Педагогическое обследование ребенка с отклонениями в развитии

Психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии

Успешность обучения, воспитания, социальной адаптации ребёнка с особенностями психофизического развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает психолого- педагогическая диагностика нарушений развития.

Сегодня роль диагностики очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития; определение их оптимального образовательного маршрута; обеспечение индивидуального сопровождения в учреждении общего типа; разработка программ индивидуального обучения для детей со сложными и тяжёлыми нарушениями развития. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого всестороннего изучения ребёнка. Построение психолого-педагогического обследования ребёнка с особенностями психофизического развития должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать разные нарушения и их соотношения.

Классный руководитель должен быть готов к выполнению функций аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины, основания того или иного поведения ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу педагогической деятельности, направленной на воспитание личности того или иного школьника.

Психолого-педагогическая диагностика связана с управлением педагогическим процессом. Функция учителя, воспитателя и состоит в том, чтобы своевременно получить соответствующую информацию о протекании процесса обучения, воспитания и для принятия оптимальных коррекционных решений.

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие). Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок.

При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребенка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» Необходима строгая научность в подборе диагностических заданий для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить.

Конечной целью психолого-педагогического обследования является получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка с особенностями развития. Результаты обследования, раскрывающие картину всего разнообразия познавательных и эмоционально-личностных характеристик ребенка, обсуждаются специалистами и дают возможность определить программу обучения и воспитания, специальные условия, средства помощи, адекватные потенциальным возможностям ребенка.

Источник

Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии

Диагностика отклонений в развитии ребенка является одним из важнейших компонентов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.

Основными принципами диагностики являются:

  1. Проведение диагностического обследования ребенка должно быть системным и охватывать все стороны развития ребенка.
  2. Организация диагностического исследования основывается на возрастных особенностях ребенка и предполагаемом уровне его развития
  3. Задания, которые использует педагог в ходе диагностики, должны быть понятны и доступны для ребенка.
  4. При проведении диагностики важно выявлять не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка (в виде ЗУН).
  5. Все диагностические методики, используемые в ходе исследования, должны быть научно обоснованы.
  6. Полученные результаты необходимо интерпретировать, дать им качественную и количественную характеристику.
  7. Диагностика отклонений в развитии ребенка должна иметь четкую цель, которая достигается посредством решения ряда задач.

Замечание 1

Основная цель диагностики отклонений развития ребенка – выявление структуры нарушения, причин его вызвавших и определение оптимальных путей коррекционной помощи.

Задачи диагностики определяются исходя из возраста ребенка и вида нарушения, а также поставленной цели. Вся методология (цель, задачи, гипотеза и т.д.), должны быть взаимосвязаны друг с другом и иметь общее направление.

Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушения развития у детей

Диагностика отклонений в развитии ребенка, по своему содержанию является дифференциальной и прогностической. Это обусловлено тем, что в процессе диагностики определяются наиболее эффективные формы коррекционной работы с ребенком и составляются рекомендации по его индивидуальному обучению (воспитанию).

Читайте также:  Развитие ребенка карточки с посудой

Проведение диагностики предусматривает обязательное участие в ней нескольких специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педиатр). Это необходимо для того, чтобы вскрыть причины и механизмы отклонения, а также наметить пути его исправления (коррекции) или устранения.

Диагностика подразумевает под собой не только выполнение определенного количества методических заданий, но и работу с медицинскими документами ребенка, сбор медицинских анализов, социально-педагогическое обследования. В том случае, если нарушение (отклонение) достаточно тяжелое, то в комплексе с диагностикой осуществляется нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.

Подходы к осуществлению диагностики отклонений в развитии ребенка:

  1. Системный подход – основан на системном представлении о строении психики ребенка, предусматривает осуществление диагностики в несколько этапов.
  2. Динамический подход – исследование изменений (отклонений или нарушений) в развитии ребенка на различных возрастных этапах. Осуществляется на основании учета возрастных особенностей ребенка, его качественных возрастных новообразований и их своевременной реализацией.

Анализ полученных в ходе диагностики результатов включает в себя ряд обязательных параметров:

  • Отношение ребенка к исследованию и заданиям
  • Способы выполнения заданий
  • Соответствие действий ребенка и условий задания (действует по инструкции или проявляет инициативу)
  • Обращается ли за помощью к взрослому
  • Умеет выполнять задания по аналогии с предыдущими
  • Отношение к полученным результатам, самокритичность и оценка собственных достижений

Замечание 2

Таким образом, на основании указанных параметров исследователь имеет возможность сложить для себя общую картину (представление) о развитии ребенка, его возможностях и особенностях характера.

Проблемы диагностики отклонений в развитии детей

Проблемы диагностики отклонений в развитии можно разделить на 2 основные группы:

  1. Недостаточность или низкое качество используемых диагностик, а также нехватка специалистов в области исследуемых отклонений.
  2. Сложность проведения диагностических методик.

