Педагогические отношения на развитие личности ребенка

Педагогические отношения на развитие личности ребенка thumbnail

Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка.

Особенности педагогической профессии наиболее ярко раскрываются при анализе проблемы взаимоотношений педагога и ребенка. Взаимоотношения педагога и ребенка — это тип межличностных отношений, сущность которых со­стоит во взаимном эмоциональном контакте, совместных действиях, поведенческой связи, существующей между не­посредственными участниками педагогического процесса в ходе решения задач образования, воспитания и развития.

Взаимоотношения формируются в непосредственном взаимодействии «лицом к лицу» на уроке, на перемене, на экскурсии или утреннике, т.е. в ситуациях формально­го (регламентированного) и неформального (свободно­го) общения. Они составляют внутреннюю и не всегда за­метную сторону педагогического взаимодействия, отра­жая потребностно-мотивационную сферу личности педа­гога и воспитанника.

Проблемы межличностных отношений педагога и ребен­ка рассматривались многими исследователями, среди ко­торых Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский (Учитель и дет­ский коллектив. — Мн., 1975), А. Ершов (Взгляд психоло­га на активность человека. — М., 1991), И.И. Рыданова и др.

И.И. Рыданова, в частности, предложила следующую типологию межличностных взаимоотношений в контек­сте общения учителя с учащимися.

1. Взаимно положительные отношения являются безуслов­но оптимальным вариантом, обеспечивая психологи­ческую совместимость взаимодействующих сторон.

2. Взаимно отрицательные отношения выступают как вза­имно травмирующие, непродуктивные, конфликтогенные. Чтобы найти общий язык с ребенком, учителю не­обходимо кардинально изменить свое отношение, занять положительную позицию, не надеясь на сиюминутную благоприятную трансформацию взаимоотношений.

3. Односторонние положительно-отрицательные взаимоот­ношения как асимметричный вариант отличаются неустойчивостью, нестабильностью. Учитель и учащиеся с негативной установкой склонны ожидать такого же отношения к себе. Отсюда неадекватность, предвзятость поведенческих реакций. В свою очередь, положительно настроенный педагог, наталкиваясь на негативизм школьников, может потерять самоконтроль. Чтобы пре­дотвратить эскалацию межличностного напряжения, ему необходимо преодолеть себя, не «зацикливаться» на оби­дах, обрести внутреннее и внешнее спокойствие, не опус­каясь до сведения счетов с учащимися.

4. При односторонних противоречиво положительных взаи­моотношениях, когда очевидны колебания между симпа­тией и антипатией, имеется объективная психологичес­кая основа для сотрудничества. Решающую роль играют поведенческая реакция учителя, его терпимость и такт.

5. Односторонние противоречиво отрицательные отноше­ния не исключают согласия и конструктивности совме­стных действий. Однако педагогу важно усилить поло­жительную позицию учащихся, найти способы сбли­жения.

6. Взаимно противоречивые отношения являются потенци­ально деструктивными. Чтобы наладить межличностные контакты, педагогу необходимо преодолеть обоюдную настороженность и тревожность.

7. Обезличенные, т.е. объект-объектные, отношения явля­ются педагогически неполноценными. Формальные контакты не только свидетельствуют о взаимном рав­нодушии, но и провоцируют немотивированные вспыш­ки агрессии учащихся.

Для осознания особенностей взаимоотношений педа­гога и ребенка в современных условиях необходимо учи­тывать, что призыв к ненасилию, толерантности все более и более овладевает умами общественности и заставляет задуматься об организации педагогически целесообразных отношений с детьми в образовательном процессе именно с этих позиций.

Одной из важных составляющих профессионализма педагога является умение формировать у детей опыт взаи­модействия между людьми, социальными группами, об­щественными объединениями и государствами, т.е. уме­ние вести диалог, успешные переговоры, проявление стремления к справедливости, толерантности. Всему этому может научиться ребенок только во взаимодействии со взрослыми и прежде всего, с педагогами, которым прису­щи именно такие качества.

Источник

Доклад на тему:

Роль педагога в развитии личности ребёнка.

Выступила: Муллагалимова А.А.

Что же такое личность?

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Ведь развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для младших школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности —учебы.

Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Главная цель педагога – это создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам. Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма, компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям . Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения.

