Педагогические условия развития познавательной сферы ребенка

Педагогические условия развития познавательной сферы ребенка thumbnail

ГККП «Детский сад № 4 акимата города Костаная отдела образования

акимата города Костаная»

Педагогические условия развития познавательной деятельности

детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Журавлёва О.Ю.

Костанай. 2015 г.

Педагогические условия развития познавательной деятельности

детей старшего дошкольного возраста.

Главной особенностью познавательно-исследовательской деятельности является активизация познавательного деятельности дошкольника, при этом придав ему творческий, исследовательский характер. И таким методом необходимо выполнить передачу ребенку инициативы в организации своей познавательной деятельности. На основе исследований А. И. Савенкова определяются ряд умений, которые в процессе организации познавательной деятельности должны сформироваться у старших дошкольников. Сюда относятся такие инструментальные умения, как задавать вопросы; видеть, в чем собственно состоит проблема; выдвигать свои гипотезы; делать умозаключения и выводы; проводить опыты и эксперименты; рассуждать по части определения понятий; классифицировать материал. Сопоставляя компоненты информационной, технологической и социально-коммуникативной компетентностей с инструментальными навыками и умениями, которые формируются в познавательной деятельности у старших дошкольников, можно сделать вывод о том, что присвоение этого опыта происходит в одной плоскости. Поэтому организация познавательной деятельности дошкольника должна иметь практико-ориентированный характер и при этом быть личностно ориентированной на потребности и интересы конкретного ребенка. По мнению А. И. Савенкова, «подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования».

Все выше сказанное позволило определить педагогические условия формирования ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности.

Первое условие. При организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать содержание и формы, проектирующие определенный тип сознания и мышления дошкольников. Эмпирическое содержание познавательной деятельности формирует эмпирическое мышление, содержание познавательной деятельности, направленное на усвоение системы научных понятий, формирует теоретическое мышление и основы теоретического сознания.

Второе условие. При организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста исследуемый материал должен представлять нечто новое, необычное, контрастное, входить в противоречие с какими-то представлениями старших дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста по своей природе исследователи. Активно-деятельностная природа ребенка, его стремление к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении, с одной стороны, и недостаток опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природная и социальная незрелость – с другой, объясняют диалектичный характер воспитательно-образовательного процесса. Это противоречие – реальная движущая сила, стимул для детей к познанию, к активному участию в исследованиях. А поисковая, исследовательская активность и является одним из основных механизмов развития в ребенке исследователя. В основе исследовательского поведения лежит внимание. Для того чтобы заинтересовать старших дошкольников познавательной деятельностью, необходимо учитывать особенности внимания, которые формируют интерес к объекту исследования. Ребенок дошкольного возраста фокусирует внимание на объекте только тогда, когда он для него представляет интерес. Интересным, как правило, является то, что составляет контраст по отношению к тому, что мы в этот момент делаем, или переживаем. То, что дети уже знают, легко теряет для них интерес.

Третье условие. При планировании познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать смену разновидностей данной деятельности (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование), разнообразные интерактивные формы организации деятельности, механизмы индивидуальной включенности в деятельность ребенка в зависимости от его биологических и психологических особенностей. Формирование информационной компетентности предполагает активное взаимодействие ребенка в информационном пространстве. Старшему дошкольнику, включенному в познавательную деятельность, постоянно приходится непрерывно осваивать новую информацию, решать задачи, анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать или делать еще что-то, требующее высокой концентрации внимания.

Четвертое условие. При организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста ведущая роль педагога должна сохраняться, но у детей должно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Задача педагога выбрать для ребенка индивидуальный исследовательский маршрут.

