку в обучении и развитии. Она не направлена на то, чтобы делить детей, способен или не способен освоить или понять что-либо. Всегда помните, что ваша цель – оказать ребенку помощь и поддержку в его стремлении узнать что-то новое, сориентировать, разобраться в себе. Педагогическая оценка ни в коем случае не должны получать эмоциональную или этическую окраску и не должна сравнивать («Вот посмотри, как хорошо ведёт себя Катя, а ты как всегда только балуешься. Плохое поведение». Результаты оценки сравниваются только с собственными достижениями ребенка. Недопустимо сравнивать их с результатами оценки других детей «Посмотрите дети, как плохо слепил гнёздышко для птички Максим, не так как я показывала, разве это гнездо… В твоё гнездо птичка не прилетит….» «Вот посмотри, как Юра умеет одеваться, а ты даже сандали не можешь застегнуть». Любое достижение ребенка сопоставляется лишь с его собственными достижениями.

Таким образом педагогическая оценка является основой педагогического процесса. Она помогает воспитателю выстраивать процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и группы в целом. Она дает воспитателю возможность творчески подходить к обучению и воспитанию ребенка, обеспечивая ему эмоциональный комфорт. Если у ребёнка что-то не получается нужно улыбнуться ребёнку сказать «У Насти получилось и у тебя обязательно получится (я тебе в этом помогу…» … «Вот видишь какой ты молодец, получилось же.» Ребёнка нужно подбадривать и тогда у ребёнка повысится эмоциональный настрой.

Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатели формируют у него уверенность и волевое усилие. Волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех;

Педагог должен не только помочь обрести ребенку уверенность, но и показать ему успех, вызвать радостные переживания, этому способствует прямая положительная оценка. Ребенок испытывает чувство обиды, если незаслуженно получает отрицательную оценку. Например в выше приводящем примере (в лепке гнезда). Положительная предвосхищающая оценка, данная в присутствии всей группы, оказывает воспитательное воздействие на всех детей, особенность этой оценки в том, что все дети могут отнести к себе эту оценку. Таким образом, не только ребенок, но и все окружающие получают сведения о нормах и правилах поведения, о правильности выполняемых действий.

Косвенная оценка трактуется как выражение одобрения или порицания моральных качеств и поступков другого лица. Косвенная оценка имеет особое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои положительные и отрицательные качества. Ребенок, воспринимая те или иные проявления достоинств у других, «примеривается» к ним и к той оценке, которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я также сделаю, и меня похвалят!»)

Эмоциональное отношение ребенка к образцам возникает как реакция, опосредованная его активным стремлением к удовлетворению чувства собственного достоинства, потребности в положительной оценке и самооценке.

Педагогическая оценка даёт ребёнку коррекцию в его поведении и действиях.

Источник

   Консультация для воспитателей на тему

«Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста»

Во все времена педагоги стремились найти средства и методы, которые способствовали бы оптимизации процесса воспитания и обеспечивали полноценное развитие личности дошкольника. В психолого-педагогических исследованиях довольно подробно раскрыто содержание таких воспитательных средств, как игра, труд, этические беседы и пр. Их анализ позволил вычленить компонент, присутствующий в каждом из них, а именно оценку.

        Традиционно оценка относится к методам поощрения и наказания. Под ней подразумевается положительное или отрицательное суждение педагога о деятельности и поступках ребенка в форме одобрения, похвалы, замечания, порицания и т.д. Основные функции оценочных воздействий – ориентирующая  стимулирующая: ориентирующая заключается в том, что ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения; стимулирующая определяет переживанием ребенком своего успеха или неуспеха и является побуждением к действию.

        Авторы как психологических, так и педагогических исследований указывают на то, что оценка оказывает значительное влияние на развитие и воспитание дошкольников. В их работах отмечается: находясь в окружении сверстников, ребенок нередко оказывается в такой ситуации, когда от него требуется самостоятельно решить, как надо поступать, однако ребенок не всегда может правильно оценить ситуацию, сделать необходимый выбор, осознать, хорошо или плохо поступил он сам (или его ровесник). Исследователи объясняют это тем, что социальный опыт дошкольника слишком мал, он не всегда сознательно способен выбрать те правила, на основании которых он совершает конкретный поступок, поэтому педагогу необходимо постоянно и систематически оценивать его действия. Оценка должна помочь ребенку осознать значимость собственных поступков, их соответствие существующим нормам и правилам.

