Педагогическая диагностика индивидуального развития одного ребенка

Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностикадостижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка

• личностных особенностей ребенка

• поведенческих проявлений ребенка

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогическогопроцесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

• в безопасности для испытуемого применяемых методик;

• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап –целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Читайте также:  Диагностика уровня развития ребенка музыкальная деятельность средняя группа

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Источник

Светлана Логинова
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей».

Я использую методические рекомендации «Диагностика педагогического процесса», «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности», где представлена модель педагогической диагностики разработанной на основе положений ФГОС.

Новизна предлагаемой в данных пособиях модели педагогической диагностики индивидуального развития детей определяется тем, что она разработана с учётом образовательных областей и их приоритетных направлений. Но проблема организации педагогической диагностики ещё существует. Возможная причина – несвоевременный выход документов.

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год. На начало года ставится задача проектирования образовательной деятельности с детьми и планирование индивидуальной работы по образовательным областям. В конце года идёт сравнительный анализ результатов. В качестве основных методов используется наблюдение и изучение продуктов детской деятельности. Для наблюдения необходимо знать показатели, которые характеризуют развитие умений и навыков детей по каждой образовательной области.

Процедура педагогической диагностики осуществляется в три этапа в процессе которых идёт изучение показателей уровня эффективности педагогического воздействия по образовательных областям, составление индивидуального маршрута развития ребёнка, систематизация результатов и заполнение карты индивидуального развития.

В ФГОС в 4 разделе раскрываются требования к результатам освоения образовательной программы. Эти требования представлены в виде целевых ориентиров. Но целевые ориентиры не оцениваются, т. к. это возрастной портрет ребёнка в 3года и в 7 лет. Это ориентир для взрослых для того чтобы наметить образовательную деятельность по возрастам. А как показатель для оценки индивидуального развития используется планируемый показатель по образовательным областям (в программе их не найти, но имеются задачи по каждой образовательной области, следовательно планируемым результатом является выполнение этих задач).

Для организации педагогической диагностики мы используем таблицы, где конкретно прописаны по каждому возрастному периоду показатели, т. е планируемые результаты. Например, образовательная область «Речевое развитие»:

• Называют некоторые жанры детской литературы, имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов…;

• Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете…;

• Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность;

• При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.

Оценка развития необходимых умений и навыков детей осуществляется по трёхбалльной системе. Итоговый результат (средний балл) это сумма баллов по всем показателям делённая на количество показателей.

Процедура педагогической диагностикиможет быть организована по-разному: в зависимости от приоритетных направлений, программы развивающей среды, но обязательно с использованием разных видов деятельности (игровой, изобразительной, двигательной т. д.)

В рекомендациях имеются примеры организации проблемных ситуаций, наблюдений, но, к сожалению, не по каждому параметру образовательной области, поэтому необходимо дорабатывать самостоятельно. Ещё одно важное требование педагогической диагностики – это естественные для ребёнка условия, а не организация специальных заданий-тестов.

Например, образовательная область «Познавательное развитие» (подготовительная группа).

Показатель для оценки индивидуального развития:

Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: фонарик необычной формой с динамомашиной для подзарядки (или любой другой предмет)

Задание: положить в группе до прихода детей. Когда ребёнок найдёт и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.

Результат педагогической диагностики – это оценка индивидуального развития ребёнка. В настоящее время у нас имеются карты индивидуального развития детей, в которых планируется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка по образовательным областям.

Индивидуальный образовательный маршрут представлен таблицей, в которой включены направления деятельности педагога с учётом педагогической диагностики. Это может быть обогащение знаний практического опыта ребёнка, развитие его способностей, «устранение» пробелов в тех или иных видах деятельности, повышение познавательной мотивации и т. д.

Т. о. современная модель педагогической диагностики индивидуального развития детей разработана с учётом образовательных областей и их параметров. Новым является способ обработки и представления результатов для определения уровня индивидуального развития детей, эффективности педагогического воздействия. Педагогическое воздействие включает в себя создание условий и организацию образовательной деятельности.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка двух лет

Источник

         Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10»  г. Пласта

—————————————————————————————-

457020, Челябинская область, г. Пласт, ул. Титова, 5А

Тел. 8(35160) 2-18-12, e-mail: mkdouv10svetlyachok@mail.ru,

Веб-сайт:  https://ds10plast.ru

Консультация на тему: Система педагогической диагностики: оценки индивидуального развития детей образовательной программы ДОУ

Выполнила старший воспитатель: Ильясова З.М.

