Педагогическая диагностика отклоняющихся развития ребенка

Педагогическая диагностика отклоняющихся развития ребенка thumbnail

Психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии

Успешность обучения, воспитания, социальной адаптации ребёнка с особенностями психофизического развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает психолого- педагогическая диагностика нарушений развития.

Сегодня роль диагностики очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития; определение их оптимального образовательного маршрута; обеспечение индивидуального сопровождения в учреждении общего типа; разработка программ индивидуального обучения для детей со сложными и тяжёлыми нарушениями развития. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого всестороннего изучения ребёнка. Построение психолого-педагогического обследования ребёнка с особенностями психофизического развития должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать разные нарушения и их соотношения.

Классный руководитель должен быть готов к выполнению функций аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины, основания того или иного поведения ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу педагогической деятельности, направленной на воспитание личности того или иного школьника.

Психолого-педагогическая диагностика связана с управлением педагогическим процессом. Функция учителя, воспитателя и состоит в том, чтобы своевременно получить соответствующую информацию о протекании процесса обучения, воспитания и для принятия оптимальных коррекционных решений.

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие). Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок.

При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребенка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» Необходима строгая научность в подборе диагностических заданий для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить.

Конечной целью психолого-педагогического обследования является получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка с особенностями развития. Результаты обследования, раскрывающие картину всего разнообразия познавательных и эмоционально-личностных характеристик ребенка, обсуждаются специалистами и дают возможность определить программу обучения и воспитания, специальные условия, средства помощи, адекватные потенциальным возможностям ребенка.

Источник

Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии

Диагностика отклонений в развитии ребенка является одним из важнейших компонентов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.

Основными принципами диагностики являются:

  1. Проведение диагностического обследования ребенка должно быть системным и охватывать все стороны развития ребенка.
  2. Организация диагностического исследования основывается на возрастных особенностях ребенка и предполагаемом уровне его развития
  3. Задания, которые использует педагог в ходе диагностики, должны быть понятны и доступны для ребенка.
  4. При проведении диагностики важно выявлять не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка (в виде ЗУН).
  5. Все диагностические методики, используемые в ходе исследования, должны быть научно обоснованы.
  6. Полученные результаты необходимо интерпретировать, дать им качественную и количественную характеристику.
  7. Диагностика отклонений в развитии ребенка должна иметь четкую цель, которая достигается посредством решения ряда задач.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Замечание 1

Основная цель диагностики отклонений развития ребенка – выявление структуры нарушения, причин его вызвавших и определение оптимальных путей коррекционной помощи.

Задачи диагностики определяются исходя из возраста ребенка и вида нарушения, а также поставленной цели. Вся методология (цель, задачи, гипотеза и т.д.), должны быть взаимосвязаны друг с другом и иметь общее направление.

Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушения развития у детей

Диагностика отклонений в развитии ребенка, по своему содержанию является дифференциальной и прогностической. Это обусловлено тем, что в процессе диагностики определяются наиболее эффективные формы коррекционной работы с ребенком и составляются рекомендации по его индивидуальному обучению (воспитанию).

Проведение диагностики предусматривает обязательное участие в ней нескольких специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педиатр). Это необходимо для того, чтобы вскрыть причины и механизмы отклонения, а также наметить пути его исправления (коррекции) или устранения.

Читайте также:  Развитие ребенка в домашних условиях видео

Диагностика подразумевает под собой не только выполнение определенного количества методических заданий, но и работу с медицинскими документами ребенка, сбор медицинских анализов, социально-педагогическое обследования. В том случае, если нарушение (отклонение) достаточно тяжелое, то в комплексе с диагностикой осуществляется нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.

Подходы к осуществлению диагностики отклонений в развитии ребенка:

  1. Системный подход – основан на системном представлении о строении психики ребенка, предусматривает осуществление диагностики в несколько этапов.
  2. Динамический подход – исследование изменений (отклонений или нарушений) в развитии ребенка на различных возрастных этапах. Осуществляется на основании учета возрастных особенностей ребенка, его качественных возрастных новообразований и их своевременной реализацией.

Анализ полученных в ходе диагностики результатов включает в себя ряд обязательных параметров:

  • Отношение ребенка к исследованию и заданиям
  • Способы выполнения заданий
  • Соответствие действий ребенка и условий задания (действует по инструкции или проявляет инициативу)
  • Обращается ли за помощью к взрослому
  • Умеет выполнять задания по аналогии с предыдущими
  • Отношение к полученным результатам, самокритичность и оценка собственных достижений

Замечание 2

Таким образом, на основании указанных параметров исследователь имеет возможность сложить для себя общую картину (представление) о развитии ребенка, его возможностях и особенностях характера.

