Педагогическое изучение ребенка с отклонениями в развитии

Педагогическое изучение предусматривает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. Важно установить запас представлений об окружающем, сформирован-ность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации, интереса и др.). Если ребенок готовится к поступлению в I класс, необходимо выявить его готовность к обучению (физическую, психологическую, умственную). Если дети уже учатся в школе, то следует понять причины имеющихся у них трудностей.

Интересующие педагога сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и с родителями, воспитателями о нем; анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.), специально организованное педагогическое обследование и педагогическое наблюдение.

Как показывает практика, основой любого рода диагностики, позволяющей получить о ребенке максимальный объем сведений, является целенаправленное наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть заранее спланированным, точно ориентированным и систематическим. Наиболее важно наблюдение за ведущей деятельностью, поскольку именно в рамках ведущей деятельности появляются психологические новообразования того или иного возраста, формируются предпосылки для перехода к новой ведущей деятельности, на новый этап психического развития.

Педагогическое наблюдение позволяет достаточно хорошо изучить мотивационный аспект деятельности ребенка, его познавательную активность, интересы. Изучение мотивации показывает уровень личностной зрелости ребенка.

В детском возрасте большинство мотивов неосознанны, еще не сформировалась их иерархия, не выделился ведущий мотив. Наблюдение за эмоциональными реакциями ребенка поможет разобраться в его мотивации. Например, ребенок выполняет учебные обязанности, чтобы избежать порицания, чтобы его похвалили учитель или родители. У ребенка с выраженной познавательной мотивацией радость будет вызывать сам процесс получения знаний по какому-то предмету и т.п. Понятно, что наиболее продуктивным из вышеперечисленных будет мотив познания нового; другие мотивы будут меньше способствовать осуществлению учебной деятельности.

Выявляя вид мотивации, педагог получает возможность адекватного педагогического воздействия, развивает положительные тенденции.

Диагностическое значение имеет и выявление характера интересов ребенка. Например, показательным может быть то, к каким предметам он больше тяготеет — к чтению, математике, естествознанию, физкультуре и пр. Как правило, дети с первично сохранным интеллектом больше любят те предметы, где имеющиеся нарушения меньше влияют на успешность деятельности (например, дети с тяжелыми нарушениями речи больше любят математику, чем письмо и чтение).

Наблюдение позволяет также оценить степень сформирован-ности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий, самостоятельному выбору средств выполнения деятельности. Для получения представления о сформированности деятельности ребенка педагогу следует обратить внимание на следующее:

– понимание инструкции и цели задания;

– способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких заданий;

– умение определить последовательность действий, операций;

– умение перестраивать действия в зависимости от изменения цели;

– способность осуществлять самоконтроль в процессе работы;

– умение довести деятельность до получения определенного результата, проявить настойчивость в достижении цели, преодолевать трудности;

– способность адекватно оценить результат собственной деятельности;

– переключить внимание, быстро перейти от одного задания к другому.

Полезно охарактеризовать и отдельные виды деятельности ребенка.

Педагогическое наблюдение позволяет также выявить особенности отношения ребенка к окружающим и к самому себе. Чтобы выявить эти особенности, педагог целенаправленно оценивает, насколько ребенок стремится к общению, к лидерству, как он ведет себя с младшими и старшими, насколько он инициативен, как к нему относятся окружающие и т. п. Большое значение имеет анализ отношения ребенка к имеющимся у него нарушениям — это характеризует уровень его интеллектуального и личностного развития. Нередко дети с сохранным интеллектом тяжело переживают имеющиеся у них нарушения, подчас дают неадекватные реакции в виде выраженного негативизма, агрессии по отношению к окружающим. Вместе с тем даже при тяжелых нарушениях таких неадекватных личностных реакций может и не быть, и дети гармонично вписываются в коллектив сверстников с менее выраженными расстройствами.

Результаты наблюдения за детьми с теми или иными проблемами заносятся в индивидуальный дневник «сопровождения». Периодичность записей зависит от состояния каждого конкретного ребенка. Факты должны грамотно и своевременно фиксироваться и обрабатываться. Желательно, чтобы в заполнении дневника участвовал не один учитель, а разные учителя-предметники, воспитатели, психолог, врач и другие специалисты. Это даст возможность более разносторонне охарактеризовать ребенка и проследить динамику его развития.