Пятое условие. При планировании познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать метод проектов, который может охватывать содержание нескольких образовательных областей. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Основной формой  детской познавательной деятельности, которая активно используется, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставится проблема:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме: “Волшебница Вода” проводили  опыты: “Наливаем – выливаем”, “Снежинка на ладошке”, “Превращение воды в лёд” и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Важнейшим условием при проведении НОД познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития  и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность. Организация познавательной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности. Предлагая детям поставить опыт, им сообщается  цель или задача таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем дети привлекаются к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы дети поощряются, если находят собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаются   из поля зрения те, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме,  а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах. Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:  дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;  дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.  Дети работают самостоятельно,  по необходимости оказывается помощь, даются советы, необходимо интересоваться периодически   результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного? После эксперимента не упускаются   воспитательные моменты –  дети самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом). Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:  особенностями изучаемого явления;  наличием свободного времени;  состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Таким образом, для того чтобы у детей появился интерес к изучению живой природы нужно грамотно составить занятия, увлечь детей. Если дети устали, эксперимент  прекращается  заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.  
Я считаю, что именно познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т.д.), а, следовательно, и успешного обучения в школе.

Читайте также:  2 месяца ребенку развитие и игры массаж

Познавательный интерес к математике – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.

Непременным условием развития познавательного интереса у дошкольников к математике является предметно-развивающая среда.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно – ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми.

Причем разнообразные игры и упражнения можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Развитие познавательных процессов ребенка средствами развивающей среды видится мне, во-первых, в том, что каждому ребенку предоставляется возможность для его самовыражения и саморазвития, и, во-вторых, ему оказывается помощь в реализации своих замыслов, подсказанных предметным материалом без навязывания ему учебных задач.

Использование мною в работе с дошкольниками  нетрадиционных методов по математическому развитию, использование современных педагогических технологий (логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича) способствуют так же развитию познавательного интереса.

К данной группе методов относятся: моделирование (например, предлагаю детям  использовать модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (купить в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировать фишками, так как поставлено условие – кукол в магазин брать нельзя), элементарные опыты (детям можно предложить, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков), занимательные проблемные ситуации (например, формируя у дошкольников временные представления, можно предложить следующую проблемную ситуацию: «Золушке вовремя нужно вернуться с балла домой, а дворцовые часы вдруг остановились!»), математические сказки, проектная деятельность и т.д.

Читайте также:  Книга методы обучения и умственного развития ребенка гальперин

Они побуждают детей к активной мыслительной  и практической деятельности; мотивируют  активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.

Немаловажную роль в  развитии познавательного интереса  играют нетрадиционные занятия: Занятия-соревнования  (выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.). Занятия КВН  (предполагают разделение детей на 2 подгруппы и проводятся как математическая викторина). Театрализованные занятия  (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).  Занятия – сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения). Занятия-сомнения (поиска истины), (исследовательская деятельность детей типа тает – не тает, летает – не летает). Занятия-путешествия.  Занятия-сказки. Занятия-концерты  (отдельные концертные номера несущие познавательную информацию). Занятия-диалоги(проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной). Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией). Занятия типа «Поле чудес» (проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей). Занятие «Интеллектуальное казино»(проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда).

Таким образом, важной задачей воспитателя является развитие познавательного интереса дошкольников к математике, которая достигается за счет:

  •  использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей,

  • использования нетрадиционных занятий,

  • создания предметно-развивающей среды в ДОУ,

  • использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении, на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.

Источник

Ольга Горбунова
Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Развитие любознательности, потребности узнать новое одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Не случайно в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования является то, что «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать» 1. Другими словами, целевые ориентиры Стандарта предполагают развитие у дошкольников любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.

Основой достижения целевых ориентиров является познавательный интерес – избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.

Познавательный интерес является одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению; уровень его развития способствует усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний. По мнению ученых Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович и др., несформированный своевременно познавательный интерес может привести к снижению мыслительной активности, как следствие послужить причиной школьной неуспеваемости ребенка.

