Педагогические задачи и педагогические технологии развития ребенка
Консультации для педагогов
Педагогические технологии для работы с детьми по ФГОС
По материал журнала «Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения»
Одна из задач воспитателей в работе с детьми – выбрать такие педагогические технологии, методы и приемы, которые соответствуют целям разностороннего развития воспитанников. Однако выбор педагогов часто противоречит принципам ФГОС.
Современная педагогическая практика насчитывает более сотни педагогических технологий. Каждая из них имеет свою направленность и помогает педагогам решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Какую из педагогических технологий выбрать, воспитатель решает сам. При этом результаты его работы по той или иной технологии будут зависеть от того, насколько педагог учел возрастные особенности воспитанников, закономерности их психического развития и образовательную ситуацию в своей группе на данный момент времени. Многие воспитатели испытывают трудности при выборе технологий, в том числе потому, что не различают понятия «педагогическая технология» и «методика».
Современные исследователи в области дошкольной педагогики отмечают, что большинство воспитателей и специалистов, которые работают с детьми дошкольного возраста, не видят различия между понятиями «педагогическая технология» и «методика». Вместе с тем ученые, методологи дошкольного образования указывают на то, что педагоги должны понимать и различать эти понятия, так как «современные технологии дошкольного образования рассматриваются как перспективное направление повышения качества воспитания и развития детей дошкольного возраста» (Крулехт М.В. Современные технологии дошкольного образования: достоинства и возможные риски // Проблемы науки. 2016. № 36 (78)).
Разобраться с понятием «педагогическая технология» поможет шпаргалка. В ней собраны определения разных авторов. На основе данных определений педагогическую технологию в дошкольном образовании можно объяснить так: это обоснованный набор приемов, методов, способов организации образовательного процесса, которые помогают достичь конкретных результатов по отношению к конкретным детям.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она есть организационно-методическийинструментарий педагогического процесса.
Г. К. Селевко.
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса
(Б. Т. Лихачёв).
Педагогическая технология – – содержательная техника реализации учебного процесса ( Беспалько В. П.);
Описание процесса достижения планируемых результатов обучения
( Волков И. П.);
Продуманная во всех деталях модель современной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя ( Монахов В. М.)
Педагогическая технология гарантирует результат за счет четкой последовательности действий педагога, конкретных методов и приемов, которые он использует, когда взаимодействует с детьми, их родителями, другими членами педагогического коллектива. Таким образом, педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить?», или как педагог может реализовать содержание дошкольного образования, чтобы достичь целей и задач образовательной программы с опорой на целевые ориентиры ФГОС.
От методики педагогическую технологию отличают четыре основные характеристики. В первую очередь это унификация образовательного процесса на основе определенной последовательности педагогических действий. С помощью педагогической технологии педагог приводит работу с детьми к единообразной системе.
Во-вторых, это результативность – педагогическая технология обеспечивает достижение запланированного результата, отследить который позволяет педагогическая диагностика.
В-третьих, воспроизводимость – возможность достигнуть оптимального результата за счет той же последовательности педагогических действий, когда педагог ставит аналогичные образовательные задачи.
В-четвертых, проектирование образовательного процесса на основе актуального уровня развития детей, то есть на адекватных их возрасту формах работы.
Прежде чем выбрать ту или иную педагогическую технологию, педагог должен четко понимать, какие задачи он хочет решить с ее помощью. Некоторые педагогические технологии имеют сходные цели, содержание, применяемые методы и средства, при этом отличаются по другим существенным параметрам.
В настоящее время существует несколько подходов к классификации педагогических технологий. Наиболее подробную классификацию разработал Г. К. Селевко. Он предложил систематизировать педагогические технологии по уровню применения, методологическому подходу, механизмам передачи и освоения опыта, по организационным формам и средствам обучения, по подходу к ребенку и ориентации педагогического взаимодействия, по виду социально-педагогической деятельности и др.
Например, по основному виду социально-педагогической деятельности можно выделить: обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии, технологии педагогической поддержки, технологии, которые направлены на создание условий эффективной социализации детей, управленческие технологии, цель которых – эффективная организация образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании имеют тройную направленность. С их помощью педагоги обеспечивают двигательную активность детей, формируют у них навыки здорового образа жизни и способности самостоятельно и сознательно заботиться о своем здоровье. Кроме того, организуют образовательный процесс, который не оказывает негативного влияния на здоровье детей.
Технология «Ситуация» относится к технологиям поддержки детской инициативы. Педагоги используют ее как инструмент системно деятельностного подхода. Технология включает шесть этапов. Суть ее заключается в том, что педагоги создают специальные ситуации и мотивируют детей самостоятельно преодолевать разумные затруднения и открывать новые знания в разнообразной деятельности.
