Педагогические технологии развития личности ребенка

          Характеристика педагогических технологий, ориентированных на  развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности.

  Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных  стандартов дошкольного образования.

 Технология – это совокупность принципов применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

   Педагогические технологии – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; они есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

 Технология воспитания – это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воспитания воплощается в  конкретный результат.  

  Основные требования (критерии) педагогических технологий –

-концептуальность

-системность

-управляемость

-эффективность

-воспроизводимость.

     Взаимодействие всех  субъектов  открытого образовательного пространства (дети, педагоги, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

   Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур.

                                                         1

1. Определение четкой конкретной цели. Оценку качества производят по соотнесению полученного результата и цели.

2. Разработка «пакета» теоретических оснований. Технологии воспитания всегда реализуют определенные теоретические представления о процессе воспитания и его закономерностях, то есть определенные педагогические концепции.

              В данном случае необходимо видеть в процессе воспитания механизмы личностного взаимодействия с детьми.

3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности. В качестве этапов  выступают воспитательные ситуации: подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая.

4. Анализ результатов (мониторинг).

    Самыми главными экспертами  результата применения технологии воспитания должны стать сами воспитанники. Любое общее дело стоит завершать  обсуждениями: что получилось хорошо; что не очень и почему; что каждый лично понял и чему научился, участвуя в общем деле; что предлагает делать дальше.

  Настоящее воспитание происходи  тогда, когда ребенок «заглядывает в себя», пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, рефлексивно обращается к своему социальному опыту  (Н.Ф.Голованова).

     Воспитатель должен быть всегда психологически  готов к тому, что не увидит результат своих педагогических усилий, поскольку в полной мере воспитанность человека проявляется в зрелые годы его жизни.

  В своей практической деятельности воспитателю приходится сталкиваться с такими вопросами: как выбрать способы действия (свои, проверенные, известные или новые и пр.), как построить взаимодействие с ребенком или группой детей?  

    Действительно, эти вопросы требуют своего решения повседневно, в конкретных ситуациях, с конкретными детьми.

                                                             2

       И поэтому систему технологий  можно представить на трех условных уровнях организации  воспитания как педагогического  процесса.

1.  Повседневные технологии воспитания (технология включения в игру, технология решения конфликтов, технология планирования воспитательной работы, технология педагогической диагностики и пр.).

2. Ситуативные технологии воспитания. Они разрабатываются  и применяются в связи с определенными обстоятельствами (ссоры между детьми). В этом случае воспитатель должен выстроить технологию  «анализа ссоры».

     Такая технология помогает детям  создать свой опыт оценки поведения и поступкам своих товарищей, мотивов их поведения, выявить зачинщика ссоры и  вызвать желание больше не ссориться. Такие ситуации  в  работе воспитателя часто встречаются.

3. Перспективные технологии воспитания. Такие   технологии могут выстраиваться на основе специфики работы воспитателя: технологии мероприятия, технологии коллективного дела (когда готовиться праздник или спортивное мероприятие).

   К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-здоровьесберегающие технологии,

-технологии проектной деятельности,

– технологии исследовательской деятельности,

-информационно–коммуникативные технологии,                                                    

-личностно-ориентированные технологии,

– технология портфолио дошкольника и воспитателя,

-игровая технология,

-технология ТРИЗ и др.
                                                                   

                                                         3                                            

              ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

     Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, безкомфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

   Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный, он является целью всей образовательной системы.

     Воспитательное взаимодействие с ребенком на индивидуальном уровне предполагает создание возможностей для становления и проявления растущей личности.

   Истоки развития личностно-ориентированной технологии содержатся в положениях  концепции «диалога культур» Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.

  В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном-понимание.

  Фундаментальная идея личностно-ориентированной технологии состоит в переходе от объяснений  к диалогу, от социального  контроля к развитию, от управления к самоуправлению.

    Основная установка педагога на общение с детьми, взаимопонимание, на их освобождение для творчества.

Читайте также:  Роль родного языка в развитии личности ребенка по ушинскому

  Ребенку нужны понимание и принятие педагогом его личности, его индивидуальности, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных  технологий.

    Остановимся на педагогике сотрудничества, основные принципы которого, отражены в персонально-личностном подходе  (ПЛП).

    ПЛП – предполагает глубокое понимание особенностей развития личности, её характера, личностных качеств, причин неуспеваемости и отклонении в поведении (по мнению А.С.Белкина, В.И. Яковлева).

                                                            4

                           Компоненты личностного подхода.

1.   Опора на положительные качества ребенка и вера в оптимистическую перспективу их развития.

2.  Признание за ребенком всех гражданских прав, которыми он располагает, создание условий для их реализации.

3. Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком».

4. Признавать за ребенком право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми.

  Воспитателю недостаточно только признавать, что все дети разные, но и надо помнить:  сколько людей – столько и индивидуальностей. Психологи давно признали, что  существуют врожденные черты личности, которые почти не изменяются  с возрастом.  

            При организации совместной деятельности детей в группах  педагог должен учитывать эти различия (темперамент), иначе многое из того, что он затевает, не состоится. Дети робкие и застенчивые, с заниженной самооценкой больше нуждаются в специально организованных «ситуациях успеха», маленьких победах, признании друзей.

   Непременным условием  технологии личностно-ориентированного воспитания является умение выдвигать реальные цели деятельности детей, умение строить разнообразные формы деятельности, чтобы она была успешной для каждого ребенка.

      Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному  подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы сотрудничества, создают условия для творчества личности.

   В.А.Сухомлинский сказал, что более глубокое понимание ребенка – это и есть воспитание его.

                                                    5

Источник

Любой технологический процесс начинается с изучения исходного материала, его свойств и пригодности для последующей обработки. То же самое происходит в педагогике.

Сегодня всех педагогов объединяет общее стремление выйти за рамки традиционного обучения и воспитания, найти новые подходы к организации образовательного процесса, новые методики и новые технологии обучения и воспитания, которые отвечали бы принципу природосообразности и создавали бы благоприятные условия для саморазвития и самореализации школьников. Главное, что объединяет всех, – забота о всестороннем развитии личности ученика.

Одна из ошибок общеобразовательной школы заключается в том, что она перегружает головы учеников знаниями, не обращая должного внимания на развитие их способностей: роль знаний преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития. Деятельность детей и способы приобретения ими знаний зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.

Психологи утверждают, что в настоящее время только 15-25 % школьников несут задатки в области интеллектуальной деятельности. Следовательно, только эти дети могут успевать при традиционных технологиях обучения. А остальным 75-85 % современные требования непосильны. Важен тот факт, что подавляющее большинство детей теряет интерес к учению, находится в состоянии умственной перегрузки, чувствует свою неполноценность.

Из этого следует педагогический вывод: необходимо реформировать учебный процесс. Основная цель – установить соответствие между возможностями детей и предъявляемыми к ним требованиями.

Изменить такое положение может радикальная переориентация образования, поворот от культа знаний к всестороннему развитию личности. Именно возможность саморазвития и самостоятельного обновления знаний подготавливают молодого человека к жизни в современном мире. Это означает психологизацию образования, построение и контроль образовательного процесса от возможностей и потребностей ученика.

Появившиеся в последнее десятилетие в России нетрадиционные системы образования провозгласили основной ценностью развитие личности, что и является сегодня приоритетной задачей педагогики. Поэтому необходимо обратиться к рассмотрению роли личности в образовательном процессе.

Педагогика – область человеческой деятельности. Следовательно, она включает в свою структуру объекты и субъекты процесса.

Академик РАО В.В. Давыдов ввел в науку понятие «содержательное обобщение», в соответствии с которым человек представляет собой совокупность физического и психического содержания.

Взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет различные качества и свойства, совокупность которых образует личность.

«Личность, – пишет Г.К. Селевко в книге “Современные образовательные технологии” (М.: “Народное образование”, 1998), – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

-совокупность социально значимых свойств человека;

-система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

-система деятельности, социальных ролей, поведенческих актов;

-осознание окружающего мира и себя в нем;

-система потребностей;

-совокупность способностей и творческих возможностей;

-совокупность реакций на внешние условия и т.д.»

В течение жизни личность претерпевает изменения, которые называют развитием. Способность к развитию заложена в человеке природой.

Рассмотрим, что такое “развитие” вообще и “развитие личности” в частности.

Развитие – фундаментальное философское и научное понятие.

В словарях даются различные толкования этого понятия, которые имеют свои акценты и взаимодополняют друг друга. Наибольшее распространение получили следующие определения этого понятия:

Читайте также:  Правила развития мозга вашего ребенка купить украина

1).”Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры”. («Советский энциклопедический словарь», М., «Советская энциклопедия». – 1987, с. 1097) То есть, развитие изменяет объект (в нашем случае – детей, педагогов и родителей), состав и содержание деятельности учреждения дополнительного образования детей.

2).”Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов” («Философский энциклопедический словарь». -М., 1993, с. 561).

3).Развитие – «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему” («Словарь русского языка» С.И. Ожегова, М., «Русский язык», 1987, с. 558). То есть, в основе развития лежит процесс создания и освоения новшества.