Проблемы диагностики отклонений в развитии детей

Проблемы диагностики отклонений в развитии можно разделить на 2 основные группы:

  1. Недостаточность или низкое качество используемых диагностик, а также нехватка специалистов в области исследуемых отклонений.
  2. Сложность проведения диагностических методик.

К первой группе проблем относятся:

  • недостаток специалистов в области психодиагностики, которые занимаются не только проведением диагностических методик, но и их разработкой, адаптацией и т.д.
  • недостаточное количество отечественных диагностических методик по всем направлениям нарушений в развитии и недоверие к имеющимся зарубежным методикам
  • моральное устаревание содержания программ обучения и подготовки психодиагностов
  • распространение искаженной и недостоверной практики в области психодиагностики.

Проблемы второй группы можно характеризовать следующим образом:

  • трудность проведения диагностических методик в силу сложности нарушений и отклонений в развитии ребенка
  • недостаточность практического опыта врача (исследователя), проводящего диагностику
  • схожесть ряда синдромов психического недоразвития
  • слабая выраженность симптомов нарушений и отклонений, в силу возраста испытуемого
  • необходимость проведения не просто комплексного исследования конкретного ребенка, всех сторон его развития, но и необходимость сравнения полученных данных с данными других детей, как имеющих отклонения в развитии, так и с нормальным течением развития

Таким образом, диагностика отклонений в развитии детей является сложным и многокомпонентным процессов. Необходимо учитывать не только те показатели, которые были получены по итогам диагностической методики, но и принимать во внимание обстоятельства, при которых протекала беременность, в каких условиях в данный момент проживает ребенок, его окружение, особенности воспитания и обучения.

Источник

В современной теории и практике специального (дефектологического) образования достаточно остро стоит вопрос о ранней диагностике отклоняющегося развития. При этом, как и дефектология вобрала в себя различные отрасли науки, так и этот частный вопрос диагностики предусматривает под собой заинтересованность специалистов различного профиля. В случаях сильно выраженного отклонения в развитии, ребенок с рождения находится под пристальным наблюдением медицинского персонала, но и при этом важным аспектом является дифференциация патологических проявлений. В случае же когда нарушение носит не столь выраженный характер, в раннем возрасте могут проявляться только незначительные симптомы, которые не могут быть замечены неспециалистом. В этой связи вопрос ранней комплексной диагностики отклоняющегося развития приобретает более выраженные черты.

Под комплексной диагностикой мы понимаем целенаправленную, слаженную, но при этом независимую работу групп разных специалистов: медицинского, психологического и дефектологического профиля, выделяя при этом клиническое (медицинское) и психолого-педагогическое направление.

Целью настоящей статьи является теоретическое рассмотрение основных аспектов комплексной диагностики отклоняющегося развития с отдельным выделением клинического и психолого-педагогического направлений данной деятельности.

Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии является сравнительно молодым направлением в отечественной дефектологии. Несмотря на это диагностическая и коррекционная работа находит свое отражение в многочисленных научных трудах, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Проблемой диагностики и коррекции детей раннего возраста в отечественной дефектологии занимались Белякова Ю. Ю., Браткова М. В., Выродова И. А., Лебединская К. С., Мастюкова Е. М., Мамайчук И. И., Стребелева Е. А. и другие. Эти исследования объединяет одна основная цель, создание диагностической и коррекционной базы для оказания ранней помощи детям с психическими нарушениями.

В зависимости от времени воздействия вредных факторов на ребёнка по данным Мастюковой Е. М., Лебединского В. В., Марковской И. Ф., Бадалян Л. О. и др., аномалии психофизического развития детей, связаны с органическими поражениями ЦНС и другими патологическими процессами развития в период пренатального, натального, постнатального, в том числе и раннего онтогенеза.

Читайте также:  Методики диагностики речевого развития ребенка

Неопровержимым является тот факт, что внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка во время родов. Родовые травмы приводят к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в местах их возникновения. Наиболее тяжелые отклонения в развитии появляются при клинической смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной патологии с тяжелой асфиксией во время родов. Рядом авторов установлена взаимосвязь между длительностью клинической смерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смерти более 7–10 минут возникают необратимые изменения в структуре головного мозга с проявлениями в дальнейшем детского церебрального паралича, речевых расстройств, нарушений умственного развития или других, более или менее выраженных, отклонений в интеллектуальном, эмоциональном и/или физическом развитии [7, с.5].