К первой группе проблем относятся:

  • недостаток специалистов в области психодиагностики, которые занимаются не только проведением диагностических методик, но и их разработкой, адаптацией и т.д.
  • недостаточное количество отечественных диагностических методик по всем направлениям нарушений в развитии и недоверие к имеющимся зарубежным методикам
  • моральное устаревание содержания программ обучения и подготовки психодиагностов
  • распространение искаженной и недостоверной практики в области психодиагностики.

Проблемы второй группы можно характеризовать следующим образом:

  • трудность проведения диагностических методик в силу сложности нарушений и отклонений в развитии ребенка
  • недостаточность практического опыта врача (исследователя), проводящего диагностику
  • схожесть ряда синдромов психического недоразвития
  • слабая выраженность симптомов нарушений и отклонений, в силу возраста испытуемого
  • необходимость проведения не просто комплексного исследования конкретного ребенка, всех сторон его развития, но и необходимость сравнения полученных данных с данными других детей, как имеющих отклонения в развитии, так и с нормальным течением развития

Таким образом, диагностика отклонений в развитии детей является сложным и многокомпонентным процессов. Необходимо учитывать не только те показатели, которые были получены по итогам диагностической методики, но и принимать во внимание обстоятельства, при которых протекала беременность, в каких условиях в данный момент проживает ребенок, его окружение, особенности воспитания и обучения.

Источник

Психолого – педагогическое обследование ребенка

с интеллектуальной недостаточностью.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

Коррекционно – воспитательная работа с детьми начинается с обязательного всестороннего психолого – педагогического обследования.  Обследование проводиться  3 раза в год (в начале года, в середине года, в конце года). Данные полученные в ходе обследования учитель – дефектолог заносит в  «Карту развития ребенка». По результатам психолого – педагогического обследования, проведенного в начале года, планируется  работа на учебный год. Группа детей делиться на небольшие подгруппы, выстраивается индивидуальная работа с каждым из воспитанников. Проведение контрольных срезов в течение учебного  года дает возможность отслеживать динамику в развитии детей, вносить коррективы в содержание реализуемых программ.

Читайте также:  Развитие индивидуальности ребенка на занятии

В ходе психолого – педагогического обследования исследуется физическое развитие ребенка, особенности познавательных процессов, речевое развитие, игровая деятельность, конструктивная деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, культурно – гигиенические навыки, эмоционально – волевая сфера.

Психолого–педагогическое обследование начинается с момент знакомства  с ребенком. Учитель – дефектолог наблюдает за ребенком в группе. Обращает внимание на общий фон настроения, на наличие вялости, возбудимости, тревожности; то, как ведет себя ребенок в небольшом коллективе,  как взаимодействует со взрослыми, со сверстниками; отслеживает уровень сформированности навыков самообслуживания. На этом этапе педагог старается расположить к себе ребенка, наладить эмоциональный контакт с ним.

Педагогическое наблюдение проводится систематически. Оно планируется, выстраивается вместе с воспитателем, с педагогом – психологом. Педагогическое наблюдение позволяет исследовать игровую деятельность детей. При наблюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры.

Игровую деятельность учитель – дефектолог продолжает исследовать в кабинете. В ситуации обследования в кабинете ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.

Оцениваются:

  •  проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);
  •  выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);
  •  адекватность использования игрушек, т.е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);
  •  возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
  •  характер игры (однообразная, творческая);
  •  поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).

   В диагностике детей используются групповые и индивидуальные формы исследования.  Групповые формы чаще проходят в группе, индивидуальные – в кабинете учителя – дефектолога. В ходе индивидуального взаимодействия педагог исследует особенности познавательных процессов, конструктивную деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, речевое развитие.

Для получения более достоверной информации о ребенке целесообразно включить в процедуру обследования беседы с родителями и педагогами.

При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:

  •  создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;
  •  предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
  •  чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
  •  игровой характер заданий;
  •  учет уровня развития познавательной деятельности.

Методы психолого – педагогической диагностики:

– наблюдение,

-беседа,

– психологический эксперимент .C. Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой

-анализ результатов продуктивной деятельности

-метод опроса родителей.

При проведении исследования важно учитывать:

  • как ребенок принимает  задание;
  • как  понимает  условие задания;
  •  способы выполнения  задания (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
  •  обучаемость в процессе обследования;
  • отношение к результату деятельности
  • речевое сопровождение.

Программа психолого – педагогическое обследования ребенка с ОВЗ.