     Реализация образовательной программы в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в каждой возрастной группе. «Такая оценка проводится воспитателем в рамках педагогической диагностики: оценка индивидуального развития воспитанников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики (монитринга) могут использоваться исключительно для решения следующих задач:

1. индивидуализация образования ( в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории  или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2. оптимизации работы с группой детей (п.3.2.3). П 3.2.3.

 При реализации программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производиться педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ И МЕТОДИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, ЕЕ ВНЕДРЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНОЙ ЗАДАЧЕЙ ДЛЯ КАЖДОГО ДОО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в части реализации требований к результатам освоения ОП ДО.

В процессе  образовательного деятельности в соответствии с ФГОС (п 3.2.3) при реализации образовательной программы проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ, не проводит тестирования, исключает применение высоко и низкоформализованных тестов. Наблюдения могут  быть дополнены свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем воспитатель может провести диагностическую НОД, в которую включает  специально подобранные задания, позволяющие  выяснить, насколько ребенок овладел программными задачами образовательных областей Стандарта.

Аутентичная педагогическая диагностика проводиться входе наблюдений в спонтанной ии  организованной деятельности и позволяет фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития ребенка в ходе:

  • Коммуникации со сверстниками и взрослыми( как изменяются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных  решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д);
  • Игровой деятельности;
  • Познавательной деятельности( как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • Проектной деятельности( как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • Художественной деятельности;
  • Физического развития;

В нашем детском саду  педагоги используют педагогическую диагностику, где не предполагается выделение не малоинформативных количественных параметров(уровней, баллов, процентов), качественных характеристик изучаемого явления. Это позволяет определить индивидуальное своеобразие зоны актуального развития ребенка и спланировать воспитательно-образовательные задачи, основанные на своих педагогических действиях в отношении каждого ребенка в форме составления ИОТР, что крайне необходимо для осуществления ( в соответствие с ФГОС) последующей индивидуализации образовательной деятельности и учета зоны ближайшего развития..

По СУТИ, происходит САМООЦЕНКА ВОСПИТАТЕЛЕМ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИСОБСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ  ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ КАЖДОГОРЕБЕНКА, НЕ ОВЛАДЕВШЕГО ПРОГРАММОЙ.

Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются ДОСТИЖЕНИЯ ребенка в конкретно сформулированном КАЧЕСТВЕННОМ ВЫРАЖЕНИИ.

Результаты педагогической диагностики, проведенной воспитателем, позволяют им оценивать индивидуальную динамику усвоения ОП каждым ребенком и, реализуя принцип индивидуализации образовательной деятельности, скорректировать свои дальнейшие педагогические действия при построении конкретно ИОТР(индивидуальная образовательная траектория развития ) каждого ребенка.

Таким образом, реализуются принципы мониторинга образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

В такой системе оценки результатов освоения ОП ДО отражены современные тенденции качества дошкольного образования: результаты диагностики индивидуального развития детей используются исключительно ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ САМОГО ВОСПИТАТЕЛЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЙ КОРРЕКЦИИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ С КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ,

Записи в специально разработанных листах делаются воспитателем в лаконичной форме, через призму оценки своих педагогических действий и их результативности по усвоению педагогических действий и их результативности по усвоению образовательной программы каждым ребенком его возрастной группы, по всем пяти областям и оценке уровня игровой деятельности. В «Лист педагогической диагностики» внесена только игровая. Так как остальные виды детской деятельности (коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание  и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная и музыкальная) как «сквозные механизмы развития ребенка» (п.2.7 ФГОС) могут быть оценены еще и посредством диагностики реализации ОП в соответствующей образовательной области ФГОС ДО. ИГРА же является важным, специфическим и основным видом детской деятельности.

