Педагогические условия развития ребенка дошкольного возраста

Раздел 3. Психолого-педагогические условия организации целостного образовательного процесса дошкольной образовательной организации

Тема 1. Педагогические условия и средства развития ребенка в период дошкольного детства

Целостность образовательного процесса ДОУ обеспечивается благодаря разнообразию технологий дошкольного образования, содержания и комплексирования условий и средств развития дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО, требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Средства педагогические – это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации осуществления образовательного процесса и выполняющие функции развития детей; предметная поддержка образовательного процесса, а так же разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

Условия – это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые педагог добивается достижение цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств.

Конкретное содержание указанных в ФГОС ДО образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка). Так, в дошкольном возрасте (3 года – 8 лет) ФГОС ДО выделяет ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительную (рисование, лепка, аппликация), музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательную (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Одним из средств развития дошкольников является образовательная (учебная, познавательно-исследовательская) деятельность.

Образовательная (учебная) деятельность не является ведущей в дошкольном возрасте, хотя предпосылки её развиваются в период дошкольного детства от года к году. Образовательная (учебная) деятельность – это деятельность по усвоению детьми знаний, умений и навыков. А. П. Усова в монографии «Обучение в детском саду» характеризует предпосылки учебной деятельности, выделяя структурные её части, такие как принятие ребёнком учебной задачи; действия, связанные достижением задачи; самоконтроль; самопроверка; результат (усвоенные знания, навыки, развитие умственных способностей). Педагогическими условиями организации учебной деятельности, её формирования являются использование разнообразных технологий обучения, позиции воспитателя в обучении, задействование в комплексе разных средств обучения, разнообразие мотивации в обучении.

В обучении дошкольников используются разнообразные методы: методы по сообщению новых знаний, метод творческих заданий, метод проблемных ситуаций.

Формы организации обучения дошкольников, используемые в ДОУ, разнообразны: занятия, дидактические игры, экскурсии, конкурсы.

Обобщая подходы, можно сказать, что содержание обучения должно быть доступно детям, интересно и не должно вредить здоровью.

Познавательное развитие ребенка предполагает усвоение средств и способов познания, задействование всех трех форм мышления дошкольника (суть саморазвития детского мышления составляет взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка.

В педагогическом процессе педагог может использовать различные звенья для формирования у детей умения принимать и ставить учебно-познавательные задачи, развивать умение слушать и слышать, смотреть и видеть, следовать указаниям. Внимание педагога направлено также и на обучение детей планировать свою работу, умение выбирать необходимые пути и средства решения учебной задачи, помогать ребенку овладевать умением контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты.

Педагогическими условиями для формирования предпосылок учебной деятельности у детей будут являться:

– применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);

– использование игровых тренингов для развития произвольности поведения, игры и этюды для психомышечной тренировка и для обучения приемам саморасслабления детей;

– расширение видов оценки результатов детской деятельности (оценка педагога, оценка детям, самооценка, игровая форма оценки, взаимооценки и т.п.);

Читайте также:  Развитие ребенка с 1 года минск

– внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);

– задействование различных средств умственного развития и обучения (организация активной деятельности ребенка, развивающие игры, конструирование, изобразительная, театрализованная деятельность, практическая деятельность, обучение и т.п, современные технические средства); наличие определенной позиции у педагога.

Позиция педагога направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.

Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления. Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребенок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления – это свойственно всем детям и имеет важное значение для становления творческой личности. Наиболее ярко этот процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений (например, «Как взвесить слона?» или «Что можно сделать из пустой коробочки?»).

Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется, в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы). Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки (так, ребенок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого). Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, предмет – система предметов, случайность и т. д.).

Н.А. Короткова акцентирует внимание на проблеме дифференцированного подхода к образовательному процессу в ДОУ, поднимаю под ним учет своеобразие группы как целостного субъекта образования. Образовательный процесс, по мнению автора, должен включать: партнерскую деятельность взрослого и детей и самостоятельную свободную деятельность детей при использовании разных видов деятельности (чтение художественной литературы, игра, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность). Психолог и воспитатель детского сада совместно осуществляют гибкое проектирование образовательного процесса под конкретную группу, выбирая виды деятельности, успешно развивающие детей данной группы.

Таким образом, в теории дошкольной педагогики накоплен значительный материал по проблеме образовательного процесса дошкольного учреждения, определены особенности, функции, принципы построения, требования к организации, структура, рекомендации по моделированию, взаимодействию участников образовательного процесса. Педагоги – практики должны уметь применять данные теоретические знания в своей деятельности, чтобы на профессионально высоком уровне организовывать образовательный процесс с учётом программы, возраста детей, вовлекая родителей в активное участие в образовательном процессе, сотрудничая с другими участниками процесса, взрослыми и детьми. Необходимо помнить, что главная фигура образовательного процесса – ребёнок; образовательный процесс должен обеспечивать ребёнку все условия для полноценного своевременного развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем отличаются педагогические условия от средств развития дошкольников?

2. Что включают в себя требования к условиям реализации Программы в ФГОС ДО?

3. Назовите основные педагогические условия и средства познавательного развития дошкольников.

Источник

РАЗВИТИЕ – это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Ребенок развивается в нескольких отношениях:

-физическое развитие – изменение роста, веса, объема тела;

-физиологическое развитие – изменение физиологических процессов;

-психическое развитие – это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.;

Читайте также:  Мбдоу детство центр развития ребенка город калуга

– социальное развитие проявляется в усложнении отношений с окружающей средой, в которые вступает он на протяжении своей жизни. Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия. Эти противоречия и выступают в качестве движущих сил развития личности ребенка.

