Педагогические условия развития ребенка старшего возраста

Муниципальное казенное образовательное дошкольное учреждение

детский сад №15

Психолого – педагогические условия развития деятельности

детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Манаева В.А.

Острогожск 2016г.

Психолого – педагогические условия в ДОУ

    Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы  МКДОУ детский сад №15  являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.

В ДОУ для успешной реализации Программы   обеспечены следующие  психолого-педагогические условия:

          1.  Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,     формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

  1.   Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  2. Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  3.  Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  4. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  5. Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  6. Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
  7. Деятельность педагогических работников в саду исключает перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.

В  нашем детском саду проводиться мониторинг  оценки развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов.

Воспитатели в группах обеспечивают  эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством:

● создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;

●  проявления чуткости к интересам и возможностям детей;

● непосредственного общения с каждым ребёнком;

Организовывают конструктивные взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создав условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов,  строят  развивающее вариативное  образование,  ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить:

● вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и  познавательных действий;

● уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других;

●  широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды;

● условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей;

● организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

Воспитатели работают с семьями воспитанников, вовлекая их в образовательный процесс, взаимодействуют с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья.

Источник

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Сысоева Валентина Николаевна

Организация: МБДОУ №32 детский сад «Буратино»

Населенный пункт: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск

Большой вклад в исследование психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста внесли работы таких исследователей, как Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) – последний из периодов дошкольного возраста и является этапом интенсивного психического и физического развития. В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Дошкольник быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Организм ребёнка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. [7, 85]

Данный возраст называют сензитивным для развития таких познавательных процессов как внимание, восприятие, мышление, память и воображение. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и рассуждать. Поэтому, в данном возрасте рекомендуется играть в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове.

Конструирование, как вид деятельности,  хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. В данной деятельности развиваются все анализаторы, что очень важно для гармоничного развития психики ребёнка. Мышление в данном возрасте становится словесно-логическим (познание через понятия, слова, рассуждения), то есть дошкольник способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме и может устанавливать причинно-следственные отношения между событиями и действиями.

Так же происходит активное развитие диалогической речи, зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

Ведущей деятельностью старших дошкольников остаётся сюжетно-ролевая игра (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина и др.). В ней ребёнок берёт на себя роль взрослого, выполняя его социальные и общественные функции. Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое пространство усложняется, в нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. [8, 208]

Наряду с сюжетно-ролевой игрой к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребёнка в игре формируются новообразования, которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. [4, 184]

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослого и потребность в признании сверстников. У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности; возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребёнок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступает не так как хочется в данный момент, а так как надо. Например, хочется ребёнку посмотреть мультики, но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин. [7, 64]

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «я», формирование внутренней социальной позиции. Дошкольник впервые осознаёт расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется стремление к тому, чтобы занять более «взрослое» положение в жизни. [4, 137]

Старший дошкольник начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху, а для других важнее избежать неудач и неприятных переживаний).

В процессе развития у ребёнка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «я» – «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «я» – «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия. [6, 147]

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. [5, 91]

Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте – расширение и обогащение индивидуального опыта ребёнка. Говоря об индивидуальном опыте, мы имеем ввиду общий результат умственных и практических действий, которые ребёнок сам предпринимает в окружающем мире. [2, 241]

Также важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребёнка. Это, прежде всего, способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания и проговаривать их.

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребёнка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. [1, 150]

В целом же, для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Развивается общение как вид деятельности ( М.И. Лисина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, А.Г. Рузская). Большую значимость для детей 5-7 лет приобретает общение между собой. У детей к концу старшего дошкольного возраста складывается новая форма общения, которая названа внеситуативно-деловой. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других. [8, 71]

Богаче по содержанию становится общение ребёнка с взрослым, к концу старшего дошкольного возраста складывается новая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения. Её содержанием является мир людей, вне вещей. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого, ребёнок стремится больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки повседневного взаимодействия.

Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.

На шестом году жизни у ребёнка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и её целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. [3, 244]

Старший дошкольный возраст является сензитивным так же и для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребёнка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.

Таким образом, старший дошкольный возраст — это сложный многогранный процесс, за период которого ребёнок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребёнок осваивает правила адекватного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами. Старший дошкольник отличается ещё большими физическими и психическими возможностями. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее, на первый план выступает личностный тип общения, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.

Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая. Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребёнка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе «я».

Список использованной литературы:

1. Детская практическая психология [Текст] / ред. Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000. – 295 с.

2. Ильин, Е.П. Психология: учебник для средних учебных заведений [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.

3. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 276 с.

4. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Педагогика, 1989. – 284с.

5. Развитие общения со сверстниками [Текст] / ред. А.Г. Рузская. – М.: Педагогика, 1989. – 211с.

6. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304с.

7. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 342 с.

8. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 1998. – 304 с.

9. Эльконин, Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1966. – 442 с.

Опубликовано: 13.11.2015

Источник

Громова Наталья
Педагогические условия развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в организованной деятельности

Проблемой создания условий развития детского изобразительного творчества детей дошкольного возраста занимались многие отечественные педагоги, психологи и исследователи. Такие как Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, Б. М. Теплов и многие другие.

Г. Г. Григорьева в своей работе наиболее полно раскрыла условия развития изобразительного творчества в дошкольном возрасте. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности.

Дошкольный возраст благоприятен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Безусловно, должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество. Но в данном случае имеется в виду повседневная жизнь детей.

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа в организованной деятельности, в играх и т. п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста – организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основной для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Этот опыт создаётся всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдение, знания, игры, посещение театра, общения и т. п.) и служит основной для игр, творческих рассказов, рисунков. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.

В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. Г. Г. Григорьева о отмечает, что такое «разделение труда» между разными специалистами мешает целостному видению ребёнка, пониманию его в сложных и взаимосвязанных проявлениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности. Фрагментарность влияния и анализы проявления ребенка мешают воспитанию целостной личности во взаимосвязи знаний, чувств и поступков. Прибегая к услугам специалистов, необходимо обеспечить их согласованную работу с другими педагогами и родителями. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное влияние и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника.

Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития изобразительных умений.

Другим условием развития изобразительных умений является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). Формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое восприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей.

Развитие изобразительных умений должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, при развитии изобразительных умений у людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали В. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Л. А. Раева, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.) Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, в необходимости выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства.

Еще одно условие развития изобразительных умений детей, выделяемых Г. Г. Григорьевой – это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.

Игровые моменты усиливают творческое состояние детей. Безусловно, атмосфера творчества создается, и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного – изобразительной деятельности, а создают эмоциональный фон этой деятельности: вовремя сказанное четверостишие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ.

Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительных умений в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Т. Г. Казакова отмечала, что современные тенденции в методике обучения направлены на личностно-ориентированный подход к ребенку, предоставление оптимальных условий для развития изобразительных умений.

Таким образом, выделяются различные условия развития изобразительных умений, в том числе создание атмосферы творчества, учет индивидуальных особенностей ребенка, комплексное и системное использование методов и приемов, согласованная совместная работа специалистов, обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности и др. Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.

Источник