Педагогические условия развития самостоятельности ребенка средствами
Психолого — педагогические условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.
Как нам известно проблема детской самостоятельности в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания психологов и педагогов.
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.
“Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение”
Условиями для развития самостоятельности и инициативы в ФГОС определяются несколькими принципами, на основе которых реализуется педагогическое воздействие и взаимодействие, а именно:
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок сам выбирает содержание своего образования(становится субъектом образования)
– содействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений в различных видах деятельности
– создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида деятельности
– создание условий для принятия детьми решений, свободного выражения чувств и мыслей, недириктивная помощь детям.
Так же выделяются виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность. Основные из них
– общение
– бытовой труд. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Примерами таких игр являются «Дочки — матери», дежурство детей, уборка территории и др
– конструктивно-игровая деятельность; ( дети строят из конструктора различные дома, города, мосты у каждого получается своя задумка)
– в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения(лепка, аппликация, дети делают открытки к праздникам у каждого получается своя)
– художественная деятельность.
– игра, игра способствует развитию активности и инициативы. Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение и деятельность и поведение других детей.
Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру?
Как чередовать игры и распределять детей в группе, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу?
Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты?
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации именно самостоятельной деятельности детей.
Еще Выготский Л.С. говорил о том что , во многом все зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.
В дошкольном возрасте развитие самостоятельности включает в себя общие принципы для всех возрастов, но в то же время для каждого возраста есть свои характерные возрастные особенности.
Общие принципы, которые включают в себя :
1. предоставление детям самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
3. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
4. содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
5. учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
6. создавать в группе положительный психологический микроклимат
Приоритетные сферы проявления самостоятельности и инициативы на каждом возрастном этапе:
2- 3 года в этом возрасте главной является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
3 -4 года Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо: в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
4- 5 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
5- 6 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу); создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
6-7 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей; создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами.
Так же необходимо помнить о том, что инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. А.Н Леонтьев говорил о том, что овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя – анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, которая необходима при подготовке ребенка к школе, самостоятельности дошкольников, а так же развитие познавательных процессов, которые необходимы ребенку на этапе завершения дошкольного детства.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.
2. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство « Институт практической психологии»; Воронеж, 1998. – 256с.
3. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1998. — 800 с.
4. Ильин Е. П. Психология для педагогов .- ПИТЕР , 2012. – 638 с.
Источник
«Педагогические условия формирования
самостоятельности у детей преддошкольного возраста в ДОУ».
Кондратюк Любовь, студентка 53 группы ПК № 8.
Руководитель работы – преподаватель педагогики Ядловская Г.А.
Актуальность выбранной нами темы на наш взгляд заключается в том, что ранний и дошкольный возраст являются сензитивными периодами для развития самостоятельности, а неправильное педагогическое сопровождение развития самостоятельности со стороны взрослых (особенно родителей) приводит к тяжелым кризисным явлениям. Типичной ошибкой родителей является, лишение ребенка возможности проявлять посильную самостоятельность. Воспитателю часто приходится сталкиваться с таким стилем отношений родителей и детей как гиперопека. Наше исследование связано с изучением проблемы формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста. Самостоятельность развивается в разных видах деятельности в том числе и в трудовой деятельности ребенка. Проблемой изучения самостоятельности занимались многие ученые: Р.С. Буре, Г.Н. Година, Ш.А. Амонашвили, С.Л. Рубенштейн, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.А. Ростовецкая, А.Н.Леонтьев и многие другие.
Самостоятельность – это важнейшее личностное качество, способность обходиться без посторонней помощи в различных видах деятельности.
Изучив различные литературные источники, рассматривающие вопросы развития самостоятельности у детей, мы предположили, что самостоятельность у младших дошкольников возможно сформировать при соблюдении следующих условий:
- Систематической организации в группе раннего возраста элементарной трудовой деятельности детей в доступной им форме.
- При установлении единства педагогических требований к ребенку со стороны воспитателей и родителей.
Свое исследование мы проводили в первой младшей группе ГДОУ № 73 Фрунзенского района. Списочный состав исследуемой группы составляет 18 человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков. Группа была сформирована в сентябре 2008 года, но некоторые дети (5 человек) пришли в сентябре 2009 года, и адаптация к детскому саду у них проходила в сентябре – октябре.
