Педагогическая поддержка физического развития ребенка

КОНСПЕКТ МАСТЕР – КЛАССА

на тему:

      «Технологии педагогической поддержки физического развития

 и здоровья дошкольников».

Педагогическая цель:

  1. Обобщить  и продемонстрировать применение технологий здоровья в системе физического воспитания в ДОО.

Задачи:

  1. Воспитательная: расширить представление о здороье как о важной составляющей жизни человека, о необходимости ведения здорового образ жизни.
  2. Обучающая: ознакомить с технологиями здоровья, применяемые в дошкольном детстве.
  3. Развивающая: сформировать представление о воздействии технологий здоровья на организм дошкольника с целью совершенствования системы коррекционно-оздоровительной работы в ДОО.  

Участники: руководитель   физического воспитания, педагоги ДОО.

Средства реализации:

  • глобус – 1шт;
  • ребристая дорока – 1шт.;
  • массажная дорожка – 1шт.;
  • тканевый платочек – 10шт;
  • картонная коробка – 1 шт.;
  • гимнастический мат – 4шт.;
  • фитбол – 4 шт.; 
  • мешочек с песком (m=200г) – 4шт.;
  • треугольник-шаблон –  4 шт.;
  • бумажные лепестки – 3 шт.;
  • массажные жесткие мячики -4 шт.; 
  • кольцо гимнастическое пластм. (d=30-35cм).

Содержание мастер-класса.

  1. Вводная часть: «Здоровье – это бесценный дар».

Каждый человек в своей жизни о чем–то мечтает. Кто–то  мечтает путешествовать, а ведь кто-то мечтает стать богатым,  причем,   не   задумываясь, что главное богатство ему досталось  уже при рождении.  Встречаясь друг с другом, мы говорим: «Здравствуйте!». А ведь это не просто приветствие, а пожелание здравствовать, быть здоровым. Ведь здоровье – это самаое главное богатство в жизни человека. Ещё в 19 веке французский писатель  Этьен Рей говорил: «Здоровье дороже богатства!».

-Для начала, давайте подумаем и ответим, что такое здоровье? ( ответы педагогов)

– Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия».

–  Как вы думаете, от каках факторов зависит состояние здоровья? (ответы педагогов)

–  По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18%, условиям среды – 20%, а самый большой вклад – 50-52 % – это образ жизни, который зависит от наших мыслей и действий.

 – А как относитесь к своему здоровью Вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: “Путь к здоровью – это … ” (ответы педагогов)

– Вы правильно думаете: путь к здоровью – это и правильное питание, и  систематическая двигательная активность, и отсутствие стрессовых ситуаций,  и ещё многое другое.

– Давайте попробуем предствавить  свое здоровье в виде Чудесной   планеты. Я предлагаю Вам проверить, насколько активно   Вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению, являясь личным примером для дошкольников.

ИГРА « Путь к здоровью».

Описание:  станьте в шеренгу напротив нашей планеты Здоровье. Я вам буду называть действия, спососбствующие укреплению здоровья. Если названное действие является привычным в вашей повседневной жизни, вы делаете шаг вперед. В конце игры мы посмотрим, кто оказался ближе всех к здоровью, кто должным образом заботиться о собственном здоровье.

  • я ежедневно делаю утреннюю гимнастику;
  • я ежедневно выполняю гигиенические процедуры;
  • я рационально питаюсь;
  • я забочусь о витаминизации своего организма;
  • я периодически организовываю разгрузочные дни;
  • я занимаюсь закаливанием;
  • я занимаюсь спотром или регулярно посещаю физкультурно-оздоровительный комплекс;
  • я   эмоционально устойчив;
  • я совершаю ежевечерние прогулки;
  • я соблюдаю режим дня;
  • я сразу иду к врачу, если почувствую недомогание;
  • я занимаюсь профилактикой заболеваний.

– Итак, кто из Вас оказался ближе всего к чудесной планете Здоровье?

– Хорошо! Молодцы!