Читайте также:  Роль сказки в развитии ребенка до 3 лет

Эффективность такого общения учителя с учеником зависит от готовности ученика принять обращенное к нему замечание и адекватно отреагировать на него, но учитель не всегда заботится о такой готовности. Он часто торопится оказать волевое влияние на ученика, а в результате получает то, чего не ожидает: ученики не понимают учителя, не становятся участниками его взаимодействия. Ученики ожидают от учителя мудрых действий, способности разрешить спор спокойно и справедливо. При правильном, справедливом разрешении учителем ситуации дети считают это естественным. Однако в системе отношений «учитель—ученик» взаимодействующие стороны по своему содержанию и силе воздействия друг на друга не равноценны: ведущей и наиболее активной их стороной является учитель. Именно нравственные взгляды и убеждения учителя, чувства и потребности, а главное — его поступки оказывают решающее влияние на нравственные отношения, складывающиеся между ними. Если нравственные отношения между педагогом и учеником и коллективом учащихся складываются неправильно, то причину этого учитель, прежде всего должен искать в себе, поскольку он выступает ведущим субъектом отношений в педагогическом процессе.

1. Нравственные отношения системы «учитель — ученик» являются одним из важнейших условий педагогического процесса. В зависимости от содержания эти отношения могут, как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его. Учащиеся, принимая воздействие учителя и соблюдая его рекомендации, должны верить, что предъявляемые им требования справедливы. Внутренняя неприязнь ученика к учителю легко переносится на все исходящие от него идеи и может вызвать у ученика настолько сильное внутреннее сопротивление, что испытанные педагогические средства не дают должного эффекта, а иногда даже могут дать результат, противоположныйожидаемому.

Педагогический труд направлен на преобразование человека. Дети, будучи объектом воздействия, в процессе педагогического воздействия оказывают определенное сопротивление, которое хотя и сродни сопротивлению любого иного материала, но значительно превосходит его богатством форм и сложностью проявлений. «Почему в технических вузах, — писал А.С. Макаренко, — мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?!» (А.С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М.: Педагогика.

Мозг ребенка, подростка — не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Он может быть и твёрдым сплавом, с трудом поддающимся необходимой обработке. Более пластичным он может быть в случае хороших взаимоотношений между учителем и учеником. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге — эффективнее. По мере демократизации и гуманизации образования в нашей стране прогресс в педагогическом деле связан именно с уменьшением доли принуждения учащихся в процессе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём иных средств (повышения мотивации к учебе, стремление познать что-то новое и т.д.).

2. Нравственные отношения учителя с учеником являются важнейшим инструментом воспитания. Эти отношения с раннего школьного возраста практически включают учащихся в определенный тип нравственных отношений, приобщая их к нравственному опыту — опыту уважения, честности, доброжелательности или же опыту неуважения, ненависти и вражды.

Читайте также:  Гбдоу 125 центр развития ребенка

Сложившиеся нравственные отношения значимы и для учителя, поскольку они воздействуют на его отношения к педагогическому труду, который в одних случаях может приносить радость и удовольствие, а в других — становится для него неприятной и безрадостной обязанностью. Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося. Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировавшейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение учителя к учащемуся как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально-значимые черты личности ребёнка. Практически ни у кого из учителей нравственное требование — уважение к личности учащегося — открыто не вызывает возражений.

Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые учителю приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отношение к ученику как личности требует затрат нервной энергии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэтому уважать каждого учащегося и видеть в нём личность — это сложная работа ума и сердца учителя.

Настоящий учитель является примером для детей и их родителей, а взаимоотношения между учителем и учеником выступают как базис процесса обучения и воспитания. Один из видных философов и педагогов прошлого Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями… Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров…» Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский также большое внимание уделял отношениям между учителем и учащимися. Он гневно выступал против тех учителей, которые чуждаются учащихся, высокомерно и неуважительно относятся к ним. Особое значение великий педагог придавал доброжелательному отношению учителя к детям и советовал учить детей легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно» Тогда как всякое несправедливое решение вызывает детское возмущение поведением учителя, они обсудят его в группах сверстников, расскажут родителям. Эта оценка может надолго определить неустойчивый характер взаимоотношений с учениками и отсутствие воспитательной силы педагогического воздействия. Психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя.

Кроме того, от учителя требуется всесторонние знания, душевная безграничная щедрость, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника. Личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми, ответственностью за выполняемую деятельность. А это значит, что учитель должен систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию у ребенка – желание что – то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения Изучение личности ребёнка через его деятельность – один из важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на уроке, другие – в работе, третьи – дома.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей превзойти их.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки в ребёнке, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей.

Читайте также:  Развитие познавательной активности ребенка через экспериментирование

Каковы же основные пути и способы работы с детьми?

Во-первых, поскольку деформации в развитии есть в следствие комплекса причин:

а).Отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий.
б).Неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.
в).Асоциального окружения.

То общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его всего плохого.

Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность.

Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.

В-третьих, основным должна быть правильная организация жизни и деятельности ребёнка.

Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками.

Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.
В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.
Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя).
Важно выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого учащегося.

Вывод

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.
В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет личностью, даже подобием личности.

Источник