Педагогическая поддержка ребенка и процесс его развития
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
ЧЕТВЁРТАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе «Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки». Несколько позже этот доклад был полностью опубликован на страницах газеты «Первое сентября» (№ 119 от 21 ноября 1995 года). После смерти О.С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, СМ. Юсфин, которые совместно с работниками Центра «Педагогический поиск» (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала «Классный руководитель» (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.
Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С.Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке). Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович приходит к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации. Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения,а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.
Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера. Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: «…В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации». Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования). В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Раскрывая сущность явления «педагогическая поддержка», разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.
Цель и принципы воспитания.О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. «Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных». А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.
1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур.
7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
8. Доверяя — не проверяй!
9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
10. Умей признать свою ошибку.
11. Защищая ребенка, учи его защищаться. Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогической поддержки, Н.Б. Крылова называет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит:
а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по товарищески (без сюсюканья и панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
г) ожидание успеха в решении проблемы, готовности оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность испособность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.
Содержание воспитательного процесса.Основу содержания воспитания, по мнению О.С.Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:
—культура жизненного самоопределения;
—культура семейных отношений;
—экономическая культура и культура труда;
—политическая, демократическая и правовая культура;
—интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
—экологическая культура;
—художественная культура;
—физическая культура.
Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).
Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции.
Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность.
Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.
«Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, формирование у человека представлений о возможных последствиях его некомпетентного взаимодействия с техникой, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.
Таким образом, самоопределение личности ребенка и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога. Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагает разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В pяде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руководителей.
Механизм воспитания. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, – без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
I этап (диагностический) — фиксация факта, сигналя проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудностей) взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);
III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере. «Деятельность, общение и бытие ребенка, — по утверждению О.С. Газмана, — являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей».
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. В публикациях О.С. Газмана и его учеников нам не удалось обнаружить перечисления критериев и показателей эффективности процесса воспитания школьников. Но анализ ключевых идей концепции делает их очевидными. Поэтому к основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как:
—готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;
—развитость индивидуальных способностей ученика;
—нравственная направленность личности;
—физическое и психическое здоровье школьника;
—сформированность базовой культуры учащегося;
—защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.
Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становление индивидуальности школьника.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2303; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Выступление педагога – психолога на педсовете по теме:
«Педагогика поддержки ребёнка и процесса его развития»
В настоящее время в качестве цели образования определено развитие личности школьника, его способностей, формирование самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Целью образования является создание условий для самоопределения и самореализации личности. Однако эта задача не может быть решена только в рамках обучения и воспитания, поскольку предметом обучения выступают знания о мире и способы умственной деятельности, а предмет воспитания – социальные ценности, нравственные нормы поведения и отношения. В рамках гуманистической педагогики в настоящее время разрабатывается теория и практика педагогической поддержки детей, которая и призвана обеспечить реализацию процессов развития – саморазвития, обучения – самообучения, воспитания -самовоспитания. Направленный на развитие внутренних качеств личности школьника, процесс педагогической поддержки призван обеспечить индивидуализацию образования, дополнив собой социализирующие процессы обучения и воспитания. Таким образом, педагогическая поддержка рассматривается как часть образования, как часть целого наряду с другими его составляющими: обучением и воспитанием.
Педагогическая поддержка саморазвития учащихся в соответствии с возрастными психофизиоло-гическими особенностями. Сложные, противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, обуславливают спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, способную не только освоить опыт старших поколений, но обогатить его собственными достижениями. Воспитательный процесс в образовании включает в себя – развитие педагогики свободы и сотрудничества взрослых и детей, психолого-педагогическую поддержку личности ребенка как стратегию современного воспитания. Педагогика свободы опирается на исключительное право ребенка самостоятельно принимать решения, касающиеся его отношений с миром, обществом.
Педагогика свободы и сотрудничества всегда ориентирована на внутреннее “хочу” ребенка, а не только на внешнее “надо.
Успешную реализацию отношений сотворчества определяют ценностные ориентации педагога. Важно, чтобы он проявлял стремление раскрыть в ребятах самобытную природу, демонстрировал уважение и утверждение их как личностей, обеспечивал направленность действий ребят на развитие их творческого потенциала.
