Педагогическая идея развитие ребенка в деятельности
«Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только создать условия для того,
чтобы он этому научился сам».
Галилео Галилей
До недавнего времени ребенок в педагогике рассматривался как объект педагогического воздействия. В личностно-ориентированной парадигме образования ребенок рассматривается как субъект.
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Ачинска работает по программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Одним из ключевых моментов концепции программы является педагогическая концепция целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта детской деятельности [1].
Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. По мнению авторов программы, интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности.
Д.И. Фельдштейн отмечает [4]: «Определяя свои исходные позиции при построении своих отношений с детьми как субъект – субъектные, провозглашая, что ребенок – это субъект, фактически, реально мы, взрослые, относимся к ребенку как к объекту, на который направлены наши воздействия, ведя речь все время именно о действиях по отношению к ребенку, а не о взаимодействии».
Наблюдения за деятельностью воспитателей нашего учреждения показали, что педагоги в большей степени изучают, измеряют их потребности, мотивы, состояния, в меньшей побуждают к занятию активной позиции, не анализируя «обратных действий», не умея определять реальную субъектность ребенка. Для того чтобы качественно реализовывать программу, возникла необходимость повысить уровень теоретических знаний педагогов по данной проблеме. На педсовете «Ребенок – субъект деятельности» мы рассматривали теоретические основы данного вопроса.
Субъектность – это способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми. Как отмечает доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова [5], эта способность формируется в социальной жизни в процессе духовных усилий ребенка и воспитывается целенаправленно, если педагоги ставят задачей ее развитие.
Субъектность не появляется из ниоткуда, она имеет свою процессуальную сторону. Сначала – это свободное выражение своего «Я», затем соотнесение себя справилами культуры и социальной жизни. Субъектность обогащается пониманием другого человека. А далее еще одно приобретение: способность предвидеть действия других, а значит, выбирать, ориентируясь на предполагаемый результат. Оценивая содеянное и корректируя производимое, ребенок учиться планировать свои действия.
Условно ступенчатое восхождение ребенка к осознанию себя, по мнению Н.Е. Щурковой, выглядит так:
- свободно выражаю своё «Я»;
- вступаю в диалог с другим «Я»;
- предвижу последствия своих действий;
- произвожу свободный выбор;
- оцениваю результат, планирую новый.
Н.Е. Щуркова подчеркивает, что современная педагогическая технология представляет собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное педагогическое воздействие заключается в переводе ребенка на позицию субъекта.
Поэтому, при освоении программы, перед воспитателями встала задача найти способы педагогического воздействия, позволяющие поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности, наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность.
Учитывая, что основное место в программе «Детство» занимает организация самостоятельной и совместной деятельности, в ДОУ потребовалось создать такую развивающую среду в группах, которая способствовала бы развитию детских интересов, способностей, стимулировала активность и самостоятельность, т.е. способствовала развитию субъектной позиции в деятельности.
Подходы к организации развивающей среды и совместной деятельности, которые обеспечивали бы успех саморазвития ребенка, обсуждался нами на педсоветах, методических часах, в индивидуальных беседах. Изучение характеристик и принципов построения развивающей среды, опыта МДОУ № 227 г. Красноярска, консультация заместителя директора по учебно – воспитательной работе ККПК № 2 Мещеряковой Л.Н. помогли составить нам наиболее полное представление о развивающей среде дошкольного учреждения работающего по программе «Детство». Постепенно, предметное пространство в группах изменилось. Для того, чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность в группах созданы центры, т.е. организованна специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности:
- Центр сюжетно ролевой игры.
- Центр грамотности, куда включается книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма. Сюда же включены и театрализованные игры.
- Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами.
- Центр строительно-конструктивных игр, в котором размещены альбомы со схемами, картинки, строительный материал, конструкторы.
- Центр математики (игротека), куда входит занимательный математический материал (задачи на смекалку, головоломки, и др.).
- Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.