Читайте также:  Дневник развитие ребенка по месяцам таблица педиатра

Данные, полученные с помощью наблюдения, используются при составлении психолого-педагогической характеристики ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика — документ, отражающий поведение и успеваемость учащихся (воспитанников), их интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, личностные черты.

В психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями развития должны находить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребенка, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности. В характеристике отмечаются динамические изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием обучения и воспитания. В коррекционно-образовательном учреждении психолого-педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог (воспитатель) на основе изучения каждого ребенка. В приложении 4 представлены образцы характеристик детей разного возраста с различными нарушениями развития. При составлении этих характеристик учитывались не только вышеизложенные рекомендации, но и рекомендации, изложенные в главах 3—5.

При динамическом наблюдении ребенка дошкольного возраста, посещающего коррекционно-образовательное учреждение, целесообразно использовать карту развития ребенка, представленную в приложении 4. В помощь педагогам для сбора материала и составления характеристики может быть предложена программа педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения, разработанная С.Д.Забрамной (см. табл. 1).

В некоторых случаях бывает необходимо отразить результаты наблюдения не только за отдельным ребенком, но и за целым классом (группой). Это целесообразно сделать по следующей схеме, предложенной И.М.Бгажноковой.

Рекомендации к составлению характеристики класса.

1. Сведения о составе класса:

– количество учащихся; возраст, состав;

– характеристика групп учащихся по уровню познавательных (речевых, двигательных) возможностей;

– количество учащихся, занимающихся по сниженной или индивидуальной программе (фамилии, предметы);

– краткая характеристика актива класса, содержание выполняемых поручений.

2. Коллективистские отношения внутри класса:

– характер отношений детей (заинтересованность в общих делах, равнодушие, разобщенность);

– наличие лидеров; чем определяется лидерство, как оно влияет на детский коллектив;

– общественные дела класса, их выполнение учащимися (самостоятельное, под контролем, с помощью учителя или воспитателя);

Таблица 1 КАК в Забрамной

Источник

Педагогическое изучение предполагает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. Важно установить запас представлений об окружающем, сформированность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации, интереса и др.)

Задачей педагогического обследования на ПМПК является выявление готовности ребенка к обучению в школе, определение степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы и школьной дезадаптации.

Система педагогической диагностики должна включать в себя задания, построенные на внеучебном и учебном материале. Опираясь на интересные и привычные для ребенка виды деятельности, имеющие в основном игровой характер и усложняющиеся от задания к заданию, можно получить достаточно полные характеристики показателей развития значимых для процесса обучения функций и показатели обучаемости.

Педагог может составить свое мнение о ребенке и состоянии его навыков в процессе наблюдения за игровой, диагностической и учебной деятельностью. Также можно получить оценку способности ребенка принимать помощь, действовать в аналогичной ситуации (перенос навыков), что определяет «зону ближайшего развития ребенка». В процессе выполнения диагностических заданий можно выявить трудности их выполнения и определить причины, мешающие ребенку эффективно воспринимать предлагаемые задания.

Обучение в классах КРО целесообразно рекомендовать в тех случаях, когда трудности обучения в основном обусловлены недостаточностью внимания, эмоционально – волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, а также недоразвитием отдельных психических процессов (парциальными нарушениями памяти, мышления, внимания и др.). К подобным особенностям можно отнести негрубые недостатки речи, недостаточную координацию движений, двигательную расторможенность, а также ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, несформированность операциональных компонентов учебно – познавательной деятельности, низкую умственную и физическую расторможенность.

Выраженное нарушение аналитико – синтетической деятельности, способности к абстрагированию, обобщениям, логическим построениям (как при умственной отсталости), является противопоказанием для направления ребенка в класс КРО, т.к. ребенок нуждается в обучении по специальной программе вспомогательной школы со сниженным образовательным стандартом. В диагностически спорных случаях ребенку предоставляется возможность обучения по коррекционно – развивающей программе в диагностическо – коррекционных группах при ПМПК.