        Известно, что в период дошкольного детства педагог, как правило, является для ребенка непререкаемым авторитетом. И если педагог оценивает поступок положительно или отрицательно, то и дошкольник, сталкиваясь впоследствии с подобными поступками, дает им такую же оценку, как и взрослый. Это лежит в основе представлений о том, как ребенок усваивает нормы поведения.

                             Установлено, что оценка педагога:

 – способствует развитию чувства долга у детей;

 – создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим;

 – способствует формированию трудолюбия;

 – определяет особенности эмоционального состояния ребенка, мотивацию его деятельности и пр.

        Вот почему значимость педагогической оценки в формировании личности дошкольника трудно переоценить.

        В то же время практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений очень часто не представляют, к каким последствиям может привести использование того или иного вида оценки ребенка. В этой связи нам представилось необходимым рассмотреть наиболее часто встречающиеся на практике виды оценок, а именно: прямую, предвосхищающую, косвенную, опосредованную, а также отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

        Основным, наиболее часто встречающимся видом оценки является прямая оценка, адресованная непосредственно объекту воспитания. Она содержит конкретное указание на недопустимость или правомерность поступка или на отношение непосредственно к личности ребенка. По форме прямая оценка бывает положительной или отрицательной. Исследователи, занимающиеся вопросами влияния положительной и отрицательной оценки на формирование самооценки, пришли к такому выводу: положительная оценка вызывает у ребенка чувство эмоционального благополучия, радостного переживания соответствия своего поведения предъявляемым к нему требования.

        Правомерность частого использования прямой положительной оценки подтверждается рядом психологических исследований, в которых отмечается6 ребенок, должен не только овладеть необходимыми умениями и навыками, но и испытать радость успеха, почувствовать уверенность в своих возможностях. Это одно из важнейших условий формирования положительного отношения к вынужденной деятельности, которая не всегда привлекает его, так как ребенок побуждается к деятельности потребностью или эмоцией и только потом оценкой. Самообслуживание, соблюдение правил гигиены как деятельность не всегда доставляет ребенку радость или удовольствие, однако могут привлекать его в том случае, если его успехи поднимают его во мнении окружающих.

        Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатель формирует у него уверенность и волевое усилие. А. И. Давыдова, исследовавшая волю детей дошкольного возраста, утверждает: 1) волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех; 2) даже взрослым нужна большая сила воли, чтобы преодолеть неуспех в той или иной деятельности, а ребенок, у которого воля только развивается, с этим справиться не может.

        Дети в лучшем случае остаются безразличными к делу, которым они не могут овладеть, или относятся к нему отрицательно; но при этом волевое усилие, необходимое для выработки привычек, не проявляется. Педагоги должны не только помочь ребенку обрести уверенность в своих силах и достичь успеха, но и показать ему успех, вызвать тем самым радостные переживания. Этому способствует прямая положительная оценка, значение которой подтверждается и физиологическими исследованиями. Физиологи утверждают: положительная связь укрепляется с той деятельностью, которая дает удовлетворение и уверенность.

        Другой стороной положительной оценки являются ее ориентирующая и стимулирующая функции. Процесс общения со взрослыми и сверстниками предъявляет к ребенку определенные требования, его поведение и деятельность так или иначе оцениваются и тем самым корректируются. Чтобы быть на уровне этих требований, ребенок должен усвоить систему правил поведения, моральных норм и отношений, должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Положительно оценивая детей, педагог сравнивает их настоящее поведение с прошлым и настоящую оценку с предыдущей. Это помогает детям лучше осознать свои успехи.

        Сравнением поступков и оценок педагог не только позволяет осознать новые умения, но и подчеркивает объективный характер своих оценок, дает возможность понять, что его оценки зависят от поведения самого ребенка. В то же время, чтобы положительная оценка являлась средством ориентации детей в своих знаниях и умениях, необходимо, чтобы в ней был раскрыт либо смысл поступка, либо степень овладения ребенком каким-то действием или качеством.

