Педагогические основы учета возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка

Педагогические основы учета возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка thumbnail

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств. [2]

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы педагог:

  • 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
  • 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное™ таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
  • 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
  • 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению дели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
  • 5) максимально опирался на собственную активность личности;
  • 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
  • 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность. [13]

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы.

Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств – в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов. [4]

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым. [7]

Особенно внимательно воспитатели и учителя следят за изменением главных личностных качеств – направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направлял его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Некоторые педагоги ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к “трудным” школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и “благополучных”. За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

Читайте также:  Центр развития ребенка гармония харьков

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.

Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде “Человек как предмет воспитания” писал: “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей. Таким образом, индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

воспитательный образовательный школьник нравственный

Источник

Индивидуальный подход в воспитании ребенка
должен основываться на знании
анатомо-физиологических и психических,
возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что
существует прямая зависимость между физическим,
умственным и нравственным развитием человека.
Осуществление индивидуального подхода к детям
во время всех видов их деятельности необходимо
рассматривать как определенную взаимосвязанную
систему.
Первым звеном этой системы является изучение
особенностей каждого ребенка и индивидуальный
подход в физическом воспитании.
Знание физического состояния и развития детей
имеет очень большое значение при проведении
процедур закаливания, которые должны
осуществляться систематически, на строго
индивидуальной основе.
Изучение индивидуальных особенностей детей
требует значительного времени и систематических
наблюдений. С этой целью педагогу необходимо
вести дневник, записывая в нем особенности
поведения воспитанников, делая периодически
краткие обобщения результатов наблюдения.
Индивидуальные особенности ребенка также
связаны с типом его нервной деятельности,
являющимся наследственным.
И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной
деятельности выявил основные свойства нервных
процессов:

  1. Силу возбуждения и неуравновешенность;
  2. Уравновешенность и неуравновешенность этих
    процессов;
  3. Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов
он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

  1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся
    сильным возбуждением и менее сильным
    торможением, соответствует холерическому
    темпераменту. Для ребенка холерического
    темперамента характерным является повышенная
    возбудимость, активность, отвлекаемость. За все
    дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя
    свои силы, он часто теряет интерес к начатому
    делу, не доводит его до конца. Это может привести
    к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого
    ребенка необходимо укреплять процессы
    торможения, а выходящую из пределов активность
    переключать на полезную и посильную
    деятельность.
  2. Нужно контролировать выполнение заданий,
    требовать доводить начатое дело до конца. На
    занятиях нужно направлять таких детей на
    осмысление материала, ставить перед ними более
    сложные задания, умело опираться на их интересы.

  3. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения
    уравновешивается процессом торможения),
    подвижный, соответствует сангвиническому
    темпераменту. Дети сангвинического темперамента
    деятельны, общительны, легко приспосабливаются к
    изменениям условий. Особенности детей этого типа
    высшей нервной деятельности отчетливо
    проявляются при поступлении в детский сад: они
    жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей,
    вникают во все стороны жизни группы, с большим
    интересом и активно участвуют в занятиях, в
    играх.
  4. Сильный, уравновешенный, инертный,
    (соответствует флегматическому темпераменту).
    Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное
    дело доводят до конца, ровно относятся к
    окружающим. Недостатком флегматика является его
    инертность, его малоподвижность, он не может
    сразу сосредоточиться, направить внимание. В
    целом такие дети не причиняют хлопот.
  5. Конечно, такие черты, как сдержанность,
    рассудительность, являются положительными, но их
    можно спутать с равнодушием, апатией,
    безынициативностью, ленью. Нужно очень
    внимательно изучать эти особенности ребенка в
    различных ситуациях, в различных видах
    деятельности, не проявлять поспешности в своих
    выводах, проверять и сопоставлять результаты
    своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами
    семьи ребенка.

  6. Слабый, характеризующийся слабостью как
    возбуждения, так и торможения при повышенной
    тормозимости или малой подвижности,
    (соответствует меланхолическому темпераменту).
    Дети меланхолического темперамента
    необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и
    обидчивы. При поступлении в детский сад, школу
    долго не могут привыкнуть к новой обстановки,
    коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых
    случаях переживания отзываются даже на
    физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у
    него нарушается аппетит и сон. Не только
    педагоги, но и медицинский персонал и семья
    должны уделять таким детям особое внимание,
    заботиться о создании условий, вызывающих у них
    возможно больше положительных эмоций.
  7. Свойство нервной системы каждого человека не
    укладываются в какой-то один “чистый” тип
    высшей нервной деятельности. Как правило,
    индивидуальная психика отражает смешение типов
    или проявляется как промежуточный тип (например,
    между сангвиником и флегматиком, между
    меланхоликом и флегматиком, между холериком и
    меланхоликом).

