Педагогические задачи физического воспитания и развития ребенка

Ксения Сибирякова
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста

“Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста”.

Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Под воздействием физического воспитания происходит усвоение основ физической культуры, гармоническое развитие личности.

Цель – формирование привычки к здоровому образу жизни

Первая группа задач – оздоровительные

1. охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма);

2. всестороннее физическое совершенствование функций организма;

3. повышение работоспособности и закаливание;

4. формирование правильной осанки;

5. своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

6. формирование изгибов позвоночника;

7. развитие сводов стопы;

8. укрепление связочно-суставного аппарата;

9. развитие гармоничного телосложения;

10. регулирование роста и массы костей;

11. совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

12. развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др. ; особое внимание уде-ляется развитию мышц-разгибателей.

Вторая группа задач – образовательные

1. формирование двигательных умений и навыков;

2. развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гиб-кости, выносливости, глазомера, ловкости);

3. развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

4. овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья;

5. усвоение физкультурной и пространственной терминологии (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др. ; вперед—назад, вверх—вниз и др., знаний о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

6. обогащение словарного запаса (названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими,

7. развитие памяти, мышления, воображения;

8. приобщение ребенка к большому спорту (он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор).

9. закрепление знаний об окружающей природе (деревьях, цветах, траве, животных и птицах, свойствах воды, песка, снега; особенностях смены времен года).

Третья группа задач – воспитательные

1. формирование потребности в ежедневных физических упражнениях;

2. развитие умения рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

3. приобретение грации, пластичности, выразительности дви-жений;

4. воспитание положительных черт характера (самостоятельности, творчества, инициативности, взаимопомощи, организованности и т. д.)

5. воспитание волевых качеств (смелость, ре-шительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

6. воспитание гигиенических навыков;

7. воспитание привычки к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр;

8. разностороннее, гармоничное развитие ребёнка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

Все вышеперечисленные задачи физического воспитания ре-шаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.

Источник

Физическое воспитание — это часть общего педагогического процесса. Перед обществом стоит задача постепенного совершенствования всех его членов, подготовки подрастающего поколения к плодотворной трудовой, творческой деятельности на благо своей семьи, государства. Процесс многогранен, включает в себя множество форм и средств.

Основные цели физического воспитания:

  • Оздоровительные, призванные служить укреплению здоровья, выработке необходимых двигательных навыков, повышению работоспособности.
  • Образовательные, дающие детям сведения о своем организме, способах его развития, укрепления здоровья.
  • Воспитательные, призванные сформировать разностороннюю нравственную личность, обладающую правильными привычками, гигиеническими навыками.

Значение здоровья населения для страны

Основная задача любого государства — обеспечение непрерывного роста. Материальные, гуманитарные цели достигаются только при участии в процессе всех членов общества. Во главе угла стоит здоровье населения, т.к. это главное условие счастливой жизни людей, их полновесной деятельности. Психическое, социальное благополучие детей и взрослых становится основой государственных успехов.

Общепедагогическая задача физического воспитания молодежи — это формирование гармоничной личности. Физкультура – один из факторов, который способствует укреплению нравственности, формированию этических качеств. Она помогает дать важные для дальнейшей деятельности умения, развивать способности, полезные в спорте, обороне, быту.

От крепкого здоровья молодого поколения, длительного сохранения его активности зависит, в конечном итоге, обороноспособность страны, ее экономические успехи. Подготовленность, грамотность каждого члена общества в области физиологии имеют значение в науке, производстве, армии. Базой для формирования здорового человека и всесторонне развитого члена общества становится физическое становление, о котором родители, воспитатели заботятся с самого раннего возраста.

Физическое воспитание. Основные принципы

Задачи по физическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста решаются с учетом определенных принципов. Один из них – не навредить. Детскими учреждениями создается система медицинского контроля здоровья каждого воспитанника, проводятся мероприятия с учетом состояния каждого из детей. Для игр и спортивных занятий в группах разрабатываются оптимальные упражнения.

Читайте также:  Центр развития ребенка в челябинске

Главное для педагогического процесса – это не только улучшать двигательные умения детей, но заботиться об их нравственном, умственном, эмоциональном состоянии.

Физкультурные занятия в саду или школе призваны вовлекать ребят в мыслительную деятельность, создавать для них такие условия, при которых дети смогут самостоятельно принимать решения, искать рациональные подходы, эмоционально реагировать на действия товарищей, окружающие звуки, краски.