        Прямая отрицательная оценка также выполняет ориентирующую и стимулирующую функции, так как указывает на неправильный характер действия. Однако применительно к детям дошкольного возраста, как показывают психологические и педагогические исследования, ее использование должно быть ограничено, так как дошкольники легкоранимы и чувствительны к тому, как к ним относятся взрослые. Иногда, получив отрицательную оценку, ребенок испытывает чувство незаслуженной обиды. Это происходит, если педагог неверно разобрался в ситуации, не учел мотивов, которыми руководствовался ребенок. В этих случаях отрицательная оценка теряет свою ориентирующую функцию; более того, приносит огромный вред, так как в результате дети приобретают опыт отрицательных отношений со взрослыми и сверстниками, у них закрепляются отрицательные мотивы поведения, а иногда появляется бессознательное стремление любым способом избежать отрицательной оценки, даже путем обмана. В то же время в процессе воспитания нельзя обойтись без отрицательных оценок. Сами по себе они не обижают ребенка, если даются спокойным тоном, в доброжелательной форме, носят мотивированный характер. Опираясь на знание индивидуальных особенностей детей, педагог может дать отрицательную оценку ребенку либо в присутствии всей группы, либо индивидуально. Злоупотреблять отрицательной оценкой, которую условно можно назвать «лишением чести», вредно. Эта мера применима лишь в тех случаях, когда ребенок обладает достаточно устойчивым чувством собственного достоинства, а педагог уверен, что, пережив так называемое «падение», ребенок отнесется к этому как к временной неудаче и сохранит установку на положительное отношение окружающих. Если же эта установка недостаточно развита, то отрицательная оценка не оказывает на ребенка желаемого воздействия, а лишь подрывает веру в возможность закрепить за собой положительную репутацию и тем самым подавляет стремление к лучшему, поэтому наряду с прямой отрицательной оценкой, адресованной ребенку, необходимо использовать положительную предвосхищающую оценку.

        Применение предвосхищающей оценки в педагогической литературе рассмотрено довольно подробно. Авторы указывают на то, что, как правило, в подтексте этой оценки положительно или отрицательно оценивается личность ребенка («Я уверена, ты выполнишь мою просьбу, ты ведь очень послушный»; «Я уверена, что ты не выполнишь мою просьбу, ты ведь очень непослушный»), т.е. в предвосхищающей оценке содержится лиая оценка, которая влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его отношения со сверстниками.

        Положительная предвосхищающая оценка вызывает у ребенка желание выполнять поручения педагога, укрепляет его уверенность в своих силах и правильности совершаемых поступков, т.е. выполняет стимулирующую функцию. Отрицательная предвосхищающая оценка, как правило, вызывает негативную реакцию, формирует неуверенность в собственных силах, иначе говоря, выполняет депрессирующую функцию.

Источник

Принято:                                                               Утверждаю:

на Педагогическом совете                                   Заведующий МБДОУ д/с № 16

МБДОУ д/с № 16                                                  _________           И.Н.Ковалёва

Протокол № 1от 19.08.2016                                 Приказ  № 158   от  19.08.2016

Положение

о системе оценки индивидуального развития воспитанников

в соответствии с ФГОС ДО

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 муниципального образования Тимашевский район

  1. Общее положения

1.1.Положение о системе оценки индивидуального развития детей в  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 муниципального образования Тимашевский район  (далее Положение) разработано в соответствии с:

-Конвенцией о правах ребенка;

-Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155);

-Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013       № 1014;

-Уставом МБДОУ д/с № 16;

-Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 16.

1.2.Система оценки индивидуального развития ребенка представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.

Образовательные результаты – информация о развитии воспитанников ДОУ и результатах освоения ООП ДО МБДОУ д/с № 16.

1.3.Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников ДОУ осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами.

  1. Основные цели, задачи и принципы системы оценки индивидуального развития ребенка

2.1.Оценка индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО  осуществляется в двух формах педагогической диагностики – уровень освоения ООП ДО по 5 образовательным областям (оценка социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития по «Системе мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения ООП ДО МБДОУ д/с № 16»); и уровень социализации ребенка и развитие его индивидуальности.

2.2.Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком. Такая оценка проводится педагогами возрастных групп.

2.3.Задачи:

-индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение его образовательной траектории и, в случае необходимости, профессиональная коррекция особенностей его развития специалистами Центра ПМСС «С любовью к детям» г.Тимашевск);

-оптимизация работы с группой детей.

2.4.Основные принципы системы оценки индивидуального развития детей является:

-комплектность;

-непрерывность;

-диагностичность (наличие карт диагностики с критериями оценки);

-уровневость;

-доступность результатов по запросу для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно  работающих с ребенком), обобщение информации (диаграмм) для различных групп потребителей (педагогический совет, психолого – медико – педагогиский консилиум ДОУ,  управления образования администрации муниципального образования Тимашевский район, Центра ПМСС «С любовью к детям» г.Тимашевск).

2.5.Педагогическая диагностика:

-позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;

-учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;

-позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;

-учитывает представленные в ООП ДО целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

2.6.В старшем дошкольном возрасте (с 5-7 лет) педагогами проводится индивидуальная диагностика развития речи воспитанников с согласия родителей (законных представителей) если в этом есть необходимость на основе дидактических игр и заданий, и результатов предыдущих диагностик  для направления детей к специалистам Центра ПМСС «С любовью к детям» г.Тимашевск для своевременного выявления отклонений в развитии и проведении необходимой коррекции.  

  1. Организация проведения оценки индивидуального развития  

3.1. Оценка индивидуального развития осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ, а фиксируется 3 раза в год – сентябрь, январь, май.

3.2.Результаты оценки индивидуального развития ребенка заполняются педагогом возрастной группы и музыкальным руководителем в единую форму и предоставляются старшему воспитателю в виде диаграммы (или отчета развития детей возрастной группы).

В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.

3.3.Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:

-старший воспитатель обеспечивает условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов,  разрабатывает и предоставляет карты критериев оценки, консультирует педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики;

-педагоги ДОУ проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции (стоят индивидуальный образовательный маршрут при необходимости).

3.4.Оценка индивидуального развития осуществляется:

-при поступлении ребенка в ДОУ (в течение 2-х месяцев);

-в начале (сентябрь), в середине (январь) и в конце учебного года (май)-  в целях определения динамики его развития;

-в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.

  1. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка

4.1.Оценка индивидуального развития осуществляется наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые педагогами.

4.2.Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:

-показатель сформирован («ф» достаточный уровень (на усмотрение педагога используется бальная оценка в данном пункте – 3 балла) -наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;

-показатель в стадии формирования («с» уровень близкий к достаточному (на усмотрение педагога используется бальная оценка в данном пункте – 2 балла) – проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;

-показатель не сформирован («н» недостаточный уровень (на усмотрение педагога используется бальная оценка в данном пункте – 1 балл) – не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения ООП ДО.

Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии и освоении детьми ООП ДО .

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточеый уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребенком по данному направлению с учетом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьей по реализации ООП ДО.

4.3.По результатам педагогической диагностики педагогами составляются индивидуальные образовательные маршруты по коррекции развития ребенка.

4.4.Методологическая основа педагогической диагностики:

-оценка нервно-психического развития детей с 1года до 3-х лет по эпикризным срокам – методика Н.М.Аксариной, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной;

-оценка социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития по «Системе мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения ООП ДО МБДОУ д/с № 16» (Приложение 1);

-«Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в ДО» под редакцией Л.С.вакуленко;

-уровень социализации ребенка и развитие его индивидуальности  (Приложение 2);

-оценка речевого развития (Приложение 3).

  1. Контроль

5.1.Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующим, старшим воспитателем посредством следующих форм:

-ежедневный текущий контроль;

-тематический контроль;

-оперативный контроль.

Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и анализ документации, собеседование.  

  1. Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка

6.1.Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на заседаниях ПМПк ДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки индивидуальных образовательных маршрутов.

6.2.Обобщеные результаты оценки индивидуального развития детей используются в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ в целях принятия управленческих решений.

6.3.Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:

-родители (законные представители);

-педагоги (непосредственно работающие с ребенком).

6.4.Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются:

-педагогический совет ДОУ;

-психолого – медико – педагогиский консилиум ДОУ;

-управление образования администрации муниципального образования Тимашевский район;

-Центр ПМСС «С любовью к детям» г.Тимашевск.

  1. Документация

7.1.Результаты оценки индивидуального развития детей, пособия для проведения оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет хранятся у педагогов и в электронном виде в методическом кабинете.

7.2. Карты диагностик, мониторинга обновляются по мере необходимости.

Источник