4).”Развитие – эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности”. (Брокгауз и Ефрон. «Энциклопедический словарь», С.-Петербург, 1904, т. 79, с. 135). В этом определении подчеркивается субъективная природа развития социальных субъектов, его идентичность саморазвитию, связь процессов развития с социальными ценностями.

5).Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное: переход от старого состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Исходя из этих понятий, конкретизируем понятие “развитие” применительно к личности обучающегося:

-развитие – это качественные и количественные изменения, т.е. изменившаяся личность с новыми свойствами эффективнее выполняет свои функции или приобретает новые, не свойственные ей ранее;

-развитие – процесс внутреннего и внешнего изменения личности;

-развиваться может объект, приобретя субъектные функции, т.е. обучающийся ставит цели своей деятельности, определяет способы их достижения и т.п., одним словом, становится субъектом;

Исходя из этого, можно сказать, что развитие личности – это направленное, закономерное физическое и психическое изменение индивида, происходящее в ходе специально организованного планомерного педагогического процесса, приводящее к качественному и количественному  изменению состояния и свойств обучающихся, улучшению их адаптивности к условиям окружающей среды и повышению их социальной ценности.

Жизнь опровергла постулаты советской педагогики: “все дети по способностям равны” и “ребенок — чистый лист, на котором можно написать все, что угодно”. Учеными доказано: все дети различны по своим качествам и свойствам, поэтому выбор значимых в обучении индивидуальных особенностей для отслеживания изменений в развитии ребенка следует проводить с опорой на категорию «структура личности», отражающей в обобщенном виде все ее стороны.

По К.К. Платонову в структуре личности сочетаются биологические (наследственные) и социальные (приобретенные) качества, составляющие подсистемы:

1) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и др., т.е. наиболее обусловленные наследственностью, заложенные от природы; их «ломать» нельзя: нужно заботиться о том, чтобы выявить задатки, которые заложены и которые еще не раскрылись;

2) психологические характеристики, т.е. качества, характеризующие индивидуальный характер и играющие огромную роль в процессе обучения; они тоже заложены от природы, но эти качества нужно развивать;

3) опыт личности, включающий то, что формируется в процессе обучения и практической деятельности. Главное, по замечанию Л.С. Выготского, – социальное развитие личности: «Вне деятельности нет развития». Следовательно, каждого ученика нужно включить в деятельность, причем не всякая деятельность будет развивающей, а только та, которая находится в «зоне ближайшего развития».

4) направленность личности, выражающая ее потребности (нужду в чем-либо), мотивы, интересы, т.е. социальные по своему содержанию качества, определяющие отношение человека к миру и регулирующие его поведение, служащие психологической основой поведения.

Все подсистемы качеств личности связаны между собой, обуславливают и часто компенсируют друг друга, представляя целостную систему. Природа заложила в каждого человека сложный, но безупречно работающий механизм самоорганизации, саморазвития и самообучения. И главная деталь этого механизма – чувственный опыт, который способен перевести все внешние признаки окружающих явлений в систему адекватных оценок, рефлексии и мотивации. Роль педагога – помочь ребенку использовать заложенный в него природой универсальный механизм.

Возникает вопрос: что может развиваться в учениках на занятиях?

1.Ощущение. 2.Восприятие. 3.Воображение. 4.Память. 5.Внимание. 6.Воля. 7.Мышление (мыслительные приемы). 8.Деятельность практическая (мыслительные операции). 9.Личностные качества (ответственность, самостоятельность, нравственность и др.).

Педагог может развивать на занятиях все психические функции ученика. Но для того чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и под выбранные цели проектировать образовательный процесс.

Основанием для расстановки приоритетов в выборе целей развития является как состояние конкретного ученика, так и образовательные цели предмета. Если нет потребности в специальной коррекции состояния ученика, то на первое место выступают цели развития мышления (овладение мыслительными операциями синтеза, анализа, сравнения, абстрактирования, конкретизации и др.) и цели развития практических предметных умений.

Психическое развитие личности присуще каждому индивиду от природы. Особенности строения мозга и нервной системы индивидуальны для каждого человека и называются задатками.

На основе задатков у личности развиваются способности, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как “знания”, нельзя разучиться что-либо делать, потому что забыл. Способность, рассматриваемая как владение обобщенным способом деятельности, может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия, предлагается пространство для ее проявления.

Для практики образования очень важны способности ребенка, проявляющиеся в образовательной деятельности и определяющие особую характеристику личности — уровень умственного развития.

Уровень умственного развития ребенка в педагогической практике связывают прежде всего с его успехами.