Воспитатель может самостоятельно выбирать формы и средства работы с подопечными, но всегда должен помнить об их психологическом комфорте. Ребенку важно получать положительные эмоции от процесса, постепенно преодолевать свое неумение, осознавать важность занятий, получать удовольствие от результата.

Авторитарные методы недопустимы!
О наиболее эффективных методах физического воспитания мы писали в предыдущей статье.

На пути к цели учителя и родители совместными усилиями решают задачи правильного физического воспитания, реализуют принцип индивидуального подхода. Организация игр, занятий по закаливанию организма предполагает такие формы работы, где будут учитываться двигательные, умственные способности всех детей. Болезненные, малоподвижные, с особенностями физического развития имеют право на особые условия, послабления режима. Коллективные занятия спортом имеют смысл, если интересны, комфортны для всех, не заорганизованы, не превращены в муштру.

Решение оздоровительных задач

Основная цель оздоровления ребенка это охрана его жизни, поддержание здоровья. Этой цели служит всестороннее физическое развитие, продуктивная работа всех органов детского организма, забота о его активности, работоспособности.

У дошкольников физическое воспитание призвано решать комплексную задачу: формировать у ребенка правильную осанку, благодаря дозированной нагрузке на все группы мышц, совершенствовать деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем, ЦНС. С ребятами младшего возраста приступают к тренировке функций терморегуляции.

С ранних лет юные граждане осваивают постоянные физические нагрузки, что в будущем обеспечит сохранение оптимального веса, скорректирует недостатки телосложения, приучит к активности, надолго сохранит работоспособность. Физкультурная грамотность станет полезна в спорте, быту, производственной практике.

Образовательные задачи

Цели образования предполагают формирование у детей комплекса двигательных навыков, совершенствование психофизических качеств: сила, ловкость, выносливость. Дети младшего возраста в игровой форме, с удовольствием работают над координацией и равновесием. Дошкольники получают основы знаний о своем организме, методах укрепления здоровья, роли спорта в социальной жизни, ценности дружеских, семейных уз.

Не однобокое развитие физических способностей имеет значение в повседневной жизни. Поскольку есть возможность перенести двигательный опыт на любую деятельность, это можно использовать во многих сферах. Физически совершенные люди добиваются высоких результатов в трудовой, военной деятельности, связанных с необычными условиями и трудностями.

Именно поэтому здоровье населения — самое большое богатство, основа продуктивности в любой деятельности, полноценной счастливой жизни.

Воспитательные задачи

Учителя стремятся к разностороннему развитию детей. Обучение строится на базе умственного, нравственного, эстетического совершенствования, привития воспитанникам потребности ежедневных физических и трудовых усилий. Физические упражнения с дошколятами и школьниками обеспечат будущую подготовленность молодых членов общества к плодотворному выполнению трудовых и творческих задач.

Воспитательный процесс многогранен и должен учитывать возрастное развитие детей, уровень их подготовленности, половую принадлежность. В процессе работы детям прививаются гигиенические навыки, умение себя обслуживать без посторонней помощи, помогать родителям, учителю решать ежедневные задачи, проводить спортивные, общественные мероприятия.

В процессе физического воспитания у детей развивают положительные черты характера: способность к сопереживанию, организованность, взаимовыручку. Уже в детские годы в стенах дошкольного учреждения воспитанники привыкают к ответственности, учатся товарищеским взаимоотношениям, справедливости, пониманию собственного достоинства. Детям прививается культура чувств, в них воспитываются волевые качества, они начинают правильно вести себя в коллективе. В конечном итоге, физкультура способствует подготовке ребенка к жизни.

Источник

Понятие и принципы физического воспитания детей

Определение 1

Физическое воспитание детей – это специально организованный педагогический процесс, направленный на сохранение и укрепление физического здоровья детей, развитие двигательных умений и навыков, достижение физического совершенства, привычек ЗОЖ и личной гигиены.

Сущность процесса физического воспитания детей заключается в усвоении основ физической культуры и гармоничного развития личности каждого ребенка.

Средствами физического воспитания являются:

  1. Физические упражнения – представляют собой комплекс элементарных двигательных действий, осуществляемых в системе, с целью физического развития.
  2. Закаливание – воздействие на организм различными природными факторами (солнце, воздух, вода и т.д.), с целью укрепления и повышения его сопротивляемости.
  3. Средства гигиены (соблюдение режима дня).
Читайте также:  Характеристика физического развития ребенка в доу

Средства физического воспитания направлены на достижение основной цели – сохранение и укрепление физического здоровья подрастающего поколения.