Только создав ребенку полноценную детскую жизнь с удовлетворенными моральными, эстетическими и иными потребностями, мы вправе ждать от него творческих проявлений.
Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.
Таким образом, главным при сотворчестве является вера педагога в потенциальные возможности своих воспитанников. Педагоги, не верящие в ребят, по нашему мнению, не в состоянии строить оптимистический и гуманный воспитательный процесс.
При организации совместной деятельности нужно помнить о основных предпосылках продуктивного сотворчества:
-Взаимодействие с учащимися должно предполагать реальное соучастие педагога, когда он не просто рядом, а вместе с ними.
-Важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела.
-Необходимо признать запрет на навязывание педагогом готового содержания и опыта педагога, пока у учащихся не появиться необходимость посоветоваться с педагогом.
-Важно обеспечивать добровольное включение ребят в решение творческих задач.
-Деятельность должна быть увлекательной, при ее организации важно учитывать и опираться на личные интересы учащихся.
Педагогическая поддержка рассматривается как создание благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. «Узкий» смысл ассоциируется с помощью педагога, его содействием в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.
Оказание педагогической поддержки предполагает совместную работу родителей, педагогов, психологов, кураторов, администрации; использование различных форм поддержки (замещение, призыв к подражанию, сотрудничество, инициирование, упреждение); поддержку по направлениям: разрешение конфликтов; успешность в общении; в усвоении учебных программ, в организации досуга, поддержка физического и психического здоровья учащихся .
На основе анализа педагогической литературы нами вскрыты факторы педагогической поддержки. Таковыми являются:
-реформирование процесса образования в направлении его культурно-созидающей функции
-обращение педагога к индивидуальному опыту обучаемого
-наличие в образовательной системе педагога, целенаправленно поддерживающего усилия воспитанника
Идея педагогической поддержки была сформулирована в 1995 году О.С. Разменом. Он определил её как педагогическую помощь детям в решении их индивидуальных проблем в сферах общения, обучения, творчества, досуга, здоровья. О.С. Газман считал, что помогать можно тому, что есть в наличии, то есть педагог поддерживает, развивает личность, самостоятельное движение ребёнка. Поэтому главное в педагогической поддержке, по мнению О.С. Газмана, — это саморазвитие ребёнка, которое включает самосознание, самоопределение, самодеятельность, самореализацию.
Идея О.С. Газмана имеет гуманистическую направленность, которая характерна для современной педагогики. Она ориентирована на развитие личности, основана на взаимодействии педагога и ребёнка.
Концепция О.С. Газмана о педагогической поддержке ребёнка строится на методологических принципах педагогики. Одним из основных является личностный подход, рассматривающий ребёнка как уникальное явление, самостоятельную ценность. Этот подход означает ориентацию на личность как цель, результат и главный критерий эффективности деятельности педагога. Отношения педагога и ребёнка рассматриваются через призму полисубъектного (диалогического) подхода. Такой подход строится на субъект-субъектных отношениях педагога и ребёнка — то есть педагог не воспитывает, не учит, а стимулирует активность ребёнка к саморазвитию. Саморазвитие же личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического процесса — другими словами индивидуально-творческого подхода.
Антропоцентрическая модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, ориентированной на развитие и саморазвитие личности. Задача педагога — помогать воспитаннику в процессе саморазвития, проявлении творческих способностей, индивидуальности, обретении духовного богатства.
Целью свободного воспитания является привитие ребёнку способности нести ответственность за свою жизнь и выбор духовных ценностей. Такое воспитание опирается на идею свободного выбора, неотделимого от развития критического мышления, ответственной активности в управлении собой, своими эмоциями, характером отношений с другими людьми. Роль воспитателя заключается в помощи ребёнку в познании себя, своих потребностей и ресурсов, в познании окружающего мира, саморазвитии.
