Педагогическая работа с семьей ребенка с проблемами в развитии
Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми,
имеющими нарушения в развитии
Середина Елена Валерьевна
Учитель-логопед МБУ «СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области
Аннотация. Основной целью консультирования семей, имеющих детей с нарушениями речи является оказание учителем – логопедом коррекционно-педагогической помощи в ходе специально-организованной беседы, направленной на осознание родителями сути проблемы и способов ее решения. Семья обязана формировать здоровую, развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни.
Ключевые слова: семья, коррекция, метод, обучение, консультирование, психологическое здоровье семьи, семейные отношения, развитие, речевые нарушения, дети с нарушениями в развитии.
Методы воспитания детей в семье имеют свою специфику. Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, стиля отношений в семье, родительской роли и т.д. Влияние на ребенка родителей индивидуальное, основано на конкретных поступках. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них.
В основном все родители используют общие методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, убеждение, наказание.
В некоторых семьях создаются и используются воспитывающие ситуации. Средства решения воспитательных задач в семье разнообразны: труд, учение, авторитет родителей, духовный и моральный климат семьи, национальные традиции, обычаи, слово, радио, телевидение и т.д.
Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий: 1) Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы; 2) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: чем увлекаются, что читают, какие поручения выполняют, какие отношения с педагогами и одноклассниками, взрослыми, что ценят больше всего в людях и т.д;
3) Когда родители, отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно используются практические методы. Общение ребенка с родителями во время просмотра телепередач, совместного труда, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, что позволяет родителям лучше понять детей. 4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов и средств, форм воспитания. Следовательно, овладеть секретами педагогического воздействия и воспитания – практическая необходимость.
Основные задачи родителей в коррекционно-педагогическом процессе зависят от возраста детей.
В возрасте от 0 до 3 лет родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью эмоционально-теплового общения, тактильных, зрительных и слуховых стимулов. В игровой форме общения производится стимуляция двигательной, речевой активности, развитие пространственной ориентировки у ребенка. Мать организует охранительный режим для ребенка, ведет дневник наблюдений.
В возрасте 3-4 лет у детей развивают психические процессы: память, внимание, мышление; речь, общую и мелкую моторику рук, формируют навыки общения, самообслуживания и личной гигиены, организуют сюжетно-ролевые игры, расширяют представления ребенка об окружающем мире, организуют его отдых, выбирают дошкольное учреждение и участвуют в организации работы со специалистами. Родители организуют охранительный режим для ребенка, ведут дневник наблюдений.
В возрасте 5-6 лет родители организуют режим дня ребенка, совместно со специалистами готовят ребенка к школе. Родители формируют у детей самостоятельность и трудовые навыки, развивают творческие способности и интересы, ведут дневник наблюдений.
Таким образом, основными задачами родителей, являются:
- Родителям необходимо знать особенности развития ребенка, создать спокойную домашнюю атмосферу с режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
- Постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдений;
- Овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по коррекционному развитию и воспитанию, обучению своих детей;
- Обеспечение своевременного приема медикаментозных средств детьми с нарушениями в развитии, наблюдения за их действием и информировании врача;
- Овладение основами правовых знаний, касающихся детей с ОВЗ и детей группы риска по отклонениям в развитиях;
- Участие в деятельности реабилитационных центров, обучающих семинарах, школах для родителей детей с нарушениями в развитии;
- Родителям необходимо сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к нарушению в развитии, дефекту речи, включать в жизнь ребенка посильную игровую деятельность.
Самым важным условием психологического комфорта для ребенка является единство и
понятность требований, которые предъявляют к нему взрослые.
Особое внимание родители и педагоги должны уделять развитию речи детей. Для развития у детей всех сторон устной речи: правильного звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи родителям необходимо – оказать посильную помощь своему ребенку в постановке звуков, учитывая рекомендации логопеда и педагогов. Воспитателю и специалистам в детском учреждении организовать в течении года целенаправленную работу с детьми по профилактике и коррекции звукопроизношения и развитию других сторон речи.