Читайте также:  Роль социальной ситуации развития в психическом развитии ребенка

Педагогическое обследование целесообразно начать с какой- либо заведомо легкой для ребенка игры (типа Доски Сегена, пазл и т.д.) для установления контакта с ним. Затем можно приступать к «знакомству», т.е. выяснить, знает ли ребенок свое имя, состав семьи. Фамилию, возраст и дату рождения, имена и отчества родителей, их профессии и место работы, свой адрес.

Затем можно приступить к беседе о школе (детском саде), узнать нравится ли ДОУ, воспитатель, одноклассники, какие предметы больше нравятся, какие меньше, что в школе легко, а что трудно.

Далее необходимо проверить знания ребенка по программе. Применительно к детям д/в речь идет о наличии элементарных представлений о числе, окружающем мире (временах года, о растениях, диких и домашних животных и т.д.), сформированности произвольной деятельности.

При обследовании школьников проверяется знание ими программного материала текущего и предшествующего лет обучения.

При исследовании процесса чтения необходимо установить знание букв, навык чтения слогов, слов, связного текста, особенности звукобуквенного анализа и синтеза. Следует обратить внимание на способ чтения, темп, соблюдение логических ударений, наличие грубых искажений и нарушений звукопроизношений. Очень важно понимание ребенком смысла слов, предложений. Если ребенок еще не овладел навыком чтения, то текст ему читают или рассказывают, а затем проверяют его понимание.

Наибольшие трудности в понимании текста и овладении навыком чтения наблюдаются у детей с выраженной умственной отсталостью (даже к 7-8 годам они не могут запомнить буквы, объяснить знакомые слова, соотнести их с картинкой). При легкойумственной отсталости к 7-8 годам могут дети усвоить алфавит при специальном обучении, но для них очень сложно сливать буквы в слоги, их чтение долгое время остается побуквенным; недостаточно понимают прочитанное, не могут последовательно пересказать текст; им недоступно понимание скрытых причинных зависимостей. Дети с ЗПР на первом году обучения могут не овладеть положенным по программе навыком чтения. Они медленно, по слогам читают, не соблюдают пунктуационную интонацию, характерны перестановки, замены, пропуски букв и слов. Бедность словаря, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире затрудняют понимание ими отдельных слов и выражений, установление причинно – следственных связей. Но у этих детей присутствует выраженное стремление понять смысл прочитанного, поэтому часто отмечается желание перечитать слова, фразы, чтобы понять, о чем написано. Это отличает их от умственно отсталых детей, для которых свойственно механическое чтение.

Значительные трудности при овладении навыком чтения испытывают дети с недостатками слуха и ОНР. У них наблюдается побуквенное, угадывающее чтение, замена букв и слов другими и недостаточное понимание прочитанного.

Дети с нарушениями зрения испытывают трудности при восприятии букв, слогов, слов, часто «теряют» строку и переставляют как буквы, так и слова, что отрицательно сказывается на овладении навыком чтения и понимании прочитанного. Если же текст детям прочитывается, то они понимают и пересказывают его содержание.

У детей с ДЦП специфические трудности овладения чтением связаны с пространственными и двигательными нарушениями. Они затрудняются в целостном восприятии слова, путают графически сходные буквы. Вследствие нарушения мышц – глазодвигателей дети не могут следить за строкой, часто ее «теряют», трудно переключаются с одного слога на другой. С трудом понимают сложные логико – грамматические конструкции, выраженные наречиями и предлогами обозначающими пространственные категории (слева, внизу, под, над и т.д.)

В процессе исследования навыка письма отмечаются следующие недостатки:

Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями к 7-8 годам не могут научиться писать. Они не понимают цели заданий; отмечается грубое недоразвитие моторики, общей координации движений, имеющиеся пространственные нарушения затрудняют выполнение даже элементарных заданий (ориентировка в тетради и т.д.).

