Педагогические идеи отечественных и зарубежных мыслителей о воспитании образовании и развитии ребенка

В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670).

Заслуга Я. А. Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педагогическую мысль кардинально новые идеи, для ее дальнейшего развития:

– обосновал теорию образования и воспитания как систему научных знаний. Он считал, что человек как часть природы должен развиваться по законам природы.

– разработал возрастную периодизацию, выделив четыре периода в развитии ребенка, каждому из которых должна соответствовать своя школа.

– изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении в главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654).

– раскрыл цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы в работе «Материнская школа».

С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И. Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.

Согласно теории Жан-Жака Руссо (1712–1778) – (Франция), воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Он составил возрастную периодизацию, считал, что воспитывать и обучать детей необходимо с учетом характерных признаков, свойственных детям на разных возрастных ступенях развития. Определил ведущее начало для каждого возраста: до 2 лет – физическое воспитание,  с2 до12 – развитие внешних чувств, с12 до 15 – умственное и трудовое воспитание, с15 до совершеннолетия – нравственное развитие.

Руссо выделил три источника воспитания: природу, людей и окружающие вещи.

Основной труд: «Эмиль или О воспитании».

Педагог-практик, теоретик и публицист И.Г. Песталоцци (1746–1827) – (Швейцария) обогатил педагогическую мысль целым рядом открытий. Именно он высказал идею развивающего обучения, которое давало бы пищу всем органам человека. Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери. Он считал, что любовь матери к младенцу – основа его спокойствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности.

Основные труды: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей», «Лебединая песня»

Фридрих Фребель (1782 – 1852) – (Германия) считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. Ребенок – это носитель божественной сущности, наделенный 4 инстинктами: деятельности, познания, художественный и религиозный. Для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и в общении необходимо организовывать занятия в обществе сверстников. Ввел понятие «детский сад», разработал методику работы воспитателей с детьми. Создал дидактический материал  «Дары Фребеля».

Основные труды: «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Педагогика детского сада», «Дом ребенка»,

Мария Монтессори (1870 – 1952) – (Италия) считала, что воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется  полная свобода действий. Форма занятий – индивидуальный урок. Воспитатель – наблюдатель за процессом раскрытия внутреннего мира ребенка. Основа обучения – сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и дидактического материала.

Основной труд: «Метод научной педагогики»

Активно разрабатывались идеи воспитания и в русской педагогике, они связаны с именами В.Г.Белинского (1811–1848), А.И. Герцена (1812–1870), Н.Г. Чернышевского (1828–1889), Л.Н. Толстого (1828–1910).

Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871)-  (Россия). Он совершил переворот в теории и педагогической практике:

– создал стройную психолого-педагогическую концепцию развития личности и на ее основе – теорию воспитания и обучения;

– впервые в педагогике обосновывает принцип воспитывающего обучения;

– обосновывает в своих работах идею народности в воспитании. Народность, определяющая воспитание, подчеркивал он, включает в себя прежде всего язык народа, историю, традиции, фольклор.

Принципы дидактики Ушинского: посильность, последовательность, наглядность, осмысленность и прочность усвоения знаний.

При обучении необходим: твердый состав учащихся, расписание, фронтальные и индивидуальные занятия. Учитель не только преподаватель дисциплин, но и воспитатель.

Система воспитания должна соответствовать потребностям народа, идея народности. Родной язык – энциклопедия народной мудрости.

Основные труды: «Детский мир», «Родное слово»

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)- (Россия) считал, что содержание обучения определяет религиозно – нравственное воспитание. Особую роль уделял таким методам обучения как слово учителя (рассказ, беседа). Широко использовал наблюдение и опыты, экскурсии – природосообразность обучения. Подчеркивал творческое начало всей деятельности учителя.

Основные труды: «Азбука» и «Книги для чтения»

XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всею в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.

XX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе.

Теоретические работы H.К. Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста.

Цель воспитания: воспитание коллективиста, всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Считала необходимостью сочетать воспитание с общественным трудом. Внесла вклад в разработку основ детского и молодежного общественного движения.

Основные труды: «Народное образование и демократия», «Женщина – работница»

Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939) – теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания.

Основной принцип воспитания – единство личности и общества. Осуществил беспрецедентный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей – правонарушителей. Соединил обучение и воспитание с производительным трудом. Принципы воспитания: через коллектив, в коллективе, уважение и требования к личности.

Читайте также:  Программа развития ребенка с рда

Основные труды: Педагогическая поэма», «Флаги на башнях»,  «Книга для родителей»

Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности – таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970).

Педагогика строится на:

– Любви к ребенку

– Защитном воспитании (защищать от окружающего зла)

– Учить учиться.

Разработал вопросы дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Разработал новый метод исследования в педагогике – эксперимент.