Для развития звуковой стороны речи родителям необходимо по рекомендациям логопеда или другого педагога проводить со своим ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении. Проводить игровые упражнения по развитию фонематического слуха, речевого внимания. Для развития мелкой моторики рук проводить игровые упражнения («Белка», «Пальчик-мальчик» и др.). Родители могут давать детям в домашних условиях под контролем вырезать ножницами, собирать мозаику, конструктор, лепить из пластилина и т.д. Педагоги проводят в течение года фронтальные и индивидуальные занятия по развитию звуковой культуры речи. Систематически проводят артикуляционную гимнастику, игры и игровые упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на слух наличие звука в слове), речевого дыхания, мелкой моторики рук, используя специальные упражнения и занятия по видам детской деятельности предусмотренных образовательной программой.
В целях обогащения и формирования словарного запаса у детей родители могут читать детскую и художественную литературу, беседовать с детьми, обращать особое внимание на то, из чего сделаны предметы, какой они формы, цвета, размера, расширять обобщающие понятия: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, дикие и домашние животные, транспорт и т.д. Педагоги формируют и развивают словарь детей в процессе всех видов детской деятельности на занятиях, прогулках, режимных моментах и т.п. Проводят игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры на закрепление обобщающих слов, осмысленное употребление антонимов. Учат детей осуществлять подбор действий к предмету, объекту, вырабатывают понимание значений обобщающих слов.
Для формирования грамматического строя речи педагоги упражняют детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения, в образовании имен существительных во множественном числе, родительном падеже множественного числа, учат пользоваться глаголами. Проводят речевые игры и специальные упражнения по ознакомлению детей с некоторыми способами словообразования. Родители стремятся, чтобы речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.
Развитию связной речи способствует обмен впечатлениями родителей с детьми после просмотра мультфильма, прочтения сказки, стихотворения и т.п. Логопед и воспитатели обучают ребенка составлению и распространению простых предложений, знакомят с видами простых предложений, различных по цели высказывания, упражняют в умении интонационно отражать цель высказывания. Знакомят детей с правилами ведения диалога, используя театрально игровую деятельность. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинам, сериям картин, по представлению.
Важно знать!!! Роль родителей и педагогов в развитии ребенка очень велика.
Родителям и педагогам для речевого развития детей необходимо создать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду и всячески способствовать активизации детской речи.
Список литературы:
- Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г.М.Бреслав. – М., 1990.
- Михнева, Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Б.Михнева. – М., 1990.
- Никулина. В.Д. Рекомендации по психо-коррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка[Текст] / В.Д.Никулина // Воспитание и обучение ребенка с нарушениями в развитии. – 2002.-№4.
- Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева.-М.:Эксмо, 2015.-288с.:ил.
Источник
условия для формирования ценностных ориентаций,
установок, эмоционального отношения к другим
людям, что создает основу для развития личности
ребенка в целом”
Е.А. Стребелева, А.В
Зацепина
(Дефектология, 1, 2005, с. 4)
Приложение
Одним из основных источников и эталонов
человеческого поведения является семья. Образцы
поведения родителей копируются ребенком с
раннего детства, и решение сначала детских, а
потом взрослых проблем взаимодействия
осуществляется часто на основе подражания
семейному варианту их решения (А.А. Аркин, Л.С.
Выгодский, А.В. Запорожец и др.).
Цель воспитания ребенка – это подготовка
сознательного члена общества, активно
участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая
“особого” ребенка, необходимо знать
своеобразие его развития и специальные методы
воспитания.
Рождение малыша с отклонениями в развитии,
независимо от характера и сроков его заболевания
или травмы, нарушает весь ход жизни семьи.
Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда
вызывает у родителей тяжелое стрессовое
состояние, семья оказывается в психологически
сложной ситуации. Рушатся надежды, развивается
психологическое противоречие между ожиданиями и
физической невозможностью их осуществления.
Американский исследователь семьи Торнбалл в 1986
г. выделил пять периодов, связанных со стрессом
на стадиях и переходах жизненного цикла семей,
имеющих детей с отклонениями в развитии.