    При учете возрастных особенностей развития
    детей педагог во многом опирается на обобщенные
    данные педагогики и возрастной психологии. Что
    же касается индивидуальных различий и
    особенностей воспитания отдельных детей, то
    здесь ему приходиться полагаться лишь на этот
    материал, который он получает в процессе личного
    изучения воспитанников.

Читайте также:  Режим дня его значение для развития ребенка дошкольника

Учет индивидуальных особенностей

При изучении индивидуальных особенностей
детей следует обращать внимание на изучение их
физического состояния и здоровья, от которых во
многом зависит их внимание на уроке, занятии и
общая работоспособность. Нужно знать раннее
перенесенные учеником заболевания, тяжело
отразившиеся на его здоровье, хронические
болезни, состояние зрения и склад нервной
системы. Все это будет помогать правильно
дозировать физические нагрузки, а также
сказывается на участие в различных
спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной
деятельности детей, свойство их памяти,
склонность и интересы, а также
предрасположенность к более успешному изучению
тех или иных предметов. С учетом этих
особенностей осуществляется индивидуальный
подход к детям в обучении: более сильные
нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы
интенсивнее развивались их интеллектуальные
способности; слабейшим детям нужно оказывать
индивидуальную помощь в учении, развивать их
память, сообразительность, познавательную
активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению
чувственно-эмоциональной сферы детей и
своевременно выявлять их, кто отличается
повышенной раздражительностью, болезненно
реагирует на замечания, не умеет поддерживать
благожелательных контактов с товарищами. Не
менее существенным является знание характера
каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при
организации коллективной деятельности,
распределение общественных поручений и
преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также
ознакомления с условиями домашней жизни и
воспитания, которые оказывают значительные
влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание
педагогами, таких важных вопросов, которые
связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и
включают в себя степень восприимчивости,
педагогических воздействий, а также динамику
формирования тех или иных личностных качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и
знание особенностей развития каждого ребенка
создает условие для успешного учета этих
особенностей в процессе обучения и воспитания.

Единство осуществления
индивидуального подхода в детском саду и семье

Не все семьи в полной мере реализуют весь
комплекс возможностей воздействия на ребенка.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать
ребенка, другие – не умеют это делать, третьи –
не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях
необходима квалифицированная помощь педагога.

Да, работа воспитателей с семьями – труд
нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый
фактор индивидуального подхода к детям,
индивидуальной помощи, своевременного
предотвращения нежелательных проявлений в
характер ребенка.

Привлечение родителей, других членов семьи к
образовательной работе детского сада необходимо
прежде всего для детей.

Положительные результаты в воспитании детей
достигается при умелом сочетании разных форм
сотрудничества, при активном включении в эту
работу всех членов коллектива дошкольного
учреждения и членов семей воспитанников.

Формы работы могут быть самые разные, – это
посещения семьи и ребенка, день открытых дверей,
беседы, консультации, родительские собрания,
родительские конффенции. Но приоритет остается
за индивидуальной формой.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Работу как со всем коллективом родителей, так и
    индивидуально с отдельными семьями можно
    успешно проводить только на основе знания
    особенностей быта и воспитания детей в семье.
  2. Фактический материал по изучению воспитания
    детей в семье дает возможность не только узнать
    условия жизни, но и установить причины
    формирования индивидуальных качеств детей,
    выявить связь между условиями воспитания,
    формированием особенностей поведения и
    спецификой их проявления.
  3. Положительные результаты в работе с семьей
    могут быть достигнуты только в том случае, если
    между родителями и воспитателями достигнуто
    единство требований в отношении к детям и вся
    работа проводится по плану и систематично.
  4. Необходимо давать родителям конкретные
    сведения по вопросу о возрастных и
    индивидуальных особенностей детей, учить их
    видеть в своих детях хорошее, и плохое
    анализировать их поступки.
  5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы
    с семьей можно проводить и работу с несколькими
    семьями, имеющими сходные условия воспитания
    детей.
  6. Изучение особенностей семейного воспитания,
    так же как и изучение особенностей физического
    развития ребенка, является необходимым условием
    начала планомерной работы по осуществлению
    индивидуального подхода к детям в воспитании и
    обучении их, в различных видах деятельности.
Читайте также:  Центр развития для ребенка в туапсе

Исследование типов темперамента
дошкольников.