Одна из технологий позитивной социализации – «Открой себя». Она включает 10 дидактических игр, с помощью которых педагоги развивают у детей социальную компетентность – социальные навыки в разных формах взаимодействия, а также критическое мышление и информационную культуру. Это игры: «Волшебная палочка», «Найди свою группу», «Давай думать вместе»,
«Живые прыгалки», «Нарисуй то же своим цветом», «Найди свое место в ряду», «Зрительный зал», «Радиоэфир», «Покажите нам…», «Волшебные картинки».
Эти и другие актуальные в дошкольном образовании педтехнологии смотрите ниже – в карте педтехнологий. Они позволят педагогам сочетать традиционные и инновационные подходы к организации образовательного процесса, традиционные и новые дидактические и игровые средства в работе с детьми.
Задача дошкольного образования – развить общую культуру ребенка, передать ему культурный опыт, который не ограничен рамками отдельных учебных предметов. Поэтому педагоги дошкольного образования не могут применять узко предметные технологии, которые ориентированы на то, чтобы дети получили узко предметные знания и навыки.
Также нельзя использовать технологии организации учебной деятельности. Эта деятельность не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Технологии построения учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса, в которой субъектную позицию реализует педагог, а ребенок – только объект приложения педагогических усилий, не принимают во внимание потребности и интересы ребенка.
Определенные ограничения при работе с детьми дошкольного возраста имеют информационно-коммуникационные технологии и электронное образование. К ним можно отнести недостаточную ИКТ-компетентность педагогов, небольшую с учетом требований продолжительность занятий детей за компьютером. Кроме того, нет единых программно-методических требований, как применять ИКТ в образовательной деятельности.
Карта педтехнологий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которые отвечают принципам ФГОС
Краткое описание | Когда можно применять | |
Здоровьесберегающие технологии | ||
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||
Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья детей:
Включают: закаливание, дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж, упражнения на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах | В специально организованных формах физкультурно-оздоровительной работы: на занятиях по ФИЗО; в динамических паузах на занятиях по другим направлениям развития; подвижных и спортивных играх; пальчиковой и дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, утренней гимнастике и гимнастике пробуждения На занятиях | |
Краткое описание | Когда можно применять | |
и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. | ||
Технологии обучения здоровому образу жизни | ||
Направлены:
| В процессе физкультурных занятий, занятий «Уроки здоровья», проблемноигровых тренингах, конкурсах, викторинах, в том числе с участием родителей, семейных мероприятий | |
Коррекционные технологии | ||
Направлены на решение имеющихся проблем в физическом развитии и здоровье детей. Реализуются с помощью:
| В ходе циклов занятий по отдельным направлениям, которые проводят специалисты с соответствующей подготовкой и квалификацией | |
Технологии поддержки детской инициативы | ||
Трехступенчатая технология поддержки детской инициативы | ||
Предусматривает три направления педагогической работы по поддержке детской инициативы: создание РППС; позиция воспитателей; разнообразные формы организации образовательного процесса. Примечание. В данном случае – это пример построения работы по поддержке инициативы детей в познавательном развитии | В разных формах совместной деятельности педагогов и детей (в том числе занятиях), в организации самостоятельной деятельности воспитанников | |
Технология «Ситуация» | ||
Позволяет развить у детей способности к самостоятельному «открытию» новых знаний в разнообразной деятельности через преодоление разумных затруднений и поддержку детской инициативы. В шесть этапов: | Используется на любых занятиях по всем направлениям развития детей – социально-коммуникативному, | |
Краткое описание | Когда можно применять | |
Этап 1. Введение в ситуацию. Педагог создает условия, в которых у детей возникает внутренняя потребность (мотивация) к достижению значимой для них «детской» цели и, таким образом, включает их в познавательную деятельность. Этап 2. Актуализация детского опыта – имеющихся знаний, умений, навыков. Педагог определяет актуальный уровень развития детей в совместной с ними деятельности. Этап 3. Затруднение в ситуации (проблематизация). Педагог моделирует проблемную ситуацию, в которой дети выполняют новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» педагог помогает детям приобрести опыт фиксирования затруднения и выявления его причины. Так как затруднение личностно значимо для каждого ребенка, то у детей возникает внутренняя потребность его преодолеть – теперь уже это новая цель, связанная с познанием и соотносимая с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка. Этап 4. «Открытие».На этом этапе дети открывают новое знание (способ действий) в самостоятельной (под руководством педагога) поисково-познавательной деятельности. Этап 5. Включение нового знания (способа действий) в систему знаний. Педагог организует разные виды деятельности, в которых дети могут применить открытое ими новое знание или способ действий (в том числе в измененных условиях). Этап 6. Осмысление. Педагог помогает детям осмыслить путь, который привел их к «новому» открытию. То есть на данном этапе дети соотносят цели и результаты своей деятельности, фиксируют достижение цели и определяют условия, которые позволили ее добиться | познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, а также в иных формах организации образовательного процесса – коллекционировании (в случаях, когда необходима классификация экспонатов, элементов коллекции), реализации проектов, решении ситуативных задач и др. | |
Технологии позитивной социализации | ||
Технология «Открой себя» | ||
Включает 10 дидактических игр, цель которых – развивать у детей социальную компетентность, включая социальные навыки в совокупности с навыками критического мышления и информационной культурой:
| В различных формах совместной деятельности педагога и детей (в том числе занятиях), при реализации детских проектов, в моделировании и коллекционировании при необходимости организации совместной работы, культурной дискуссии, | |