Центры отделены друг от друга крупной или мелкой мебелью, стеллажами, полками, каждый центр имеет отдельный вход. Воспитатели разных возрастных групп организовывают содержательное пространство с учетом особенности помещения, специфики программных задач, возрастных возможностей детей.
В связи с изменениями в развивающей среде в группах, обсуждался вопрос, какие формы взаимодействия с ребенком выбрать, чтобы егоактивность в условиях обогащенной развивающей среды стимулировалась свободой выбора деятельности, чтобы ребенок играл, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимался не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов, чтобы этот процесс был не стихийным, а целенаправленным. Ответить на этот вопрос нам помогли материалы о групповом сборе, подготовленный педагогами, работающими по программе «Сообщество». Ознакомившись с целями, задачами, структурой и методикой проведения группового сбора, мы увидели, что такая форма работы с детьми дает им право выбирать где, с кем и чем они хотели бы заниматься, воспитывает самостоятельность, развивает сотрудничество между детьми, учит детей планировать свою деятельность, способствует развитию субъектной позиции в деятельности.
Было решено апробировать групповые сборы в разных возрастных группах. Впоследствии, на методическом часе «Групповой сбор – разнообразные варианты проведения», состоялся обмен опытом по организации и проведению группового сбора.
Групповые сборы прижились в практике. Наблюдение за педагогическим процессом показало, что групповой сбор является эффективной формой взаимодействия с детьми, позволяющей развивать личностные качества детей. Предназначен он для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно – делового общения детей и взрослых.
Групповой сбор позволяет решать воспитателям следующие задачи:
- создать эмоциональный настрой на весь день;
- развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
- учить выделять из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
- учить делать выбор;
- учить планировать свою деятельность;
- учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
- развивать эмпатию.
В один день он начинается со звона колокольчика, в другой – с прихода игрушечного героя, героя сказки, мультфильма, большой интересной новости, освещения проблемной ситуации.
Далее короткое приветствие «глаза в глаза», передача настроения, доброты, внимания. Это может быть прикосновение ладошек, плечиков, локотков, носиков. Всё это даёт позитивный настрой, позволяет детям говорить и слышать друг друга.
Затем – обмен новостями. Это очень ответственная и очень значимая часть сбора, т. к. здесь развиваются коммуникативные навыки. Детям предоставляется возможность высказать свои мысли, фантазии, ребенок может радоваться за своих друзей или огорчаться вместе с ними. Высказаться всегда хочется всем, поэтому существуют правила, которые вводятся совместно с детьми, «сегодня говорит тот, у кого День рождения, а завтра у кого в руках волшебная палочка, послезавтра – клубочек.
Не менее важный момент группового сбора – игра или игровой тренинг. Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности, словесные игры, игры – фантазии, игры – шутки. Также используются вопросы, стимулирующие логическое мышление, требующие высказывания суждений, оценки, сопоставления.
– Что было бы, если…?
– Что бы ты сделал, если бы был волшебником?
– Как можно обойтись без…(кастрюли, шапки)?
– Что бы ты хотел изменить?
– Что поможет запомнить? и другие.
Следующая часть группового сбора – это выбор деятельности. Для этого в каждой группе есть «Доска выбора». Важно, чтобы ребенок сам спланировал свою деятельность, озвучил, чем он будет заниматься, нужна ли ему помощь, что должно получиться. Возможность ежедневного выбора способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность, выдвигать различные идеи и быть ответственным за свой результат.
Задача педагога состоит в том, чтобы организовать групповое пространство, вносить изменения в развивающую среду в зависимости от событий и ситуаций, которые происходят в группе.
Практическая ценность этой формы работы с детьми заключается в том, что изменились подходы во взаимодействии с детьми. От позиции «руководства деятельностью детей», когда ребенок вынужден, был заниматься тем, что предлагает ему взрослый, проводя его по жесткому алгоритму действий, в основе которого лежала воспроизводящая деятельность по плану педагога, воспитатели перешли к созданию условий для развития интересов и способностей. Каждодневно пропуская детей через тренинг определения собственной деятельности, общения с предметами и сверстниками, использование прежнего и конструирование нового опыта в условиях самостоятельной и совместной деятельности, педагоги помогают приобретать детям что-то новое для себя, выстраивают для них путь саморазвития.
