Педагогические взаимодействия в музыкальном воспитании и развитии ребенка

Светлана Рябишева
Взаимодействие всех участников образовательного процесса в музыкальном развитии детей

Взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и родителей воспитанников.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально – эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления. Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому материалу.

Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью,общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми.

Исследования в области развития музыкальных способностей детей показывают, что в семьях, где родители любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, где, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка, можно наблюдать детей с достаточно высоким музыкальным развитием.

В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей особенно актуален в наши дни. ДОУ призвано помочь, направить, дополнить и поддержать воспитательскую деятельность родителей, оказать квалифицированную помощь, создать условия для активного участия родителей (законных представителей) в образовании и воспитании детей.

Цель педагогов ДОУ:

– создать единое пространство музыкального развития ребенка в семье и детском саду,

– сделать родителей участниками полноценного музыкально-образовательного процесса в ДОУ,

– повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания дошкольников,

– построить партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников для решения задач музыкального образования детей,

– акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.

С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).

Задачи:

– вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через разнообразные формы дифференцированной работы;

– активизировать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству,

– способствовать развитию совместной музыкально-художественной деятельности родителей и детей.

– раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Одной из главных задач педагога – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Сотрудничество с семьями воспитанников по музыкальному образованию осуществляется через традиционные и нетрадиционные формы работы. В свою очередь, традиционные формы делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы:

информационно –аналитические: анкетирование, тестирование;

наглядно –информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фото – выставки, информационные листы;

познавательные: родительские собрания, рекомендации, индивидуальные беседы, круглые столы, совместное создание музыкально-предметной пространственной образовательно-развивающей среды;

досуговые: открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения, дни здоровья, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты.

Наибольшая результативность проявляется в ходе использования таких форм работы,как:

– проведение совместных с родителями праздников, развлечений, конкурсов, совместных театрализованных представлений, шумовой оркестр, совместные выступления детей и родителей;

– изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов;

– привлечение родителей к участию детей в поселенческих мероприятиях;

– выступления на родительских собраниях;

– организация совместных детско-родительских проектов;

– совместное посещение концертов;

– приглашение учащихся музыкальной школы – выпускников детского сада.

Совместная деятельность всех участников воспитательно – образовательного процесса дает безграничные возможности развития творческого потенциала, партнерских отношений и целостного, индивидуального развития личности ребенка. А использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников является отправной точкой организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее то, что они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. И, оказывается, они так много знают, так интересно рассказывают, танцуют и поют. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту задачу “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в образовательном процессе.

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Читайте также:  Развитие недоношенного что должен уметь ребенок

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Часто воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать, полагая, что за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Что входит в ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ в сфере музыкального воспитания в ДОУ:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей,используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Музыка должна входить как составная часть и в разные занятия.

Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод.

Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его.

В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи.

Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой – дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.

Читайте также:  Назвать факторы риска в психическом развитии ребенка

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ и ВЕДУЩЕГО НА ПРАЗДНИКЕ

Методические рекомендации

Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)

На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы – утомляют ребят, портят впечатление от мероприятия.

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).

Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения – поблагодарить гостя (взрослый персонаж, попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником, предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т. е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.

Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).

Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно,чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится, что резинки на шапочках петрушек – порвутся, атрибуты сломаются и пр.

Родители тоже могут принять участиев подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

Источник

Наталья Куликова
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в организации музыкальной деятельности в ДОУ

Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.

Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Успехи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой не только музыкального руководителя, но и воспитателя.

Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели и решить задачи, поставленные в программе.

Целью образовательной программы является психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, всестороннего развития личности детей раннего и дошкольного возраста в адекватных возрасту детских видах деятельности.

Задачи:

– развитие музыкально-художественной деятельности;

– приобщение к музыкальному искусству;

– развитие музыкальности детей;

– развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

За музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении ответственен не только музыкальный руководитель, но и воспитатели.

Общепедагогические функции:

1. Информационная.

2. Развивающая.

3. Мобилизационная.

4. Ориентационная.

5. Конструктивная.

6. Организаторская.

7. Коммуникативная.

8. Исследовательская.

Осуществление процесса музыкального развития требует от педагогов большой совместной активности.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики ребенка второго года жизни

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений. Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителяв ДОУ одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.

Музыкальный руководитель и воспитатель взаимодействуют в разных видах музыкальной деятельности:

1. Музыкально-ритмические движения (Муз. руководитель напоминает детям движения, играет на инструменте. В-ль двигается под музыку вместе с детьми, дает оценку движениям детей, работает над движением, помогает)

2. Слушание музыки (Муз. руководитель проводит беседу, исполняет произведение на инструменте. В-ль слушает вместе с детьми, следит за осанкой детей)

3. Пение и песенное творчество (Муз. руководитель напоминает, играет на инструменте и исполняет произведение. В-ль исполняет (поет) вместе с детьми, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова.)

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах

5. Танец (Муз. руководитель показывает, напоминает движения танца детям, работает над движениями, В-ль танцует вместе с детьми, работает над движениями. При необходимости становится в пару)

6. Игра (игра-драматизация) (Муз. руководитель объясняет правила игры, играет на инструменте. В-ль участвует в игре, следит за выполнением правил)

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. В часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

Задача воспитателя и музыкального руководителя – создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами.

Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми.

Педагогу – воспитателю необходимо:

Развивать самостоятельность, инициативу детей.

Развивать музыкальные умения и навыки детей в процессе проведения дидактических игр.

Привлекать детей к творческим играм.

Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки в других видах деятельности.

Включать музыкальные сопровождения в организацию занятий и режимные моменты.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей вторым планом на занятиях и в свободной деятельности. Использование фоновой музыкиявляется одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка и помогает решать многие задачи:

• Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

• Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

• Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.

Формы взаимодействия педагога и музыкального работника:

Организация проведения мониторинга.

• Совместное планирование.

• Методическое сопровождение.

• Практическая продуктивная деятельность.

Организация взаимодействия с семьей.

Организация взаимодействия с социумом.

Музыкальный руководитель совместно с педагогами детского сада развивают музыкальные способности детей, организуя индивидуальные и фронтальные музыкальные занятия, самостоятельную музыкальную деятельность, вечера развлечений, праздники, концерты, используя различные виды музыкальной деятельности. Благодаря тесному контакту всех педагогов у детей развиваются музыкальный слух, певческие способности.

Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи, знакомит с материалами – проводит работу с родителями воспитанников по подготовке к праздникам, развлечениям (костюмы, разучивание слов, подготовка атрибутики и т. д.) Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.

Большинство родителей хотят, чтобы их ребёнок занимался интересным делом, творчески развивался, участвовал в различных музыкальных мероприятиях. Музыкальный руководитель составляет консультации для родителей, вовлекая их в общий процесс музыкального воспитания ребенка.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.

Источник