Факторы, влияющие на развитие личности ребенка: наследственность, среда и воспитание.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении

СРЕДА – это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Процесс становления личности ребенка осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге ребенок входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.

Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.

Дошкольный возраст – это период развития ребенка от 3 до 7 лет.

Особенностью социальной ситуации развития в этот период является сочетание тенденций к социализации и индивидуализации ребенка в процессе формирования отношения к себе и окружающим людям, освоения основных векторов человеческих взаимоотношений и общественно выработанных способов деятельности в игре и продуктивных видах детской деятельности. Основным механизмом формирования данных взаимоотношений выступают внеситуативные формы общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Игра в дошкольном возрасте считается ведущим видом детской деятельности. В процессе игры формируются основные личностные новообразования ребенка-дошкольника, происходит социальное опосредование процесса развития его психических процессов и способностей. При этом сама игра тоже развивается как деятельность.

Средства развития ребенка в период дошкольного детства

Условия развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, позволяющие реализовать на практике педагогическую концепцию целостного развития дошкольника:

– обеспечить всестороннее – физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие в процессе физического, умственного, эстетического и социально-нравственного воспитания, т.е. в ходе реализации права ребенка на образование;

– сориентировать образование на формирование компонентов базовой культуры личности: формирование физической культуры и культуры познания, эстетической и экологической культуры, нравственной культуры.

Для того чтобы обеспечить такие результаты, нужно иметь соответствующие средства воздействия на сам процесс образования. Традиционно они рассматриваются при описании структуры образовательного процесса, однако, учитывая тенденции развития современной дошкольной педагогики, поступим по-другому.

К средствам относят следующие категории, интегрирующие основные педагогические средства: педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие и педагогические отношения.

Педагогическая деятельность – деятельность по обучению и воспитанию детей, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях разных типов и видов. Она направлена на постоянное решение ряда образовательных и воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которых педагогом вырабатываются и воплощаются в общении с детьми  органичные для данной деятельности традиционные и нетрадиционные педагогические решения, поэтому она имеет творческий характер.

Выделяют несколько уровней организации педагогической деятельности:

репродуктивный – уровень професс-ной деятельности педагога, умеющего рассказать и передать детям то, что знает сам;

адаптивный – уровень професс-ной деятельности педагога, который приспосабливает материал, подлежащий усвоению, к особенностям детей;

локально-моделирующий – уровень професс-ной деятельности педагога, который умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему включения детей в разные виды деятельности;

системно-моделирующий деятельность – уровень професс-ной деятельности педагога, который владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков у детей по всем направлениям детского развития (умственному, социально-нравственному, эстетическому и т.д.);

системно-моделирующий деятельность и поведение – уровень професс-ной деятельности педагога, который владеет стратегиями подбора и реализации средств формирования личности ребенка, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

Читайте также:  Скачать занятия по раннему развитию ребенка

На каждом из данных уровней ребенок, воспитанник по-разному воспринимается педагогом и по мере развития пед-ской деятельности переходит от уровня его восприятия как объекта к субъекту педагогического взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие и саморазвитие. В качестве каналов такого взаимодействия выступают деятельность, общение и отношение воспитателя и воспитанников. При этом деятельность может быть по нацеленности организационной, воспитательной, дидактической, а по способу организации действий детей и взрослого – сопряженной, сопряженно-последовательной, совместно-последовательной и совместно-распределенной; общение – авторитарным, демократическим или либеральным; отношение – личностно-ориентированным или деловым, ориентированным на результат совместной деятельности, в другой интерпретации – субъект-субъектными или субъект-объектными.

Можно выделить следующие виды деятельности:

воспитательную деятельность педагога на занятии – включает: оценку духовно-нравственной направленности занятия, степень решения задач социального, нравственного и патриотического, эстетического воспитания детей, формы организации совместной деятельности детей и педагога, соотношение побуждения к деятельности   установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и принуждения (замечание, нотации и др.), создание условий для благоприятного психологического климата в группе, влияние рабочего самочувствия воспитателя в процессе проведения занятия на настроение детей;

дидактическую деятельность воспитателя на занятии – включает учет и отражение в деятельности воспитателя принципов дидактики (доступности обучения, систематичности и последовательности, наглядности, прочности и осознанности знаний, научности, принципа связи обучения с жизнью, индивидуализации процесса обучения), степень выполнения программного содержания; оптимальность методов обучения, соответствие логики занятия возрасту и развитию детей; соотношение нагрузки на память детей и их мышление, повышающих познавательную активность детей на занятиях;

организационную деятельность воспитателя на занятии – направление педагогического анализа модели, которое включает целеполагание, планирование работы, составление плана (конспекта) занятия и его реализация, распределение функций постановки и формулирования проблемы и функций контроля между воспитателем и детьми, оснащение наглядными пособиями и создание условий для их эффективного использования на занятии; уровень подготовленности воспитателя, выполнение психологических и гигиенических требований к организации занятия, рациональность использования времени.

Деятельность детей на занятии – направление педагогического анализа модели, которое включает мотивы поведения детей на занятии; активность, инициативность и работоспособность; наличие у них интереса к занятию, навыков самостоятельной работы; уровень овладения всеми функциями речи; темп деятельности; произвольность поведения; уровень сформированности у детей простейших навыков учебной деятельности, деятельности экспериментирования, продуктивных видов детской деятельности, проявлений детского творчества; стиль отношения детей друг к другу, к воспитателю; внешний вид детей на занятии.

Благодаря личностно-ценностному отношению к ребенку в процессе взаимодействия с педагогом у детей формируется ценностно-созидательное отношение к себе и другим, к окружающему миру.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

-· создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

-· предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

-· ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

-· активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

-· ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Источник