– Родители отдают нам самое дорогое, что у них есть – это своих малышей, в надежде, что мы не только сохраним, но и укрепим их здоровье. А как вы думаете, на каких трех китах держится здоровье человека? (ответы педагогов)

– Физиологи утвержают, что  главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.

– Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь

быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!» Стимулирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма происходит за счёт организации регулярной двигательной активности на свежем воздухе.

 Кроме того, «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»  не случайно сказано, так как они прекрасно стимулируют третьего кита здоровья – состояние имунной системы, являясь средствами  закаливания.

Таким образом, органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОО способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.

II. Совместная работа: ознакомление с технологиями  здоровья.

– Как важно не просто воспитывать дошкольника, но и заботиться о сохранении его здоровья. Маленький ребенок   не владеет способами сохранения собственного здоровья, поэтому мы должны научить его этому важному делу.

Технология здоровья «Игра-помощница».

Назначение: в процессе игры ребенок получает не только удовольствие от деятельности, но и вырабатывает навык правильной осанки, координации всего опорно-двигательного аппарата.

  • «Встань прямо»

Методические указания:

  1. В начале игры воспитатель показывает и объясняет, как нужно правильно и красиво держать тело, обращает внимание на положение головы, плеч, груди, живота, ног.
  2. Дети расходятся по площадке и 1,5-2 мин, бегают, а по команде: «Встань прямо!» принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы педагогом.
  3. В правильной стойке ребенок должен стоять 10-15с.
  4. Необходимо использовать шаблон правильной  постановки стоп (треугольник).
  5. Важно знать: при неправильной постановке стоп изменяется положение тела и его отдельных частей, возникают отклонения от вертикальной линии, уменьшается устойчивость, нарушается равновесие.
  • «Держи голову прямо»

Методические указания:

1.Используется мешочек с песком, треугольнки для разворота  стоп.

  • « Подтяни живот»

Методические указания:

 1.Используется мяч (d=25см).

  •  «Выполняй правильно»

Методические указания:

  1. Общеразвивающие упражнения для рук и верхнего плечевого пояса с гимнастической палкой, кольцом выполняются в чередовании с передвижением по залу.
Читайте также:  Риск развития близорукости у ребенка

2. Технология здоровья «Фитбол-тренировка».

Назначение: развивать физические качества и укреплять здоровье детей, используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики  на развитие физических способностей детей дошкольного возраста.

Привлекательность фитбола обусловлена тем, что заниматься на нем не только очень эффективно, увлекательно, и даже, забавно, вызывая массу положительных эмоций. Огромным плюсом является еще и то, что во время тренировки задействуются все звенья опорно-двигательного аппарата, повышается  упругость мышц  и эластичность связок, что содейтсвует формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, тренировке вестибулярного аппарата.

  1. «Морские волны» (профилактика  плоскостопия, укрепление мышц спины).

   И.п. –   сидя на фитболе (стопы прижаты к полу и параллельны друг другу), руки вдоль туловища, ладони  на фитболе сбоку.

        Вып.  1-4- выполняя корпусом движение вперед, прокатить фитбол       вперед, поднимая стопы на носки;

                     5-8-   прокатить фитбол корпусом назад, плавно опуская стопы        на  пятки  (6 раз).                                              

   2. «Наклоны к прямой ноге» (укрепление мышц спины)

       И.п. –   сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе.

       Вып.    1-2 -выставить правую ногу на пятку вперед;

               3-4- наклон влево, правая рука над головой;

                          5-6- И.п., то же в другую сторону  (по 3 раза в каждую сторону).

   3. «Складочка» (укрепление мышц брюшного пресса)

          И.п. –   лежа на спине на полу, ноги на фитболе, руки вдоль туловища.

       Вып.    1-2 -приподнять одновременно верхнюю часть туловища и   прямую ногу вверх, руками потянуться вперед.