Основные труды: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа», «Методика воспитания коллектива»

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Становление дошкольной педагогики в трудах русских и зарубежных ученых в XVII-XVIII веках

Ученый, педагог

Педагогическая система, концепции, идеи, внесенные этим человеком в дошкольную педагогику

Джон Локк (1632-1704)

Педагогический труд — «Мысли о воспитании».

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме.

Локк указывал на недостатки современной ему педагогической системы: например, он восставал против латинских речей и стихов, которые должны были сочинять ученики. Обучение должно быть наглядным, вещным, ясным, без школьной терминологии. Но Локк — не враг классических языков; он только противник системы их преподавания, практиковавшейся в его время. Вследствие некоторой сухости, свойственной Локку вообще, он не уделяет поэзии большого места в рекомендуемой им системе воспитания.

Ян Амос Коменский (1592-1670)

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

Клод Адриан Гельвеций

(1715-1771)

Утверждал, что все способности и дарования человека, его нравственные качества образуются под влиянием социальной среды; что воспитание может все. Одна из глав его сочинения «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» так и называется «Воспитание всемогуще».

Жан-Жак Руссо

(1712 -1778)

В соответствии со своим учением о «естественном праве» выдвинул теорию естественного, свободного воспитания. Исходя из того, что главным естественным правом человека является свобода, Руссо провозгласил воспитание, не стесняющее ребенка, не мешающее его естественному формированию, сообразное с законами физического, умственного и нравственного его развития. Вслед за Коменским Руссо придерживался принципа природосообразности в воспитании. Свои педагогические идеи он изложил в романе «Эмиль, или О воспитании», в котором дал возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду педагогические задачи. Период от рождения ребенка до двух лет должен быть посвящен физическому воспитанию. Основной задачей второго периода (от 2 до 12 лет) является развитие органов внешних чувств ребенка, которое Руссо рассматривал как необходимую предпосылку умственного развития. Умственное воспитание осуществляется главным образом в период от 12 до 15 лет и опирается на изучение окружающего мира. В четвертый период (от 15 лет до совершеннолетия) формируются нравственные качества человека. Воспитание нравственных качеств происходит в процессе ознакомления с историей и в ходе трудовой деятельности. Труду Руссо придавал огромное значение, он писал о необходимости систематической трудовой подготовки. Ребенок должен овладеть какой-либо полезной профессией, чтобы зарабатывать себе на жизнь и быть независимым.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

Высшую цель воспитания он видел в том, чтобы способствовать подъему внутренних сил человеческой природы и сознанию «творческой близости к природе и человеку» для деятельного труда в обществе, которому сопутствуют внутренний покой и внешний порядок. Песталоцци был убежден, что воспитание должно быть приспособлено к развитию природы. Причем природосообразное воспитание первоначально осуществляется в семье матерью, а затем только продолжается в школе.

Иммануил Кант

(1724-1804)

Его идея априорности некоторых форм познавательной деятельности использовалась для обоснования дидактики, а идея категорического императива легла в основу теории нравственного воспитания.

Иоганн Фридрих Гербарт  (1776-1841)

Будучи философом и психологом, он утверждал, что педагогика теснее всего связана с философией и психологией. Философия предписывает ей цели воспитания, а психология указывает пути их достижения. Цель воспитания Гербарт определял как гармонию воли с эстетическими идеями и выработку многостороннего интереса. Основные пути достижения этой цели он видел в управлении, воспитывающем обучении и нравственном воспитании.

Гербарт считал, что обучение без нравственного воспитания является только средством без цели, а нравственное воспитание без обучения есть цель, лишенная средств. Содержание нравственного воспитания он выводил из кантианской этики, вечных норм долга, которые в качестве категорического императива требуют умения терпеть и воздерживаться. Нравственное воспитание должно обеспечить внедрение в сознание ребенка путем обучения соответствующих представлений, переходящих потом автоматически в поведение.

Гербарт ввел понятие воспитывающее обучение. Задача такого обучения состоит в том, что оно не только дает ребенку знания, умения, навыки, но и формирует мировоззрение, мораль, характер, волю, познавательные способности личности ребенка, развивает у него многосторонний интерес. Гербарт внес значительный вклад в разработку проблем воспитывающего обучения.

Источник

МБДОУ детский сад №396 «Подсолнушек»

Консультация для воспитателей

Выдающиеся педагоги современности о воспитании дошкольников

Воспитатель: Алоян Е. А.