В нашей группе созданы благоприятные условия для организации элементарной трудовой деятельности и формирования самостоятельности детей. В группе имеется множество пособий для развития мелкой моторики детей (шнуровки, застежки, вкладыши). Также есть алгоритмы одевания – раздевания, мытья рук, подборка потешек и песенок. Во время проведения режимных моментов мы стараемся создать в группе спокойную обстановку, используем разные игровые приемы, которые позволяют превратить неинтересную для детей работу в увлекательное занятие.
В октябре 2009 года нами было проведено исследование уровня развития самостоятельности и уровня развития самообслуживания детей нашей группы.
Для определения уровня развития навыков самостоятельности мы использовали метод целенаправленного наблюдения в процессе самообслуживания детей, в ходе которого фиксировали внимание на следующих параметрах:
– способность поставить и удерживать цель предстоящей деятельности;
– способность выполнять трудовую деятельность без посторонней помощи;
– способность достигать положительного результата;
– умение адекватно оценивать результат;
– умение проявлять инициативу в трудовой деятельности;
– стремление к самостоятельности и активности.
Оценивая качество навыков одевания-раздевания, приема пищи, умывания, уборки одежды и игрушек мы опирались на требования Программы воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.Васильевой. – М., 2005.
Обработка полученных данных показала, что на высоком уровне развития самостоятельности в октябре 2009г находились 3 ребенка группы, что составило 17 %. Для этих детей было характерно то, что они были способны поставить цель предстоящей деятельности, удерживать ее, выполнять трудовую деятельность без посторонней помощи и достигать положительного результата. Данные дети проявляли активность и инициативу в трудовой деятельности и стремились к самостоятельности.
На среднем уровне находились 4 ребенка группы, что составило 22%. В целом они способны были выполнить задание без посторонней помощи, однако не всегда достигали положительного результата, активность и инициативу не проявляли.
На низком уровне находились 11 детей группы, что составило 61%. Для данной группы детей было характерно то, что не все дети могли выполнить задание без посторонней помощи, не стремились достичь положительного результата, были пассивны и не самостоятельны.
Анализируя навыки самообслуживания конкретных детей, мы увидели, что высокий уровень развития навыков был характерен для 17% детей группы. Эти дети умели самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, складывать одежду, убирать игрушки, принимать пищу, не обращаясь за помощью к воспитателю.
Средний уровень составил 33% от числа детей всей группы. Эти дети умели самостоятельно одеваться, раздеваться, принимать пищу, умываться, но испытывали затруднения с навыками причесывания и складывания одежды. Иногда детям данной группы требовалась помощь со стороны воспитателя.
Низкий уровень развития навыков самообслуживания был характерен для 50 % детей группы. У этих детей хорошо был развит навык приема пищи, удовлетворительно был сформирован навык раздевания и умывания, но дети практически ничего не могли сделать без помощи воспитателя и чаще других обращались за помощью.
Осмысление данных результатов позволило нам наметить следующие задачи для формирующей части нашего исследования:
- Формировать способность ставить и удерживать цель предстоящей деятельности;
– способность достигать положительного результата;
– умение адекватно оценивать результат;
– умение проявлять инициативу в трудовой деятельности
2. Продолжать формировать:
– способность выполнять трудовую деятельность без посторонней помощи;
– стремление к самостоятельности и активности.
3. Особое внимание обратить на формирование навыков причесывания и складывания одежды.
4. Закреплять у детей навыки одевания-раздевания, умывания, уборки игрушек и приема пищи.
С целью выполнения поставленных задач нами была разработана программа педагогического сопровождения развития самостоятельности у детей первой младшей группы ГДОУ №73 Фрунзенского района, в которую мы включили следующие приемы и формы работы:
– Показ способа действия.
– Индивидуальные поручения.
-Дидактические упражнения.
-Упражнения детей в ходе режимных моментов.
– Напоминание.
– Игровые ситуации
– Чтение потешек.
– Похвала.
– Пример сверстника.
– Рассматривание картинок.
– Просьбы воспитателя о помощи.
Наиболее эффективными методами в нашей работе были поручения принести стульчик товарищу, помочь няне накрыть на стол. Детям нравилось выполнять поручения, потому что их за это хвалили. Положительный пример сверстника вызывал у малоактивных детей желание сделать что-то самому и стать примером для других. Эффективны оказались просьбы о помощи. Детям очень нравилось помогать воспитателю и сверстникам. Они ощущали значимость своего труда. И уже в дальнейшем при возникновении таких ситуаций они сами, не дожидаясь просьбы, старались помочь товарищу.
Нами были изготовлены и внесены в группу дидактические пособия застежки и шнуровки. Дети с интересом осваивали их, а затем разученные действия переносили на себя в процессе одевания. В режимные моменты мы активно использовали чтение потешек («Кран откройся, нос умойся», «Мы умеем одеваться и друг другу помогать»). Они вызывали у детей эмоциональный отклик, радость и желание действовать согласно тексту. Дидактические упражнения «Научим мишку правильно умываться», «Где лежит игрушка» и «Игрушки заблудились» вызывали у детей желание помочь игрушками найти свое место, многие сопереживали игрушкам, которые заблудились. Практически все дети проявили интерес к данным упражнениям.
Дети проявляли большой интерес к дидактическим играм «Сделаем кукле красивую прическу», «Уложим куклу спать» и др. Все хотели причесать куклу, уложить спать, а потом во время режимных моментов мы замечали, что дети воспроизводят разученные в игре действия в самообслуживании.
Менее эффективными для наших детей методами оказались рассматривание картинок, чтение художественной литературы (так как достаточно сложно оказалось найти доступные детям данного возраста сказки и художественные произведения по гигиенической теме).
Непонятны детям оказались и наглядные алгоритмы одевания и раздевания.
На наш взгляд это связано с тем, что детям больше нравиться активная практическая деятельность.
В дальнейшем мы планируем использовать в своей работе разнообразные дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, чтение новых потешек, более сложные поручения, примеры сверстников и просьбы о помощи. Так как они на наш взгляд оказались более понятны и интересны нашим детям и помогли нам достичь поставленных целей.
Параллельно с работой, проводимой с детьми, нами проводилась работа с их родителями: анкетирование родителей по теме «Развитие самостоятельности детей», индивидуальные беседы с родителями на темы «Развитие навыков самообслуживания у детей» и «Развитие самостоятельности», родительское собрание на тему «Формирование самостоятельности у детей».
Были оформлены: информационная папка для родителей на тему «Я сам или кризис 3-х лет», папки-передвижки с подбором потешек по теме «Формирование самостоятельности», тематического стенда на тему «Мы умеем одеваться и друг другу помогать» и фото выставки на тему«Наши достижения».
Родители хорошо откликались на анкетирование, но многие приукрашивали возможности своих детей, пытаясь убедить нас в том, что ребенок дома сам умеет одеваться, а мы этих навыков у ребенка не наблюдали. Более того, мы часто являлись свидетелями того, что родители забирая или приводя ребенка в детский сад полностью одевали его сами. Родителей больше других форм работы интересовали индивидуальные беседы, в ходе которых им давались советы и конкретные рекомендации по формированию самостоятельности у детей. Нами было проведено родительское собрание на тему «Формирование самостоятельности у детей», в ходе которого мы объяснили родителям, что для успешного формирования самостоятельности должно быть единство требований со стороны воспитателей и родителей. На собрание пришли почти все родители и все с интересом слушали информацию, однако вопросов почти не задавали и, как показали наши наблюдения, многие родители не приняли наших советов, а продолжали одевать ребенка и всячески отстраняли его от процессов самообслуживания.
Мало интересовала родителей и печатная информация, и они без рекомендаций воспитателя самостоятельно не обращались к данным материалам. А на наш вопрос: « Познакомились ли они с предложенной им информацией», ссылались на нехватку времени. Гораздо эффективнее оказалось донести до родителей какую-либо информацию при личной беседе.
Несмотря на то, что мы еще не проводили контрольного исследования, уже видны положительные изменения в проявлении самостоятельности у большинства детей группы. Они стали более активными, стали откликаться на просьбы воспитателя и сверстников, проявлять инициативу в трудовой деятельности и добиваться положительных результатов.
На основании всего выше изложенного мы сделали выводы:
1. Элементарные трудовые поручения и включение детей в хозяйственно-бытовой труд, доступный для их возраста, действительно помогают легче сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности у детей преддошкольного возраста.
2.Достаточно сложно включить родителей в единый педагогический процесс, но там, где нам это удавалось сделать, был виден положительный результат.
3. Только при целенаправленном руководстве со стороны воспитателя возможно сформировать самостоятельность у детей на доступном для их возраста уровне сложности.
Источник