        3-4 -И.п. (6 раз)

   4. «Ножницы» (укрепление мышц ног, ягодиц, спины)

       И.п.  –    лежа на животе на фитболе, руки слегка согнутые в локтях на полу.

       Вып.     1-6 –скрещивание приподнятых прямых  ног,

            7-8 – соединить ноги, задержать в горизонтальном положении;

                       9-10-И.п. (4 раз)

   5. «Расслабление» (снятие мышечного напряжения)

 И.п.   –   сидя на полу с согнутыми ногами  боком к фитболу;

    Вып.  1-4- облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться, затем в другую сторону (по 3 раза в каждую сторону).

3.Технология здоровья «Хатха  Йога».

Слово «хатха» составлено из двух корней, ха и тха. Ха означает «луна», а тха — «солнце». Это символическое обозначение пары энергетических сил, присутствующих во всем. И именно практика хатха-йоги позволяет этими двумя энергиями стать гармоничными и объединиться в одну силу.

«Асаны делают человека крепким, свободным от болезней и легким духом» Хатха Йога Прадипика.

Например:

  • Поза «Пальма»

Техника выполнения. Станьте прямо, ноги на ширине плеч, Голова, шея, спина образуют прямую линию, руки влоль туловища. Вдыхая через нос, поднимите рук вперед  ладонями внутрь. Все мышцы в это время должны быть напряжены. Одновременно медленно приподнимайтесь на носки. Став на носки, продержитесь в этом положении несколько секунд, задержав дыхание. Выдыхая,  медленно возвращайтесь в И.п

Результат упражнения. Подтягивание, которое делается всем телом, от пальцев ног до пальцев рук, очень полезно сказывается на весь организм, повышает тонус, благоприятствует лучшему кровообращению.

  • Поза «Дерево».

Техника выполнения. Станьте прямо. Согните правую ногу в колене, поставьте стопу на левое бедро. Отводя колено в сторону, поднимите ногу как можно выше, затем необходимо соединить ладони и поднять вверх, максимально выпрямляя  руки (как вариант: руки положить на затылок или поставить на пояс). Стойте так, сколько сможите (до 2 мин.)

Результат упражнения. Прежде всего, развивается чувство равновесия, устаняется нарушение осанки, успокаивается нервная система.

  • Поза «Треугольник».

Техника выполнения. Поставьте ноги на ширине плеч, руки разведите в стороны, ладонями вниз. Глубоко вдыхая, поверните ладони вверх и задержите дыхание на несколько секунд. Вдыхая, поверните ладони вниз и наклоните туловище влево настолько, чтобы пальцами  рук могли  достать до щиколотки. Возвращаясь в И.П., вдыхайте. Потом продолжайте упражнение, наклоняясь попеременно: то вправо, то влево.

Результат упражнения. Развивает упугость тела, укрепляет позвоночник, нервную систему и боковые мышцы спины.

III. Индивидуальная работа: исследование здоровьесберегающих технологий.

–  Мы с вами все вместе познакомились  с технологиями здоровья, а  теперь я вам предлагаю самостоятельно исследовать  и другие технологии, чтобы почувствовать, какое влияние они оказывают на организм. Возьмите понравившийся Вам  лепесток цветка «Здоровье». Прочитайте предложенное на ней задание и попытайтесь его выполнить, прислушиваясь к  мышечным ощущениям  своего организма.

1.Розовый лепесток: технология Су-Джок аккупунктуры.

  1. Прости  босиком по ребристой и массажной дорожкам.
  2. Прокатить жесткий массажный мяч между ладонями рук, стопами ног по полу. Эффективность: воздействие на точки соответствия внутренним органам   приводит к изменениям скорости протекания физиологических процессов в отдельном органе на клеточном уровне или в организме в целом, так как стимулируется энергия внутренних меридианов,  по которым циркулирует энергия от нервных окончаний на стопах ног и ладонях рук к внутренним органам, с которыми они взаимосвязаны.
Читайте также:  Развитие ребенка как субъект детской деятельности

2. Желтый лепесток: беспредметная коррекция плоскостопия.