- Рождение ребенка – получение точного
диагноза, эмоциональное привыкание,
информирование других членов семьи. - Школьный возраст – становление личностной
точки зрения на форму обучения ребенка
(интегрированное, специализированное обучение),
хлопоты по устройству, переживание реакций
сверстников, заботы по внешкольной деятельности
ребенка. - Подростковый возраст – привыкание к
хронической природе заболевания ребенка,
возникновение проблем, связанных с
сексуальностью, изоляцией от сверстников и
отвержением, планирование будущей занятости
ребенка. - Период “выпуска” – признание и
привыкание к продолжающейся семейной
ответственности, принятие решения о подходящем
месте проживания повзрослевшего ребенка,
переживание дефицита возможностей его
социализации. - Постродительский период – перестройка
взаимоотношений между супругами (например, если
ребенок был успешно выпущен из семьи) и
взаимодействие со специалистами по месту
проживания ребенка.
Столкнувшись с фактом рождения ребенка с
проблемами в развитии и необходимостью его
воспитания, родители не всегда способны
адекватно воспринимать ситуацию и вести себя в
ней.
Ряд специфических особенностей родительского
поведения:
1. Нежелание родителей принимать медицинские
диагнозы, избегание специалистов,
констатирующих реальную ситуацию происходящего
с ребенком.
2. Неоднозначное отношение к комплексной
психолого-медико-педагогической помощи. В одних
случаях родители категорически отказываются от
медицинских мероприятий, необходимых для
активизации нервно-психической и
физиологической деятельности детей с проблемами
в развитии. Или же они стараются их
минимизировать (т.е. по возможность избежать) и
отдают приоритет только педагогической
коррекции. В других случаях родители
преувеличивают роль медицинского влияния на
развитие ребенка, рассматривая
психолого-педагогическую помощь как
второстепенную и малоэффективную.
Склонность родителей скрывать факты
проблемного развития ребенка в общении с
окружающими, особенно в беседах на тему успехов и
достижений ребенка (со знакомыми, специалистами
и др.). Это проявляется в настороженном или
агрессивном поведении, стремлении
преувеличивать способности ребенка. Часто
результатом такого поведения родителей является
предъявление ребенку неадекватных его
психофизическим возможностям требований.
К сожалению, далеко не все мамы и папы детей с
проблемами в развитии способны самостоятельно
преодолеть тяжелый кризис вхождения в статус
семьи с “особым” ребенком. С каждым днем по мере
роста и развития ребенка в семье возникают новые
стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению
которых родители совершенно не подготовлены.
Казалось бы, друзья и родственники должны помочь
родителям, однако, узнав о травме или болезни
ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому
приходится задуматься об отношении к ребенку, к
его родителям. Не зная как помочь, и боясь быть
бестактными, родственники и знакомые порой
предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать
проблему, что еще больше затрудняет положение
семьи “особого” ребенка. Нередки случаи, когда
бабушки и дедушки из-за стыда отказываются
признать внука или внучку с инвалидностью.
В первую очередь это относится к глубоко
умственно отсталым детям, которые внешним видом
и неадекватным поведением привлекают к себе
нездоровое любопытство и неизменные расспросы
со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это
ложится тяжким бременем на родителей и, особенно,
на мать, чувствующую себя виноватой за рождение
такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что
именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за
его будущее, растерянность, незнание
особенностей воспитания приводят к тому, что
родители отгораживаются от близких, друзей и
знакомых, предпочитая переносить свое горе в
одиночку, или определяют ребенка в интернат.
Конструктивная и динамическая помощь таким
семьям является необходимой на всех этапах жизни
ребенка. Специалистам необходимо создать
благоприятные условия для реабилитации всей
семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в
развитии. Суть реабилитации заключается в том,
чтобы помочь семье обрести прежний
социально-психологический и социокультурный
статус, выйти из состояния психологического
стресса.
Решение этой проблемы предусматривает:
- психологическое изучение состояния членов
семьи, в первую очередь матери; - составление программы реабилитационных
мероприятий семьи в психолого-педагогическом и
социально-культурном аспектах; - проведение реабилитационных мероприятий, в
соответствии с программой, конкретно для каждой
семьи; - организацию групп взаимоподдержки;
- патронирование семьи после проведенных
реабилитационных мероприятий.
Для обеспечения эффективной работы с
родителями “особых” детей специалисты должны
разобраться в эмоциональных отношениях в семье.