Дети с легкой умственной отсталостью, не получившие специального обучения не могут самостоятельно выделить в тетради клетку, не соблюдают строку, не дописывают элементы букв, иногда пишут буквы зеркально. Они предварительно не прочитывают слова перед списыванием, что приводит к ошибкам, испытывают трудности в звуковом анализе слова, не всегда различают начал и конец предложения. Им трудно понять правила правописания, особенно безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Читайте также:  Книги психология развития ребенка 4 лет

Дети с ЗПР при обследовании в 1 классе часто бывают не готовы к овладению письмом: им доступны лишь элементарные формы звукового анализа, особо трудно – последовательное выделение гласных звуков из слов, состоящих из открытых слогов и согласных при их стечении. При письме дети пропускают буквы, иногда слоги, вписывают лишние буквы. В работах – многочисленные ошибки, связанные с незнанием правил и неумением их применять. Однако, в сравнении с УО детьми. У детей с ЗПР гораздо меньше ошибок, нет грубых искажений слов и нелепых написаний.

Дети с ОНР: нарушение согласования слов, пропуски и замены букв, перестановка букв и слогов, слияние нескольких слов в одно.

Слабослышащие дети имеют нарушения письма, связанные с недостатками слуха: смешивают сходные по звучанию и месту образования звуки, неправильно употребляют смягчения, пропускают части слов, на которые не падает ударение, пропускают согласные при сложных сочетаниях, нарушают структуру предложения.

Дети с нарушениями зрения: особые трудности при овладении навыками письма: несоблюдение строки, несформированность величины, а иногда и измененный образ буквы, смешение сходных по начертанию букв и т.д. Дети с ДЦП: затрудняются в ориентировке на листе бумаги, иногда пишут справа налево. Из – за нарушения мышечного тонуса в кистях рук при письме отсутствует плавность линий, буквы – разные по величине, труден процесс их слияния в слова. Особые трудности – при овладении письмом детьми с гиперкинезом. В некоторых случаях обучать их письму приходится только на компьютере.

В педагогическом обследовании определяются и элементарные математические представления о числе, степень овладения вычислительными навыками, понимание и решение задач.

Дети школьного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью: очень низкий уровень развития арифметических навыков: нет осознанного понимания цифрового ряда, владения даже простыми счетными операциями на конкретном материале. При пересчете предметов не могут назвать итогового числа, не удерживают в памяти инструкцию; помощь не эффективна.

Дети школьного возраста (1-2 классов) с легкой умственной отсталостью: трудности при воспроизведении числового ряда от заданного до задуманного числа, особенно в обратном порядке; с большим трудом удерживают в памяти программу задания. Особые трудности – при решении арифметических задач: не удерживают в памяти условие задачи, самостоятельно не контролируют ход решения и не умеют проверить правильность решения.

Детям с ЗПРстаршего д/в доступно понимание числового ряда, порядковый счет до 10, некоторым детям – обратный счет; но счет от заданного до заданного числа затруднен. Могут самостоятельно пересчитать предметы, соотнести их с соответствующей цифрой. Счетные операции в пределах 10 производят с помощью палочек, иногда пальцев, при этом часто ошибаются. Дети 1-2 классов с ЗПР могут решать простейшие задачи на нахождение суммы и остатка. При обучении в общеобразовательной школе они испытывают трудности в усвоении программного материала по математике, особенно при решении задач: не могут произвести анализ условия задачи в целом, а найдя правильное решение не могут его объяснить. Однако эти затруднения преодолеваются при направляющей и организующей помощи педагога.

Дети с нарушениями слуха и ОНР: затрудняются в обратном счете, т.к. не сразу вспоминают названия числительных и их последовательность, путают предыдущее число с последующим и наоборот. Особые трудности при решении задач: недостаточно понимают условия задач из-за недостатков речевого развития.

Дети с нарушениями зрения: нуждаются в повторении условия задачи, т.к. у них недостаточное полное представление о предмете и явлении, переданном в слове; необходимо больше времени для выполнения задания.

Дети с ДЦП: с трудом усваивают десятичный состав числа, путают цифры, близкие по графическому образу, строят цифровой ряд справа налево.

Данные используются при составлении педагогической характеристики (приложение 2). В помощь педагогам для сбора материала и составления характеристики может быть представлена программа педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения, разработанная С. Д. Забрамной.( приложение 2). Кроме этого, педагогу – воспитателю предлагается заполнить анкету, ответы на которую позволяют оценить выраженность некоторых поведенческих характеристик ребенка (приложение 2).

Источник