Педагогическое обследование ребенка с отклонениями в развитии
Психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии
Успешность обучения, воспитания, социальной адаптации ребёнка с особенностями психофизического развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает психолого- педагогическая диагностика нарушений развития.
Сегодня роль диагностики очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития; определение их оптимального образовательного маршрута; обеспечение индивидуального сопровождения в учреждении общего типа; разработка программ индивидуального обучения для детей со сложными и тяжёлыми нарушениями развития. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого всестороннего изучения ребёнка. Построение психолого-педагогического обследования ребёнка с особенностями психофизического развития должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать разные нарушения и их соотношения.
Классный руководитель должен быть готов к выполнению функций аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины, основания того или иного поведения ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу педагогической деятельности, направленной на воспитание личности того или иного школьника.
Психолого-педагогическая диагностика связана с управлением педагогическим процессом. Функция учителя, воспитателя и состоит в том, чтобы своевременно получить соответствующую информацию о протекании процесса обучения, воспитания и для принятия оптимальных коррекционных решений.
Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие). Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.
Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок.
При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребенка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» Необходима строгая научность в подборе диагностических заданий для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить.
Конечной целью психолого-педагогического обследования является получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка с особенностями развития. Результаты обследования, раскрывающие картину всего разнообразия познавательных и эмоционально-личностных характеристик ребенка, обсуждаются специалистами и дают возможность определить программу обучения и воспитания, специальные условия, средства помощи, адекватные потенциальным возможностям ребенка.
Источник
Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии
Диагностика отклонений в развитии ребенка является одним из важнейших компонентов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.
Основными принципами диагностики являются:
- Проведение диагностического обследования ребенка должно быть системным и охватывать все стороны развития ребенка.
- Организация диагностического исследования основывается на возрастных особенностях ребенка и предполагаемом уровне его развития
- Задания, которые использует педагог в ходе диагностики, должны быть понятны и доступны для ребенка.
- При проведении диагностики важно выявлять не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка (в виде ЗУН).
- Все диагностические методики, используемые в ходе исследования, должны быть научно обоснованы.
- Полученные результаты необходимо интерпретировать, дать им качественную и количественную характеристику.
- Диагностика отклонений в развитии ребенка должна иметь четкую цель, которая достигается посредством решения ряда задач.
Замечание 1
Основная цель диагностики отклонений развития ребенка – выявление структуры нарушения, причин его вызвавших и определение оптимальных путей коррекционной помощи.
Задачи диагностики определяются исходя из возраста ребенка и вида нарушения, а также поставленной цели. Вся методология (цель, задачи, гипотеза и т.д.), должны быть взаимосвязаны друг с другом и иметь общее направление.
Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушения развития у детей
Диагностика отклонений в развитии ребенка, по своему содержанию является дифференциальной и прогностической. Это обусловлено тем, что в процессе диагностики определяются наиболее эффективные формы коррекционной работы с ребенком и составляются рекомендации по его индивидуальному обучению (воспитанию).
Проведение диагностики предусматривает обязательное участие в ней нескольких специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педиатр). Это необходимо для того, чтобы вскрыть причины и механизмы отклонения, а также наметить пути его исправления (коррекции) или устранения.
Диагностика подразумевает под собой не только выполнение определенного количества методических заданий, но и работу с медицинскими документами ребенка, сбор медицинских анализов, социально-педагогическое обследования. В том случае, если нарушение (отклонение) достаточно тяжелое, то в комплексе с диагностикой осуществляется нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.
Подходы к осуществлению диагностики отклонений в развитии ребенка:
- Системный подход – основан на системном представлении о строении психики ребенка, предусматривает осуществление диагностики в несколько этапов.
- Динамический подход – исследование изменений (отклонений или нарушений) в развитии ребенка на различных возрастных этапах. Осуществляется на основании учета возрастных особенностей ребенка, его качественных возрастных новообразований и их своевременной реализацией.
Анализ полученных в ходе диагностики результатов включает в себя ряд обязательных параметров:
- Отношение ребенка к исследованию и заданиям
- Способы выполнения заданий
- Соответствие действий ребенка и условий задания (действует по инструкции или проявляет инициативу)
- Обращается ли за помощью к взрослому
- Умеет выполнять задания по аналогии с предыдущими
- Отношение к полученным результатам, самокритичность и оценка собственных достижений
Замечание 2
Таким образом, на основании указанных параметров исследователь имеет возможность сложить для себя общую картину (представление) о развитии ребенка, его возможностях и особенностях характера.
