Педагогические условия для развития речи ребенка

Педагогические условия для развития речи ребенка thumbnail

Создание педагогических условий для развития речи ребенка.

Адресовано педагогам и родителям

Учитель-логопед: Морева Н.А.

МАДОУ детский сад 2

Речь- социальное явление,  средство общения, а позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

 Каковы же основные подходы к развитию речи? Во-первых, речь рассмотрим, как звено всестороннего развития ребенка. Второй подход- речь в педагогике развивающего обучения. И речь в структуре деятельности.

Развитие речи в программе ДОУ

  • Формирование словаря
  • Звуковая культура слова
  • Грамматический строй языка
  • Связная речь
  • Подготовка к обучению грамоте
  • Художественная литература

Недостаток: излишняя стандартизация

Развивающая педагогика

  • Речь рассматривается как средство развития нейропсихологических процессов. Предлагаются стандартные типы упражнений для отдельных психологических функций.

Например: пальчиковые игры, шнуровки, графические диктанты и др., положительно влияющие на развитие речевых зон мозга.

Недостаток: речевая деятельность искусственно включается в жизнь ребенка

Развитие речи в деятельности

  • Речь способна выступать как самостоятельный вид деятельности, а также, как часть другого вида.

Например: трудовой, игровой, художественной.

Достоинство: естественность

Недостаток: трудности в педагогическом руководстве.

Теория деятельности Н.А. Леонтьева

Деятельность включает:

  • Мотив;
  • Цель;
  • Содержание;
  • Средства;
  • Результат

Развитие речи у детей 3-4 лет

Мотив

Потребность передать эмоции, впечатления, желания

Цель

Реализует поставленную взрослым цель в ситуации речевого общения

Содержание

Эмоции, желания, жалобы

Средства

Невербальные

Результат

Неполные повествования, восклицания

Развитие речи у детей 4-5 лет

Мотив

Познавательно-побудительный («дети-почемучки»)

Цель

Познавательно-побудительный («дети-почемучки»)

Содержание

Могут говорить о предмете, находящемся вне ситуации общения

Средства

Интонационно выразительные

Результат

аковы же условия  развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Небольшие рассказы, пересказы, ответы на вопросы и вопросы к взрослому

Развитие речи у детей 5-6 лет

Мотив

Комплекс мотивов

Цель

Реализует поставленную цель

Содержание

Речевое творчество

Средства

Вербальные

Результат

Повествовательные рассказы

Развитие речи у детей 6-7 лет

Мотив

Планирующий

Цель

Реализует поставленную цель

Содержание

Интерес к проблеме взаимоотношений между людьми

Средства

Вербальные

Результат

Творческие рассказы

Условия развития речи детей

  • Побуждение детей к речевой деятельности
  • Включение речи в другие виды деятельности
  • Постепенное нарастание самостоятельности
  • При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д.Познавательное развитие
  • Привлечение внимания к языку
  • Постепенный переход от эмоциональности к содержательности
  • Обучение детей анализу собственной речи
  • Общение ребенка со взрослыми и со сверстниками
  • Развитие творчества ребенка

Важное условие – это потребность в общении, или коммуникации. В развивающем процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят дошкольника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общения с малышом. Такие поводы создаются в ситуациях действия с предметами обихода и игрушками, т. е. предметами, окружающими его. В процессе непосредственного общения с ребенком, в игре, режимных процессах воспитатель, действуя совместно с ребенком или наблюдая его игру, должен с большим педагогическим тактом стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить малыша говорить.

Создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

В процессе работы воспитатель должен помнить о речевых возможностях каждого ребенка, подходить дифференцировано к каждому воспитаннику в зависимости от его возраста и индивидуального речевого развития. Важно, чтобы речевые образцы взрослого способствовали воспроизведению их малышом. Речь взрослого должна быть эмоционально-выразительной, доступной пониманию ребенка.
  Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в системе обучения ребенка родному языку, и в ДОО, и в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте возможно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия, что так важно при формировании навыков чтения и письма.

И в завершение, важный совет!

В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила:

1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку.

2. За одно занятие не следует давать больше 2—5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка).

3. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20—25 минут.

4. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

5. Всю работу по формированию у ребенка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом.

Источник

Ольга Кузьминова
Условия успешного речевого развития детей

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный и школьный периоды.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Ребенок должен:

– быть психически и соматически здоровым;

– иметь нормальные умственные способности;

– иметь нормальный слух и зрение;

– обладать достаточной психической активностью;

– обладать потребностью в речевом общении;

– иметь полноценное речевое окружение.

Ребенку необходимо создавать в группе такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка.

Речь включает в себя несколько составляющих сторон:

– работу по звуковой культуре речи (развитие фонематического восприятия, слуховой памяти, речевого дыхания)

развитие мелкой моторики

– обогащение словарного запаса (активного и пассивного) ;

– формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи (монологической и диалогической) ;

– подготовку руки к письму;

– обучение чтению;

развитие интонационной выразительности, плавности речи

С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка при дцп

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка. Ребенок как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно возникает в совместной деятельности и может осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита,то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью.

Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми.

3. Речь взрослого – пример для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей

4. Развитие мелкой моторики рук.

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано специальными научными исследованиями). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие

Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий приспособления человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках, преданиях, пословицах и поговорках. Нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки – крюки», «руки как грабли», «не руками сделано», «руки оторвать за такую работу» и т. п. И все знают такие детские игры, как «Ладушки» или «Сорока – ворона кашу варила».

Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики руки и координации движений рук.

Детям от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям от 3 – до 5 лет задания можно усложнить.

Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.

Ребенку можно предложить:

– Запускать пальцами мелкие волчки.

– Разминать пальцами пластилин, глину.

– Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

– Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

5. Удовлетворение любознательности ребенка.

Речь, являясь средством усвоения общественно – исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.

Познавательный опыт ребенок, прежде всего приобретает в самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника – игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.

6. Чтение художественной литературы и разучивание стихов.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, научить выразительно читать его перед слушателями; использовать в жизни; воспитывать любовь к поэзии.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями

7. Совместные экскурсии, театры, посещения музеев.

Осуществляется обогащение словаря, стимулируется речевая активность и познавательная потребность детей.

Вывод:

Главным условием успешного речевого развития детей является создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

Источник

Педагогические условия развития речи дошкольников

   На основании многолетнего наблюдения за развитием речи детей выделяетсятри основных периода становления детской речи.

   Первый период: от 1 года 3мес. до 1года 10мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, где они используются.

   Второй период становления детской речи: от 1 года 10мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.

   Третий период становления детской речи: от 3 до 7 лет. Это период усвоения морфологической системы языка. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становится устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация. Происходит использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных, образование глаголов от других частей речи, усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах, употребляется одно деепричастие (сидя), предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

   Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Читайте также:  Теория пиаже об интеллектуальном развитии ребенка кратко

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;

   В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.

   Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

   В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

   На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание должно  уделяться  развитию словаря. Проводиться систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно должна идти работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Необходимо выполнение ряда задач:

1. Развитие словаря.

Обогатить словарь ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки).

2. Формирование грамматической стороны речи.

Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить.

Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять), если о себе.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп)

4. Формирование разговорной (диалогической речи).

Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом.

5. Обучение рассказыванию – это развитие монологической речи.

6. Ознакомление с художественной литературой.

Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же? Почему?

7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога в слове.

На музыкальных занятиях необходима работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием.  Необходимо ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

   Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагогам необходимо использовать разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

Понятие метода обучения речи, закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят в том, что речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей:

 1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи — артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонации, просодемы и слышать их;

  2) способности соотносить комплексы звуков и интонации с внеязыковой реальностью, т. е. понимать их как смысловые элементы речи;

  3) способности соотносить смысловые элементы речи со своими чувствами, т. е. оценивать их;

  4) способности запоминать традицию сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения, познания, речевой регуляции и планирования поведения человека. Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатели ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно.

 Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому.

 Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы:

метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения),

 метод имитации, который  заключается в том, что и обучающий и обучаемый — оба говорят одно и то же, но говорят по-разному: обучающий несколько энергичнее, чем в разговоре со взрослыми, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует речь, а обучаемый слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл (соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т. д.). Для воспитателя при этом важно удержаться на уровне орфоэпической нормы и самому не имитировать произношение ребенка (не «сюсюкать», не «лялякать»).

Этот метод начинают применять на самой ранней возрастной ступени и продолжают на всех последующих (не только в детском саду, в школе, но и в зрелом возрасте). Обучение методом имитации может происходить непроизвольно в процессе общения с ребенком во время выполнения бытовых процедур, допустим, во время купания ребенка.

   Метод имитации используется при обучении речи детей и более старшего возраста, практически — во время любой игры. Во время игр предметных дети перекладывают, бросают, показывают, подталкивают, ощупывают, заводят, наблюдают предметы и называют их качества, действия. При этом воспитатель должен разговаривать с ребенком, задавать ему наводящие вопросы. «Какой это шарик? маленький? синий?», «Эта машина едет? остановилась?», «Как сигналит автомобиль? паровоз? пароход?» — спрашивает взрослый. Ребенок, отвечая, повторяет то, что подсказал в своем вопросе воспитатель: «Маленький», «Едет», «Би-би!», «Ту-ту!», «Гу-у-у!» Тем самым расширяется лексика ребенка.

    Игра – основной вид деятельности дошкольников, поэтому занятия,  проводимые с детьми должны быть выстроены в форме игры, во всем разнообразии (словесные, дидактические, развивающие), объединенные одним сюжетом и подчиненные конкретной теме занятия, его целям. Главная задача этих игр – дать детям возможность применить имеющиеся знания и навыки.

   Широкое применение в обучение  детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности. Использование таких обозначений (модель) в младших  группах детского сада позволяет обобщить ребенку свой непосредственный опыт, так как основными средствами, которыми ребенок овладевает в данный период, являются сенсорные эталоны, обогащение словаря и др.

