Педагогические условия развития ребенка старшего дошкольного возраста
Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду
Автор: Сысоева Валентина Николаевна
Организация: МБДОУ №32 детский сад «Буратино»
Населенный пункт: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск
Большой вклад в исследование психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста внесли работы таких исследователей, как Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) – последний из периодов дошкольного возраста и является этапом интенсивного психического и физического развития. В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Дошкольник быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Организм ребёнка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. [7, 85]
Данный возраст называют сензитивным для развития таких познавательных процессов как внимание, восприятие, мышление, память и воображение. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и рассуждать. Поэтому, в данном возрасте рекомендуется играть в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове.
Конструирование, как вид деятельности, хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. В данной деятельности развиваются все анализаторы, что очень важно для гармоничного развития психики ребёнка. Мышление в данном возрасте становится словесно-логическим (познание через понятия, слова, рассуждения), то есть дошкольник способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме и может устанавливать причинно-следственные отношения между событиями и действиями.
Так же происходит активное развитие диалогической речи, зарождается и формируется новая форма речи – монолог.
Ведущей деятельностью старших дошкольников остаётся сюжетно-ролевая игра (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина и др.). В ней ребёнок берёт на себя роль взрослого, выполняя его социальные и общественные функции. Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое пространство усложняется, в нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. [8, 208]
Наряду с сюжетно-ролевой игрой к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребёнка в игре формируются новообразования, которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. [4, 184]
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослого и потребность в признании сверстников. У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности; возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребёнок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступает не так как хочется в данный момент, а так как надо. Например, хочется ребёнку посмотреть мультики, но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин. [7, 64]
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «я», формирование внутренней социальной позиции. Дошкольник впервые осознаёт расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется стремление к тому, чтобы занять более «взрослое» положение в жизни. [4, 137]
Старший дошкольник начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху, а для других важнее избежать неудач и неприятных переживаний).
В процессе развития у ребёнка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «я» – «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «я» – «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия. [6, 147]
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. [5, 91]
Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте – расширение и обогащение индивидуального опыта ребёнка. Говоря об индивидуальном опыте, мы имеем ввиду общий результат умственных и практических действий, которые ребёнок сам предпринимает в окружающем мире. [2, 241]
Также важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребёнка. Это, прежде всего, способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания и проговаривать их.
В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребёнка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. [1, 150]
В целом же, для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Развивается общение как вид деятельности ( М.И. Лисина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, А.Г. Рузская). Большую значимость для детей 5-7 лет приобретает общение между собой. У детей к концу старшего дошкольного возраста складывается новая форма общения, которая названа внеситуативно-деловой. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других. [8, 71]
Богаче по содержанию становится общение ребёнка с взрослым, к концу старшего дошкольного возраста складывается новая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения. Её содержанием является мир людей, вне вещей. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого, ребёнок стремится больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки повседневного взаимодействия.
Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.
На шестом году жизни у ребёнка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и её целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. [3, 244]
Старший дошкольный возраст является сензитивным так же и для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребёнка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.
Таким образом, старший дошкольный возраст — это сложный многогранный процесс, за период которого ребёнок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребёнок осваивает правила адекватного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами. Старший дошкольник отличается ещё большими физическими и психическими возможностями. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее, на первый план выступает личностный тип общения, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.
Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая. Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребёнка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе «я».
Список использованной литературы:
1. Детская практическая психология [Текст] / ред. Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000. – 295 с.
2. Ильин, Е.П. Психология: учебник для средних учебных заведений [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
3. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 276 с.
4. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Педагогика, 1989. – 284с.
5. Развитие общения со сверстниками [Текст] / ред. А.Г. Рузская. – М.: Педагогика, 1989. – 211с.
6. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304с.
7. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 342 с.
8. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 1998. – 304 с.
9. Эльконин, Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1966. – 442 с.
Опубликовано: 13.11.2015
Источник
Муниципальное казенное образовательное дошкольное учреждение
детский сад №15
Психолого – педагогические условия развития деятельности
детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Манаева В.А.
Острогожск 2016г.
Психолого – педагогические условия в ДОУ
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы МКДОУ детский сад №15 являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.
В ДОУ для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1. Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
- Деятельность педагогических работников в саду исключает перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.
В нашем детском саду проводиться мониторинг оценки развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов.
Воспитатели в группах обеспечивают эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством:
● создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
● проявления чуткости к интересам и возможностям детей;
● непосредственного общения с каждым ребёнком;
Организовывают конструктивные взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создав условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов, строят развивающее вариативное образование, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить:
● вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий;
● уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других;
● широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды;
● условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей;
● организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
Воспитатели работают с семьями воспитанников, вовлекая их в образовательный процесс, взаимодействуют с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья.