Вместе со стойкими и необратимыми нарушениями развития, обусловленными органическими поражениями мозга, наблюдается и множество обратимых вариантов протекания этих нарушений, которые возникают при легкой мозговой дисфункции, соматической слабости, педагогической запущенности, эмоциональной депривации. Эти отклонения могут быть полностью преодолены при условии своевременного проведения необходимых лечебно-коррекционных мероприятий. Поэтому обязательное медицинское наблюдение беременности и первых лет жизни ребёнка является необходимым условием сопровождения и раннего диагностирования психических отклонений ребенка раннего возраста.

Основными методами медицинского направления комплексной диагностики являются сбор и анализ анамнестических данных о протекании беременности матери ребёнка, об особенностях родов, о значимых показателях психофизического развития (например: заключения педиатра, особенно в первый год жизни) ребёнка; осмотр ребёнка узкими специалистами, проведение ряда лабораторных исследований (например: компьютерная томография, электроэнцефалография, эхо-энцефалография и др.) в том числе генетических, биохимических и патопсихологических (диагностика ВПФ в клинике).

Медицинское направление комплексной диагностики раннего возраста позволяет проследить причинно-следственные связи между признаками психических нарушений и повреждениями отдельных структур головного мозга. Клиническая диагностика в раннем возрасте бывает затруднена, так как многие психические отклонения не связаны с конкретными сенсорными или соматическими нарушениями и входят в состав различных симптомокомплексов.

В рамках психолого-педагогического направления комплексной диагностики детей раннего возраста, Лихачева Е. Н. отмечает, что значимость такого подхода в диагностике нарушений и отклонений развития возрастает еще и потому, что нарушения высшей нервной деятельности проявляются ранее на поведенческом и лишь позднее на клиническом уровне. И если ребёнок не попадает в поле зрения специалистов, проблема приобретает более устойчивый характер[5, с. 254–255].

Анализируя и обобщая опыт различных специалистов, Мамайчук И. И. разработала и систематизировала основные принципы психолого-педагогического воздействия на ребенка, базирующиеся на основных положениях специальной психологии:

          восприятие и, соответственно, воздействие на личность ребенка. При этом личность рассматривается как целостная психологическая структура, которая формируется в процессе онтогенеза, и основывается на принятии человеком общественных форм сознания и поведения;

          психическое развитие и становление личности ребенка возможны только в процессе коммуникаций (особое место в этом процессе занимают значимые взрослые, которыми чаще всего выступают родители);

          важнейшую роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности. В раннем возрасте такой деятельностью является предметно-манипулятивная, к трем годам она трансформируется в ролевую игру и копирование действий взрослых;

          развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. Вне зависимости от степени тяжести нарушения и времени патологического воздействия все дети обладают способностью к развитию [6, с.26].

Отечественные авторы Кисова В. В. и Конева И. А. выделяют ряд новообразований, на которые следует направить особое внимание в диагностике возрастных норм развития детей от рождения до 3-х лет, к которым они относят:

          личную активность ребёнка (слуховое зрительное сосредоточение и восприятие, способность выделять близких людей, особенно мать);

          потребность в общении (начальный этап проявляется ещё в младенчестве в виде «комплекса оживления»);

          эмоциональное и личностное развитие (проявляется особо остро в кризисе 1-го года жизни, когда резко возрастает стремление ребенка к свободному передвижению и формирование самостоятельности в исследовании окружающих предметов);

          развитие речи (начинается гулением, лепетом ещё в младенчестве в последующем активно развивается пассивный и активный словарный запас);

          развитие всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание);

          предметно-манипулятивная деятельность, как ведущая на данном этапе развития;

          аффективность, т. е. эмоциональность и способность адекватно реагировать на внешние воздействия;

          развитие самосознания, которое начинается с 2-х с половиной лет и в конечном итоге приводит к кризису 3-летнего возраста [4, с.18].

Для диагностики эмоционально-волевых проявлений ребенка могут быть использованы задания, направленные на диагностику познавательной сферы. Шаповал И. А. указывает на необходимость использования метода наблюдения в сочетании с различными, доступными для ребенка раннего возраста, диагностическими заданиями, при котором необходимо обратить внимание на следующие показатели:

          общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т. д.),

          активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности; контактность [8, с. 233].