Эффективность организации физического воспитания детей во многом зависит от соблюдения следующих принципов:

  1. Принцип взаимосвязи физического воспитания с общим развитием ребенка.
  2. Принцип всесторонности физического воспитания.
  3. Принцип соблюдения эмоционально-положительного влияния используемых в процессе физического воспитания методов и средств.
  4. Принцип систематичности и последовательности процесса физического воспитания.
  5. Принцип комплексного применения воздействия окружающей среды, воспитания и обучения в физическом развитии ребенка.
  6. Принцип индивидуальности.
  7. Принцип активности и сознательности физического воспитания.

Помимо этого, в процессе физического воспитания используются и традиционные принципы воспитания – наглядности, доступности, преемственности и т.д.

Основное назначение принципов физического воспитания состоит в следующем:

  • создание благоприятных условий для реализации каждым ребенком своих физических возможностей их развитие и совершенствование, то есть для достижения основной цели и решения задач физического воспитания;
  • объединение всех направлений физического воспитания;
  • определение и выделение основных путей, способствующих достижению положительных результатов в процессе занятий физической культурой и спортом.

Замечание 1

Таким образом, физическое воспитание – это специально организованный педагогом процесс, направленный на определение круга воспитательно-образовательных задач, решение которых способствует достижению основной цели физического воспитания и развития каждого ребенка.

Отличительной особенностью физического воспитания является то, что оно направлено на формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков ребенка, для последующего развития его физических качеств, которые в совокупности определяют его физическую дееспособность.

Цели и задачи физического воспитания

Замечание 2

Основная цель физического воспитания – формирование привычки ЗОЖ и потребности в ежедневных занятиях физической культурой.

Физическое воспитание решает ряд задач, которые поставлены и сформулированы в соответствии с особенностями психического и анатомо-физиологического развития детей. В этой связи задачи физического воспитания детей принято делить на образовательные, воспитательные и оздоровительные. Каждая из задач в отдельности и все они в совокупности направлены на формирование и развитие у детей экономных, осознанных и рациональных движений, а также накопление каждым ребенком необходимого двигательного опыта для успешного применения его в повседневной жизни.

Задачи физического воспитания детей:

  1. Оздоровительные задачи:

    • сохранение и укрепление здоровья, с целью обеспечения нормального функционирования всех систем и органов;
    • осуществление всестороннего физического совершенствования функций организма;
    • закаливание организма;
    • повышение работоспособности;
    • формирование правильной осанки и изгибов позвоночника;
    • развитие сводов стопы и гармоничного телосложения;
    • совершенствование деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем;
    • развитие всех групп мышц, совершенствование их двигательных навыков.
  2. Образовательные задачи физического воспитания:

    • формирование, развитие и совершенствование двигательных способностей, умений и навыков;
    • развитие таких психофизических качеств как быстрота, ловкость, сила, гибкость, глазомер и т.д.;
    • овладение элементарными знаниями о своем организме, его строении, функционировании, о роле физической культуры в сохранении и укреплении своего здоровья;
    • овладение и усвоение специальной физкультурной терминологии, обогащение и расширение словарного запаса;
    • развитие мышление, памяти и воображения;
    • приобщение к занятиям физической культурой и спорту;
    • расширение и закрепление знаний об окружающей природе и ее влиянии на организм.
  3. Воспитательные задачи физического воспитания:

    • формирование потребности в необходимости выполнения физических упражнений;
    • формирование и развития умения использовать физические упражнения рационально при осуществлении самостоятельной двигательной деятельности;
    • формирования грациозности, пластичности и выразительности движений;
    • формирование и воспитание положительных черт характера, таких как самостоятельность, творчество, взаимопомощь и т.д.;
    • формирование и воспитание волевых качеств, таких как смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка и т.д.;
    • формирование и воспитание навыков гигиены и самообслуживания;
    • воспитание навыков оказания помощи взрослому (родителям, воспитателю и т.д.) при проведении режимных моментов, игр и т.п.

Замечание 3

Все указанные задачи физического воспитания детей необходимо решать не по отдельности, а в комплексе. Только комплексное решение задач будет способствовать всестороннему развитию ребенка и воспитанию в нем необходимых физических качеств и компетенций.

Источник

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»

Задачи физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Составила:

инструктор по физической культуре

Кузнецова Е.Ф.

Абакан, 2019 год

В современном обществе вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит очень остро и чрезвычайно заботит многих родителей. На сегодняшний день стало очень модно заниматься спортом или просто общеукрепляющими упражнениями, стало очень модно заботиться о своём здоровье, следить за правильным питанием и т.д. Но статистика говорит о том, что наши дети подвержены многим факторам и всего лишь 4% абсолютно здоровых детей поступает в школу. 