Педагогам приходится иметь дело со взрослыми,
находящимися на различных этапах адаптации к
роли родителей проблемного ребенка.
Специалистам важно знать, насколько члены
“особой” семьи готовы говорить о своей семейной
проблеме с другими взрослыми, как они относятся к
коррекционно-развивающему процессу, каковы их
ожидания, установки, готовы ли они вообще
сотрудничать с медико-психолого-педагогическим
персоналом образовательного учреждения.
Помогая ребенку преодолевать трудности в
овладении внешним миром, родителям важно
преодолеть нередко возникающее чувство своей
неполноценности, понять, что семейная
обстановка, в которой растет ребенок, должна быть
естественной системой отношений – между
родителями и детьми, между супругами, а также
отношений и связей с окружающими семью людьми.
Модель организации помощи семье,
воспитывающей проблемного ребенка, должна иметь
три этапа своего развития:
Первый этап направлен на привлечение
родных к учебно-образовательному процессу
ребенка. Педагог должен убедить членов семьи в
том, что именно в них очень нуждается их малыш,
что, кроме них, этим процессом заняться некому,
что ни одна, даже самая лучшая
коррекционно-развивающая программа не сможет
дать полноценных результатов, если она не
решается совместно с семьей.
На втором этапе предполагается
формирование увлечения родителей процессом
развития ребенка. Главной задачей работы
становится формирование у них активной позиции в
воспитании малыша. Педагог показывает родителям
возможность существования ежедневных маленьких,
но очень важных для ребенка достижений. Члены
семьи обучаются эталонным моделям работы с
ребенком, включающим отработку заданий педагога.
Третий этап характеризуется раскрытием
перед членами семьи возможности личного поиска
творческих подходов к обучению малыша и личного
участия в исследовании его возможностей. При
этом значимым является обучение родителей
разнообразным формам взаимодействия с ребенком
наблюдению и оценке его реакций и поведения.
Представления и ожидания, связанные с
развитием ребенка, восприятие самого ребенка
составляют основу “родительских установок” и
являются источником для воспитательных
стратегий. В процессе работы повышается
родительская компетенция, родители “особых”
детей постепенно берут на себя не только
поддерживающие и закрепляющие, но и
самостоятельно развивающие функции
развивающего взаимодействия с ребенком.
Включение родителей в
коррекционно-педагогический процесс является
важнейшим условием развития ребенка с особыми
образовательными потребностями. Учет
эмоциональных, социальных, личностных и других
особенностей семьи с “особым” ребенком
увеличивает эффективность использования ее
педагогического потенциала, что является одним
из важнейших факторов эффективности работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Приложение
Литература
- Савина Е.А., Чарова О.Б. “Особенности
материнских установок по отношению к детям с
нарушениями в развитии” / научно-методический
журнал “Вопросы психологии”, № 6, 2002, с. 15-23; - Ткачева В.В. Пути социальной адаптации
семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в
развитии. Практикум по социальной адаптации. –
М.: Издат. ГНОМиД, 2000. - Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с
матерями, воспитывающих детей с отклонениями в
развитии. Практикум по формированию адекватных
отношений. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000. - Строгова Н.А., Магарычева Е.А. “Проблема
психологической помощи родителям, имеющим детей
с отклонениями в развитии” / журнал “Школьный
логопед”, № 1(16), 2007, с. 56-59; - Хайртдинова Л.Ф. “О работе с родителями в
специальном (коррекционном) дошкольном
образовательном учреждении для детей с
нарушениями интеллекта” / “Дефектология”, № 1,
2005, стр. 11–13; - Стребелева Е.А., Закрепина А.В.
“Современные формы помощи семье, воспитывающей
ребенка с отклонениями в развитии” /
“Дефектология”, № 1, 2005, стр. 3–10; - Чарова О.Б. “Материнские установки по
отношению к детям с нарушением интеллекта” /
“Дефектология”, № 6-2008, стр. 13-19; - Микляева Н.В. “Изменение родительских
установок на процесс коррекционно-развивающей
работы с дошкольниками с общим недоразвитием
речи” / журнал “Логопед”, № 5, 2008, стр. 119–123.
Источник