Педагогические особенности воспитания ребенка с проблемами развития
Библиографическое описание:
Тасбаева, Г. М. Воспитание детей с особенностями психического развития / Г. М. Тасбаева, М. К. Ержанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56014/ (дата обращения: 22.12.2020).
В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушения психофизического развития.
Ключевые слова: воспитатель, социально-педагогическая работа, ребенок с особенностями психофизического развития.
Введение. На сегодня в мире наблюдается четкая динамика роста количества детей с особенностями психофизического развития. Для успешного вхождения таких детей в систему современных общественных отношений осуществляется организация их обучения и воспитания в интегрированных условиях для того, чтобы дети с особенностями психофизического развития стали полноценными участниками социальной жизни.
Основными задачами интеграции в дошкольном учреждении является воспитание ребенка с особенностями психофизического развития как самодостаточной личности, обеспечения ее прав на получение в образования в условиях дошкольного учреждения с комплексным сочетанием коррекционно-реабилитационных мероприятий, всестороннее развитие индивидуальности ребенка путем активизации его личностных ресурсов и имеющегося адаптационного потенциала, формирования ценностных интересов и потребностей, развитие и формирование необходимых трудовых навыков.
Учитывая это, воспитатель дошкольного учреждения должен способствовать социокультурному развитию ребенка с особенностями психофизического развития, оказывать помощь в адаптации к образовательной среде, налаживать дружеские взаимоотношения между детьми в группе.
Воспитание в обычных дошкольных учреждениях детей с особенностями психофизического развития, с одной стороны, помогает им адаптироваться к нормальным жизненным ситуациям, интегрироваться в общий социум, избавиться от чувства изолированности, отчуждения, способствует исчезновению социальных барьеров и сегрегации, с другой стороны — это учит других детей общаться и работать вместе, формирует у них чувство ответственности за товарищей, которые нуждаются в помощи, эмпатии и сочувствии.
Итак, детям с особенностями психофизического развития, обучающимся в дошкольном учреждении, необходимо обеспечить оптимальные условия для развития путем учета «качества жизни», учитывая следующие основные аспекты их жизнедеятельности: физический (уровень физической активности ребенка, подвижность), психологический (эмоциональное состояние, психологические проблемы), социальный (общение, взаимоотношения со сверстниками, воспитателями, социальный статус).
Воспитателю в интегрированном дошкольном учреждении необходимо осуществлять профессиональную деятельность дифференцированно с учетом психофизического состояния, индивидуальных особенностей и возможностей детей с нарушениями. Именно поэтому более подробно рассмотрим характеристику индивидуальных особенностей различных групп детей, имеющих нарушения психофизического развития.
У ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата может наблюдаться частичная ограниченность в произвольных движениях, возникать несостоятельность в полном контроле координации движений и мышечной силы, могут появляться мышечные напряжения (спазмы), иногда такому ребенку присуща застенчивость и ранимость. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата может иметь некоторые трудности в восприятии формы, в соотношении в пространстве объемных и плоских величин, в усвоении письма, чтения, счета; такой ребенок не сразу идет на контакт с незнакомыми людьми, адаптируется к новым условиям постепенно, а также может потребовать использования различных вспомогательных средств: инвалидных колясок, костылей, тростей или ходунков.
Ребенку с эмоционально-волевыми нарушениями свойственно наличие некоторых трудностей абстрактного мышления, незначительные нарушения внимания и памяти, недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, нестандартная реакция на сенсорную информацию, например: громкий шум, свет, определенные продукты, ткани, вещи. У такого ребенка может отмечаться эмоциональная инфантильность, однообразие игры, выраженная отстраненность от внешнего мира, погружения в мир внутренних болезненных переживаний и фантазий, страх всего нового.
Также у ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями может наблюдаться слабость контактов с окружающими, дефицит потребности в общении.
