Педагогические основы творческого развития ребенка

Педагогические основы творческого развития ребенка thumbnail

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей старших дошкольников

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому – либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше ребенок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс.

В отечественной психологии авторы давали развернутые понятия способности.

Определение способности и выделение их составляющих имеются в трудах Е. И. Игнатьева, В. И. Киреенко, А. Г. Ковалева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др.

А. Г. Ковалев считает, что под способностью нужно понимать синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности, а потому обеспечивающих достижение высокого уровня .

В трудах С.Л. Рубинштейна мы находим следующие определения способности – это свойства или качества человека, делающие его пригодным к усиленному выполнению какого-либо из видов общественно-полезной деятельности, сложившегося в ходе общественно-исторического развития.

Б.М. Теплов в свою очередь дал такое определение способностям – индивидуально-психические особенности определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Способности – это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.

Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого: 1) способности – это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) способности – только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

Общие способности составляют две группы – практические и познавательные. К практическим способностям дошкольников относятся организаторские и конструктивно – технические. К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

Воспитание творческих способностей у детей связано с развитием их личности: самостоятельности, увлеченности, независимости.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием “творчество”, “творческая деятельность”. Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях.

Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и “дозревает” в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период “дозревания” есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало развития совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным .

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в момент созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию – необратимый процесс. Б. П. Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).

Читайте также:  Планирование работа по физическому воспитанию и физическому развитию ребенка

Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельность, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость.

Основными условиями развития творческих способностей старшего дошкольного возраста выступают:

1. Организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества.

2. Учет индивидуальных особенностей ребенка: важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, легко и комфортно.

3. Обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел: для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными; навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

4. Комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми.

Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны. Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л. С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое».

Любой ребенок способен к такой деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу [24, с.33].

В исследовании В. И. Тютюнника показано, что потребности и способности к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми.

Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений.

Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые – это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, воспитателю следует относиться с уважением. Более того, он должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость .

В работах зарубежных психологов Фельдхаузена и Триффенгера отмечается важное значение физической среды в развитии творческих способностей. Групповая комната, в которой проходят занятия дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы в соответствии с выбранным занятием дети имели возможность свободно перемещаться из одной части комнаты в другие, не спрашивая разрешения у воспитателя. Группа должна быть снабжена всевозможными материалами и оборудованием, предоставленными в полное распоряжение детей. Воспитатель становится консультантом и помощником детей. Он дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

При проведении различных работ с детьми воспитатель должен знать об основных трех этапах, последовательно взаимосвязанных между собою:

1 этап – возникновение замысла;

2 этап – процесс создания продукта творческой деятельности;

3 этап – анализ результатов.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт изобретательной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап – процесс создания продукта деятельности детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение изображения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается лишь направление выбора темы и содержания. К созданию творческих произведений побуждают определенные мотивы, какие-либо чувства, впечатления, отношение к поразившему его явлению. Эти мотивы приводят к возникновению замысла, который будет возникать в процессе создания продукта творческой деятельности. Второй этап может быть различным по времени и более длительным, чем другие этапы, так как процесс создания продукта деятельности является сложным процессом.

Читайте также:  Физические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предшествующими этапами, является логическим их продолжением и завершением. Во время данного этапа проводится окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое – существует только в движении, только в развитии.

Рассматривая соотношение способностей и деятельности следует, отметить, что если ребенок не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения.

Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности.

Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, науки и искусства. Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел их развития. Это связано с тем, что любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей, и они могут заменять друг друга

Источник

Татьяна Николаевна Чистякова
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей дошкольников

Сообщение

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей

дошкольников.

Анализ развития творческих способностей во многом будет

предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это

понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности

отождествляются со способностями к различным видам художественной

деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и

т. п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с

понятием “творчество“, “творческая деятельность“. Под творческой

деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате

которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или

построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является

создание условий, способствующих формированию их творческих

способностей. Выделено шесть основных условий успешного развития

творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается “до потолка” своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч.

Взрослые не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди взрослых способ “помощи” детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Читайте также:  Факторы риска в психическом развитии ребенка литература

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно само выражаться. Но практика показывает,что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-

воспитательного процесса.

Обобщая всё выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчёт в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По- настоящему раскрываться, и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души.

В начале 70-х годов Дж. Гауэн и Е. П. Торранс предложили целую серию полезных советов родителям, которые бы хотели воспитывать творческую личность и одновременно не забывали бы о психическом здоровье своих детей. А я их предлагаю вам.

Советы для взрослых.

1. Разговаривайте с ребёнком заботливым, успокаивающим, одобряющим тоном.

2. Говорите с малышом короткими фразами.

3. Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.

4. Поощряйте любопытство и воображение ребёнка.

5. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток малыша. (Нельзя говорить,что его произведение можно улучшить: Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы.)

6. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпение.

7. Старайтесь отвечать на вопросы так, чтобы ребёнок понял ответ. Если ребёнок не выслушивает до конца, значит, либо он устал, либо не понимает вашего ответа. Прервите себя и измените тему разговора.

8. Оставляйте ребёнка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. При этом установите чёткие и жестокие требования к ребёнку. Ребёнок должен знать «перечень» ограничений своего поведения.

9. Помогайте ребёнку в удовлетворении основных человеческих потребностей.

10. Заботьтесь о том, чтобы к у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

11. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, если не понят своими сверстниками.

12. Постарайтесь уменьшать социальные терпения и справиться с негативной реакцией сверстников. Постарайтесь создать творческую атмосферу в том коллективе, где находится ребёнок.

13. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребёнка, избегайте критиковать первые опыты, как бы ни были они неудачны.Относитесь к ним с симпатией и теплом: ребёнок стремиться творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

6. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпение.

7. Старайтесь отвечать на вопросы так, чтобы ребёнок понял ответ. Если ребёнок не выслушивает до конца, значит, либо он устал, либо не понимает вашего ответа. Прервите себя и измените тему разговора.

8. Оставляйте ребёнка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. При этом установите чёткие и жестокие требования к ребёнку. Ребёнок должен знать «перечень» ограничений своего поведения.

9. Помогайте ребёнку в удовлетворении основных человеческих потребностей.

10. Заботьтесь о том, чтобы к у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

11. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, если не понят своими сверстниками.

12. Постарайтесь уменьшать социальные терпения и справиться с негативной реакцией сверстников. Постарайтесь создать творческую атмосферу в том коллективе, где находится ребёнок.

13. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребёнка, избегайте критиковать первые опыты, как бы ни были они неудачны.Относитесь к ним с симпатией и теплом: ребёнок стремиться творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Источник