Проблемы диагностики отклонений в развитии детей
Проблемы диагностики отклонений в развитии можно разделить на 2 основные группы:
- Недостаточность или низкое качество используемых диагностик, а также нехватка специалистов в области исследуемых отклонений.
- Сложность проведения диагностических методик.
К первой группе проблем относятся:
- недостаток специалистов в области психодиагностики, которые занимаются не только проведением диагностических методик, но и их разработкой, адаптацией и т.д.
- недостаточное количество отечественных диагностических методик по всем направлениям нарушений в развитии и недоверие к имеющимся зарубежным методикам
- моральное устаревание содержания программ обучения и подготовки психодиагностов
- распространение искаженной и недостоверной практики в области психодиагностики.
Проблемы второй группы можно характеризовать следующим образом:
- трудность проведения диагностических методик в силу сложности нарушений и отклонений в развитии ребенка
- недостаточность практического опыта врача (исследователя), проводящего диагностику
- схожесть ряда синдромов психического недоразвития
- слабая выраженность симптомов нарушений и отклонений, в силу возраста испытуемого
- необходимость проведения не просто комплексного исследования конкретного ребенка, всех сторон его развития, но и необходимость сравнения полученных данных с данными других детей, как имеющих отклонения в развитии, так и с нормальным течением развития
Таким образом, диагностика отклонений в развитии детей является сложным и многокомпонентным процессов. Необходимо учитывать не только те показатели, которые были получены по итогам диагностической методики, но и принимать во внимание обстоятельства, при которых протекала беременность, в каких условиях в данный момент проживает ребенок, его окружение, особенности воспитания и обучения.
Источник
Психолого – педагогическое обследование ребенка
с интеллектуальной недостаточностью.
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.
Коррекционно – воспитательная работа с детьми начинается с обязательного всестороннего психолого – педагогического обследования. Обследование проводиться 3 раза в год (в начале года, в середине года, в конце года). Данные полученные в ходе обследования учитель – дефектолог заносит в «Карту развития ребенка». По результатам психолого – педагогического обследования, проведенного в начале года, планируется работа на учебный год. Группа детей делиться на небольшие подгруппы, выстраивается индивидуальная работа с каждым из воспитанников. Проведение контрольных срезов в течение учебного года дает возможность отслеживать динамику в развитии детей, вносить коррективы в содержание реализуемых программ.
В ходе психолого – педагогического обследования исследуется физическое развитие ребенка, особенности познавательных процессов, речевое развитие, игровая деятельность, конструктивная деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, культурно – гигиенические навыки, эмоционально – волевая сфера.
Психолого–педагогическое обследование начинается с момент знакомства с ребенком. Учитель – дефектолог наблюдает за ребенком в группе. Обращает внимание на общий фон настроения, на наличие вялости, возбудимости, тревожности; то, как ведет себя ребенок в небольшом коллективе, как взаимодействует со взрослыми, со сверстниками; отслеживает уровень сформированности навыков самообслуживания. На этом этапе педагог старается расположить к себе ребенка, наладить эмоциональный контакт с ним.
Педагогическое наблюдение проводится систематически. Оно планируется, выстраивается вместе с воспитателем, с педагогом – психологом. Педагогическое наблюдение позволяет исследовать игровую деятельность детей. При наблюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры.
Игровую деятельность учитель – дефектолог продолжает исследовать в кабинете. В ситуации обследования в кабинете ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.
Оцениваются:
- проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);
- выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);
- адекватность использования игрушек, т.е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);
- возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
- характер игры (однообразная, творческая);
- поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).
В диагностике детей используются групповые и индивидуальные формы исследования. Групповые формы чаще проходят в группе, индивидуальные – в кабинете учителя – дефектолога. В ходе индивидуального взаимодействия педагог исследует особенности познавательных процессов, конструктивную деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, речевое развитие.
Для получения более достоверной информации о ребенке целесообразно включить в процедуру обследования беседы с родителями и педагогами.
При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:
- создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;
- предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
- чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
- игровой характер заданий;
- учет уровня развития познавательной деятельности.
Методы психолого – педагогической диагностики:
– наблюдение,
-беседа,
– психологический эксперимент .C. Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой
-анализ результатов продуктивной деятельности
-метод опроса родителей.
При проведении исследования важно учитывать:
- как ребенок принимает задание;
- как понимает условие задания;
- способы выполнения задания (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
- обучаемость в процессе обследования;
- отношение к результату деятельности
- речевое сопровождение.
Программа психолого – педагогическое обследования ребенка с ОВЗ.
- Общие сведенья о ребенке. Фамилия, имя, отчество, дата рождения. Дата поступление в данное учреждение. Посещал ли ранее другое дошкольное учреждение. Занимался ли с учителем – дефектологом, логопедом.
