Педагогические рекомендации развитию ребенка трех лет

Педагогические рекомендации развитию ребенка трех лет thumbnail

Государственное бюджетное учреждение

Детский сад № 14 Кировского района

Методические рекомендации педагогам по организации

 работы с детьми в кризис трёх лет

Составил воспитатель

Веремеева Яна Андреевна

Санкт – Петербург

2016

К трем годам у ребенка появляются собственные желания, зачастую не совпадающие с желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста появляется знаменитая формула «Я сам».

Симптомы кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, стремление к деспотическому управлению окружающими. Далеко не все дети обнаруживают столь резкие негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально.

Важнейшим личностным образованием является открытие ребенком самого себя. С этих пор он начинает называть себя не в третьим лице («Маша хочет домой»), а сознательно произносит местоимение «я». Образовавшаяся «система Я» знаменует переход от самопознания к самосознанию.

Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. Отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения, который включает в себя:

— стремление к достижению результата своей деятельности;

— желание продемонстрировать успехи взрослому, получить одобрение;

— обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений, эмоциональных вспышках, бахвальстве.

Этот комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка — к предметному миру, к другим лицам и к самому себе.

В младшей возрастной группе дети, как правило, безразлично воспринимают оценку взрослого: поведение в ответ на положительную и отрицательную оценку существенно не меняется. В средней же возрастной группе отрицательная оценка, даже будучи справедливой, порождает целый комплекс аффективных проявлений. В то же время возникает и особое отношение к несправедливому мнению. Незаслуженная похвала вызывает у детей чувство смущения, неловкости. В старшей возрастной группе яркость аффективных проявлений несколько ослабевает, на первый план все больше выступает умение противостоять несправедливой оценке, аргументировать ценность своей деятельности.

Предложенные ниже рекомендации помогут педагогам в организации конструктивного протекания кризиса трех лет.

Во-первых — нужно так организовать деятельность детей, чтобы они как можно больше были заняты, проявляли самостоятельность.

Например, научите детей культурно-гигиеническим навыкам: мыть руки, умываться, предложите им делать это самостоятельно, а вы наблюдайте. Предложите ребенку самостоятельно убрать за собой посуду после еды.

Сюжетно-ролевая игра «Дом». Ребенок сначала наблюдает за воспитателем, учится действовать с предметами, а затем предлагают ему: «Одень куколку теплее. На улице холодно, она может замерзнуть». Здесь используется обучающий прием и в то же время ребенок проявляет самостоятельность в одевании. Затем ребенок самостоятельно кормит, готовит обед для куклы и т.д.

Придумать малышу «очень важное дело» — готовку еды для кукол, постройку дома, создание новой картины. Пусть малыш проявляет свою самостоятельность в игре, не стоит прерывать его своими советами.

Посадите за стол любимого игрушечного друга малыша. Пусть он постоянно ведет себя неправильно. Вместе воспитывайте из него приличного ребенка. Уложите его спать. Возьмите с собой на прогулку. Вместе разбирайте поведение шалуна — что он делает неправильно и почему так делать не надо. Пусть малыш учится отличать хорошее поведение от плохого. Беря на себя роль «воспитателя» в игре, малыш и в жизни будет вести себя соответствующе.

Во-вторых, через игры-драматизации можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя выбираем ребенка, проявляющего признаки агрессии. «Волк очень злой, он громко рычит, хочет испугать козлят (предлагаем ребенку порычать). Сильно стучит в дверь, топает от недовольства ногами». С помощью этих занятий выгоняем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее это упражнение. Так же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства. Если в группе несколько человек проявляют агрессию, то вовлекаем их в игру. «Ребята, к нам в группу пришел Бармалей. Он хочет забрать у нас все игрушки, чтобы мы сидели на стульчиках и плакали. Давайте выгоним его».