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка по японски

Особое внимание исследователи обращают на вовлеченность в контакт ребёнка, т. е. желание сотрудничать со взрослыми. Обычно неполноценный, поверхностный контакт характерен для детей с интеллектуальным нарушением. Дети с невротическими проблемами ведут себя тревожно, им присущи различные страхи. Плохо адаптированные дети раннего возраста, как правило, испытывают затруднения в установлении контакта; уход от контакта — один из ведущих симптомов в поведении детей с расстройствами аутистического спектра.

Немаловажным фактом является эмоциональная реакция ребёнка на поощрение и одобрение (обычно положительные реакции наблюдаются в норме уже в возрасте от года до полутора лет). При выраженном снижении интеллекта дети относятся к одобрению равнодушно; невротизированные дети наряду с проявлениями радости резко повышают результативность выполнения заданий благодаря уменьшению эмоционального напряжения. В норме уже с 2-х с половиной лет ребёнок способен самостоятельно обнаружить ошибочность своих действий. Обнаружив ошибку, он сосредоточивается на выполнении заданий и, исправляя ошибки, старается достичь желаемого результата, обращаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.

Отношение к деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется прежде всего заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности, и к её результату. Особое внимание акцентируется на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем. Возникновение аномалий развития детей связано с действием разнообразных неблагоприятных факторов: генетических, факторов внешней среды, травматизмом и пр.

Ранний возраст, от рождения до 3-х лет, является наиболее благоприятным и эффективным в установлении отклонений психического развития, так как позволяет приступить к коррекции этих недостатков как можно раньше, когда многие психические функции находятся в стадии формирования и развития. В раннем возрасте существует наибольшая возможность эффективного использования различных компенсаторных механизмов психики, т. к. именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие высших психических функции.

Необходимым условием сопровождения и раннего диагностирования отклонений развития ребенка является комплексный подход специалистов, который начинается с регулярного осмотра ребёнка педиатром и посещения по его рекомендациям узких специалистов и позже поддерживается первейшим институтом социализации детей — яслями и детским садом. Только это условие является основой постановки правильного диагноза и предупреждением прогресса заболеваний ребёнка.

В рамках клинического направления определения нарушений развития выделяют психопатологическое обследование, включающее в себя выявление и описание симптомов нарушений эмоциональных и поведенческих отклонений, нарушений речи и познавательной деятельности, а также включает диагностику синдромов и болезненных состояний ребёнка.

Психолого-педагогическое направление помощи детям с отклоняющимся развитием в большей степени обусловлено особенностями социального окружения, обучения и воспитания. При этом социальная среда выступает не только как условие, но и как источник развития. Интенсивное и неравномерное развитие психических функций в раннем возрасте детерминирует их повышенную ранимость. Неравномерность созревания проявляется в парциальных (частичных) задержках развития. Ведущие психологи и дефектологи отмечают, что следует особое внимание уделять контролю над ходом психического развития малышей с целью коррекции обнаруживаемых отклонений.

Факторы приводящие к нарушениям развития в раннем детском возрасте весьма разнообразны — это и средовое влияние, и генетическая обусловленность, перенесенные заболевания как матери во время беременности, так и ребёнка в раннем возрасте, а также различные травмы. Однако диагностика и коррекция этих отклонений в раннем возрасте является необходимым и значимым условием преодоления последующих нарушений и их прогресса; так как в возрасте до 3-х лет психика ребёнка наиболее чувствительна к систематической стимуляции и воздействию. При этом данная работа должна проводиться специалистами в тесной, неразрывной и систематичной связи с семьёй ребёнка.

Неутешительные тенденции постоянного увеличения числа новорожденных детей с недостатками развития ставят проблему раннего обнаружения и коррекции нарушений в развитии на первый план, как в теории, так и в практике работы специалистов медицинского и психолого-педагогического, в частности дефектологического профиля.

Литература:

  1.                Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Вопросы психологии. 2002. — № 3. — С.15–21.
  2.                Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 41 с.
  3.                Ермолаева Т. Н., Зиналиева Н. К. Ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии детей. учебно-методическое пособие. — Астрахань: «Астраханский университет», 2010. — 88 с.
  4.                Кисова В. В., Конева И. А. Практикум по специальной психологии. — СПб.: Речь, 2006. — 352с.
  5.                Лихачева Е. Н. Ранняя психолого-педагогическая диагностика замедленного темпа психического развития: актуальность, проблемы и пути решения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. — № 17. Выпуск 20. — С. 254–256.
  6.                Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.
  7.                Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
  8.                Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.

Источник