Педагогический процесс в условиях центра развития ребенка
Путяшева Е.С.,
воспитатель МДОУ «ЦРР – детский сад «Дружба»,
ГО Качканар
Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста
в дошкольном образовательном учреждении
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.
В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия.
Но полноценное развитие ребенка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих необходимой квалификацией. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Первая трудность, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели в яслях, – это проблема адаптации к детскому учреждению. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями – дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них возникают невротические реакции, обостряются психосоматические явления и т.д.
Эти задачи решаются в процессе проведения разнообразных игр и занятий. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Только в этом случае они могут принять и понять предложения взрослого.
Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными, так как дети еще плохо понимают их, к тому же до 3-4 лет малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова.
Из сказанного следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий, когда взрослый что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать активность детей. Задача же воспитания детей этого возраста состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать у него желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Здесь необходимо эмоциональное вовлечение детей, только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею и таким образом вызвать его собственное желание.
Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые и становятся содержанием работы.
Прежде всего – это развитие предметной деятельности, поскольку данная деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определенные методы реализации.
Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребенок должен научиться пользоваться окружающими предметами: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причесываться расческой, застегивать пуговицы и т. д. Ребенок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат, почувствовать свою умелость. Так он обретает чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Помимо обычных бытовых процедур нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопатки, удочки с магнитом и пр.).
Другой задачей предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребенок раннего возраста мыслит, прежде всего действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т.е. подсказать решение задачи), а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Еще одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели являются важнейшими характеристиками не только деятельности ребенка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять на достижение желанного результата.
Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период – от года до трех. Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и, конечно, новых форм общения.
Речь у маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослым. Первой задачей воспитания в связи с этим является развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать у него потребность в собственных высказываниях. Такую речевую задачу ставит перед ребенком взрослый.
На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Поэтому включенность слов в конкретные действия (или «единство слова и дела») – важный принцип формирования активной речи.
Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого. Неоценимую роль в этом играет литература. Короткие и простые детские сказки, стишки, народные потешки и песенки дают необходимый материал для речевого развития. Однако взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным. Помогает этому выразительное чтение, сопровождаемое жестами, яркими интонациями и, возможно, кукольным спектаклем.
В раннем возрасте возникает еще одна важнейшая функция речи – регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2 лет действия ребенка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребенка посредством речи, когда ребенок выполняет речевые инструкции взрослого.
Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребенка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребенка – сюжетно-ролевой игре. Маленького ребенка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который передает ребенку способ замещения одних предметов другими. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
В раннем возрасте возникает еще одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребенка – его общение и взаимоотношения со сверстниками. Первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль в развитии личности ребенка и межличностных отношений. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями и через это чувствуют взаимную общность. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя. Воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково: «Каравай», «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «Зайка» и др. Эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры.
Таким образом, мы можем выделить следующие особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: педагог создает разумный двигательный режим (игры, танцевальные движения, физические упражнения). Поддерживает у детей стремление к самостоятельности. Расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей. Помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношений. Поощряет познавательную деятельность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению свойств и качеств предметов. Вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления, радость познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.
Наблюдает, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт. Поддерживает стремление ребенка к положительным поступкам, способствуя тем самым становлению положительной самооценки. Делает игру содержанием детской жизни, раскрывает малышам многообразие мира игры, посредством совместной игры, создания игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями. Обеспечивает правильное восприятие ребенком простейших трудовых процессов.
Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком индивидуально или в маленькой подгруппе детей.
Организует игровое построение образа жизни детей через соответствующую предметно-игровую среду, игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества.
Источник
Статья на тему: Особенности целостного педагогического процесса в группах раннего возраста
Автор: воспитатель ГБДОУ детский сад №114 Центрального района
Шлеменкова Анастасия Сергеевна
В чем специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста?
Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста объясняется следующими положениями:
— режимом пребывания и деятельности детей раннего возраста (свободный график прихода в учреждение и включения в педагогический процесс), разные виды деятельности обладают синкретичностью (своеобразной нерасчлененностью);
— особенностью развития детей раннего возраста (характеризуется неразвитостью волевого компонента, когда превалирует эмоциональный компонент; высокий уровень зависимости развивающего эффекта в любой деятельности от физиологического комфорта, невозможность длительной концентрации внимания и др.);
— спецификой осуществления познавательного акта через взаимодействие со взрослым, при сопровождающей роли последнего;
— необходимостью единой развивающей среды, которая одновременно важна и для ребенка, и для взрослого (должна помогать освоить необходимые педагогические способы взаимодействия с детьми).
Педагогический процесс обладает особым эмоциональным фоном совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе взаимодействия, который способствует привлечению внимания детей, стимуляции познавательной активности, созданию и поддержке ситуации успеха у ребенка в деятельности.
В силу возрастной специфики детей раннего возраста педагогический процесс целостно ориентирован на совместную деятельность взрослых и детей.