Источник
Ольга Горбунова
Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Развитие любознательности, потребности узнать новое одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Не случайно в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования является то, что «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать» 1. Другими словами, целевые ориентиры Стандарта предполагают развитие у дошкольников любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.
Основой достижения целевых ориентиров является познавательный интерес – избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.
Познавательный интерес является одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению; уровень его развития способствует усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний. По мнению ученых Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович и др., несформированный своевременно познавательный интерес может привести к снижению мыслительной активности, как следствие послужить причиной школьной неуспеваемости ребенка.
Познавательный интерес присущ каждому ребёнку, однако его мера и направленность у детей не одинакова, а степень его развития зависит как от социального и познавательного опыта ребёнка, так и от того, близко ему содержание исследуемой проблемы. Исследования в области дошкольного образования показали, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством использования современных информационных технологий, экспериментирования, игровой деятельности, проблемно-игровых технологий, знаково-символических средств.
Педагогическими условиями формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста выступают:
расширение познавательных форм общения с ребенком в ДОУ и семье за счет обогащения содержания информации;
развитие мотивации детей к познавательной деятельности через эмоциональное отношение к предмету изучения;
обогащение поисковых способов познания окружающего путем закрепления исследовательских умений, их актуализация и перенос из исследовательской в игровую, трудовую, продуктивную деятельность детей, а также в общение.
Развитию познавательного интереса, на мой взгляд,будут способствовать:
создание развивающей предметно-пространственной среды как для самостоятельной, так и для организованной образовательной деятельности детей. Большое внимание мною уделяется оформлению и наполнению материалами и оборудованием таких тематических уголков как «Почемучкин дом», «Окно в природу», «Хочу всё знать», «Мир чисел» и т. п.
включение детей в поисково-исследовательскую (проектную) деятельность, и, как следствие, формирование умений самостоятельно выбирать тему для изучения; отбирать способы получения информации по теме; устанавливать связи знаний с жизнью через решение практических ситуаций; анализировать информацию и понимать вероятность событий и ситуаций; рассуждать, высказывать и доказывать предположения. Важно помнить, что, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
использование таких методов как экспериментирование, моделирование, коллекционирование, а также проведение познавательных игр, направленных на активизацию познавательных вопросов детей, развитие у детей собственного познавательного опыта.
Благодаря сотрудничеству с родителями воспитанников в нашей группе функционирует исследовательская лаборатория «Почемучкин дом», в которой имеются необходимые для детского экспериментирования материалы, оборудование и приборы, картотека технологических карт проведения опытов и экспериментов по блокам («Вода», «Воздух», «Магнит» и пр.); мини-коллекции «Семена», «Ай да камень», «Виды бумаги» и др. В тематических уголках расположены разные виды моделей,в изготовлении которых воспитанники применяли непосредственное участие: «Солнечная система», «Смена времён года», «Дом для чисел и знаков», модифицированные схемы описания объектов, графические схемы составления рассказов и многое другое.
применение технологии ТРИЗ, в основе которой лежит целенаправленное, закономерное движение ребёнка к познанию, творчеству, нестандартному мышлению.
На мой взгляд, ТРИЗ-технология позволяет по-новому взглянуть на проблемы воспитания и обучения, найти пути их решения, дает возможность приучать детей не следовать готовым штампам, образцам, а учит искать как можно больше собственных решений, развивает в детях самостоятельность мышления и познавательные интересы. Использование методов и приёмов ТРИЗ, воспитание у ребёнка потребности испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели способствует тому, что интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной и естественной для детей.
Я использую в работе с детьми метод фокальных объектов, метод каталога, системный оператор, морфологический анализ и др., но одним из любимых детьми методов является метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между твердыми, жидкими и газообразными веществами, помогающий совершать дошкольникам первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. ММЧ делает содержание экспериментов не только познавательным, но и занимательным и интересным, даёт возможность детям в игровой форме посмотреть внутрь того или иного экспериментального процесса. С помощью таких «человечков» дети составляют модели «Борща», «Океана», «Извержение вулкана» и пр., сравнивают свойства бумаги и ткани, металла и дерева и т. п., рассматривают три агрегатных состояния воды, разбираются, почему дует ветер, как получается электричество и т. п.
Показателями наличия познавательного интереса во взаимодействии воспитателя с детьми старшего возраста, по моему мнению, является то,что дети:
думают, анализируют, обобщают, доказывают;
удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Т. В. Владимирова Шаг в неизвестность (Формирование способов естественно-научного познания у детей дошкольного возраста)/под ред. И. Я Гуткович. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 143 с.
Источник