Можно проводить коррекцию негативных проявлений через лепку, т.к. это пластичный материал, затем можно слепить другого героя. «Давайте слепим лису, которая выгнала зайку из избушки. Она у нас получилась злая, у нее хитрые глаза, на лапках острые когти. Давайте изменим сюжет сказки, слепим добрую лису. Пусть они живут с зайчиком дружно, вместе. А эту лису мы выгоним. Сомнем пластилин, крепко будем на него нажимать, чтобы злая лиса поскорее ушла и появилась добрая».

Закрашивание рисунка резкими размашистыми движениями также помогает сбросить агрессию. Для этого понадобиться большой листок с изображением отрицательного героя. «Закрась мишку, который сломал теремок».

Бороться с упрямством можно путем создания фантастических ситуаций. «Не хочешь кушать, не кушай. Послушай историю. Жила-была девочка Машенька. Она никогда ничего не кушала. Сначала она была пухленькой, у нее были пухленькие щечки. Потом она стала худеть, стала легкой. На улице ей пришлось держаться за маму, т.к. ветер сдувал ее с места. А потом Маша исчезла». Обычно такие истории имеют обратную реакцию. Можно использовать серию стихов Г. Остера

· «Вредные советы».

Никогда не мойте уши,

Шею, руки и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Так же с проявлением негативного поведения помогает бороться художественная литература.

· И. Демьянов «Дразнилки».

Замарашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Столько грязи, столько ссадин!

Мы на шее лук посадим,

Репу — на ладошках,

На щеках — картошку,

На носу морковь взойдет —

Будет целый огород.

Нужно отметить, что кризис может проявляться не только в негативном проявлении, но и в замкнутости, неуверенности в себе. Здесь нужны постоянные поощрения.

Так как эта проблема очень сложная, одному воспитателю с ней не справиться. Нужна помощь родителей. Родителям, которые более или менее просвещены в плане воспитания детей, которые понимают, что такое кризис трех лет, можно посоветовать самостоятельно почитать специальную литературу.

Хочется сделать вывод, чтобы не было места негативным проявлениям, нужно постоянно занимать ребенка интересными для него делами: игры, пение песен, драматизации, чтение, прогулки и т. п.

Источник

Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка 3-го года жизни.

Обогащайте запас знаний и впечатлений ребенка, с этой целью показывайте ему картинки, новые действия, читайте небольшие рассказы, сказки, стихи. Обучайте его передавать свои впечатления, отвечать на вопросы. Учите малыша рассказывать простые стихи, петь песенки, танцевать под музыку.

Для игр купите более сложные игрушки: кукольную мебель, игрушечную посуду, лото, разнообразный строительный материал. « Этому ребенку ничего нельзя давать в руки: все будет сломано, разобрано на части и порвано на клочки» — так часто жалуются родители детей третьего года жизни. Не стоит негодовать по данному поводу. Просто в этом возрасте малыш сверх любознателен. Невозможно понять, как сделана машина, не сломав ее. Предложите маленькому исследователю сборно-разборные игрушки, которые состоят из разных частей.

Читайте также:  Тесты для родителей уровень развития ребенка

Эмоционально поддерживайте ребенка, высказывайте одобрение его позитивным действиям.

Развивайте потребность ребенка в общении с другими детьми, поощряйте игру с ними. Учите элементарным способам общения, например при знакомстве назвать свое имя.

2 – 3 года — время формирования самого понятия «я — не я». Любая игрушка или вещь, принадлежащая ребенку, расценивается им как часть его личности. Поэтому все дети в этом возрасте «жадины ». Не стоит этим умиляться, постепенно приучайте ребенка делиться чем-то своим. Учить его дарить и отдавать нужно начинать не на улице, а в семье. А это значит, что не надо покупать шоколадку только ему. Купите ее для всех и в присутствии ребенка угостите каждого члена семьи. Расскажите малышу сказку о жадности, «проиграйте» ее потом на игрушках.

Другая особенность развития ребенка в этом возрасте — неуправляемое поведение. Многие мамы становятся свидетелями того, как их кроткий ангелочек стучит лопаткой по голове другому, пытаясь отобрать у него ведерко, а если тот не отдает, может еще и укусить. Такое поведение объясняется тем, что желания у малышей очень сильные, ждать их исполнения они не хотят, а слова, которые способны эти желания выполнить, быстро кончаются. Говоря научным языком, сознание ёще развито слабо, а потому ребенком начинает управлять подсознание — то, с помощью чего общаются животные, то есть в ход идут руки, крики, топанье ногами. И происходит это быстро, буквально в течение одной минуты. Со временем данные проявления пройдут, главное, не отвергайте малыша в момент агрессивного поведения. Не надо говорить: «Ты плохой, я тебя не люблю». Нужно сказать ребенку: «Ты плохо поступил» или же «Как же ты, такой хороший мальчик, так обидел девочку? » Надо разделять проступок и того, кто его совершил. Все, что нужно в конфликтный момент, — это чтобы ребенок почувствовал, что вы рядом и не отвергаете его.

Помните также, что малыш только – только начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Проявляйте терпение, когда ваше чадо настаивает на том, чтобы сделать что-то без посторонней помощи. Хоть это и не всегда удается, но вы должны знать, когда именно прийти на помощь, а когда дать возможность малышу найти самостоятельное решение.

Никогда не говорите ребенку, что вы его не любите, если он сделал что-то не так. Удерживайте себя от желания стыдить его при посторонних, не рассказывайте им о его проблемах и недостатках. Четко, понятно и доброжелательно объясняйте, что можно и что нельзя делать, хвалите малыша за хорошее поведение. Не увлекайтесь ролью судьи, помните, что вы для него всегда и прежде всего мама, особенно когда ему плохо и больно. Если мама отказывается приласкать и утешить малыша, он ощущает себя одиноким и беззащитным, никому не нужным. То, что исходит от мамы, воспринимается им совсем не так, как то, что исходит от других людей. Мама — это оплот безопасности, центр его вселенной, главная защитница. И вдруг она перестала его защищать. Его мир начинает раскалываться и рушиться. А такие переживания опасны для личности и психики маленьких детей.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой — каким он был вчера и сегодня (история знает немало фактов, что гении в детстве не блистали способностями и хорошим поведением). Никогда не отказывайте ему в поддержке и помощи.

Источник

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №102»

РЕКОМЕНДАЦИИ

для педагогов и родителей

«Кризис трех лет»

Подготовила: педагог-психолог

Халатян Ирина Азизовна

Курск 2017

Кризис трех лет

Кризис — скачкообразный переход, движущая сила развития.

Кризис трех лет – первое настоящее испытание терпеливости взрослых.

Именно в этот период некоторые, присущие и ранее малышу, конфликтность, капризность и упрямство усиливаются настолько, что пропустить наступление критического возраста практически невозможно.

Возрастные рамки кризиса весьма условны. Он может начаться и в 2,5 года, и в 4года. Продолжительность его в большей степени зависит от умения и желания взрослых подстроиться под изменившиеся способности и желания ребенка. При наихудшем стечении обстоятельств, кризис может длиться до года, с ярким проявлением самых негативных его особенностей.

Детские психологи заметили: от того, как ребенок переживает этот первый серьезный кризис, как родители помогают или(мешают) приобретать ему новые навыки, напрямую зависит характер ребенка, который окончательно формируется к трем годам. Поэтому так важно знать, что скрывается за капризами и упрямством маленького бунтаря.

К трем годам ребенок начинает ощущать силу своих мышц, и его умственное развитие достигает такого уровня, что он с легкостью может делать выводы. Два этих фактора толкают еще вчера беспомощного карапуза на исследование собственных возможностей и силы взрослых (в первую очередь эмоциональной).

Естественным следствием появившейся уверенности является протест против самых близких людей и установленных ими рамок, которые мешают ребенку осваивать окружающий мир. Так он постепенно отделяется от родителей психологически и начинает ощущать себя личностью – свободной и полноправной. Формирование нового, захватывающего чувства «Я» — главное достижение кризиса трех лет.

Именно с ним связаны все «прелести» этого периода. Почувствовав силу, ребенок требует от взрослых признания своей независимости и самостоятельности. Вот тут и понадобится огромное терпение, приправленное уважением желаний ребенка и принятием произошедших в нем изменений.

Но проблема в том, что трехлетка из-за возрастных особенностей может далеко не все и по-прежнему зависит от взрослых. Именно на взрослых лежит вся ответственность за тяжесть протекания кризиса. От характера взаимоотношений с близкими, зависит течение кризиса: чем больше давление на ребенка, тем сильнее его сопротивление. Если взрослые не чувствуют необходимости изменить тактику взаимоотношений, продолжают проявлять собственную волю и ограничивать самостоятельность ребенка, кризис приобретает характер противостояния.

Капризность, агрессивность, и крайняя раздражительность будут усиливаться, и закрепляться, став отрицательными чертами характера, бороться с которыми придется, возможно, всю жизнь. Во взрослом возрасте такой человек не будет чувствовать себя достаточно уверенным, ему будет тяжело находить общий язык с окружающими, он станет пассивным и тревожным.

Излишняя мягкость вредит не меньше. Уступая капризам и истерикам, родители подрывают собственный авторитет и формируют в ребенке завышенную самооценку и эгоизм. Поняв, что криками и истеричными выходками можно достичь всего, трехлетка будет применять их всегда, когда чего-то захочет. И никогда не научится согласовывать свои желания с реальными возможностями, что, безусловно, повредит ему в будущем.

Конечно, нелегко найти середину между этими крайностями. Но проявленные в течение кризисного периода тактичность, доброжелательность и гибкость в скором времени принесут свои плоды в виде самостоятельности, инициативности и сговорчивости ребенка. Вполне вероятно, что эти черты останутся у него на всю жизнь.

Читайте также:  Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка с зпр

В чем же сущность кризиса трех лет? Что можно считать нормальными проявлениями, проходящими со временем, а что взрослые приписывают этому возрасту “до кучи”?

Кризис трех лет характеризуется целым рядом поведенческих проявлений, которые получили особое название — “семизвездие кризиса трех лет”. Как вы уже догадались, в него входят 7 основных симптомов этого возраста. Для понимания содержания рассмотрим их в максимальной степени выраженности, хотя, конечно, часть из них (а может быть и все) будут слабо выражены у вашего ребенка.

  1. Негативизм. Если вы наблюдаете, что поведение вашего сына или дочери идет вразрез с тем, что предлагают взрослые, то скорее всего, вы наблюдаете именно негативизм (стремление делать все наоборот и противоречить взрослым). Не путайте это с непослушанием. Непослушным ребенок может быть и в раннем детстве, отказываясь делать то, чего ему не хочется, или продолжая делать то, чего очень хочется. В отличие от этого, негативизм — это реакция не на то, что вы предлагаете, а фактически на вас (на взрослого) — на то, что это именно вы предлагаете. Нередко малыш и сам страдает от своего негативизма, ведь ему иногда приходится отказываться даже от того, что ему хочется, но что вы успели ему предложить.

  2. Упрямство. Если вы чувствуете, что ваш ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему это сильно нужно, а просто “из принципа”, просто потому, что он этого уже потребовал, то речь идет об упрямстве. Это качество не стоит путать с настойчивостью, которая могла проявляться и раньше (мы говорим о настойчивости, когда ребенок настаивает на том, чтобы было выполнено его желание, то, чего ему действительно продолжает сильно хотеться). Как и в случае с негативизмом, дети нередко сами становятся “заложниками” своего упрямства: они бы и рады уже согласиться со взрослым и признать его правоту, но не могут, так как уже сказали свое “веское слово”.