  1. Общие сведенья о ребенке. Фамилия, имя, отчество, дата рождения.  Дата поступление в данное учреждение. Посещал ли ранее другое дошкольное учреждение. Занимался ли с учителем – дефектологом, логопедом.
  2. Сведенья о семье. Фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей ребенка). Возраст родителей, образование, профессия.  Состав семьи, отношения между членами семьи, отношение к ребенку в семье.
  3. Анамнез. Состояние здоровья родителей. Характер протекания беременности, родов. Раннее психомоторное развитие. Наличие травм, операций.
  4. Физическое развитие ребенка. Антропометрические данные. Оценивается двигательное развитие. Общая моторика. Ручная моторика.
  5. Сенсорное развитие. Исследуется зрительное восприятия, слуховое восприятие, тактильное восприятие, обоняние; полнота  представлений о цвете, форме, величине.
  6. Особенности познавательных процессов. Исследуется наглядно-действенное мышление, наглядно – образное мышление, словесное мышление, память, внимание.
  7. Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Связная речь.
  8. Изучение деятельности. Исследуется игровая деятельность, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность.
  9. Культурно – гигиенические навыки. Элементарные трудовые навыки и умения.
  10.  Изучение знаний. Знания о себе и окружающем мире. Исследуются знания о сверстниках, педагогах; о животных, о птицах, о растениях, о предметах быта, о транспорте, о городе, о сезонных изменениях в природе, о деятельности людей.
  11.  Элементарные математические представления. Количественные представления. Решение арифметических задач. Временные представления.  Пространственные представления.
  12.  Развитие эмоционально – волевой сферы. Исследуется умение выражать эмоции, поведение. Наличие агрессии, тревожных состояний. Умение взаимодействовать со сверстниками, со взрослыми.
Читайте также:  Методика психического развития ребенка 4 лет

Методики обследования развития детей:

  • Методика «Оценка зрительного восприятия»  (Выготский Л.С., Лурия А.Р. и другие)
  • Методика «Нанизывание»  (методика используется различными авторами  А.Л.Венгер, Э.Г.Пилюгина и др. )
  • Методика «Сличение предмета и его изображения»
  • Методика Е.А. Стребелевой «Ранняя диагностика умственного развития» (определение интеллектуального развития)
  • Методика «Разборка и складывание пирамидки» (Автор: С. Д. Забрамная)
  • Методика «Узнавание реалистических изображений» (Методика А.Р. Лурия)
  • Методика «Разбери и сложи матрешку»  (Автор: С. Д. Забрамная)
  • Методика «Доски Сегена»  (предложенная Э. Сегеном)
  • Методика «Почтовый ящик (Ящик Сегена)» (Методика описана в работе А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард).
  • Методика «Разрезные картинки» . (Автор Бернштейн, 1911 . Методика описывается в модификации Л.И. Переслени, О.И. Шурановой).
  • Методика «Детская предметная классификация» (Выготский, 1982).
  • Методика «Оценка уровня сформированности элементарных пространственных представлений» (Впервые важность исследования разноуровневых пространственных представлений была определена А.Р. Лурия)
  • Методика «Сюжетные картинки» (Автор С.Д.Забрамная)
  • Методика Пьерона-Рузера (В своем классическом виде приведена в классическом пособии по диагностике М.П.Кононовой (Кононова, 1963))
  • Методика «Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена» (Тест «Прогрессивные Матрицы» был создан в 1936 году Л. Пенроузом и Дж. Равеном)
  • Методика «Кубики Кооса» (Рубинштейн, 1970). В упрощенном виде входит во многие психометрические тесты, например в тест Векслера
  • Методика «Пространственные ориентации»  (Автор: С.Д. Забрамная).
  • Методика «Чего не хватает?»  (Автор: Немов Р.С.)
  • Методика «Исключение предметов»  (Рубинштейн, 1970) Методика «Четвертое лишнее» (Автор: Е.Л.Агаева)
  • Методика «10 слов» (Автор: А.Р. Лурия)
  • Методика «Понимание скрытого смысла в коротких рассказах»  (Отечественным исследователем, впервые описавшем и использовавшем для исследования эту методику следует считать А.Н. Бернштейна (Бернштейн, 1911))
  • Методика «Нелепицы» (Бернштейн, 1911)
  • Методика «Серия сюжетных картинок» (Автор: С.Д. Забрамная)
  • Методика «Цветовой тест» (Автор: М. Люшер)
  • Методика «Диктант» (Автор: Д.Б. Эльконин)
  • Методика изучения математического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (Описание процедуры проведения встречается в работах отечественных дефектологов Е.А. Стребелевой,  С.Д. Забрамной, Л.Б. Баряевой  и др.)
  • Методика «Установление последовательности событий» (Автор Бернштейн, 1911. Описание процедуры проведения встречается в работах отечественных дефектологов Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной и др.)
  • Методика обследования связной речи (Описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г. А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей)
  • Методика обследования грамматического речи (Описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г. А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей).

Источник