г. Нижний Новгород

        2017г

Дидактическая система К. Д. Ушинского

В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: ” Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях”. Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии” (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, “духа времени”, специфики культуры и передовых общественных идеалов определенного социума в конкретно-исторический период. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному Труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость науки и школы от религии, выступал против руководящей роли духовенства в школе.Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга “высказать смелое слово истины” против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.)Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: “…следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания”.Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: “Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека”. Таким образом, К. Д.Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.Педагогические принципы К. Д. Ушинского1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности3. Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли — естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы.4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

Читайте также:  Ребенку 6 лет а развитие выше среднего

Выдающиеся педагоги прошлого и современности

Ян Амос Коменский (1592 – 1670).Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения). Говорил о всеобщем обучении на родном языке. Предложил организовать единую школу. Его труд «Великая дидактика».
1.определил и разработал возрастную периодизацию
2.создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация)
3.его принципы легли в основу классического воспитания и обучения: природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе), доступности (знания адаптированные ребенку), систематичности и последовательности (от простого к сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от сезона).
4.выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения
5.посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель
6.выделял физическое воспитание как приоритетное направление (здоровье)
7.говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827).
1.разработал принцип природосообразности («Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать»). Природа ребенка требует и стремится к развитию.
2.разработал теорию элементарного образования (знакомство с окружающим миром, развитие речи, обучение счету, письму и чтению в дошкольном возрасте)
3.объединил обучение и труд, т.к. это развивает мысль и дух ребенка.
Жан Жак Руссо (1712 – 1788).Французский педагог – теоретик. Его труд «Эмиль или о воспитании». Труд отражает путь решения проблемы воспитания. Преимущество социальному воспитанию дается, ребенка забирают от родителей, он воспитывается под руководством педагога. Против насилия. Пропаганда учета индивидуальности, желаний и потребностей ребенка. Активное использование косвенных методов воспитания. Из-за постоянно сменяющихся желаний и интересов у ребенка знания носят не систематизированный характер, отрывочный. К 18 годам Эмиль совершает кругосветное путешествие, познает мир. Затем становится учеником ремесленника, помогает ему во всем и одновременно обучается ремеслу. Ребенок должен быть воспитан на благо обществу. Источниками воспитания являются природа, люди, предметный мир. Идеи воспитания: физическое, умственное развитие, развитие внешних чувств.
Фридрих Фребель (1782 – 1852).Немецкий педагог. Первый создал учреждение для дошкольников «Детский сад», взрослых назвал садовницами. Считал, что есть главное для развития человека:
1.инстинкты (деятельность, познание, художественный и религиозный инстинкт)
2.цель воспитания – развитие у ребенка природных способностей (инстинктов)
3.идеи воспитания включают игру, развитие внешних органов чувств (геометрические фигуры), Дары Фребеля для разработанной им системы сенсорного развития (игрушка – мяч, шар и куб, деление кубиков на части по величине, разделение частей на направления плоскостные, линейные и угловые, разделенный кубик на 27 кирпичиков вдоль и поперек для развития навыков строительства). Предлагал занятия лепкой, рисованием, плетением, вышиванием, выкладывание орнамента из гороха и бусинок, разработал подвижные игры на воздухе и занятия по физкультуре. Таким образом, Ф. Фребель является основоположником дошкольной педагогики, т.к. занимался подготовкой педагогических кадров, излагал систему воспитания дошкольников в книгах «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», «Детский сад».
Мария Монтессори (1870 – 1952).Итальянский врач – педагог. Ее идеи: – система самовоспитания, самообучения детей; – отрицала руководящую роль взрослого в воспитании и развитии детей. Разработала создание условий для развития детей на основе их психологических возрастных особенностей. Впервые ввела антропометрические измерения (вес, рост ребенка). Разработала систему сенсорного развития – развития органов чувств. Занятия длились 4 – 5 часов. Учреждение для детей называлось «Дом ребенка». Разработала принципы воспитания и развития:
-ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это сам
-развитие всех органов чувств
-ручной труд (вырезание ножницами)
-пение, игры на воздухе.
Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939).Советский педагог. Работала над книгой «Народная демократия». В книге отражено трудовое воспитание как ведущее направление в обучении и воспитании детей. Боролась за идею социализма. Т.е. государство ставит цель, а рабочие должны ее реализовывать. Детская производственность труда является важным компонентом воспитания и обучения детей.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870).Идея народности в воспитании. Народность – система, выработанная исторической жизнью народа. Пособие «Родное слова» предназначено для учителей, которые преподают на родном языке для воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родной земле. Разработал педагогическую систему:
-воспитание ребенка должна начинаться в семье
-воспитание продолжается в ДОУ