Педагогическая поддержка основывается на гуманистических принципах воспитания, сформулированных О.С. Газманом:
*ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;
*самореализация педагогов — в творческой самореализации ребёнка;
*всегда принимай ребёнка таким, какой он есть;
*все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
*не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;
*дети — носители грядущей культуры;
*соизмеряй свою культуру с культурой растущего человека; воспитание — диалог культур;
*не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
*доверяя, не проверяй! Признавай право на ошибку и не суди за неё;
*умей признать свою ошибку;
*защищая ребёнка, учи его защищаться.
Соответственно, в качестве критериев, по которым можно судить о реализации процесса социально-педагогической поддержки, на наш взгляд, можно выделить следующие:
1. Товарищеские отношения педагога и ребёнка, предполагающие равноправие субъектов общения, уважение достоинства, права выбора и действия, самостоятельность, независимость ребёнка. Приверженность диалоговым формам общения.
2. Наличие ситуации выбора и успеха для каждого ребёнка, проявляющееся в разнообразии путей решения проблемы и достижении поставленной цели.
3. Профессиональная психолого-педагогическая готовность педагога к работе в режиме социально-педагогической поддержки. Владение соответствующими педагогическими технологиями и методами работы. Способность к самоанализу, адекватная самооценка, эмпатийность, гибкость.
4. Создание атмосферы открытости, доброжелательности, позитивной деятельности по развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству.
По мнению О.С.Газмана, принципиальное отличие педагогической поддержки от других приемов педагогической деятельности состоит в том, что та или иная личностная проблема обозначается и в целом решается самим ребенком при опосредованном участии взрослого. В таком случае ребенок сам берет на себя ответственность за результат своих действий, не перекладывая ее на педагога, родителей или других людей.
Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С. Газмана. Ее реализация возможна в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы,
ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно –ориентированный характер. При её осуществлении главным предметом деятельности ребёнка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических воздействий( защиты, помощи, содействия , взаимодействия).
Памятка «Этапы ,основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы»
Этапы педагогической поддержки | Содержание деятельности | Приёмы и методы организации деятельности |
1. Сигнальный | 1.Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребёнка значимой для него проблемы: – неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость); – обращение родителей к педагогу или администрации школы; – тревожные суждения об ученике одноклассни-ков и учителей ,работающих в этом классе; – попытка ребёнка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи | 1.Педагогическое наблюдение 2. Размышления в па-рах и малых группах. 3 Приёмы и методы аутогенной трениров-ки. |
2.Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах проблемы. | ||
3.Обеспечение Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребёнка т совместному поиску путей и способов её решения. | ||
4. консультация педагога у специалистов: психолога, соц.педагога, мед.работника и др. | ||
2. Контактно- созидательный | 1. Определение эмоционально- психологического состояния школьников ,его готовности к общению. | 1.Ситуативное тестирование. 2.Приёмы коммуникативного взаимодействия. 3. Приёмы «Ты-высказывания»и «Я-высказывания» |
2. Обеспечение эмоционально – положительного настроения ребёнка к беседе, устранение психологических барьеров. | ||
3. Поиск и установление первоначального контакта ученика | ||
3.Диагностический | 1.Организация доверительной беседы с учащимися. | 1. Способы активного эмпатического слушания: А) приёмы невербальной эмоциональной поддержки; Б) приём «Парафраз» В) приём «Редакция» 2. Приёмы «Проговаривания» |
2. Диагностика проблемы ребёнка. | ||
3. Определение причин возникновения проблемы | ||
4.Проектный | 1. Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её в конструктивное русло. | 1. Методика самоп-роектирования и педагогического проектирования 2. Приём»Анализ способов решения чужой проблемы» 3. Метод договора. |
2. Ребёнок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы. | ||
3. Ребёнок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы | ||
5.Деятельностный | 1. Осуществление ребёнком плана намеченных действий по решению проблемы | 1.Метод практической деятельности ребёнка 2. Методы педагогической поддержки действий ребёнка |
2. Педагогическая поддержка усилий ребёнка. | ||
6. Результативно- аналитический | 1.Совместное обсуждение с ребёнком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности. | 1Приёмы рефлексии и саморефлексии 2.Метод беседы. |
2.Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения 3. Осмысление ребёнком нового жизненного опыта, накоплен-ного в процессе решения проблемы |
Источник