Педагогические условия интеллектуального развития ребенка

Педагогические условия интеллектуального развития ребенка thumbnail

1. Использование в работе с детьми LEGO-конструктора, способствующего формированию образного и пространственного воображения, развитию креативных способностей у дошкольников, мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).

2. Использование в работе с детьми ИКТ,способствующих развитию интеллектуального потенциала каждого ребенка, знания о работе с компьютером. .

3. Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.

4. Организация разнообразных форм взаимодействия:«педагог – дети», «дети – дети».

5. Организация речевого общения детей

Формы работы с детьми по реализации образовательной области «Познавательно развитие»

Содержание Совместная
деятельность
Режимные
моменты
Самостоятельная деятельность
1.Формирование элементарных математических представлений *Интегрированные занятия.
*Проблемно – поисковые ситуации.
*Упражнения.
*Игры (дидактические, подвижные)
*Рассматривание.
*Наблюдение.
*Досуг, КВН. *Чтение.
 
*Игровые упражнения.
*Объяснение.
*Рассматривание.
*Наблюдение
 
*Игры (дидактические, развивающие, подвижные).
2.Детское экспериментиро-
вание
*Интегрированные занятия.
*Экспериментирование
*Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде.
*Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования.
*Игровые упражнения.
*Игры (дидактические, подвижные)
*Показ.
*Игры.
*Тематическая прогулка.
*КВН.
 
*Игровые упражнения
*Напоминание
*Объяснение
*Обследование
*Наблюдение
*Наблюдение на прогулке
*Игры экспериментирования
*Развивающие игры
*Проблемные ситуации
 
*Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
*Игры – экспериментирования.
*Игры с использованием дидактических материалов.
*Наблюдение.
*Интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта его практическую деятельность: предметную, продуктивную).
 
3.Формирование целостной картины мира и экологической культуры *Сюжетно – ролевая игра.
*Игровые обучающие ситуации.
*Наблюдение.
*Рассматривание, просмотр фильмов, слайдов.
*Труд в уголке природе, огороде, цветнике.
*Целевые прогулки.
*Экологические акции. *Экспериментирование
*Моделирование.
*Исследовательская деятельность.
*Комплексные, интегрированные занятие.
*Конструирование.
*Развивающие игры.
*Беседа.
*Рассказ.
*Создание коллекций, музейных экспозиций.
*Проектная деятельность.
*Проблемные ситуации.
*Экологические, досуги, праздники, развлечения.
*Сюжетно – ролевая игра.
*Игровые обучающие ситуации.
*Наблюдение.
*Труд в уголке природе, огороде, цветнике.
*Подкормка птиц.
*Выращивание растений.
*Экспериментирование
*Исследовательская деятельность.
*Конструирование.
*Развивающие игры.
*Беседа.
*Рассказ.
*Создание коллекций, музейных экспозиций. *Проблемные ситуации.
 
*Сюжетно – ролевая игра.
*Игры с правилами.
*Рассматри-
вание.
*Наблюдение *Экспериментирование.
*Исследовательская деятельность.
*Конструирование.
*Развивающие игры.
*Моделирование.
*Самостоятельная художественно – речевая деятельность.
*Деятельность в уголке природы.
 

Методы работы по реализации образовательной области «Познавательное развитие»:

1.Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов)

2. Практические:

*игры, дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в том числе строительные),

* труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты.

3. Словесные:

*рассказ,

* беседа,

*чтение.

4. Методы, повышающие познавательную активность:

  • Элементарный анализ.
  • Сравнение по контрасту и подобию, сходству.
  • Группировка и классификация.
  • Моделирование и конструирование.
  • Ответы на вопросы детей.
  • Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

5. Методы, вызывающие эмоциональную активность:

  • Воображаемая ситуация.
  • Придумывание сказок.
  • Игры-драматизации.
  • Сюрпризные моменты и элементы новизны.
  • Юмор и шутка.
  • Сочетание разнообразных средств на одном занятии.

6. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:

  • Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности.
  • Перспективное планирование.
  • Перспектива, направленная на последующую деятельность.
  • Беседа.

7. Методы коррекции и уточнения детских представлений:

  • Повторение.
  • Наблюдение.
  • Экспериментирование.
  • Создание проблемных ситуаций.

Реализуемые технологии:

Технология на основе деятельностного подхода Игровые педагогические технологии Педагогические технологии обучения и развития Информационно-коммуникативные технологии
1.
 
2.
 
 
3.
 
 
4.
 
5.
 
 
6.
 
 
7.
Педагогическая технология – метод проектов
 
Технология развивающего обучения
 
 
Технология
LEGO-конструирования
 
Педагогическая технология самостоятельной исследовательской деятельности детей
 
 
Педагогическая технология детского экспериментирования
 
Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина.
 
 
Педагогическая технология «Блоки
Дьенеша»
 
 
Педагогическая технология «Палочки Кюизенера»
 
Технология обучения детей: раннего возраста – сенсорное развитие, формирование
общих сенсорных способностей.
 