Краткое описание | Когда можно применять | |
деятельности;
| конструктивного взаимодействия | |
Технология «Воспитание чувств» | ||
Направлена на преодоление «проблем роста», которые В различных формах встречаются у многих детей: взаимодействия педагога
| ||
Эти способности дети приобретают в процессе знакомства с приключениями героев дидактических сказок – робкого Лисенка, бесшабашного Зайчонка, озорных бельчат, активных и подвижных бурундуков, сердитого Совенка и Медвежонка-малоежки | ||
Технологии организации экспериментальной деятельности | ||
Технология «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы» | ||
Включает шесть основных этапов:
| При организации наблюдений и поисковой деятельности, при проведении элементарных опытов (кратковременных и долгосрочных, опытов доказательств и опытов исследований, демонстрационных и лабораторных), в том числе в самостоятельном детском экспериментировании | |
Технологии проектной деятельности | ||
Тематический образовательный проект | ||
Тематический образовательный проект в детском саду – определенный отрезок жизни группы (в частности, как вид тематической недели), который: | В образовательном процессе детского сада, во взаимодействии | |
Краткое описание | Когда можно применять | |
Включает пять этапов: Этап 1. Организация «точки удивления», которая формирует у детей интерес и мотивирует их к познавательной активности. Этап 2. Планирование мероприятий, которые позволят детям в разнообразной деятельности найти ответы на возникшие у них вопросы. Планирование проводит педагог совместно с детьми, при необходимости привлекает родителей. Этап 3. Реализация запланированных мероприятий. Этап 4. Взаимодействие с семьями детей, реализация небольших детско-родительских проектов внутри единого, общего для всей группы тематического образовательного проекта. Этап 5. Итоговое мероприятие, на котором все дети, родители, педагоги презентуют свои результаты в реализации общего тематического образовательного проекта | с семьями воспитанников (детско-родительские проекты) |
Источник
Педагогические технологии в дошкольном образовании
Чтобы учить других, нужно учиться самому,
чтобы воспитывать других, нужно начинать с себя,
чтобы развивать других, нужно самому постоянно развиваться.
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.
Одним из средств развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Стандарта дошкольного образования.
Сам термин «технология» – от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология есть организационно-методический инструментарий педагогической деятельности, который ведёт к повышению качества образования.
После введения Стандарта в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательной деятельности, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Основу деятельности всех субъектов педагогической деятельности составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании – залог успешного развития личности ребенка.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства ДОУ (воспитанники, сотрудники, родители (законные представители) осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
– здоровьесберегающие технологии;
– технологии проектной деятельности;
– технология исследовательской деятельности;
– информационно-коммуникационные технологии;
– личностно-ориентированные технологии;
– технология портфолио дошкольника и воспитателя;
– игровая технология;
– технология «ТРИЗ» и др.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
– медико-профилактические;
– физкультурно-оздоровительные;
– обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
– здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
– образовательные;
– обучения здоровому образу жизни.
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования.
Этапы проектной деятельности:
I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.
III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.
IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности: опыты (экспериментирование), коллекционирование (классификационная работа), виды растений, виды животных, виды строительных сооружений, виды транспорта, виды профессий, путешествие по карте, путешествие по «реке времени»
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: идти в ногу со временем; стать для ребенка проводником в мир новых технологий; наставником в выборе компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности; повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
ИКТ в работе современного педагога:
– подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация);
– подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
– обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья;
– оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
– создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
– гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
– технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника
Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
– диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
– содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
– рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Варианты портфолио предлагают:
– И. Руденко;
– Л. Орлова;
– В. Дмитриева, Е. Егорова;
– Л. И. Адаменко.
Технология «Портфолио педагога»
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности»
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Раздел 5 «Работа с родителями»
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
Игровая технология
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ – технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию. Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Заключение.
Применяемые технологии должны быть взаимосвязаны, должны дополнять и усиливать друг друга. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов образовательной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
«Только та технология даст необходимый результат, когда она
одухотворена её главным автором – Педагогом. Ищите, творите!»
Список литературы
1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю.В. Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
2. Бородина, О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О.Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. – № 1 – С.8-11.
3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 192 с.
4. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М., 2006. – 608 с.