Педагогическая диагностика развития личности ребенка
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения
учащихся, взаимоотношения со сверстниками,
родными и взрослыми людьми, особенности
характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для
этого классный руководитель может
воспользоваться психолого- педагогическими
методами изучения личности младшего школьника.
Такие методы должны гармонично включаться в
воспитательную работу, не травмировать детей.
Результаты диагностических исследований можно
обсудить с психологом.
Психолого- педагогическая диагностика
является одним из компонентов педагогического
процесса. Психолого- педагогическая диагностика-
это оценочная практика направленная на изучение
индивидуально- психологических особенностей
ученика и социально- психологических
характеристик детского коллектива с целью
оптимизации учебно – воспитательного процесса.
В педагогическом процессе диагностика
выполняет следующие функции: информационную,
прогнозирующую ,оценочную, развивающую.
Информационная функция диагностики
заключается в том, чтобы:
- выявить относительный уровень развития
ребёнка; - выявить уровень состояния педагогического
взаимодействия; - определить основные параметры будущей
характеристики ученика.
Прогнозирующая функция диагностики
заключается в том, чтобы:
- способствовать выявлению потенциальных
возможностей развития учащихся; - определяет прогноз организации взаимодействия
с учеником.
Оценочная функция диагностики заключается
в том, чтобы:
- иметь представление о результативности
педагогического взаимодействия; - определить эффективность использования в
педагогическом процессе различных
воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается
в том, чтобы:
- использовать диагностические методики для
демонстрации ученику его возможностей и
перспектив развития; - создать условия для самореализации,
самоощущения и саморазвития личности на основе
диагностики.
Основные задачи диагностики в начальной
школе:
1 .Определить уровни развития ребёнка;
2 .Обнаружить изменения основных характеристик
и признаков личности в лучшую или худшую сторону
3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на
эталон).
4. Проанализировать полученные факты.
5. Установить причины изменений.
6. Выработать план дальнейшей коррекционной
работы по результатам диагностики.
Работая с диагностическими методиками,
классный руководитель должен придерживаться
следующих правил:
- Содержание диагностической методики должно
предполагать ожидаемый результат. - Диагностика должна быть достаточно
информативной и создавать широкое поле
исследовательской деятельности. - Результаты диагностического исследования
должны анализироваться компетентными людьми. - Любые результаты исследования должны служить
не во вред учащимся и родителям, а во благо. - По результатам диагностического исследования
должна проводиться систематическая
коррекционная работа. - Необходимость педагогической диагностики
должна разъясняться учащимся и их родителям.
Беседа является одним из главных методов
педагогической диагностики. Беседа может стать
важным способом в изучении интеллектуальной и
личностной сфер ребёнка, его индивидуальных
особенностей, существующих у него проблем. Этой
цели может служить беседа как с самим ребёнком,
так и со взрослыми, входящими в его окружение.
Отличие беседы от обычного разговора состоит в
том, что содержание её разворачивается вокруг
узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.
Ребёнок выступает в роли отвечающего на
вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В
связи с этим метод беседы имеет недостатки, а
именно: слабость анализа и синтеза информации
ребёнком; недостаточность рефлексивных
способностей; утомляемость и невнимательность;
сложность вербализации переживаний.
Позитивные результаты от беседы можно ожидать,
если:
- педагог обладает умением создавать
благоприятную атмосферу проведения беседы; - педагог обладает такими качествами. Как
тактичность, коммуникабельность; - педагог не делает поспешных выводов и не
навешивает ярлыков; - педагог обладает умением сочувствовать и
сопереживать другому человеку; - педагог умеет правильно формулировать вопрос.
Метод наблюдения дает возможность изучить
участие ребёнка в конкретном виде деятельности.
Наблюдение можно использовать тогда, когда
существует или назревает конфликтная ситуация и
необходимо сформировать объективное мнение о
поведении ученика и совершаемых их поступках.
Опросник дает возможность изучить
мотивацию действий учащихся, интересов
конкретного ребенка или группы класса в целом,
уровень тревожности учащихся класса.
Опросник эффективен при выявлении отношений
учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты позволяют изучить
отношение учащихся к миру, самому себе, значимой
деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень
влияния коллектива на личность и личности на
коллектив, позиции детей в коллективе и степень
их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты. Данные
тесты позволяют изучить отношение к коллективу,
семейные отношения, взаимодействие с педагогами
и родителями.
Сочинения помогают изучить интеллектуальные
умения учащихся, их кругозор, личностные
качества, отношение к мировым ценностям,
мироощущение ребенка.
Для диагностики личностных качеств и учебной
мотивации младших школьников можно использовать
следующие методики.
Мой портрет в интерьере.
Прежде чем ребята будут выполнять задание,
учитель показывает им рамочку для фотографий, на
которой можно разместить предметы интерьера
(книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.).
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и
поместить в рамку из различных предметов.
Предметы для рамки предлагается определить
самим учащимся. Предметы, которые включит ученик
в интерьер своего портрета, отражают главные
интересы его жизни.
Десять моих “Я”
Учащимся раздаются листочки бумаги, на
каждом из которых написано десять раз слово “Я”.
Учащиеся должны дать определение каждому “Я”,
рассказывая о себе и своих качествах.
Например:
Я – умный
Я – красивый и т.д.
Классный руководитель обращает внимание на то,
какие прилагательные использует ученик для
своей характеристики.
Звезды эстрады.
Учащимся класса предлагается заранее выбрать
для себя любимую певицу или певца. Певец должен
быть одного пола с ребенком. Учащиеся также
заранее готовят фонограмму (сами или в этом им
поможет педагог). Задача ребенка – выступить
перед классом в образе выбранной звезды,
используя записи песни. Такая диагностическая
методика помогает преодолевать учащимся класса
боязнь, неуверенность, формирует положительное
отношение учащихся класса друг к другу.
Мои любимые вещи.
Учащимся класса предлагается заполнить анкету,
продолжая предложения.
- Любимый цвет – :
- Любимое имя – :
- Любимое дерево – :
- Любимый цветок – :
- Любимый плод – :
- Любимая ягода – :
- Любимый праздник – :
- Любимый день недели – :
- Любимый певец (певица) – :
- Любимое животное – :
- Любимая книга – :
Самореклама
Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету
для участия в конкурсе. В рекламе должны быть
описаны внешние данные и внутренние качества,
которые позволят победить в конкурсе. Главные
требования к саморекламе – искренность.
Сказки
Учащиеся младших классов с удовольствием пишут
сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких
произведениях они достаточно искренни,
рассказывают о своих радостях и горестях,
демонстрируют свои проблемы, которые требуют
решения. Большим успехом у учащихся пользуется
методика написания сказок. В начальной школе (1-2
– е классы) учащимся можно предложить написать
сказки на следующие темы:
- Сказка о моем портфеле.
- Необычная история об обычном дневнике.
- Сказочные каникулы.
- Необычные приключения обычного школьника.
- Сказочная история о том, как …
Учащиеся сами определяют тему “как” (как я
учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я
проспал и т.д.)
Составление сказочных историй помогает
учащимся бороться с проявлениями своих
негативных эмоций, неуверенностью, страхом,
отрицательными качествами характера.
Что у меня на сердце
Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги
сердечки. Классный руководитель дает следующее
задание: “Ребята, иногда взрослые говорят, что у
них “легко на сердце” или ” тяжело на сердце”.
Давайте определим с вами, когда может быть
тяжело, а когда легко, и с чем это может быть
связано. Для этого на одной стороне сердечка
напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело и
причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы
можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет,
который соответствует вашему настроению.
Диагностика позволяет узнать причины
переживаний ребенка, найти пути их преодоления.
Градусник
Перед процедурой диагностирования учитель
проводит предварительную беседу с учащимися, в
ходе которой он предъявляет предмет, который
есть в каждом доме. Это – градусник. Педагог
объясняет ребятам, что при высокой температуре
человеку плохо, тревожно – 38, 40, 41 (цифры
записывает на доске). Нормальная температура
человека – 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у
него все получается, он здоров. Температура у
человека может быть и 35. При такой температуре
человек испытывает слабость, усталость,
отсутствие интереса и желания что – либо делать.
После объяснения педагог предлагает учащимся
поиграть в игру. Он будет называть учебные
предметы, а ребятам предлагается
пофантазировать и назвать или написать ту
температуру, которая у них условно появляется
при назывании этого предмета. Например:
- Русский язык – 39
- Математика – 36,6
Это позволяет определить степень тревожности
младших школьников, которая связана с учебной
деятельностью.
Краски
Учащиеся класса получают набор красок или
фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На
каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый
кружок вписаны следующие предметы, связанные со
школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс,
физкультура, школа, урок, домашнее задание,
тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в
тот или иной цвет.
Если ребенок окрашивает предметы в темный или
черный цвет, это говорит о том, что он испытывает
негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Фотография
Эту диагностическую методику уместно
использовать в конце обучения учащихся в первом
классе. Им предлагается выступить в роли
фотографов – сделать снимок своего класса. Для
этого каждый ученик получает лист бумаги с
квадратиками (по количеству учащихся класса). В
этих квадратиках учащиеся должны разместить
себя и своих одноклассников, как на групповой
фотографии. Каждое “фото” ученик заменяет
именем своего одноклассника. Классный
руководитель обращает внимание на то, в каком
месте на фотографии ученик располагает себя,
своих друзей, своих одноклассников, с каким
настроением выполняет работу.
Настроение
Учащимся предлагается список учебных
предметов, которые они изучают. Рядом с каждым
предметом изображены три рожицы (веселая,
грустная, нейтральная). Ученику предоставляется
право выбрать ту рожицу, которая соответствует
чаще всего его настроению при изучении этого
предмета и подчеркнуть её на листочке бумаги.
Например:
- Математика (улыбающая рожица)
- Физкультура (грустная рожица)
Методика позволяет увидеть отношение
учащегося как к учению в целом, так и к изучению
отдельных предметов.
Школа будущего
Учащимся предлагается определить, что нужно
взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня,
а также, что брать не нужно. Для этого ребятам
раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+)
нужно брать, (-) не нужно брать.
Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя,
урок, то это говорит о том, что эти понятия
вызывают у ученика тревожность, что не
способствует формированию положительной
учебной мотивации.
Волшебник
Учащимся предлагается поиграть в волшебников.
Каждый получает волшебную палочку и превращает
школьные предметы в различных животных (по
своему усмотрению). Например, школьные учебники
раскладываются на столе, ученик подходит к столу,
касается волшебной палочкой учебника, и тот
превращается:В кого? Учащиеся должны объяснить,
почему они превращают учебник именно в это
животное. Данная методика даёт возможность
выразить ребёнку своё эмоциональное
переживание, связанное с изучением каждого
учебного предмета.
Ранжирование учебных дисциплин
Учащимся класса предлагается проранжировать
(расставить по степени значимости для себя)
учебные дисциплины, которые изучаются в школе и
обосновать значимость каждого предмета одним-
двумя словами. Например, математика – интересно
и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные
интересы учащимся, определить, чем объясняются
учебные приоритеты учащихся.
Лесная школа
Учащимся предлагается намного пофантазировать
и отправиться 1-го сентября в лесную школу. После
посещения лесной школы ребята должны
рассказывать о том, что они там увидели, ответив
на следующие вопросы:
- Как выглядит лесная школа?
- Какие предметы есть в расписании лесной школы?
- Кто учит зверят в лесной школе?
- Какой он – учитель лесной школы?
- Какие отметки ставят в лесной школе?
- Как учатся зверята в лесной школе?
Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе,
ребята передают свои ощущения и своё восприятие
учебного процесса, который сопереживают сами.
Если ребёнок описывает лесную школу негативно,
он сигнализирует нам о своих проблемах и
неудачах реальной школьной жизни.
Сочинение
Учащимся без предварительной подготовки и
специального предупреждения предлагается
написать сочинение по одной из следующих тем (по
выбору):
- Что я знаю о русском языке?
- Что я знаю о математике?
- Мой самый любимый предмет.
- Моё самое любимое занятие.
- Мой самый грустный день в школе.
- Мой самый счастливый день в школе.
- Мой выходной день.
- Что я думаю о моей учёбе в школе.
- Как я хочу закончить учебный год.
- Мои школьные трудности.
Сочинения можно анализировать по различным
критериям. Одним из критериев анализа является
выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет
сочинение и выбирает, к примеру, “Мой самый
грустный день в школе”, значит, эта тема или
проблема доминирует у него над всеми остальными,
вызывает тревогу, требует немедленного решения.
Содержание сочинения тоже очень много может
сказать классному руководителю: об интересах
учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях,
поиске решения и т.д.
Самое главное – чтобы сочинения ребят не
оставались без внимания взрослого. По
результатам работы над сочинением можно
организовать внеклассную работу с учащимися:
индивидуальную работу с учащимися:
индивидуальную консультацию, учебную помощь,
взаимопомощь и т.д.
Источник
Диагностика личностного развития младшего школьника
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №10 г. Павлово
Грачева Тамара Викторовна
Диагностика – анализ развития личности ребёнка, выявление положительных его сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач – гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.
Цели диагностики:
- раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей, качеств и свойств личности
- выявление путей и способов коррекции
- прогнозирование дальнейшего развития ребёнка.
Рассмотрим алгоритм планирования психологически обоснованных воспитательных задач:
- Изучение развития личности, уровня воспитанности и воспитуемости учащихся
- Постановка воспитательных задач с учётом индивидуальных особенностей ученика
- Выбор и реализация приёмов воспитания
- Оценка успешности мероприятий с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии детей.
Таким образом, планирование учителем воспитательной работы начинается с изучения индивидуальных особенностей учащихся.
Дети, поступающие в первый класс, такие разные, но все они хотят учиться, учиться хорошо, быть успешными. Задача учителя помочь им в этом, опираясь на
ресурсы учебного успеха и саморазвития ребёнка:
«знаю» (обученность)
«могу» (внимание, память, модальность, доминирование полушарий)
«умею» (организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные ) навыки
«хочу» (уровень развития мотивационно – потребностной сферы.
Память, внимание, модальность и функциональное доминирование полушарий, наряду с мотивацией и волей, – это практически основные «инструменты», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ученика начальной школы, особенно, в начале обучения, пока не сформированы на достаточном уровне общеучебные навыки.
Методы и приёмы диагностики разные: тесты, опросники, анкеты, беседы, наблюдения, социометрия. Существует много авторских методик. Мы, учителя, выбираем те из них, которые являются наиболее информационными и простыми в применении и обработке.
Например, зачем учителю важно выделить таких учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено? Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают левую полусферу доски, тёмный цвет мела на светлой доске, а «левополушарники» с точностью наоборот. Очень важно уже то, на какой вариант мы посадим этих детей. Предпочтения у «левополушарников» и «правополушарников» разные и в условиях, необходимых для возникновения стабильной учебной мотивации, и в восприятии и переработке информации. Доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации.
Информацию об индивидуальных особенностях учащихся можно получить и в процессе наблюдений за учащимися.
Например, о развитии познавательной активности можно получить информацию на основе наблюдений за начинающим учеником в ходе выполнения им заданий.
Критерии следующие:
- Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы учителю, прилагает усилия к преодолению трудностей, просит дополнительные задания , желает продолжить контакт
- Средний уровень: ребенок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, инициатива отсутствует, вопросов задает немного, при помощи учителя способен к преодолению трудностей
- Низкий уровень: к выполнению заданий приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается, отказывается от работы.
Информация об уровне познавательной активности помогает учителю выбрать тактику обучения. Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий. Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха. Высокий уровень познавательной активности требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться, занять позицию учителя.
Параметры для изучения | Что даёт полученная информация учителю |
Обучаемость | Основание для определения дозы педагогической помощи |
Внимание | Информация для проектирования способов подачи материала, форм самостоятельной деятельности учащегося |
Память | Основание для выбора комфортных приёмов освоения нового материала ( в форме, удобной для запоминания именно этому ученику) |
Модальность | Основание для выбора способа подачи материала и форм самостоятельной работы ученика |
Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга | Понимание, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие |
Мыслительные умения | Целенаправленный выбор формы заданий и вопросов, компенсирующий недостатки мыслительных навыков |
Уровень развития мотивационно-потребностной сферы | Основа для подбора содержания и форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю |
Организационные умения | Эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося |
Коммуникативные умения | Важные параметры при планировании и организации форм и видов работы |
Познавательная активность | Выбор тактики обучения |
Статус ребёнка в классе, характер его общения со сверстниками отражает социометрия.
Если школьник имеет статус «принятого» или «изолированного», следует узнать, свойственна ли ребёнку малая общительность постоянно или она проявляется только в классе. Это позволит выбрать направление помощи ему. Особенную тревогу вызывают «отвергаемые» дети, являющиеся как бы «козлами отпущения» в классе. Необходима трудная и долгая работа по включению их в классный коллектив.
Одно из заданий, которое используется для определения статуса ребёнка в коллективе, называется «3 конфетки». Детям предлагается написать, кого из класса они бы угостили, если бы у них было 3 конфеты. После тестирования полезно детям дать задуматься, что чувствовал бы каждый из них, если бы не получил ни одной «конфетки», поразмышлять над тем, почему одни дети получают много «конфет» от своих товарищей, а другие – мало или вообще не получают, поговорить о том, что такое дружба в классе, как она должна проявляться. Цель беседы – пробудить в детях чувство сострадания, подчеркнуть важность терпимости к другим, внимательного отношения к окружающим. Таким образом, диагностическое задание является ещё и развивающим.
Показателен УБВ (уровень благополучности взаимоотношений) в классе.
Сравнивают количество детей, имеющих статус «лидеров» и «предпочитаемых», с количеством детей, имеющим статус «принятых», «изолированных» и «отвергаемых».
Если первое больше, то УБВ – высокий, если эти количества примерно равны, то средний, если первое меньше, то УБВ – низкий.
Изучение уровня сформированности детского коллектива ведётся и через мини-сочинения детей на темы:
– «Какой Я?»
– «Если бы у меня была волшебная палочка…»
– «Мои друзья»
– «Какой я друг?»
– «Каким я стал?»
– «Кому я хочу сказать спасибо?»
– «Какой он, наш 4Б?»
Содержательны и показательны для меня, как классного руководителя, синквейны, которые сочиняют дети в группах, на тему «Одноклассники»
Одноклассники Одноклассники
Дружные, хорошие Весёлые, добрые
Учатся, спорят, веселятся Думают, играют, помогают
Уважают друг друга, помогают Вместе учатся, отдыхают
Друзья Друзья
Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков ведётся через методику “Фантастический выбор”. Предлагаются примерно такие задания:
- “Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там очень долго, может быть, всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначается пятью словами. Так что же ты возьмешь с собой?”
- “Если бы ты стал всего на 60 минут волшебником, что бы ты сделал?”
- “Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: “Чего тебе надобно?” Ответь ей”.
- “У тебя в руках аленький цветочек, как бы ты с ним поступил?”
- “Отрывая мысленно лепестки цветика-семицветика, реши, что ты попросишь “.
На темы ответов ребят можно выпустить газету с текстами и рисунками. Детям такой вид общения интересен: они могут сравнить свои ответы с ответами друзей. Математический обсчет, который проводит педагог, может позволить продиагностировать тенденции нравственных ориентиров детей, а общение детей по результатам работы позволит им почерпнуть положительный опыт поведения в различных ситуациях.
Проведя в первом классе социометрическое исследование по методике «Цветик-семицветик», я обнаружила, что почти все желания детей связаны с самим собой, любимым. Лишь 16 % пожеланий детей предполагаются для близких, 8 % – для одноклассников и 4 % – для всех людей.
Данные результаты, естественно, нацеливают учителя на решение следующих задач:
- Организация всех видов и использование многообразия всех форм индивидуальной, коллективной деятельности с опорой на общечеловеческие ценности и, как следствие, развитие коммуникативной культуры.
- Создание классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого, условий для реализации индивидуальных творческих потенций.
- Коррекция индивидуального развития учащихся, предупреждение дезадаптации.
Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит задача не только выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но, главное проанализировать характер этого нарушения и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения диагностики необходима коррекционная работа, которая вкрапляется в содержание уроков и внеклассных мероприятий.
Например, виды работы, направленные на:
- снятие конфликтности
– Коррекция поведения с помощью ролевых игр
-Формирование адекватных форм поведения в коллективе
-Снятие напряжения у детей (релаксация)
- Коррекцию тревожности
-Рисование спиралевидными линиями
-Пластилиновая живопись
-Изображение своего настроения
-Формирование умелости и уверенности руки
Вся информация, получаемая в ходе диагностики, позволяет учителю отслеживать развивающий эффект и своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребёнка и оказывать своевременную и необходимую помощь. Диагностика необходима учителю, чтобы понять, какие учебные действия и у каких детей необходимо формировать уже в первые недели обучения, предвидеть, кто не умеет принять инструкцию и кому её надо повторять несколько раз, кто должен постоянно вслух проговаривать свои действия, кто нуждается в постоянной пошаговой помощи со стороны учителя.
Информация, полученная учителем в ходе диагностики, способствует лучшему пониманию учителем своих учеников, помогает ему построить урок и общение более эффективно, создать атмосферу принятия и доверия, что стимулирует активность учеников. Проявляя внимание к личности каждого ребёнка, учитель осуществляет личностно-ориентированный подход в обучении, что в конечном счёте позволяет ребёнку полнее раскрыть и реализовать свой потенциал.
Знание индивидуальных особенностей учащихся помогает учителю не только создать открытое уникально неповторимое общение, но и быть готовым получить в этом общении обратную связь; в том числе в форме оценок личностных проявлений учителя со стороны ученика, а это способствует профессиональному росту, развитию собственной индивидуальности.
Источник