1.  Выполнить упражнение «Гусеница»:

И.П.- стопы вместе, руки вдоль туловища.

            Вып.- поочередно передвигайте сомкнутые носки и пятки в одну и ту же сторону, описывая в воздухе полукруг.

2.  Выполнить упражнение «Собери платочки»:

     И.П. – стоя, руки на поясе, под стопой ноги платочек.

            Вып.- сжимая пальцы стоп, необходимо захватить платочек и положить его в коробочку.

3.  Выполнить упражнение «Мельница»

            И.П. – стоя, руки на поясе.

            Вып. – слегка отрывая ногу от пола, описывать круги стопой ноги в разных направлениях.

      4. Выполнить упражнение «Дворники»

И.П. – сидя на полу , руки в упоре сзади.

Вып. – две стопы наклоняются  одновременното влево, то вправо, описывая круги в разных направлениях.

3. Голубой  лепесток:  тренировка носового и ротового дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

1.  «Перышко»: вдыхайте через нос, а выдыхайте через рот, сдувая   перышко с одной ладошки на другую.

2.  «Запасливый хомячок»: глубоким вдохом через рот сильно надуваем щечки, рот закрываем, дышим носом. Ходим 10 шагов с толстыми щечками, как у хомячков.  Потом хлопаем себя по щечкам и выпускаем воздух через рот.   Щечки стали,  как у ребеят. Ходим 10 шагов, а затем повторяем упражнение.

3. «Чистые носики»: закройте указательным пальцем  одну ноздрю и сильно вдохните воздух свободной ноздрей, задержите воздух,  а теперь отпустите зажатую ноздрю и сделайте протяжный громкий выдох  через рот – «ха-ха-а».

IV. Заключительная часть.  

– Вот и подошла к концу наша  беседа о технологиях здоровья. Мне хочется надеяться, что реализуя одну из задач образовательной области физическое развитие, а именно: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами, зафиксированную в ФГОС ДОО, вы используете продеменстрированный опыт оздоровления дошкольников. Мною замечено, что применение технологий здоровья и нетрадиционных методов работы с дошкольниками дает возможность раскрыть весь спектр возможностей детского организма, направить его усилия на полноценное физическое развитие и здоровье, как на основу формирования личности ребенка.

– Спасибо, коллеги, за внимание, понимание  и старание! Будьте здоровы  и не забывайте: здоровый образ жизни – фундамент крепкого здоровья!

Источник

  Главная технологическая цель модели – мобилизовать воспитателей, педагогов, медицинских работников, администрацию, родителей, самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляемых в процессе взаимодействия «ребенок-педагог» , «ребенок-родитель», «ребенок-врач».

                     Уровень взаимодействия:

·        Самого ребенка: создания гармонии его психического, физического и нравственного здоровья;

·        Межличностных отношений в образовательном пространстве: организация взаимопомощи, сотрудничества, доверительных отношений как условий сохранения и укрепления здоровья;

·        Организации деятельности образовательного учреждения; создание системы диагностики и объективного контроля здоровья ребенка;

·        Формирование навыков, позволяющих сохранить и укрепить своё и детское здоровье;

·        Создание положительной эмоциональной атмосферы в дошкольном учреждении;

·        Разработка системы требований к осуществлению воспитательно-оздоровительной работы и контроля её результатов;

·        Систематическая и последовательная реализация оздоровительных мероприятий.

Данные целевые ориентиры определяют модель педагогической поддержки здоровья детей дошкольного возраста, которая обеспечивает поддержку развития ребенка, как в коррекционном, так и в профилактическом, оздоровительном направлении.

    Работа по оздоровлению детей представляет собой комплекс оздоровительных, профилактических мероприятий. Работа над осознанным саморазвитием воспитанника; деятельность по созданию необходимых условий для самопознания, самореализации, самосовершенствования каждого участника воспитательно-образовательного процесса.