Читайте также:  Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит на основе

         Многие ошибочно полагают, что к физическому воспитанию относятся только развитие физических качеств ребёнка. Это далеко не так. К физическому воспитанию ребёнка, в первую очередь, относится сохранение и укрепление здоровья малыша. Ваш ребёнок ещё очень мал и не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье. Поэтому именно взрослый, а именно, вы родители должны создать для своего ребёнка необходимую благоприятную среду, которая обеспечит ему полноценное физическое развитие (безопасность жизнедеятельности, правильное питание, режим дня, организация двигательной активности и т.д.).

         Задачи физического воспитания дошкольников условно можно разделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

         Оздоровительные задачи физического воспитания дошкольников:

–    Охрана и укрепление здоровья ребёнка;

–    Закаливание организма ребёнка;

–    Формирование правильной осанки ребёнка;

–  Профилактика плоскостопия;

–    Развитие двигательных навыков ребёнка в достаточном количестве.

Образовательные задачи физического воспитания дошкольников:

·        Знакомить ребёнка со сведениями о человеческом организме;

·        Формировать у ребёнка физические навыки (учить ходить, бегать, лазать, прыгать и т.д.);

·        Научить ребёнка играть в подвижные игры;

·        Научить ребёнка самостоятельно контролировать нагрузку для своего организма.

Воспитательные задачи физического воспитания дошкольников:

·        Воспитывать культурно-гигиенические навыки;

·        Воспитывать честность;

·        Воспитывать смелость;

·        Воспитывать физические качества. К ним относятся: развитие ловкости, развитие быстроты, развитие силы, развитие выносливости , развитие гибкости.

Для решения всех этих задач можно выделить средства физического воспитания дошкольников и различные формы физического воспитания ребёнка, которые достаточно доступны и их можно реализовывать в домашней семейной обстановке.

Средства физического воспитания дошкольника:

1.     Специальные гигиенические и социальные условия. К ним относятся очень простые и банальные вещи – ванная комната, кухня, личное пространство ребёнка, спортивные игрушки и т.д.

2.     Правильное питание ребёнка.

3.     Общение с природой. Сюда подойдут подвижные игры на свежем воздухе, физические упражнения на свежем воздухе, катание на санках, на лыжах, на коньках, на велосипеде, организация прогулок, организация семейных походов и т.д.

4.     Режим дня.

5.     Организация двигательной активности ребёнка. Необходимо постараться так, чтобы ребёнок в течение всего дня не сидел дома за компьютером или телевизором, а как можно больше двигался, удовлетворяя тем самым свои потребности в двигательной активности. Если этого не обеспечивать, то двигательная активность будет проявляться в чём-то ещё, например, в детских шалостях или в гиперактивности.

6.     Закаливание детского организма.

Формы физического воспитания дошкольника.

1.  Утренняя гимнастика. Уделите этой форме немного времени, достаточно всего 5 минут в день. Не обязательно в традиционной форме, можно пофантазировать на эту тему. Просто потанцевать с ребёнком под весёлую музыку или поиграть в подвижную игру или выполнить интересный комплекс упражнений в игровой форме. Главное – поднять с утра настроение и хорошенько настроиться на предстоящую деятельность в течение дня.

2.  Подвижные игры. Их следует проводить не только на улице, но и дома.

3.  Прогулки на свежем воздухе.

4.  Дни здоровья. Ошибочно полагать, что дни здоровья бывают только в образовательных учреждениях, их можно устраивать и в домашней обстановке. Для этого практически ничего не надо. Можно конечно заранее подготовиться, подобрать подвижные конкурсы и игры, пригласить гостей (друзей вашего малыша и их родителей) – всё это будет просто замечательно. Но можно пойти достаточно простым путём – организовать катание с горки зимой или велосипедную прогулку с пикником на свежем воздухе. Всё будет зависеть от вашей фантазии и возможностей. Так что включайте воображение и дерзайте!!!

Методы физического воспитания ребёнка – всё те же методы воспитания, которые были рассмотрены ранее. Это и беседы, и рассказ, и объяснения с разъяснениями. Большое значение здесь имеют практические методы, т.е. методы организации деятельности – упражнение и личный пример. Естественно, все эти методы должны касаться физического воспитания, т.е. если это беседа, то она должна быть, например, о значении утренней гимнастики или о важности культурно-гигиенических процедур и т.д. Ещё можно использовать нетрадиционные методы, которые повысят интерес ребёнка к физической активности, играм и упражнениям.

Источник