У ребенка с нарушениями речи может отмечаться незначительное нарушение памяти, внимания, фонематического слуха, некоторые трудности при овладении грамотой, нарушение чтения, не совсем правильное понимание обращенной речи, недоразвитие связной речи, нарушение согласования слов в предложении, запоздалое появление фразовой речи, искажение произношения отдельных или нескольких звуков, наличие небольшого количества искаженных слов, неправильность в употреблении предлогов, наличие некоторых специфических ошибок при письме. Иногда такому ребенку присуща утомляемость, но наблюдается стремление к усвоению программного материала.
Вывод. Вполне закономерно, что воспитанию толерантного отношения к людям с нарушениями развития уделяется больше времени в работе воспитателя с детьми с типичным развитием, ведь в процессе такой работы обычные сверстники учатся ценить достоинство, понимать проблемы и возможности, милосердно, гуманно относиться к особенностям ребенка, имеющего нарушения в развитии.
Кроме семьи, ближайшим микросоциальным окружением ребенка, важную роль в формировании его мировоззрения играет также коллектив сверстников. В интегрированной среде дошкольного учреждения дети с особенностями психофизического развития учатся взаимодействовать со здоровыми сверстниками, познают сложности социальных отношений, приобретают социальный опыт и тому подобное.
Воспитатель должен помогать детям с особенностями психофизического развития осознать свою индивидуальность и особенность, раскрыть внутренний потенциал, а в группе обеспечить доброжелательное отношение, взаимотерпимость, взаимопонимание для того, чтобы толерантность стала нормой поведения и взаимоуважения среди детей.
Литература:
- Власова Т. А., О детях с отклонениями в развитии / 2-е изд., испр. и доп. — М.: 1973.
- Соколова Н. Д., Калинникова Л. В., Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / М.: 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): психофизическое развитие, ребенок, дошкольное учреждение, особенность, воспитатель, нарушение, опорно-двигательный аппарат, различная группа детей.
Источник
План-конспект по теоретическим основам организации обучения в начальных классах
ТЕМА: «Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении»
Цели: познакомить студентов с проблемами обучения и воспитания детей младшего школьного возраста; сформировать представление о особенностях обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении; раскрыть направления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих трудности в обучении.
Оборудование: лекционный материал, презентация.
Ход:
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
- Проверка д/з
- Изучение нового материала (использование лекционного материала, презентации).
- Закрепление.
- Подведение итогов.
- дз (подготовить сообщение «Особенности обучения и воспитания детей с проблемами в развитии)
Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса с детьми с трудностями в обучении – это принцип коррекционной направленности обучения. Он предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.
Система коррекционного развития обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Занятия включены в Типовой базисный учебный план обще образовательного учреждения с классами коррекционного развития обучения, для которых предусмотрено от3-5 часов в неделю за счет школьного компонента. Не допускается использование школьного компонента для занятий со всеми классами по новым предметам, не предусмотренным Типовым базисным учебным планом для классов данного типа, или перераспределение этих часов между параллелями(4, с.98).
Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа на индивидуально-групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей(24, с.87).
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Вовремя индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значительны для детей, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителем, соревнование и др.). При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значительной для ребенка(5,с.54).
В.П.Кащенко определяет следующие основные направления коррекционной работы:
1.Совешенствование движений и сенсорного развития:
– развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
– развитие навыков каллиграфии;
-артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
– развитие зрительного восприятия и узнавания;
– развитие зрительной памяти и внимания;
– формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
– развитие пространственных представлений и ориентации;
– развитие представлений о времени;
– развитие слухового внимания и памяти;
– развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3.Развитие основных мыслительных операций:
– формирование навыков соотносительного анализа;
– развитие навыков группировки и классификации;
-формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-формирование умения планировать свою деятельность;
– развитие комбинаторных способностей.
4.Развитие различных видов мышления:
– развитие наглядно-образного мышления;
– развитие словесно-логического мышления(умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.)
6. Развитие речи, владение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях(18,с.96-104).
Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста, по мнению Н.М.Кумариной, должна проводиться в два этапа.