- Сведенья о семье. Фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей ребенка). Возраст родителей, образование, профессия. Состав семьи, отношения между членами семьи, отношение к ребенку в семье.
- Анамнез. Состояние здоровья родителей. Характер протекания беременности, родов. Раннее психомоторное развитие. Наличие травм, операций.
- Физическое развитие ребенка. Антропометрические данные. Оценивается двигательное развитие. Общая моторика. Ручная моторика.
- Сенсорное развитие. Исследуется зрительное восприятия, слуховое восприятие, тактильное восприятие, обоняние; полнота представлений о цвете, форме, величине.
- Особенности познавательных процессов. Исследуется наглядно-действенное мышление, наглядно – образное мышление, словесное мышление, память, внимание.
- Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Связная речь.
- Изучение деятельности. Исследуется игровая деятельность, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность.
- Культурно – гигиенические навыки. Элементарные трудовые навыки и умения.
- Изучение знаний. Знания о себе и окружающем мире. Исследуются знания о сверстниках, педагогах; о животных, о птицах, о растениях, о предметах быта, о транспорте, о городе, о сезонных изменениях в природе, о деятельности людей.
- Элементарные математические представления. Количественные представления. Решение арифметических задач. Временные представления. Пространственные представления.
- Развитие эмоционально – волевой сферы. Исследуется умение выражать эмоции, поведение. Наличие агрессии, тревожных состояний. Умение взаимодействовать со сверстниками, со взрослыми.
Методики обследования развития детей:
- Методика «Оценка зрительного восприятия» (Выготский Л.С., Лурия А.Р. и другие)
- Методика «Нанизывание» (методика используется различными авторами А.Л.Венгер, Э.Г.Пилюгина и др. )
- Методика «Сличение предмета и его изображения»
- Методика Е.А. Стребелевой «Ранняя диагностика умственного развития» (определение интеллектуального развития)
- Методика «Разборка и складывание пирамидки» (Автор: С. Д. Забрамная)
- Методика «Узнавание реалистических изображений» (Методика А.Р. Лурия)
- Методика «Разбери и сложи матрешку» (Автор: С. Д. Забрамная)
- Методика «Доски Сегена» (предложенная Э. Сегеном)
- Методика «Почтовый ящик (Ящик Сегена)» (Методика описана в работе А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард).
- Методика «Разрезные картинки» . (Автор Бернштейн, 1911 . Методика описывается в модификации Л.И. Переслени, О.И. Шурановой).
- Методика «Детская предметная классификация» (Выготский, 1982).
- Методика «Оценка уровня сформированности элементарных пространственных представлений» (Впервые важность исследования разноуровневых пространственных представлений была определена А.Р. Лурия)
- Методика «Сюжетные картинки» (Автор С.Д.Забрамная)
- Методика Пьерона-Рузера (В своем классическом виде приведена в классическом пособии по диагностике М.П.Кононовой (Кононова, 1963))
- Методика «Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена» (Тест «Прогрессивные Матрицы» был создан в 1936 году Л. Пенроузом и Дж. Равеном)
- Методика «Кубики Кооса» (Рубинштейн, 1970). В упрощенном виде входит во многие психометрические тесты, например в тест Векслера
- Методика «Пространственные ориентации» (Автор: С.Д. Забрамная).
- Методика «Чего не хватает?» (Автор: Немов Р.С.)
- Методика «Исключение предметов» (Рубинштейн, 1970) Методика «Четвертое лишнее» (Автор: Е.Л.Агаева)
- Методика «10 слов» (Автор: А.Р. Лурия)
- Методика «Понимание скрытого смысла в коротких рассказах» (Отечественным исследователем, впервые описавшем и использовавшем для исследования эту методику следует считать А.Н. Бернштейна (Бернштейн, 1911))
- Методика «Нелепицы» (Бернштейн, 1911)
- Методика «Серия сюжетных картинок» (Автор: С.Д. Забрамная)
- Методика «Цветовой тест» (Автор: М. Люшер)
- Методика «Диктант» (Автор: Д.Б. Эльконин)
- Методика изучения математического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (Описание процедуры проведения встречается в работах отечественных дефектологов Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной, Л.Б. Баряевой и др.)
- Методика «Установление последовательности событий» (Автор Бернштейн, 1911. Описание процедуры проведения встречается в работах отечественных дефектологов Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной и др.)
- Методика обследования связной речи (Описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г. А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей)
- Методика обследования грамматического речи (Описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г. А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей).
Источник