Читайте также:  Индивидуальный логопедический маршрут развития ребенка с зпр

В «Листах пелагической  диагностики» не указывается уровень развития ребенка. Есть только конкретная фиксация индивидуального для каждого ребенка, не усвоенного им содержания определенного раздела образовательной области ФГОС.

При проведении педагогической диагностики ее основным показателем является содержание образовательных областей Стандарта.

Результат анализа выражается без распределения детей по уровням их развития «на высокий, «средний, «или «низкий»., как осуществлялось ранее при ФГТ. Оценивается результативность педагогических действий воспитателя через призму мониторинга развития ребенка.

Записывается конкретная формулировка затруднений ребенка в усвоении программы.  Это позволяет воспитателю определить конкретные «задачи дальнейшего планирования своих педагогических действий(п23.2.3), определяющих перспективы и конкретные задачи ИОТР ребенка (п 3.2.2.1) с помощью целенаправленных педагогических воздействий и «построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми» (п.3.2.1.3), воспитателей и родителей.

Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС,  как качественный анализ позволяет соблюдать принцип индивидуализации в подборе конкретных форм и методов образовательной деятельности с каждым ребенком при последующем планировании его индивидуальной образовательной траектории развития (ИОТР).

Такая педагогическая диагностика позволяет педагогу  заполнять карту индивидуальной образовательной траектории развития ребенка, имеющую по его результатам диагностики вполне конкретно сформулированные проблемы в усвоении образовательной программы, задач образовательных областей, представляющих определенные направления развития и образования детей (п2.6. ФГОС).

 (Программа «Детство».  Результаты могут использоваться преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

В программе «Детство» предполагается, что Педагогическая диагностика является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс.

Диагностика направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

– деятельностных умений ребенка;

– интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

– личностных особенностей ребенка;

– поведенческих проявлений ребенка;

– особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

Основными методами педагогической диагностики являются наблюдение и нестандартизованные беседы с детьми, а также диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего планирования.

Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Направлена на изучение:

– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ;

– игровой деятельности;

-познавательной деятельности (таких как – развитие детских способностей, познавательной активности);

– проектной деятельности ( например: как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

– художественной деятельности;

– физического развития.

Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка. На основе этих карт мы разрабатываем индивидуальные маршруты.

В диагностических  картах в программе « От рождения до школы» ИГРОВАЯ деятельность вынесена на отдельный лист.

А в программе «Детство» игровая деятельность проходит во всех областях.

Таким образом, педагоги работающие с детьми в соответствии с ФГОС должны понять, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценки. Однако педагоги входе работы должны выстраивать индивидуальную образовательную траекторию развития каждого ребенка.

Примерные «Листы педагогической диагностики оценки индивидуального развития детей  младшего возраста (3-4 года)

Развитие игровой деятельности.

Ф.И. Ребенка

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Театрализованные игры

Дидактические игры

Иванова Катя

Не умеет выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий

Не владеет приемами вождения настольных кукол

Затрудняется в подборе предметов по цвету и величине

Антонов Илья

Примерная ИОТР для каждого ребенка, составленная на основе педагогической диагностики группы младшего возраста( 3-4 года)

Основные направления развивающей образовательной деятельности

Основное содержание образовательной деятельности с ребенком, осуществляемые воспитателем

Основные направления психолого-педагогической поддержки семьи для вовлечения родителей в образовательный процесс по реализации ИОМ ребенка

1

Иванова Катя

ОО Познавательное развитие

Классификация предметов

В ходе индивидуального общения с ребенком формирование умения группировать предметы по определенному признаку: цвету, величине, форме.

Лото «Подбери такую же картинку».

Родителям предлагать Кате раскрашивать изображения в тематических книжках-раскрасках: Цветы, «Деревья», «Посуда» и тд.

Формирование бережного отношения к природе

Привлечение к уходу за комнатными растениями. Чаще использовать похвалу за проявление заботы о цветах.

Чтение стихов и рассказов, содержание которых является бережное отношение к природе: растениям, птицам, насекомым и т.д

Привлекать к работе в цветнике, на даче, огороде: рыхлить почву, поливать, заботиться о насаждениях.

Физическое развитие

И т.д.

Источник