Педагогические методы развития потенциала ребенка

Матвиец Елена Викторовна

Воситатель

МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинск

Доклад: «Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников»

«Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников»

Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования   является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации.

        Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

        Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. Это обучение, при организации которой учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности.

Развития активной творческой личности –  это одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики.

Работая на протяжении нескольких лет с детьми разного возраста у меня возник вопрос как развивать творческий потенциал у  детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально?

 Наверное, всем педагогам  известно, что приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Поэтому я выбрала этот путь и практикую это в течении нескольких лет.

        Изучив литературу, получая информацию из разных источников, для меня стало ясно, что индивидуализация достигается за счет учета личного уровня развития каждого ребенка и самое главное, планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.  Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.

Вся моя работа строится согласно тематическому планированию, где я использую методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников, такие как:

  1. Создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность         детей. Чем больше материала для творчества, тем безгранична фантазия детей, тем больше дается возможность ребенку реализовать свои идеи и задумки.
  1. Используя метод реагирования необходимо наблюдать за детьми, анализировать результаты этих наблюдений, а также создать условия, которые смогут помочь детям реализовать их собственные цели. Если цели не достигаются, моя задача – пересмотреть, скорректировать условия и методы поддержки. Другими словами, нужно вовремя “отреагировать” на запросы и потребности детей.
  1. Работа в небольших группах.

Любая самостоятельно выбираемая детьми или     организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах, для эффективной работы всех детей.

  1. Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Данный метод актуален в той ситуации, когда одновременно несколько детей занимаются одним из видов деятельности (рисованием, аппликацией) Но данный факт совершенно не означает, что результат данной деятельности у всех детей будет одинаковым. Ведь каждый из них имеет своё видение на предметы, явления или действия. Поэтому и поделка (рисунок), у всех будет индивидуален.

А моя задача заключается в том, что – по необходимости оказать помощь (словесную, практическую, наглядную и т.д.)

Согласно тематическому планированию мы вместе с детьми обсуждаем и изучаем тему недели, и в конечном итоге, как результат нашей совместной деятельности, у нас всегда есть творческий результат.  

Оказавшись в ситуации поощрения собственного мнения, дети охотно высказывают свои суждения – стремятся выразить себя, стремятся к собственным результатам.

В результате   работы в развитии творческого потенциала:  

1.  создаются выставки детской деятельности

2. Родительско – детские (совместные) проекты.

3. Детские портфолио

4.Благодаря работе и положительным результатам создается траектория успешности ребенка. В своих достижениях дети выходят на новый уровень: участвуют в конкурсах различных уровней и занимают призовые места.

В творческой деятельности всегда нужно предоставлять ребенку свободу выбора, возможность действовать, по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность.

 Ребенок должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия.

Используя Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников педагогу дается возможность расширять у детей необходимые знания, актуализировать свой личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой у воспитанников, побуждать их к целесообразной полезной занятости.

Источник

«Развитие творческого потенциала ребенка»

С.Г. Дайнеко, старший воспитатель МАДОУ детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида

      Идея креативной педагогики,  образование как “образование человека” должно стать побуждением к творчеству, так как в творчестве заключается суть человеческого в человеке. Педагоги и психологи рассматривают творчество как важнейший механизм развития личности. Поскольку становление личности начинается в дошкольном возрасте, то главная задача воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования творческой индивидуальности ребенка. Известно, что творчество формируется в деятельности.

      В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

     В связи с этим возникает необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности. Известно, что первый кризисный период в развитии личности ребенка приходится на возраст 2-3 лет. А к пяти годам в структуре личности ребенка уже сформированы основные элементы ее структуры. По данным Н.Ф. Полякова и К.В. Солоеда проявление первых инициативных действий у ребенка происходит в период от 2-х до 6-ти месяцев и зависит от качества отношения взрослых. А к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности.

Читайте также:  Современное развитие ребенка по месяцам

      Таким образом, дошкольный возраст является синзитивным периодом для развития творческой активности ребенка, его творческого воображения. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.

       Возраст 3-5 лет благоприятен для формирования креативности еще и потому, что ребенок к этому возрасту готов к социализации (сформированность речи), а, с другой стороны, – еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку как столовый прибор, как палку, как музыкальный инструмент, как весло и т.д., поскольку такое поведение для него доступнее. Ведь стандартное употребление одного способа требует опреде ленной социализированности и стереотипизации навыка, и, кроме того, развития произвольного внимания, кото рое у ребенка к 3-4 годам еще не развито. Для ребенка мир еще загадочен, проблемен.

       Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
     В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств

     Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

      Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

      Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы – это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

      Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова – это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

      Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

      Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

      Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

      Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

      Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

       Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

     Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

     Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

       Практические способы развития  творческого мышления :

  1. Элементы «ТРИЗ»
  2. Задания типа – «На что это похоже?», «Раскрась так чтобы одна волшебница была добрая, а другая злая»,  «Дорисуй» и т.д.
  3. Из простых фигур составить разные изображения
  4. Придумывание рассказов, историй, сказок
  5. Проблемные ситуации
  6. Рисование нетрадиционными способами
  7. Рисование по программе И. Лыковой
Читайте также:  Педагогика изучает закономерности развития ребенка

      Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

    Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

    Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

     Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

     Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

     Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

     Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;

3. Формирование умения разрешать противоречия;

И еще одно качество, формирующее творческое мышление – это системность.

    Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

    Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

     Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;

2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

        Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.

  1. В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними. 
  2. Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.   Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
  3. Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
  4. Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
  5. Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.

Второе, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку.

       Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста трудно представить без развития воображения. Воображение – это способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта, что-то новое, отличающееся от ранее усвоенного.

Обучать можно без скучной передачи данных, развитие творческих способностей детей должно проходить в стиле игры, можно рассказывать сказки, петь песни, придумывать окончание стихов.

        Развитие творческих способностей детей при помощи игры

Вы, конечно, можете выбрать для развития своего ребенка определенную методику и четко следовать ей, а можете, придерживаясь основных принципов обучения, придумывать незамысловатые, но эффективные игры сами. 

Для более маленьких деток подойдет игра «Что в коробочке», она способствует умению формулировать и задавать вопросы, чтобы понять неопределенную ситуацию. 

Возьмите маленький предмет и положите его в коробочку. А ребенок должен понять, что так. Он может задавать всякие вопросы о предмете, форма, цвет, размер предмета, что им делают.  С помощью ваших ответов ребенок может строить догадки.

Не всегда можно выделить много времени для занятий с ребенком, можно развивать даже по дороге в садик, например, можно поиграть в противоположности. Это поможет малышу усвоить противоположные понятия, вы можете называть свойства предметов, а ребенок должен догадаться какой предмет может обладать такими признаками.

Источник

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала детей.

Выполнила : воспитатель «МБДОУ общеразвивающего вида№173    Тринеева А.Н.

С каждым годом наука об образовании вводит все более и более высокие требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одной из основных педагогических задач является разработка и применение на практике современных образовательных технологий, способствующих обучению и воспитанию детей.

Читайте также:  Примеры социальная ситуация развития ребенка

Поэтому основная задача педагогов – повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО, выбор таких средств, методов и форм организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на повышение качества образования детей, а также на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Актуальность.

Я считаю, что использование современных образовательных технологий в образовательном процессе актуально, эффективно и современно. Потому, что у ребят появляется возможность исследовать и анализировать полученные знания, а также развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Я думаю, что каждый педагог должен использовать современные образовательные технологии в воспитании детей. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается «фундамент», который в дальнейшем гарантирует успешное обучение наших детей.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость

  Сущность педагогической технологии заключается в том, что в ней выражена пошаговость этапов. Педагогическая технология включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе создания предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной педагогической деятельности. Педагогические технологии широко используются, как в работе с детьми и их родителями, так и в педагогическом коллективе.

Поэтому, каждая технология, должна соответствовать всем выше перечисленным требованиям.

Взаимодействие педагогов, детей и их родителей ДОО осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно- образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог должен быть творческой личностью, хорошо владеющий необходимыми образовательными технологиями и использовать их в работе с дошкольниками.

Виды образовательных технологий.

Я, как воспитатель, шагающий в ногу со временем, использую в своей работе современные образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающая технология.

Цель: создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребёнка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.

  • Технологии проектной деятельности.

Цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Проектная деятельность в воспитательно – образовательном процессе носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

  • Технология исследовательской деятельности.

Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Исследовательская деятельность рассматривается в воспитательно- образовательном процессе, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Мир, в котором развивается современный ребенок, значительно отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (планшет, компьютер, интерактивная доска и др.).

Современное общество ставит перед педагогами следующие задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
  • наставником в выборе компьютерных программ,
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий.

  • . Игровая технология

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую технологию включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определённым признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя. Правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, дарят дошкольникам массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательной организацией задачи воспитания и обучения всесторонне развитой творческой личности.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому приоритетной задачей является оптимизация и организация в группе специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности воспитанников. Создавая проблемные ситуации в игровой деятельности, я побуждаю детей высказывать своё мнение, делать выводы, приучаю не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Список использованной литературы.

1. Селевко Г. К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

2. Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.

3. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

4. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Мозаика-Синтез, 2008.

Источник