Педагогическая технология экологического образования детей дошкольного возраста
 
Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ
 
Педагогическая технология формирования
основ безопасной жизнедеятельности
 
 
«Путешествие по карте»
 
 
Путешествие по «реке времени»
 
Технология эмоционально-чувственного погружения
 
 
ИКТ
 
 
Технология критического мышления
 
 
Читайте также:  Образец индивидуальная карта развития ребенка в доу по фгос образец таблица

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СПЕЦИФИКИ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕДЕОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры.

• Обогащение активного словаря.
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
• Развитие речевого творчества.
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Задачи психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста:(с 2 до 3 лет):

– Содействовать расширению представлений детей об окружающем мире и выражению своих знаний, впечатлений словами:

*существительными: предметы, их части; объекты и явления природы (деревья, листья, трава, цветы, снег, дождь, ветер, названия животных);

*обобщающими словами: игрушки, посуда, одежда, животные;

*глаголами, обозначающими действия с предметами (поставить, положить и др.); действия, характеризующие отношение к людям, в том числе к сверстникам (жалеть, дарить, помочь); трудовые действия свои и взрослых людей (убирать, собирать, поднять, постирать и др.); действия, выражающие эмоциональное состояние и отношения (радуется, смеётся, плачет, жалеет); глаголами в не только в настоящем, но и в будущем времени прошедшем;

*прилагательными, обозначающими качественные характеристики предметов (маленький, мягкий, тяжёлый) и явлений природы (сильный ветер, чёрная туча, ясное небо);

*местоимениями (я, ты, он, она, мы, они, мой, твой, мне, тебе);

*наречиями, обозначающими пространственные и временные отношения (вверху, внизу, рядом, быстро, медленно).

– Согласовывать существительные и местоимения с глаголами и прилагательными.

– Использовать в речи предлоги, союзы.

– Употреблять вопросительные слова (Куда, где, кто, что) и различные фразы.

– Создавать условия для развития фонематического слуха, артикуляционного голосового аппарата, речевого дыхания. Учить произносить изолированные гласные, согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных), правильно воспроизводить звукоподражания и слова.

– Формировать интонационную выразительность речи.

– Совершенствовать понимание речи взрослых: умение выполнять его поручения; слушать и воспринимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

– Развивать умение вступать в диалог, обращаться с вопросами, просьбами, используя вежливые слова; стимулировать инициативные общения в совместных действиях и играх.

– Развивать умение слушать и пересказывать сказки (совместно с взрослым – подговаривать за ним). Содействовать развитию умения по собственной инициативе или по предложению взрослого рассказывать об изображённом на картинках, об игрушках, о событиях из личного опыта.

– Развивать интерес, положительное отношение детей к совместному с взрослым чтению, слушанию, инсценированию художественных произведений как предпосылку развития потребности чтения художественной литературы.

– Развивать понимание смысла ситуации, описываемой в литературном произведении, учить выражать своё отношение: словом (реплики, повторы, вопросы), эмоциями и действиями (несёт книгу, действует с игрушками, персонажами кукольного театра).

– На основе расширения представлений об окружающем мире (о природе, растениях, животных, рукотворных предметах, о людях, в том числе о самом себе) учить устанавливать связи между реальными предметами, слуховыми и зрительными образами.

– Поддерживать и развивать художественные предпочтения ребёнка.

– Содействовать развитию у детей воображения.

Формы и средства развития речевой сферы детей раннего возраста в условиях организации совместной деятельности со взрослыми и другими детьми, самостоятельной свободной деятельности

Читайте также:  Ребенок 4 месяца развитие нормы видео

*Настольно-печатные игры;

*Чтение художественной литературы;

*Речевые игры;

*Имитационныне игры;

*Стимулирование речевой активности;

* Поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество;

* Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая;

*Разучивание стихов;

*Пальчиковые игры;

*Заучивание произведений устного народного творчества;

*Книжные выставки;

*Беседы;

*Дидактические игры.

Задачи психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста:(с 3 до 7 лет):



Источник

Полина Андреенко
Создание педагогических условий для развития интеллектуального потенциала дошкольников

Модернизация Российского образования, его гуманизация ставят приоритетными задачами выявление одаренных детей и создание условий для их сопровождения и развития на всех ступенях образования. Это подтверждается рядом документов: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утвержденная Д. Медведевым, Программа «Одаренные дети», Рабочая концепция одаренности, Долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья», Проект концепции работы с одаренными школьниками в Красноярском крае до 2015 года «Одаренные дети Красноярья».

На сегодняшний день проблема одаренности детей является актуальной не только для школ, лицеев, колледжей и институтов, но и для дошкольных образовательных учреждений. По мнению психологов, раннее детство и дошкольный возраст являются самым сензитивным периодом для развития способностей. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Дошкольный возраст – возраст «почемучек». Именно в этом возрасте наиболее ярко проявляется любознательность детей, познавательная и исследовательская потребность, интерес к различным видам деятельности. Именно в этом возрасте родителям и педагогам важно не упустить ребенка, раскрывать его индивидуальные способности, стимулировать познавательную активность, развивать его интеллектуальный потенциал.

Создание педагогических условий для развития интеллектуального потенциала дошкольников

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Ее главный признак у детей – повышенная исследовательская или творческая активность, высокая познавательная мотивация и высокий уровень самообучения. Во втором издании «Рабочей концепции одаренности» дается следующее определение: «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Согласно позиции разработчиков «Рабочей концепции одаренности», большинство детей имеют признаки одаренности: «потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей».

Одним из главных направлений работы в детском саду является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Развитие детской одаренности в сельских условиях сопряжено со множеством проблем: отсутствие узких специалистов в дошкольном образовательном учреждении, низкий уровень социокультурных условий, недостаточное финансирование районных ДОУ и как следствие – низкое качество предметно-развивающей среды в группах.

Без психолого-педагогического сопровождения в детском саду наш коллектив сталкивается с трудностями выявления детской одаренности. Поэтому своей задачей в работе с дошкольниками ставим создание условий для творческого проявления детей во всех видах детской деятельности. Проводим мониторинг, наблюдаем за деятельностью детей, оцениваем результаты и характер деятельности, исходя из знаний о потенциале каждого дошкольника, и на основе этого простраиваем индивидуальную работу.

Вопросам психологии дошкольников, формированию их интеллектуально-познавательной сферы посвящены исследования Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева. В исследованиях обнаружено, что дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Однако достаточно высокого уровня интеллектуального развития возможно достичь только в том случае, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития».

Средства развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, проблемные вопросы, игровые ситуации, разнообразные игры и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое. В группах для развития различных видов детской деятельности создаются и постоянно обогащаются центры активности детей, в которых помимо возрастного материала размещаем материал на опережающее развитие. Оборудуем мини-лаборатории для детской экспериментальной деятельности в группах.

Читайте также:  Развитие моторики у двухлетнего ребенка

Педагогические условия интеллектуального развития ребенка

В работах таких ученых и педагогов, как А. В. Запорожец, В. Н. Сенеренко, А. П. Усова, даются практические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей дошкольников, рассматриваются принципы педагогической поддержки становления познавательной сферы детей. «Учить, играя» – основное правило дошкольной дидактики. В связи с этим все обучение дошкольников построено на игровых методах и приемах. Мы считаем, что включение игр в обучение детей, несомненно, повышает его эффективность, так как игра:

– создаёт позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;

– непосредственно влияет на познавательно-интеллектуальную и коммуникативную активность ребёнка;

– способствует раскрепощению ребёнка, стимулирует к поиску творческих решений.

Педагогические условия интеллектуального развития ребенка

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры присутствуют во всех центрах детской активности и специальными условными обозначениями дифференцированы по уровню сложности. Они помогает усвоению и закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В непосредственно образовательную деятельность уже в раннем возрасте мы включаем игры на развитие познавательных процессов (восприятия, произвольного внимания, памяти). Это такие игры как «Запомни картинки», «Найди одинаковые» и т. д. Постепенно возможности использования игр и упражнений на развитие наглядно-образного, абстрактного, логического мышления в воспитательно-образовательном процессе расширяются. Воспитатели привлекают детей к разгадыванию загадок, решению логических задач, предлагают игры «Продолжи узор», «Танграм», «Раздели на группы», «Найди общее слово», «Составь фигуру», «Пентамино». Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Важно, чтобы данная работа велась планомерно и систематически. Только в этом случае возможно получение максимально высокого результата интеллектуального развития дошкольников.

Педагогические условия интеллектуального развития ребенка

Творческую активность детей стимулируем в художественно-эстетической деятельности, участвуем в различных краевых, районных и всероссийских конкурсах.

Одним из перспективных методов, способствующих решению задачи развития интеллекта, является метод проектно-исследовательской деятельности. В нашем учреждении ежегодно реализуются разнообразные проекты: «Вода-основа жизни», «Далеко, далеко на лугу пасется КО», «Отдадим книгу в добрые руки», «Чудо-дерево» и т. д.

Педагогические условия интеллектуального развития ребенка

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для эффективного развития познавательно-интеллектуальной активности дошкольников в ДОУ необходимо обеспечить следующие условия:

• создание разносторонней предметно-развивающей среды в группах;

• дифференциация игр и пособий по уровню сложности, создание системы усложняющихся заданий в различных видах деятельности;

• создание благоприятной психологической атмосферы (сотрудничество и сотворчество, создание ситуации успеха в непрерывной образовательной деятельности;

• использование проблемных и развивающих методов обучения, использование современных педагогических технологий (экспериментирование, проектно-исследовательская деятельность, моделирование);

• взаимодействие с родителями;

• правильно организованная система планирования.

Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, единстве воспитания и развития. Поэтому мы стремимся объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.

Литература:

1. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990.

2. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. 3-е изд. – М., 2004.

3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М., 2006.

4. https://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf

5. https://zdtt.edusite.ru/doc/KONCEPCIJA_ODK.doc

6. https://krastalant.ru/sitemap/

Источник