Педагогические рекомендации по дальнейшему развитию ребенка пример
Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации)
Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста
1. Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.
2. Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.
3. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.
4. Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения воспитателем и других методов детской психологии – бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т. д., эксперимента, социометрического и аутосоциометрического метода, тестов и т. д.
5. Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения.
6. Характеристика дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.
7. Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы.
8. При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).
9. Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника и дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции или в дальнейшем совершенствовании.
10. В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации.
Педагогическая характеристика
воспитанника
детского дошкольного учреждения №
1.Общие сведения о ребенке:
Ф. И. О.
Диагноз:
Дата рождения:
Домашний адрес:
Дата поступления в детский сад:
Откуда поступил:
Были ли длительные перерывы в посещении детского сада,по каким причинам:
2. Характеристика семьи:
Ф. И. О. матери,место работы:
Ф. И. О. отца,место работы:
Состав семьи:
Кто занимается воспитанием ребенка?
Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?
3. Соматическое здоровье (болеет редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит)
4. Знания,умения и навыки по программному материалу:
4.1. Характеристика учебных умений,связанных с обучением математике:
Количество и счёт: (не)дифференцирует понятия «один-много», (не) владеет количественным (порядковым) счётом в пределах, (не)знает цифры от 1 до, (не)соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, (не)сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счёта (наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно (через счёт, (не)знает элементы знаковой символики (<, >, +, – ,=, (не)владеет составом числа, (не)решает примеры в пределах, (не)решает задачи на наглядном материале.
Восприятие цвета (представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету):
Восприятие формы: (не имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные, соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме)
Восприятие величины: (представление о величине отсутствует, дифференцирует предметы, контрастные по величине, раскладывает предметы в возрастающем
и убывающем порядке, использует в речи слова, характеризующие величины)
Временные представления: (временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года)
Пространственные представления: (пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади, использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве).
4.2. Характеристика речи ребенка:
Словарь: (указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме, в пределах обихода, резко ограничен;в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, слоговая структура нарушена, (не)нарушает структуру многосложных слов)
Грамматический строй речи: (сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован; особенности словоизменения,словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы.Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными)
Звуковая сторона речи (охарактеризоватьособенности звукопроизношения: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения, фонологические дефекты (замены, смешения);особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен):
Связная речь: (соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные, умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации
4.3. Характеристика учебных умений,связанных с обучением грамоте:
(отразить умение делить предложение на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слова,
называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове, знание букв,
умение читать слоги, отдельные слова)
5.Особенности моторной сферы:
Общая моторика: (норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок)
Ручная моторика: (норма (сохранность функции, недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен, темп (норма, быстрый, медленный, переключаемость (точная, неточная, координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная)
Ведущая рука: (левша, амбидекстер, правша).
6. Характеристика деятельности:
6.1 Навыки самообслуживания: (описывается развитие культурно –гигиенических навыков и умений: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель и т. д.)
6.2 Игровая деятельность: (любимые игры; сюжет, содержание игр, их длительность; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; какие роли реально выполняет в игре; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; уровень развития игровой деятельности; проявление воображения в игре; роль в коллективной игре; поведение в конфликтной ситуации; отражает ли свой опыт в игр; (не)умеет поддерживать игру, нарушение игровой деятельности и их предполагаемые причины)
6.3 Конструктивная и графическая деятельность: (описываются особенности конструктивной и графической деятельности: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков;
навыки рисования (дом, дерево, человек и др., лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, волнистых линий, изображение фигур по наглядному образцу и т. д.).
6.4 Отношение к занятиям: (не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»);принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую,
стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения,возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход)
7.Личностные особенности: (адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение;поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное;нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других,
агрессивность, лживость и т. д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание)
8.Особенности эмоционально-волевой сферы: (преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность, тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное, успокаивается сам (а, по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость.)
9.Динамика коррекционно-образовательной помощи: (указать,какое продвижение показал ребенок: значительное или незначительное или отсутствие его;указать продвижение со стороны отдельных сторон личности: в овладении учебными умениями и навыками, в поведении и т. д.)
10. Рекомендации:
Заведующая ДОУ
Учитель-дефектолог:
Воспитатель:
Печать
Источник
Приложение № 4
Примерная схема характеристики ребенка
1. Общие сведения о ребенке.
Фамилия, имя
Дата рождения
Общее физическое развитие
Состояние здоровья
Состав семьи
2.Особенности личностного развития:
Развитие самосознания:
– уровень притязаний и самооценки,
– развитие самоконтроля,
– осознание нравственных форм
Нравственные черты личности.
Интересы и склонности, мотивы поведения
Волевые черты личности.
Особенности развития эмоций и чувств.
Проявления темперамента и характера.
1. Особенности развития видов деятельности:
Изобразительная
Конструктивная
Игровая
Трудовая
Учебная
Общение с родителями, воспитателями, сверстниками.
2. Особенности развития речи:
Диалогической
Монологической (связной)
3. Особенности развития познавательной сферы личности:
Внимание
Восприятие
Память
Воображение
Мышление
4. Основные направления в развитии психики ребенка.
5. Педагогические рекомендации по обеспечению индивидуального подхода.
Приложение № 4
Примерная характеристика.
Миша Н., 2005 г. Общее физическое развитие и состояние соответствует норме. Первая группа здоровья.
Семья неполная: мама, бабушка и Миша. Воспитание носит женский характер. С мамой мальчик находится короткое время. Воспитанием преимущественно занимается бабушка. Миша не всегда правильно оценивает свои возможности. Успех деятельности побуждает его выбирать более трудные задания. Мальчик всегда стремится всегда достигнуть качественного результата. Придает очень большое значение тому, как оценивает его результаты взрослый. Самооценка несколько завышена. Но в совместной со взрослыми деятельности склонен оценивать себя адекватно.