  3. Строптивость. Это своеобразное детское недовольство, их бесконечные ответы “Да ну!” на любые предложения взрослых. На что направлена эта строптивость? Да на все привычные рамки его детской жизни: от установившихся норм и традиций общения с родителями до игрушек. Ребенок как будто сопротивляется всему, что с ним пытаются сделать взрослые, неважно, требуют ли они чего-то или пробуют развлечь.

  4. Своеволие. Теперь маленькие девочки и мальчики стремятся все делать сами, причем так, как им кажется правильным. Наверное, это качество меньше огорчало бы родителей, если бы дети этого возраста более реально оценивали свои возможности и брались только за “детские” дела, но, увы, большинство из них хотят делать самостоятельно почти все (что, вообще-то, небезопасно), и часто сами очень переживают разочарование в своих собственных силах.

  5. Протест-бунт. В некоторых семьях этот неприятный симптом кризиса приводит к ощущению постоянных военных действий: трехлетка ссорится со взрослыми, находит конфликты “на ровном месте”. Может даже возникать ощущение, что он все время запасается недовольством и негативными эмоциями (приводящими к его агрессивному поведению), как гранатами на поле боя.

  6. Обесценивание. Как и в кризисах взрослой жизни, в этом детском кризисе все, что раньше имело ценность для ребенка, может потерять ее. Вдруг теряется привязанность к любимым игрушкам. Родители перестают быть авторитетом. Правила поведения, принятые в семье и, казалось, уже усвоенные ребенком, вдруг перестают существовать для него. То, чем раньше вы легко отвлекали малыша, теперь объявляется им как ненужное. Как одно из проявлений обесценивания, в речи ребенка появляются плохие слова, ругательства, которые он начинает иногда применять даже к любимым ранее вещам.

  7. Деспотизм. В семьях, где воспитывается один ребенок, эта черта нередко приводит к картине, которую можно назвать “маленький тиран”. Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над окружающими, пользуясь для этого всевозможными способами и пытаясь стать “хозяином положения” в любой ситуации. Например, он может не отпускать мать из дома, протестовать против присутствия отца на кухне, требовать, чтобы бабушка принесла фломастеры из соседней комнаты и т.п. В семьях, где растут несколько детей, деспотизм чаще проявляется в виде яркой ревности, так как братья и сестры воспринимаются как люди, с которыми приходится делить “власть”.

Какими же должны быть новые правила, соответствующие возможностям и потребностям ребенка? Как должны вести себя родители трехлеток, чтобы не усугублять кризисные проявления и случайно не закрепить их в поведении ребенка?

Итак, попробуем разобраться с каждым из сложных для родителей проявлений кризиса:

  1. Что делать с негативизмом? Прежде всего понять его закономерность: чтобы сформировать свое, нужно отказаться от “чужого” (даже если оно родительское). Помните фразу из песни: “Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы свой, мы новый мир построим…” — к сожалению, любое неокрепшее существо, будь то ребенок или новое государство, размышляет примерно так, пытаясь разграничить “свое” и “не свое”. Кроме того, иногда вы даже можете использовать устойчивый негативизм ребенка в своих воспитательных целях, идя от противного — например, активно предлагать ему то, что, как вам кажется, ему хочется, но что для него вредно.

  2. Как вести себя с упрямцами? Главное, не создавать ситуацию двух баранов на мостике, как в народной сказке. Нельзя пытаться переломить ребенка, потому что, как показывает народная мудрость, в такой ситуации не будет выигравших. Чтобы воспринимать ситуацию без внутреннего раздражения и бессильной ярости от такого “иррационального” поведения малыша, попробуйте увидеть в ней взросление ребенка, становление его личности. Думаю, родителям, не склонным к диктатуре, будет не так уж сложно начать уважать стремление ребенка действовать по собственному усмотрению, пытаться иметь собственное мнение и “держать свое слово”, пусть пока в столь нелепых проявлениях.

Вы облегчите жизнь себе и ребенку, если проявите гибкость. Когда уже станет ясно, что малыш готов согласиться, но его сдерживает ранее сказанное им же, попробуйте переиначить свое предложение или придумать компромиссный вариант. А может быть, просто оставьте ребенка в покое на какое-то время, а затем позовите его присоединиться к вам. Главное, не ущемляйте гордости ребенка словами типа “Я же говорил, что ты придешь смотреть мультики!”, постарайтесь просто радостно приветствовать его, если он все-таки принял ваше предложение.

  1. Как укротить строптивых? Чтобы понять суть этого явления, попробуйте припомнить свои ранние юношеские представления о том, какой будет ваша взрослая жизнь. Наверняка вы вспомните, как отличались ваши фантазии от жизни вашей реальной семьи, от того, как жили ваши родители. Помните, как вам казалось, что у вас все в жизни будет иначе, лучше, чем у них, как то, что они советуют окажется просто ненужным, потому что вы — другой и жить будете по-другому. Вспомнили? А теперь соотнесите те представления со своей теперешней жизнью. Что-то из родительского багажа вы все-таки взяли? В чем-то добились действительно другого качества или образа жизни?

Читайте также:  Игры и упражнения способствующие развитию моторики ребенка

Такое противопоставление себя родителям активно происходит, конечно, в подростковом возрасте, но ведь отделение и обособление ребенка — процесс очень длительный, так что можете считать строптивость в 3 года его началом.

Надеюсь, теперь вас не пугает вечное недовольство ребенка, ведь вы уверены, что оно — часть важного процесса его становления? Тогда вы можете оставить свои попытки увлечь и развлечь его. Пусть ребенок побудет один и займется тем, чем хочет. Довольно скоро ему станет скучно, и он придет к вам. Вот тогда вы предложите ему все то, от чего он отказывался раньше. Только сделайте это ненавязчиво, без излишнего энтузиазма, чтобы не спровоцировать отказ ребенка снова.

  1. Как реагировать на своеволие? Здесь необходимо искать золотую

середину, ведь неограниченная свобода для ребенка вредна не менее, чем строгие ограничения. Во-первых, постарайтесь сделать свой дом максимально безопасным для ребенка, чтобы у вас было как можно меньше ситуаций, когда необходимо ограничивать ребенка в целях его безопасности. Причем сделать это надо задолго до 3 лет, еще с того времени, когда ребенок начал ходить. Во-вторых, предоставьте мальчику или девочке делать самостоятельно все, что он сам реально в силах сделать. В-третьих, в том что, что малыш еще не может сделать, но чему его можно научить, помогайте ему, но не делайте все за него. Пусть с каждым днем прибавляется дел, с которыми он может справиться, растет его уверенность в собственных силах. В-четвертых, когда малыш явно хочет заняться не своим делом (например, поработать перфоратором), то самое время родителям вспомнить о таких особенностях детской психики, как повышенная переключаемость внимания и вовлеченность в игровую деятельность. В описанной ситуации можно предложить ребенку поиграть в инструмент, когда он выключен, или купить ему игрушечный аналог. При этом не забывайте выразить свою уверенность, что пройдет не так много времени и ребенок обязательно сможет “по правде” работать и помогать отцу в ремонте. А пока это — тренировка.

5. Как вести себя во время ссор? Безусловно, здесь нужны ограничения. Когда ребенок обзывает мать или отца, он должен понимать, что делает что-то нехорошее, и что взрослые сердятся. Однако нельзя опускаться до уровня трех лет и начинать конфликтовать с ребенком. Лучше покажите мимикой и интонациями или действиями, что вам это неприятно и обидно. Если же малыш просто скандалит, но не оскорбляет родителей, то попробуйте озвучить его чувства: “Ты сейчас сердишься на папу?” или “Ты злишься, потому что тебе не дали посмотреть телевизор?” и т.п. Таким образом вы даете ребенку ощущение, что его понимают и учите проговаривать свои эмоции так, чтобы не обижать окружающих. И, наконец, не забывайте, что нужно периодически давать ребенку приемлемые способы выплеснуть свою агрессию: понарошку подраться, покидаться подушками, поколотить грушу и т.п., исходя из ситуации и места.

6. Что делать с обесцениванием? Больше всего в таких ситуациях родителей обычно волнует не то, что все старое обесценивается, а то, что новые ценности приобретаются не так быстро. Что ж, разрушить всегда легче, чем создать, и времени на это требуется меньше. Но, если развитие вашего малыша идет нормально, то скоро появятся новые вещи и люди, которыми ребенок будет дорожить. Так что не волнуйтесь и дайте немного сыну или дочери побыть таким “юным Базаровым”. Когда вы почувствуете, что все бунтарские проявления уже не имеют прежней мощи и что “развенчанная” действительность уже в тягость самому ребенку, то можете попробовать начать предлагать ему что-то новое. Например, самому выбрать игрушку в магазине или мультфильм в видеопрокате, знакомьте его с новыми людьми и т.д.

7) Как строить свою жизнь с маленьким тираном? Некоторые родители, пытаясь избежать лишних конфликтов в семье, пытаются во всем уступать ребенку и подчинять его желаниям всю свою жизнь. Но вопрос в том, как долго это может продлиться, ведь по доброй воле люди (в том числе дети) редко отказываются от власти? А терпение родителей небезгранично. Поэтому лучше сразу разумно ограничивать ребенка, давая ему много свободы, чтобы распоряжаться своим временем и силами, но не временем и желаниями других членов семьи. Важно научиться отделять истинные потребности ребенка от тех, которые, скорее, являются проявлениями его желания контролировать других. Во втором случае следует мягко, но строго уметь говорить ребенку “нет”, подчеркивая, что действия других в данном случае никак ему не вредят, а значит, родители (или другие взрослые) имеют право сделать так, как им хочется.

Таким образом, в основе кризиса трех лет лежит мечта ребенка о том, чтобы взрослые изменили свое отношение к нему. Уважение и терпение – вот главные помощники в переживании этого трудного периода. Это время формирования иного типа взаимоотношений, время признания за ребенком самостоятельности.

Эмоции, которые во время кризиса могут захлестывать, надо куда-то девать. Сдерживание ведет к напряжению, а длительное напряжение чревато стрессом. Задача взрослых – помочь ребенку дать выход эмоциям так, чтобы никто от этого не пострадал. Лучше всего подходят малышам подвижные игры: попрыгать, побегать. А смех разрядит атмосферу и даст ребенку уверенность в том, что «все хорошо».

Мнение о том, что не переживший кризиса ребенок отстает в развитии, -ошибочно. Некоторые дети вовсе не проявляют негативных черт или проявляют их слабо, другие всегда одинаково агрессивны, уперты и непослушны. Намного важнее, чтобы к четырем годам ребенок стал достаточно самостоятельным и инициативным.

«Хочу знать, что можно и нельзя». Как это ни странно, что не все дети чувствуют границы приемлемого поведения. И виноваты в этом, как правило, взрослые, которые не проявляют необходимой последовательности.

Абсолютные запреты должны существовать в любой семье. Они утверждаются с целью сохранения здоровья. В остальных сферах пусть у ребенка остается достаточно пространства для действий и выбора. Желательно единодушие в этом вопросе со стороны всех членов семьи. И требуется проявлять всю свою твердость в те моменты, когда ребенок проверяет неизменность запретов.

«Хочу знать свои обязанности!» В решении этой задачи поможет правильный режим дня. Если четко ему следовать и объяснять ребенку назначение действий (руки надо мыть, чтобы грязь не попала в рот; спать надо, чтобы отдохнуть, и. д.). Со временем он сам пойдет мыть руки после прогулки и спать после обеда.

«Хочу, чтобы меня хвалили!» Похвала-это источник положительных эмоций и уверенности в себе. Именно похвалы взрослых ждет ребенок, достигнув новых высот, получив новые умения. Хвалить, может быть, даже важнее в тех случаях, когда ребенок потерпел неудачу в своем деле.

Источник