Познавательный интерес присущ каждому ребёнку, однако его мера и направленность у детей не одинакова, а степень его развития зависит как от социального и познавательного опыта ребёнка, так и от того, близко ему содержание исследуемой проблемы. Исследования в области дошкольного образования показали, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством использования современных информационных технологий, экспериментирования, игровой деятельности, проблемно-игровых технологий, знаково-символических средств.

Читайте также:  Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка

Педагогическими условиями формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста выступают:

расширение познавательных форм общения с ребенком в ДОУ и семье за счет обогащения содержания информации;

развитие мотивации детей к познавательной деятельности через эмоциональное отношение к предмету изучения;

обогащение поисковых способов познания окружающего путем закрепления исследовательских умений, их актуализация и перенос из исследовательской в игровую, трудовую, продуктивную деятельность детей, а также в общение.

Развитию познавательного интереса, на мой взгляд,будут способствовать:

создание развивающей предметно-пространственной среды как для самостоятельной, так и для организованной образовательной деятельности детей. Большое внимание мною уделяется оформлению и наполнению материалами и оборудованием таких тематических уголков как «Почемучкин дом», «Окно в природу», «Хочу всё знать», «Мир чисел» и т. п.

включение детей в поисково-исследовательскую (проектную) деятельность, и, как следствие, формирование умений самостоятельно выбирать тему для изучения; отбирать способы получения информации по теме; устанавливать связи знаний с жизнью через решение практических ситуаций; анализировать информацию и понимать вероятность событий и ситуаций; рассуждать, высказывать и доказывать предположения. Важно помнить, что, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

использование таких методов как экспериментирование, моделирование, коллекционирование, а также проведение познавательных игр, направленных на активизацию познавательных вопросов детей, развитие у детей собственного познавательного опыта.

Благодаря сотрудничеству с родителями воспитанников в нашей группе функционирует исследовательская лаборатория «Почемучкин дом», в которой имеются необходимые для детского экспериментирования материалы, оборудование и приборы, картотека технологических карт проведения опытов и экспериментов по блокам («Вода», «Воздух», «Магнит» и пр.); мини-коллекции «Семена», «Ай да камень», «Виды бумаги» и др. В тематических уголках расположены разные виды моделей,в изготовлении которых воспитанники применяли непосредственное участие: «Солнечная система», «Смена времён года», «Дом для чисел и знаков», модифицированные схемы описания объектов, графические схемы составления рассказов и многое другое.

применение технологии ТРИЗ, в основе которой лежит целенаправленное, закономерное движение ребёнка к познанию, творчеству, нестандартному мышлению.

На мой взгляд, ТРИЗ-технология позволяет по-новому взглянуть на проблемы воспитания и обучения, найти пути их решения, дает возможность приучать детей не следовать готовым штампам, образцам, а учит искать как можно больше собственных решений, развивает в детях самостоятельность мышления и познавательные интересы. Использование методов и приёмов ТРИЗ, воспитание у ребёнка потребности испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели способствует тому, что интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной и естественной для детей.

Я использую в работе с детьми метод фокальных объектов, метод каталога, системный оператор, морфологический анализ и др., но одним из любимых детьми методов является метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между твердыми, жидкими и газообразными веществами, помогающий совершать дошкольникам первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. ММЧ делает содержание экспериментов не только познавательным, но и занимательным и интересным, даёт возможность детям в игровой форме посмотреть внутрь того или иного экспериментального процесса. С помощью таких «человечков» дети составляют модели «Борща», «Океана», «Извержение вулкана» и пр., сравнивают свойства бумаги и ткани, металла и дерева и т. п., рассматривают три агрегатных состояния воды, разбираются, почему дует ветер, как получается электричество и т. п.

Показателями наличия познавательного интереса во взаимодействии воспитателя с детьми старшего возраста, по моему мнению, является то,что дети:

думают, анализируют, обобщают, доказывают;

удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;

внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. Т. В. Владимирова Шаг в неизвестность (Формирование способов естественно-научного познания у детей дошкольного возраста)/под ред. И. Я Гуткович. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 143 с.

Источник