Проведение исследования: Типы темперамента
детей определяются в процессе наблюдения за их
поведением и деятельностью в течении дня.
Наблюдения дополняются с результатами с
воспитателями и родителями. Обобщенные данные
заносятся в таблицу и соотносятся с
характеристикой типов темперамента.

Сангвиник. Быстрота и живость движений,
разнообразие и богатство мимики, быстрый темп
речи. Высокая психическая активность
проявляется в живости ума, находчивости и
стремлению к частой смене впечатлений,
отзывчивости на окружающие события.
Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко
переходит от слез к радости и наоборот, хотя
обычно преобладает хорошее настроение,
поскольку ребенок сравнительно безболезненно и
быстро переживает неудачи, не может находиться в
унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно
выносливый и неутомимый в том занятии, которое
его увлекает. Быстро схватывает информацию,
работоспособен и инициативен, сфера интересов
широка. Высокая общительность сочетается со
стремлением к лидерству. Ярко проявляется
эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

Флегматик. Уравновешенный, осторожный и
спокойный ребенок. Ему присущи ровное
эмоциональное состояние, настойчивость и
упорство в своих стремлениях, устойчивость к
стрессам, малая возбудимость и невысокая
чувствительность. Медленные движения. Ребенку
трудно приступить к занятию, но начав его, трудно
переключиться. Предпочитает однообразные,
монотонные игры и занятия. Аккуратен т
педантичен. Часто играет один, игрушки потом
аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях,
в том числе к определенной еде, к “своей” чашке и
ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест
медленно, сосредоточенно. В деятельности
соблюдает порядок и сложившиеся традиции,
нарушение которых вызывает раздражение, а иногда
ярость.

Меланхолик. Отличается высокой
чувствительностью, глубиной и устойчивостью
эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к
мнительности и обидчивости. Нередко развиваются
повышенная ранимость, замкнутость,
отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит
в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же
время всецело отдается игре, любит мечтать,
фантазировать, очень хороший актер. В его
действиях много непонятного, что обусловлено
богатством внутреннего мира. Обычно ребенок
грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя
как маленький взрослый. Очень привязчив и
отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но
лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен,
раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг
общения узок, связи не многочисленны, но глубоки
и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и
осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен
к страданиям других. В игре одинок из-за
мнительности и страха предложить свое общество
другим, боится неожиданности.

Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен,
импульсивен и изменчив. В деятельности и общении
возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен
к резким сменам настроений, подвержен
эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен.
Движения быстрые и энергичные. Речь громкая,
частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда
внимателен, особенно когда возбужден. Плохо
переносит монотонную работу. Активно включается
в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро
угасает, если работа не интересная. В то же время,
если деятельность привлекательна, работает
энергично и долго. Решения самостоятельны, но
часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит
немного.

Изучение волевых проявлений.

Проведение исследования: Проводит
наблюдение за ребенком в разных видах
деятельности.

Обработка данных: Анализ проводят по схеме:

  • Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели,
    поставленные взрослым, а также самостоятельно
    ставит цель и руководствоваться ею в
    деятельности, достигать результата. Причины
    того, что цель не достигается.
  • Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не
    заплакать если больно) и непосредственные
    желания (помочь дежурным, когда хочется играть;
    не выкрикивать на занятии, а подождать своей
    очереди).
  • Какие волевые качества у ребенка
    сформулированы:
    • дисциплинированность: подчиняется ли ребенок
      общественным правилам поведения и деятельности;
      выполняет ли требования взрослого и насколько
      точно это делает; каковы причины невыполнения
      требований взрослого; как реагирует на эти
      требования ; насколько осознанно выполнение
      общественных правил поведения и деятельности;
    • самостоятельность: умеет ли ребенок
      действовать без посторонней помощи, не умеет;
    • настойчивость: умеет ли ребенок рационально
      организовывать свою деятельность,
      сосредоточенно ее выполнять;
    • инициативность: умеет ли ребенок выполнять
      деятельность по своей инициативе; в каких видах
      деятельности это проявляется и каким образом.
    • Делают выводы о том, насколько развиты волевые
      проявления.

Уровни сформированности волевых
проявлений:

  1. Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель
    и руководствуется ею в деятельности, умеет
    сдерживать свои эмоции и непосредственные
    желания. У ребенка сформированы такие волевые
    качества, как дисциплинированность,
    самостоятельность, настойчивость,
    инициативность.
  2. Средний. Ребенок самостоятельно ставит
    цель, но не руководствуется ею в деятельности, не
    умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные
    желания. У ребенка сформированы лишь некоторые
    волевые качества.
  3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно
    ставить цель руководствоваться ею в
    деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и
    непосредственные желания. У ребенка не до конца
    сформулированы волевые качества.

Источник