Таким образом, организацию и проведение групповых сборов мы рассматриваем как способ создания педагогических условий для освоения детьми позиции субъекта разнообразных видов деятельности.
Опыт по использованию в педпроцессе групповых сборов мы представляли на ГМО «Методический диалог «Планирование и организация группового сбора с детьми дошкольного возраста» для дошкольных образовательных учреждений, работающих по программе «Детство» и на Всероссийской конференции «Коммуникативная парадигма российского образования».
Список литературы:
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2002.
- Михайлова З.А. Методические советы к программе «Детство».- Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2002.
- Свирская Л. Групповой сбор – время и место для формирования компетентностей.//Детский сад. Управление, № 11 – 2003.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1999.
- Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шербакульского муниципального района Омской области
«Детский сад «Чебурашка»
«Педагогическая идея»
Тема: «Формирование у дошкольников представлений о признаках,
качествах и свойствах объектов окружающего мира
путём опытно-экспериментальной деятельности в детской лаборатории «Знайки».
Воспитатель 1 категории
Шевцова Анастасия Викторовна
Шербакуль 2017г
- Актуальность «идеи»
«Познание начинается с удивления.»
Аристотель
Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?
Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность
Стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведенья о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Изучая исследования российских ученых А.Н.Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Н. Н. Поддъякова можно позволяют сформулировать следующую мысль: в экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования)
Маленький человек еще не осознает сущности всех явлений, но уже знает, что не все в мире одинаково и хочет узнать еще больше об окружающем его пространстве. Именно это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение ,чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность
И поэтому я решилась на создание в своей группе детской мини –лаборатории «Знайки»
2.Новизна «идеи».
Новизной моей темы является реализация наглядного схематического алгоритма действий «Волшебный цветок», составленного по системе «от простого к сложному»(приложение1)
3.Цель «идеи».
Целью является формирование познавательного интереса к объектам окружающего мира ,овладение средствами познавательной деятельности, а именно использование простейших алгоритмов действий и обследования объектов.
4. Задачи.
– развитие познавательных способностей через опытно-экспериментальную деятельность;
-учить сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы используя алгоритм действий;
– развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств: символов, схем, условных знаков;
– формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
5. Модель организации экспериментирования
Для достижения поставленных мной целей и задач я выполняла следующие действия
– составила тематический план работы с детьми по экспериментальной деятельности.
-создала центр опытно-экспериментальной деятельности «Всезнайки»
– составила картотеку проведения опытов и экспериментов.
– составила картотеку схем,таблиц элементарных опытов
-обучение воспитанников навыкам опытно-экспериментальной деятельности посредством использования алгоритма действий «Волшебный цветок»
-создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
6. Методы и приемы организации опытно-экспериментальной деятельности
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности ,я использую комплекс разнообразных методов и приемов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач.
– постановка и решение вопросов проблемного характера;
– наблюдения;
– элементарный опыт;
– фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов
– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
– использование художественного слова;
– игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
– трудовые поручения, действия.
Для положительной мотивации деятельности я использую различные стимулы:
-внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
-тайна, сюрприз;
-мотив помощи;
-познавательный мотив (почему так?)