    Технология педагогической поддержки физического развития и здоровья дошкольников.

    «Технология здоровья»  – это создание резерва физических сил, усиление энергетики ребенка, формирование благоприятной психологической атмосферы, гармонии между ребенком  и окружающим миром; создание положительного эмоционального настроя, оптимистического видения себя, своего развития.

             Воспитательно-оздоровительная работа:

·        Формирование у ребенка  знаний о здоровье человека в целом и о своем здоровье в частности;

·        Познание психической гармонии личности;

·        Привитие ребенку навыков личной гигиены;

·        Создание условий для оптимальной двигательной активности и физического развития;

·        Организация рационального питания;

·        Медицинская  и психологическая помощь по восстановлению различных функций организма.

Методы укрепления здоровья детей.

1. Массаж. Массаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает  функции потовых и сальных желёз, что положительно влияет на обмен веществ, улучшается подвижность связочного аппарата. Очень нравится  детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности. Существует несколько приёмов массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание.

         Методические рекомендации:

1.     Все приемы следует выполнять по ходу лимфатических путей, по направление к ближайшим лимфатическим узлам, которые массировать нельзя.

2.     Массажные приёмы не должны вызывать болевые ощущения.

3.     Перед проведением массажа мыть руки теплой водой и вытирать насухо, ногти должны быть подстрижены коротко.

4.     Во время массажа быть приветливыми, улыбаться, разговаривать, обязательно хвалить их.

5.     Массаж проводить в игровых формах : «Погладим наши ручки», «Разомнём наши пальчики», «Разотрём друг другу спинки» и т.д.

2. Закаливание – имеет важное  значение для здоровья детей. Одним из важных методов являются прогулки. Зимой  детям нужно  быть на свежем воздухе не менее 4-5 часов. При этом важно одеть и обуть их по сезону и погоде, чтобы обеспечить свободу движений и необходимый тепловой комфорт. Дети до 3 лет выходят на прогулку до -15`, 4-6 лет до -22`. Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе  круглогодично.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка в детстве

        Методические рекомендации:

1.     Обязательное соблюдение постепенности и систематичности;

2.     Строго индивидуальный подход;

3.     Постоянный контроль врача за состоянием  здоровья детей;

4.     Сочетать закаливание с гимнастическими упражнениями, играми, развлечениями;

5.     Все виды закаливания проводить не ранее чем через 30-40 минут после приёма пищи.

3. Физические упражнения. Это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Используются с раннего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкультминутках, на детских праздниках. Физкультурные упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов и без них. Благотворное влияние усиливает музыкальное сопровождение.

         Методические рекомендации: (ст. возраст)

1.     Вырабатывать навыки быстрого самообслуживания, необходимые для подготовки к занятиям.

2.     Учить способам самостраховки пр падении.

3.     Увеличивать количество упражнений исправляющих осанку и плоскостопие.

4.     Во всех группах осуществлять медико-педагогический контроль  за занятиями.

Питание
Родителя должны знать основные правила кормления ребенка.

·        Строго соблюдать время приёма пищи.

·        Правильно распределять калорийность в течение дня.

·        Давать пищу в объемах соответствующих возрастным нормативам.

·        Учить есть медленно, тщательно пережёвывать пищу.

·        Для детского возраста вредно как резкое ограничение соли и воды, так и избыточное их потребление.

  Совместная работа детского сада и семьи

Для этого необходимо:

·        Совершенствовать воспитательно – образовательную работу с детьми.

·        Внедрять новые формы и методы работы с семьёй.

·        Устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье и в детском саду.

·        Усиливать связь путем различных поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома с родителями.

·        Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников.

·        Строить всю работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.

Следует помнить, что ребенок, посещающий дошкольное учреждение испытывает влияние двух комплексов микросреды, которые должны дополнять друг друга в воспитании.