По уровню общего умственного развития (обучаемости + обученности) выделяют следующие группы детей:

Читайте также:  Календарь развития ребенка от рождения до года по месяцам

— малоспособные дети (с аномалиями развития задатков): с задержкой психического развития, с развитием значительно ниже нормы; такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний, умений и навыков. Они составляют до 5% детей; их надо обучать по особой программе, с особыми целями;

— педагогически запущенные дети: настолько слабая обученность, даже в условиях дополнительного образования их трудно вывести на возрастную норму достижений; однако при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10-40%);

— дети со средним уровнем умственного развития, которые соответствуют среднестатистической норме и составляют большинство — 60-70%);

— способные, продвинутые в развитии, быстро “схватывают” и много знают по сравнению со своими сверстниками, это основная часть отличников и хорошистов — 5-10%;

— одаренные, или талантливые: им по силам то, с чем не могут справиться все остальные; они могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся.

Период детства характеризуется проявлением талантов. Поддержка и развитие детского творчества – одна из задач дополнительного образования, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. Оно по своей сути личностно-ориентировано, индивидуализировано, не обременено никакими госстандартами, направлено на интересы ребенка, его социальную адаптацию в среде. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства и особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Помимо этого, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.

Уже с дошкольного возраста многие дети начинают избирательно относиться к различным видам и сферам деятельности, проявлять интерес, который выражает избирательное предпочтение данных предметов и явлений окружающего мира. Это особенно важно для системы дополнительного образования детей, которая предоставляет условия для развития этих способностей.

Развитие интереса выражается в появлении склонности — предпочтения, пристрастия к определенному виду деятельности и формировании соответствующих этой деятельности специальных способностей.

К старшему школьному возрасту познавательные интересы детей соединяются с социальными, появляется ориентация на профессию. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять и формировать специальные способности детей.

Ребенок по природе – исследователь. Эта способность подкреплена на эмоциональном уровне чувствами любопытства, радости открытия и достижения цели. Развивая исследовательские качества ребенка, педагог гарантирует ему успешный процесс непрерывного самообразвания в зрелом возрасте, что и определяет его состоятельность как личности и профессионала.

Полноценное развитие ребенка, раскрытие его личностного потенциала происходит только при условии воздействия социальной среды. Как отмечает А. Анастази в книге «Дифференциальная педагогика индивидуальных различий: тексты. (М., 1982): “Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой… Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды.”

Значительная роль в развитии личности ребенка на разных возрастных этапах принадлежит взрослым и сверстникам. Взрослый вводит ребенка в мир социальной деятельности общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и продолжает оставаться главным фактором формирования личности ребенка.

Общение со сверстниками, сравнение себя с другими приводит к тому, что у детей возникает интерес к себе, к собственной личности, к выявлению и оценке своих возможностей, а это является важнейшим содержанием психического развития детей становится самопознание.

Таким образом, развитие ребенка на всех этапах происходит в непосредственном общении с окружающими людьми, которые помогают ему усвоить накопленный человечеством опыт и войти полноправным членом в социальную среду.

Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при включении их в деятельность позволяет, с одной стороны, выбирать тот учебный материал, который дети способны усвоить, с другой стороны, строить процесс обучения таким образом, чтобы ребенок лучше развивался.

Исходя из сказанного, формирование личности понимается нами как:

-развитие, т.е. процесс прогрессивных или регрессивных внутренних изменений личности;

-социализация, т.е. изменение личности под влиянием внешних условий, во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализация в обществе;

-воспитание, т.е. целенаправленное изменение личности,  содействие формированию системы ценностных отношений к миру на уровне современной культуры.

  1. Алфёров, А.Д. Психология развития школьника [Текст]:Учебное пособие по психологии./А.Д.Алферов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. -384с.
  2. Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учеб. Пособие /А.К.Болотова, О.Н.Молчанова. М.: Издательский дом Высшей школы экономики .– 2012. – 526с.
  3. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методы исследований в психологии [Текст]: Учебно-практическое пособие. /Б.С.Волков, Н.В.Волкова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 208 с.
  4. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития. [Текст]/Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940с.
  5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. Вузов. – М.: Академия, 2004. – 456с.
  6. Немов, Р.С. Психология образования [Текст]/Р.С.Немов – В трех книгах. – Книга 2. –М.: Просвещение: ВЛАДОС. – 496с.
  7. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. [Текст].Учебник./Л.Ф.Обухова. – М: Российское педагогическое агентство, 1996. -374с.
  8. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст]: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. /К.Н.Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 184с.
  9. Психология развития [Текст]: /Под ред. А.К.Болотовой,  О.Н.Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. – 524с.
  • Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). [Текст]: /И.В.Шаповаленко И.В. – М.: Гардарики, 2005. – 349с.

Источник