На первом, начальном, этапе главное внимание уделяется обучению таким важным мыслительным операциям, как обобщение и ограничение, анализ и сравнение понятий. Начинать такую работу необходимо уже со второго класса. Однако не позднее. Это делать и в последующие годы обучения вплоть до пятого класса. Важно, чтобы при переходе из начальной школы в среднюю эти логические приемы были уже сформированы.
На втором этапе все внимание должно быть направлено на развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, а именно таких интеллектуальных умений, как понимание общего и переносного смысла текста, выделение главных мыслей, развитие активного и пассивного словаря. Эту работу следует начинать с третьего класса и только после того, как освоен первый этап.
Коррекционно-развивающие упражнения расположены в порядке возрастающей сложности и ряде случаев логически связаны друг с другом, так как последующий мыслительный прием строятся с опорой на предыдущий. Таким образом, существует строго определенная последовательность введения приемов. Начинать работу с любого типа заданий нельзя; предлагать их необходимо именно в том порядке, который приведен авторами. Не рекомендуются задания, предназначенные к применению с третьего класса, предлагать второклассникам, особенно если они еще не прошли свой коррекционно-развивающий этап. Однако задания, рассчитанные на 2-3 классы, можно предлагать, если это необходимо, более старшим ученикам(19, с.34).
Первоначально новые для ребенка формы и способы мышления осуществляются им только с помощью взрослых и только постепенно. Этими взрослыми могут быть и школьный психолог, и учитель, и родители. Функции, которые выполняет взрослый при проведении коррекционно-развивающей работы, сводятся к следующему:
- Объяснять;
- Помогать;
- Контролировать.
Кроме того, взрослый стимулирует активную умственную деятельность ребенка.
Разработанные коррекционно-развивающие упражнения несут в себе две функции: они могут быть отнесены к программам, как развивающего характера, так и коррекционного. Для второклассников упражнения выступают как профилактические, развивающие, поскольку используемые в них способы и приемы мышления находятся в зоне ближайшего развития этих детей. Актуализируя и приводя в действие с помощью взрослого ряд внутренних процессов, функций и форм мышления, которые станут, необходимы в скором времени, мы, таким образом, предупреждаем возникновение возможного неблагополучия в умственном развитии детей.
Для учащихся же пятых классов те же самые упражнения уже могут выступать как коррекционные, так как заложенные в них приемы мышления ориентированы на актуальный уровень развития детей данного возраста. Не сформированность этих приемов указывает на наличие пробелов в умственном развитии(15, с.76).
Таким образом, форма взаимодействия взрослого с детьми (коллективная, групповая, индивидуальная) будет зависеть от того, какой работой – развивающей или коррекционной – он будет заниматься. Например, для развивающей работы может больше подойти коллективная, фронтальная форма, для коррекции – микрогрупповая или индивидуальная.
Общим правилом проведения любой коррекционно-развивающей работы является доброжелательность. От эмоциональной обстановки, в которой проводится работа, зависит ее эффективность. Особенно это важно на начальных этапах занятий.
Для создания у детей положительного отношения к познавательной деятельности, направленной, в частности, на развитие мыслительных процессов, рекомендуется применять «стратегию формирования успеха». В.А.Сухомлинский считал, что положительные эмоции, связанные с переживанием успеха, – это основа веры ребенка в себя. По его мнению, успех в работе должен быть для школьника не концом работы, а ее началом. Ребенку надо сразу дать почувствовать вкус успеха, а потом он придет реально(25,26).
В коррекционно-развивающий работе, где должен быть создан климат доверия, психологической безопасности, следует отказаться от школьной отметки, а использовать содержательную оценку, то есть в развернутой форме показывать, что ребенок может, чего не может, что умеет, чему должен еще учиться. Указание на наметившийся прогресс, успех является обязательным компонентом такой оценки. Так, одному ученику можно сказать: «Молодец, ты очень хорошо выполняешь эти упражнения. Сразу видно, что ты понял смысл задания, поэтому не делаешь ошибок». К другому можно обратиться со следующими словами: «Я хочу отметить твои успехи, они очень заметны. Ты сегодня ошибался намного реже, чем в предыдущий раз. Я верю, ты скоро все будешь делать правильно».