 Для обучения составлению описательного рассказа в средних группах  педагоги используют схему – план, разработанную Т.Ткаченко и Л.Ефименковой.  Например, для описания  предметов в скобках изображены следующие символы:

Цвет – красное, желтое, синее, зеленое цветовые пятна.

Форма – геометрические фигуры

Величина – две игрушки контрастной величины (большой и маленький). Кроме понятий «большой – маленький», педагоги используют «высокий – низкий», «длинный – короткий», «толстый – тонкий».

Читайте также:  Задания для развития внимания ребенка

   В процессе развития речи детей старших и подготовительных групп используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении это слова. Детям можно предложить построить предложение (Наступила холодная зима. Дует холодный ветер).

   Для развития речи детей дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия через речь с окружающим миром. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой проявляются черты личности, может материализоваться мечта, а главное, в ней может появляться чувство защищенности. Сказкотерапию рекомендуют  проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах  длительность  сказкотерапии 15 – 20 минут. В старшей и подготовительной группе 25 – 30 минут.

   При проведении сказкотерапии  в младших и средних  группах используются в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация – учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев (дети будят Буренку). В старших группах используют такие же методы, но усложняют задания, интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию и др.

   В младших группах детского сада эффективно используется такая технология, как «Погружение», в старших группах использование этой технологии усложняется тем, что «погружение» происходит конкретно в тему или предмет.

 В практике воспитатели ДОУ считают проведение  интегрированных занятий, которые повышают интерес  у детей к содержанию задач занятия. Целью таких занятий является познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей, реализации потребностей в самовыражении в творческих видах деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве.           В результате происходит быстрое овладение чтением,  богатая речь, и грамотное письмо в школе, эффективная социализация детей в современном обществе. Интеграция происходит по нескольким направлениям:

Развитие речи.

Ознакомление с окружающим.

Подготовка к обучению грамоте.

Продуктивная деятельность.

   В младшей и средней группах  содержание занятий основывается  на разделе ознакомление с окружающим миром, который интегрируется с развитием речи, включающим обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи, фонематического слуха. В каждое такое занятие включен какой – либо вид продуктивной деятельности: создание коллективной работы с использованием оригами, придумывание продолжения сказки по прослушанному фрагменту музыкального произведения, придумывание и изображение характеров героев через движение, атрибуты, создание конструкций из строительного и подручного материала и т. д.

   В старших группах воспитатели создают условия формирования грамотного письма в школе: развиваются фонематический слух и умение анализировать звуковую сторону речи, формируется мотивация чтения, закладываются основы правильного чтения (все дети овладевают слоговым чтением, а некоторые начинают читать целыми словами) и грамотного письма, укрепляются мышцы кистей рук и совершенствуется мелкая моторика, продолжается формироваться произвольность, дошкольники получают первые навыки работы в тетради. При этом интегрированные занятия должны сохранять форму увлекательной игры.

  • изучение состояния устной речи детей;

оно заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей. Ежегодно в феврале специалистами МБДОУ проводится логопедическое обследование речи детей средних и старших групп, у значительного количества детей фиксируются различные речевые нарушения.

   Анализ диагностических материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по выявлению отклонений в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста. К сожалению, неговорящий полуторагодовалый -двухлетний ребенок, который приходит в детский сад, уже не удивляет воспитателей.

   В случае, если по результатам обследования возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога, направить на ПМПК, педагогам МБДОУ приходится быть особенно тактичными и осторожными. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения. В этой ситуации воспитателям на помощь приходит педагог-психолог, который максимально доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации.

  Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов МДОУ и родителей.

  • участие родителей в речевом воспитании детей.  

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

– Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями (ст. воспитателем).

– Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК) и т.д. педагогом-психологом, ст. воспитателем, заведующим МБДОУ.

– Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

– Показ открытых занятий по развитию речи.

– Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.

– Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

   Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Итак, существует шесть закономерностей, влияющих на развитие речи у дошкольников:

 1. Родной язык усваивается, если усваивается «материя языка» в процессе мускульной речевой деятельности ребенка. Развиваются кинестезические (речедвигательные) ощущения.

2. Родной язык усваивается, если развивается способность понимать языковые значения разной степени обобщенности, если лексические и грамматические навыки приобретаются синхронно. При этом развивается мышление, воображение ребенка.

3. Родной язык усваивается, если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности. При этом развивается эмоциональная и волевая сфера ребенка.

4. Родной язык усваивается, если развивается чувство языка, т. е. интуитивное (неосознанное) правильное (в соответствии с нормой) владение всеми компонентами языка. При этом развивается память ребенка.

5. Письменная речь усваивается, если ее опережает развитие устной речи, если она является как бы «переводом», перекодировкой звуковой речи в графическую. При этом развиваются все познавательные способности, эмоции и воля ребенка.

6. Если на предшествующем возрастном этапе развитие речи ребенка было проведено в полную меру его возможностей, то на следующем этапе пр