-ситуация выбора;
Перспективный план работы
с детьми среднего дошкольного возраста
Месяц | Темы игр- экспериментов | Программное содержание | Материалы и оборудование |
Сентябрь 4 неделя | «Экскурсия в детскую лабораторию» | Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди,изучающие мир и его устройство Рассказать детям о способе познания мира – эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории.Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории. | Игрушка – дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи и ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. |
Октябрь 1 неделя | «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!» | Познакомить с алгоритмом действий «Волшебный цветок» Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус). | Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер–сюрпризов с отверстиями; чеснок в футляре, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон. |
Октябрь 3 неделя | «Прозрачная вода» | Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая – нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос. |
Ноябрь 3 неделя | «Подушка из пены» | Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене(плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести) | На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. |
Декабрь 2 неделя | «Каждому камешку свой домик» | Учить детей уметь классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях | Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки – схемы, дорожка из камешков. |
Декабрь 3 неделя | «Можно ли менять форму камня и глины» | Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. | Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. |
Январь 3 неделя | «Тающий лед» | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки |
Январь 4 неделя | «Разноцвет ные шарики» | Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой | Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков. |
Февраль 2 неделя | «Все увидим, все узнаем» | Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением | Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания, цветные карандаши |
Февраль 3 неделя | «Песочная страна» | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого – можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. |
Март 1 неделя | «Водяная мельница» | Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы | Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка |
Март 2 неделя | «Звенящая вода» | Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. | Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске |
Апрель 3 неделя | «Что отражается в зеркале?» | Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. | Зеркала, ложка, стеклянная ваза, алюминиевая фольга, рабочие лисы, сковорода. |
Апрель 4 неделя | «Волшебное сито» | Познакомить детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной с помощью сита; развить самостоятельность. | Совки, различные сита, ведерки, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки |
Май 1 неделя | «Игры с песком» | Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. | Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки – животные, совки, детские грабли, лейки. |
Май 2 неделя | Диагностирование детей |
7. Мониторинг реализации проекта
Цель: выявление знаний детей о признаках,качествах и свойствах объектов окружающего мира
1. Вопросы для выявления знаний детей о воде.
2. Серия вопросов о снеге.
3. Серия вопросов о льде.
4. Серия вопросов о глине.
5. Серия вопросов о песке.
8. Ожидаемый результат:
Воспитанник при переходе в старшую группу должен уметь:
-умение различать объекты, выделять их признаки и свойства;
-умение находить различия и сходства объектов
-проявление желания сотрудничать со взрослым;
– умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать
результата.
-пытаться выделить проблему, которую необходимо разрешить;
-предложить возможные решения;
-пытаться делать выводы с помощью схем
– соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов.
Мой алгоритм действий,который я использовала для изготовления «Волшебного цветка»(приложение1)
– постановка проблемы, которая должна быть решена
– что нужно сделать, чтобы эта задача была решена(думаем !)
– поиск путей решения(делаем!)
– проверка этих путей решения;(смотрим!,нюхаем!,пробуем!)
– умозаключения, выводы.(делаем вывод!)
-фиксация результата
На начальном этапе используются не все лепестки ,раскрытие лепестков происходит постепенно .
И в заключении хочу дополнить всё китайской пословицей:
«Расскажи — и я забуду,
покажи — и я запомню,
дай попробовать, и я пойму»
Приложение 2
1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:
Что ты знаешь о воде?
Какую форму, запах, цвет имеет вода?
Для чего нужна вода в жизни животных и растений?
Где используется вода человеком?
2. Серия вопросов о снеге:
Что ты знаешь о снеге?
Какую форму, запах, цвет имеет снег?
Откуда появляется снег, почему?
Для чего нужен снег человеку?
Чем отличается вода от снега?
Что быстрее тает лед или снег?
Чем отличается вода ото льда, вода от снега?
Что общего у снега и льда? Воды и льда?
3. Серия вопросов о льде:
Что такое лед?
Для чего нужен лед?
Какую форму, запах, цвет имеет лед?
Что быстрее тает лед или снег?
Что общего у снега и льда? Воды и льда?
Что происходит со льдом в комнате? Почему?
Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.
Из чего состоит глина?
В каких местах можно обнаружить глину?
Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему?
Что легче высыпать глину или песок?
Чем глина похожа на пластилин?
Что можно сделать из мокрой глины?
Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.
В каких местах можно обнаружить песок?
Почему говорят, что песок сыпучий?
Что легче высыпать песок или глину?
Чем песчинки похожи, а чем отличаются?
Что происходит с песчинками, когда дует ветер?
В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?
Что можно сделать из влажного песка?
Источник