 Основные задачи, которые  выполняет наш детский сад это:

·        Обеспечение и укрепление здоровья детей;

·        Формирование здорового образа жизни путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

 В процессе воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении формирование у ребенка потребности в физическом самосовершенствовании происходит при помощи игры.

 Игра – один из удивительных феноменов развития цивилизации. Игровые позы, жесты, мимика, ритуалы, церемониальные действия присутствуют в жизни человека и животных. В игре формируются основные социальные умения ребенка: умение общаться, обучаться, осваивать новые социальные роли и формировать свой индивидуальный имидж, Вместе с тем игра – прекрасное средство развития.

 Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Повторяя элементы игры, ребёнок начинает «чувствовать» своё движение, «видеть» свои размеры, ощущать себя ловким, подвижным, учиться ориентироваться в пространстве. В игре формируется его самооценка и приобретаются «навыки успеха». Многообразие игр позволяют ребенку реализовывать свой потенциал сил, ловкости, умения побеждать, оценивать свои умственные и физические возможности, совершенствовать личностные качества.

 Игра больше, чем другие виды деятельности ребенка дошкольника, соответствует потребностям растущего организма, способствует его гармоническому развитию. Человечеству давно известно, что позитивные эмоции, творчество, радость успеха – важнейшие факторы оздоровления организма. Через подвижные игры  достигается наиболее гармоничная координация энергоинформационной деятельности всех органов и систем ребенка. Неоценима роль игровой деятельности в приобретении новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, внимания.

Организация здоровье укрепляющего режима пребывания детей в дошкольном учреждении.
Т
ехнология укрепления и развития здоровья дошкольника предполагает, помимо врачебных и психолого-педагогических мероприятий, специальную организацию жизни ребенка в детском саду. Режим пребывания ребенка, организация его жизненного пространства, характер отношений, методы воспитательной работы в образовательном учреждении – всё это должно способствовать
формированию осознанного отношения ребенка к своему здоровью. Важную роль играет рационально организованный режим дня:

·        Утро радостных встреч. Доброжелательное отношение к пришедшему ребенку, атмосфера дружественного участия позволяют положительно настроить детей на предстоящий день, снять тревожность, усталость, возможную замкнутость. Этому способствует улыбка, рукопожатие, поглаживание, теплая радушная встреча, несколько ободряющих слов, жизнерадостная музыка, не громко звучащая в группе.

·        Утренняя зарядка. Во время зарядки используются не только традиционные упражнения, но и элементы дыхательной гимнастики, точечного массажа, стопотерапии.

·        Утренний туалет. Мытьё рук, умывание так же сопровождается массажем рук под прохладной проточной водой, выполнение  пальчикового массажа. Воспитатель сам моет руки, помогает это сделать детям, при этом каждое действие сопровождается стихами, играми – инсценировками, соревнованием «у кого получается лучше».

·        Завтрак (обед, полдник). Приём пищи проходит в специально оборудованной столовой, где атмосфера уюта и чистоты располагает к хорошему настроению. Организация рационального питания – одна из составляющих здорового образа жизни.

·        Прогулка на свежем воздухе всегда наполнена разнообразными подвижными играми, , соревнованиями. Этому в немалой степени способствует специальная размётка территории детского сада по зонам подвижных игр: площадка для футбола (хоккея), прыжков, спортивных эстафет, метания.

·        Традиционно во время занятий с детьми проводится пальчиковая, зрительная, артикуляционная гимнастика, физкультурные паузы. Использование нетрадиционных форм организации занятий, например, у речки, занятий «гармонии» природы, красок, человека позволяет решить множество психологических и физических проблем в развитии ребенка, что снижает степень его утомляемости.

·        Дневной отдых детей. Подготовка к нему сопровождается тихой, спокойной музыкой, чтением художественного произведения, ласковыми наставлениями воспитателя на предстоящий отдых.

·        После сна настроить ребенка на активное хорошее самочувствие позволяют минуты динамической гимнастики, включающие воздушное закаливание, массаж.

Вернуться к оглавлению страницы

Источник