Принимая во внимание основное положение отечественной психологии о том, что психика, сознание, личность развиваются, формируются и проявляются в деятельности, и учитывая, что ведущей в раннем возрасте является предметная деятельность, в организации педагогической работы с ребенком используется деятельностный подход (А. Б. Орлов, Н. А. Палиева, И. В. Левикари, А. М. Щетинина).
Сущность взаимодействия в рамках данного подхода можно рассматривать как процесс «действия вместе», равноправного сотрудничества и общения, направленного на достижение определенного результата деятельности, вследствие чего происходит соразвитие его субъектов — педагога, ребенка, родителя.
Характер и успешность педагогического взаимодействия во многом определяются тем, насколько полно и адекватно учитываются возрастные психологические особенности ребенка.
Какие особенности развития ребенка раннего возраста необходимо учитывать в педагогическом процессе?
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые определяют методы воспитания и требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста (Н. А. Аксарина).
Анализируя этот возрастной этап, практически все ученые отмечают, что периоду раннего детства свойственны следующие характеристики.
1. Интенсивность физического и психического развития (скачкообразность).
Помимо того что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие — значительно раньше отмечается кризис трех лет.
2. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне — при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость).
Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения, и как следствие — неустойчивое эмоциональное состояние.
3. Взаимосвязь физического и психического развития — это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма.
Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например, ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения — речевые, двигательные, социальные).
4. Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия — уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).
5. Этому возрасту свойственно яркое удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей:
— сенсомоторной потребности;
— потребность в эмоциональном контакте;
— потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное общение в 2–3 месяца, познавательное общение в 3–10 месяцев, вербально-невербальное в 10 месяцев — 1,5 года, игровое и деловое общение в 1,5–3 года).
6. Закономерность развития в раннем возрасте подтверждается специфичностью проявления нервных процессов:
— легкостью выработки условных рефлексов, но при этом же сложностью их изменения;
— повышенной эмоциональной возбудимостью;
— сложностью переключения процессов возбуждения и торможения;
— повышенной эмоциональной утомляемостью.
Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.
Соответственно, это тот возрастной период, когда особо важно учитывать и грамотно диагностировать все проявления ребенка при взаимодействии с ним. В обратном случае могут происходить изменения в состоянии ребенка, его развитии на психофизиологическом уровне с нежелательными последствиями.
Каковы особенности педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста?
Психологические особенности развития ребенка раннего возраста позволяют определить следующие требования к взаимодействию с ним:
— взрослому необходимо создавать условия для включения ребенка в деятельность, обеспечивать ситуацию успеха в ней, замечать и отмечать его достижения, при этом поощряя их;
— активно участвовать в предметной деятельности ребенка, демонстрируя разнообразные способы выполнения манипуляций с предметом, воздействия одних предметов на другие, называя их свойства, признаки, качества, что постепенно приводит к постижению общественно-исторического содержания, заложенного в предметах;
— проявлять доброжелательное внимание, поощрять вопросы ребенка по поводу предметов и способов их использования;
— терпеливо, внимательно и гибко вести себя по отношению к малышу, поддерживать его инициативу и самостоятельность и вместе с тем проявлять готовность прийти ему на помощь, оказывая ее ненавязчиво и незаметно;
— процесс взаимодействия с ребенком сопровождать эмоционально позитивным, доброжелательным, понимающим общением, инициирующим его активность, самостоятельность и потребность в достижениях;
— поддерживать стремления ребенка к контактам со сверстниками, привлекать внимание к совместным действиям детей;
— обязательно принимать участие в появляющихся в этом возрасте играх ребенка, брать на себя те или иные роли и через них управлять игрой, развивать ее, вступать с ребенком в диалог, обучая его, таким образом, все новым игровым действиям.
Таким образом, воспитатель в условиях подобно организованного взаимодействия постоянно получает информацию о ребенке, которая в преобразованном виде является материалом к собственному развитию, совершенствованию, профессиональной реализации.
Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста заключается в том, что педагогический процесс:
— представляет собой последовательно сменяемые ситуации взаимодействия взрослого и ребенка;
— обладает особым эмоциональным фоном совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе их коммуникации, который способствует привлечению внимания детей, стимуляции познавательной активности, созданию и поддержке ситуации успеха у ребенка в деятельности;
— педагогический процесс ориентирован на совместную деятельность взрослых и детей.
Педагогический процесс, привычный для восприятия с его внешней стороны, допускает массу ситуаций, опосредованных взаимовлияний педагогов и воспитанников. От того, как педагог конструирует педагогический процесс с ориентацией на воспитанника и коллектив в целом, зависит, каким ребенок постоянно «видит» перед собой педагога, родителя или сверстника.
В результате сущностью педагогического процесса в группах раннего возраста становится педагогическое взаимодействие как процесс организации жизнедеятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками (как процесс «действия вместе», равноправного сотрудничества и общения, направленного на достижение определенного результата деятельности, вследствие чего происходит соразвитие его субъектов — педагога и ребенка).
Источник