-обязательное школьное образование
Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939).Говорил о продуманных целях воспитания. Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время:
-нет систематичности
-нет взаимосвязей между воспитанием и обучением
-между педагогами нет взаимодоговоренности по поводу материала по предметам, поэтому знания детей носят разрозненный характер
-цели воспитания и обучения конкретных учреждений не удовлетворяют потребности общества в целом
-педагоги не проявляют гибкости мышления, используют авторитарный стиль общения с детьми
-нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей
-не развивается чувство коллективизма у детей, т.к. не дают детям ответственных поручений и возможности к самодисциплинированности и взаимоответственности за коллектив и себя.
Работал в колонии для несовершеннолетних детей, организовывал коллективные формы воспитания, развивал самостоятельность, ответственность за порученное дело перед сверстниками. Составлял руководство и рекомендации для воспитания детей в коллективе. Пропагандировал самоуправление детским учреждением.
Аделаида Семеновна Симонович (1840 – 1933).Открыла первая платный детский сад для детей от 3 до 6 лет. Говорила о пользе ДОУ для подготовки к школьному обучению (грамматика, счет, вырезание, плетение, лепка, родиноведение, знакомство с трудом взрослых). Разработала дидактические занятия с куклой. При ней появляется первый российский журнал «Детский сад», где отражаются дидактические правила воспитания и обучения детей, требования к личности воспитателя.
Елизавета Николаевна Водовозова (1844 – 1923).Последовательница К.Д. Ушинского. Пропагандировала идею народности в воспитании и обучении, делала упор на умственное, физическое и нравственное воспитание. Ведущим методом является наблюдение, приоритетной темой является знакомство с трудом взрослых.
Луиза Карловна Шлегер (1863 – 1942).Участница прогрессивного гуменного общества. Открыла детский сад для рабочих семей. Пропагандировала воспитание детей в коллективе. Дети самостоятельно изготовляют игрушки – поделки в труде. Затем используют эти игрушки в коллективных играх. Выпустила книгу «Л.К. Шлегер», где отражается практическая работа с детьми в детском саду. Приоритетным направлением является физической воспитание, игра, знакомство с трудом взрослых.
Елизавета Ивановна Тихеева (1867 – 1943).Участвовала в составлении программы, разработала систему сенсорного воспитания, и развития речи. Описала правила для ребенка, выдвинула требования к наглядным пособиям, разработала подробно словесные методы (рассказы, истории). Обращала внимание на развитие у детей творческих способностей.
Шалва Александрович Амонашвили (1931).Современный грузинский педагог – гуманист. Первым проектом была «Школа радости» в Тбилиси для детей с 6 лет. Его труды: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Школа жизни», «Создание человека». Педагог-гуманист выдвинул три основных принципа гуманистической педагогической деятельности:
1.любить ребенка – педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка
2.очеловечивать среду, в которой живет ребенок – обеспечение душевного комфорта и равновесия (ничто не должно раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, унижение и уныние)
3.прожить в ребенке свое детство – стремиться вызвать доверие ребенка к педагогу, любовь к педагогу, взрослый в свою очередь познает жизнь ребенка со всех сторон
Главный девиз педагога – ребенок может все, учитель же должен в это свято верить и эту формулу внушать ребенку. Ш.А. Амонашвили выделил три страсти детства, которые позволяют осуществлять движение природы ребенка:
-страсть к развитию – стремление к противоречиям и трудностям, их преодоление
-стремление к взрослению – взрослым следует общаться с ребенком на равных, давать ответственные поручения
-стремление к свободе – уважение характера личности ребенка, отказ от запретительной педагогики.
Педагог против отметок, искусственно вводимых с целью стимулирования учебно-познавательной деятельности детей. Оценка взрослого должна быть направлена на творения ребенка, его самоконтроль, суждения и самое главное на успех ребенка. Чтение должно быть в школе не для скорости техники чтения, а как средство познания, анализа прочтенного текста, выборочного интереса к печатной информации.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970).Его труд «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности». Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Оценки должны быть оптимистичными, поощряться за труд, получать их могут только старшеклассники, в начальной школе детей нельзя запугивать оценками. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка:
1.материальные потребности – на голодный желудок невозможно постигать знания, человек себя хочет чувствовать уверенным в материальном достатке
2.потребность в познании – чувство открывателя, исследователя природы и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна.
3.потребность в человеке как в носителе духовных ценностей – желание общаться, обменивать мыслями, идеями, проблемами.
В.А. Сухомлинский говорил, что проблемой современного общества является отсутствие гармонии между материальными потребностями и духовными (человек богат, но безнравственен).
Педагог-гуманист создал свою систему эстетическо – нравственного воспитания – красота в природе, в музыке и живописи, в семье, а именно в матери. Говорил о необходимости развития положительной эмоционально-чувственной сферы в ребенке. Педагог против зазубривания материала в школе, поощрял рассуждения, творчество, активность в ребенке. Говорил о важности веры педагога в то, о чем он говорит детям: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет». Говорил о важности физического труда ребенка не только для блага общества, но и что очень важно для личного познания ребенка самого себя, раскрытия своих задатков и способностей. Трудовое воспитание, по мнению педагога, должно быть неразрывно связано с нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим воспитанием и развитием.

Читайте также:  Смешанные специфические расстройства психологического развития у ребенка

Источник