Занятие следует проводить в виде свободного общения, включать в них игровые моменты, следить за тем, чтобы реакции детей на ошибки соучеников не были обидными.
Во время занятий вовсе не обязательно требовать, чтобы никто ни с кем не переговаривался: пусть спрашивают, пусть советуются, делятся своими соображениями. Некоторым детям необходима помощь, подсказка, подтверждение, что они правильно думают, и, если они за этим обращаются к своим соседям, не следует делать им замечания. Как уже отмечалось, источником развития может быть не только совместная деятельность ребенка и взрослого, но и совместная деятельность нескольких детей. Ситуации, в которых возникают сотрудничество, взаимопомощь, соревнование ровесников, облегчают усвоение новых мыслительных операций и форм, повышают мотивацию к занятиям, активизируют учащиеся(4, с.98).
Учитель сам может выступить инициатором, организатором таких ситуаций. Например, перед началом занятий можно сказать: «Если у кого-то из вас возникнут сложности или сомнения в правильности своих рассуждений, вы можете обратиться за помощью к своим товарищам или ко мне». При этом надо следить за тем, чтобы помощь заключалась не в подсказке готового ответа, а в объяснении, в наводящих вопросах, в совместных рассуждениях. Очень важно добиваться того, чтобы коррекционно-развивающие упражнения выполнялись ребенком сознательно, с пониманием не только целей работы, но и всего ее процесса.
Коррекционно-развивающие занятия следует проводить в отдельном классе или кабинете, где учителю и детям никто не мешает. Занятия могут проходить в рамках урока и во внеурочное время, в группах продленного дня. Как уже говорилось, возможны разные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Можно их и сочетать друг с другом. Форма работы зависит от того, какую задачу ставит перед собой учитель (просто развивающую или сугубо коррекционную). Кроме того, форма занятий может меняться в зависимости от содержания того или иного задания. Одни задания желательно выполнять всем классом и в письменном виде, другие – индивидуально и устно, третьи – после обсуждения в группе и т.д.
Максимальное время проведения каждого занятия – 40 минут. Удлинение занятий нецелесообразно, так как начинает сказываться усталость, и эффективность работы падает, это же может привести и к снижению мотивации(28,с.142).
Начало коррекционно-развивающей работы всегда предваряется ознакомительной беседой, в которой детям сообщается в самом общем виде цели проводимых занятий. При этом взрослый старается вызвать интерес к предстоящей работе примерное содержание беседы может быть таким: «Сегодня мы с вами начнем цикл занятий, необычных для школы. Скорее всего, вам не встречались задания, похожие на те, которые я вам предложу. Успех в их выполнении зависит не от того, как вы учитесь в школе, не от ваших оценок по учебным предметам, а от того, насколько вы наблюдательны, сообразительны, как вы умеете рассуждать, подмечать общее в разных вещах и различное в сходных. Эти качества часто бывают необходимы человеку в повседневной жизни. Этим качествам я и буду вас обучать на наших занятиях. Единственное условие, которое вы должны соблюдать, – быть максимально собранными, внимательными к моим объяснениям и при первых признаках непонимания сообщать мне, чтобы мы вместе преодолели наметившиеся трудности.
Далее следует рассказать детям о том, как будут проходить занятия (периодичность, время проведения, способы работы, формы поощрения). Если работа проводится не индивидуально, а в группах или с целым классом, нужно рассказать о том, как будет организована совместная деятельность детей(24, с.9).
Таким образом, обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка. В школе коррекционно-развивающая работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом. Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. На уроках педагоги применяют коррекционно-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал. Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по выполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем). С учетом интересов детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.).
Источник