Миша четко формулирует нравственные качества: нельзя драться, надо делиться с другими, доводить дело до конца и т.д; осознает необходимость их выполнения. Адекватно реагирует на нарушение нравственных норм другими детьми. Однако, нравственные нормы не всегда выполняет. Чаще он нарущает их в общении со сверстниками, чем со взрослыми, причем это зависит от отношения к сверстнику: дружеские отношения заставляют Мишу сдерживать непосредственные побуждения. К тому же нормы чаще нарушаются в отношении воспитателей, чем в отношении мамы и бабушки. Таким образом, нравственное поведение мальчика достаточно ситуативно и зависит от личности того, с кем он общается.
Предпочтение Миша отдает дидактическим играм: лабиринты, домино, лото, увлекается конструированием. Удачное преодоление трудностей при выполнении задания вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Следовательно, можно говорить о достаточно устойчивой познавательной направленности Миши, сформированности познавательных интересов. Любимым видом деятельности остается игра, хотя сюжетно-ролевая игра не имеет для него особой привлекательности. Чаще он играет один, обыгрывая постройки из конструктора. Преобладают игровые и познавательные мотивы. Соподчинение мотивов проявляется преимущественно в присутствии взрослых. В общении со сверстниками Миша не сдерживает сиюминутные побуждения, руководствуется только своими желаниями. Однако, может самостоятельно поставить цель деятельности, удержать ее, но это зависит от отношения к деятельности и связано с интересом к ней. Планирование деятельности вызывает затруднения.
В общении со взрослыми Миша контролирует свои эмоции, со сверстниками ведет себя развязно, гримасничает, издает нечленораздельные звуки. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет антипатию или безразличие. Предпочитает общаться с двумя детьми: Аней Г., и Ромой А. Но эти контакты очень неустойчивы.
Проявляются черты сангвинистического темперамента. Миша живо откликается на то, что привлекает его внимание. Мимика живая, движения выразительны. Быстро и в течении длительного времени может сосредоточить внимание. Энергичный и работоспособный. Может долго выполнять деятельность, не утомляясь. Уравновешены активность и реактивность. Мишу легко дисциплинировать. Темп речи быстрый. Легко сходится с новыми людьми. Привыкает к новым требованиям и обстановке. Навыки формируются быстро и легко. Преобладают положительные эмоции.
Характерны следующие особенности видов деятельности. Трудится охотно, только по предложению взрослого. Трудовыми умениями и навыками владеет плохо. Нередко прекращает трудиться под влиянием помех. Трудовая деятельность часто переходит в игровую.
Сформированы предпосылки учебной деятельности. Следует указаниям взрослого точно и быстро. В случае непонимания задания задает вопросы, в ответах и действиях не подражает другим детям. Проявляет самостоятельность, инициативу. Играть предпочитает один, мотивируя это так: «Я люблю, когда тихо, спокойно, никто не мешает. Ну я сам себе играю». Охотно принимает в игру взрослых. Не проявляет стремления включаться в игру других детей. Отклоняет их предложения. Если иногда и участвует в сюжетно-ролевой игре, то берет на себя второстепенные роли. К лидерству не стремится.
Много времени отдает конструированию, но творчества проявляет не достаточно. Постройки стереотипны. Рисует охотно, но динамику объектов передает редко. Сюжеты разнообразные: сказочные, бытовые, игровые. Хорошо владеет техническими навыками.
Тип общения со взрослыми – внеситуативно-познавательный. Главный мотив – получение новой информации о предметах и явлениях. Активно использует речь в качестве средства общения. Задает много разнообразных вопросов. Связная речь развита недостаточно. Пересказывает неохотно и с трудом. В речи мало прилагательных. Но словарный запас большой. Слова употребляет точно по смыслу. Использует в основном простые предложения.
Цветы дифференцирует точно, знает их названия. Идентичность по цветам устанавливает с помощью зрительного соотношения.
Преобладает непроизвольное внимание. Достаточно часто проявляется непроизвольное внимание, особенно в процессе получения новой информации. Легко переключает внимание, а его устойчивость и концентрация зависят от заинтересованности деятельностью.
Самоконтроль в процессе запоминания развит слабо, хотя может сознательно прилагать усилия, чтобы запомнить. Развита словесная память. Тексты запоминает легко.
Не смотря на большой запас знаний, воображение, как произвольное, так и непроизвольное развито слабо. В изобразительной и конструктивной деятельности преобладают стереотипы. Особую трудность вызывает составление сказок.
Хорошо развиты мыслительные операции. Легко обобщает, сравнивает, достаточно подробно анализирует.
Педагогические рекомендации.
1. Необходимо постоянно ставить Мишу в ситуацию морального выбора и оценивать все его поступки для формирования нравственного поведения.
2. Использовать совместную со взрослыми деятельность с целью развития воображения: «Давай вместе порисуем, придумаем сказку» и т.д.
3. Давать постоянные трудовые поручения, показывать их значимость и важность ля других.
4. Заинтересовать Мишу сверстниками, сначала путем наблюдения за их деятельностью. Попытаться объединить в дидактических играх Мишу и сверстников со сходными интересами.
5. При проведении всех организованных форм деятельности предусматривать задания соответствующей трудности для подержания познавательного интереса.
Личностные особенности ребенка:
Интересы, увлечение, особенности воли ребенка, настойчив или упрям, капризность, преобладание эмоционального состояния, смены поведения, отношение к трудностям. Тип нервной системы и темперамент ребенка, черты характера. Положение ребенка в группе сверстников: умеет ли находить контакт, общителен или замкнут, отношение к конфликтным ситуациям. Уровень развития речи, уровень овладения различными видами деятельности.
Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 2291 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник