Паттерны общения в семье и развитие ребенка
Предполагается, что каждое новое поколение получает в наследство от своей семьи груз семейных историй в виде множества стереотипных поведенческих моделей и незавершенных эмоциональных взаимоотношений, которые продолжают свою жизнь в лабиринтах «семейного бессознательного» и детерминируют поведение человека, мотивационные тенденции, выборы и способы реагирования в самых различных ситуациях.
Исследование межпоколенной передачи моделей поведения предпринимали многие психологи: А. Шутценбергер [9], Л. Сонди [5], Э. Берн [1] и др.[5]. Еще на заре возникновения психоанализа З. Фрейд в своих работах «Введение в психоанализ» (1917) и «Новые лекции по психоанализу» [6] развивал мысль о том, что индивидуальный опыт человека чаще всего носит отпечаток опыта, накопленного старшими поколениями, т.е. старшее поколение транслирует собственный опыт младшему. Ф. Дольто утверждала, что бессознательное матери и ее ребенка связаны между собой, и ребенок, скорее всего, предугадывает и чувствует вещи, которые относятся к его роду на протяжении достаточно большого количества поколений. М. Боуэн, создавая свою «Теорию Семейных Систем», представлял семью как целостную систему и старался увидеть и отразить те системные процессы, которые могут управлять эмоциональным поведением личности в дальнейшем [8].
Несмотря на достаточно большое количество работ по проблеме межпоколенной передачи семейных паттернов, до сих пор до конца не изученными остаются механизмы трансляции установок, способы усвоения и принятия этих установок, а так же существуют национальные особенности передачи поколенческого опыта, которые могут иметь место только в определенной этнической среде.
Паттерны (англ. Pattern, от лат. patronus – модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка), т.е. устойчивые модели поведения, которые человек предпочитает использовать при взаимодействии с другими людьми, являются базовыми единицами бессознательного, выделенным автоматизмом.
Актуальность исследования заключается в том, что выявление паттернов семейных взаимоотношений позволяет их классифицировать, а так же задает направление для новых исследований в области семейной и гендерной психологии.
Для выявления и определения связи между паттернами взаимоотношений в родительской семье и полоролевыми установками женщин было проведено исследование, направленное на выявление и описание имеющихся паттернов поведения в каждом отдельном случае. Далее проводилось исследование влияния выявленных паттернов на дальнейшее полоролевое поведение женщины.
Объектом нашего исследования, таким образом, являются поведенческие паттерны, существующие в семье каждой из испытуемых и транслирующиеся в качестве собственного опыта родителями детям.
Предметом исследования является патологизация поведенческих паттернов, которые могут привести к нарушению полоролевых установок женщины, получившей в процессе воспитания в этой семье подобный деструктивный опыт. Исследование именно женщин было обусловлено тем, что они по статистике чаще, чем мужчины обращаются за психологической помощью, а так же для сужения области исследования.
Гипотезы исследования:
1. Предполагается, что семейные сценарии имеют в своей основе поведенческие паттерны, заимствованные из родительской семьи.
2. Патологические поведенческие паттерны оказывают негативное влияние на формирование полоролевого поведения женщины, что создает ей сложности в установлении близких партнерских отношений с противоположным полом.
Целью данного исследования является выявление проблемных паттернов взаимоотношений в родительской семье и определение степени их влияния на формирование полоролевых установок женщин.
Задачи исследования:
– провести диагностику испытуемых с целью выявить общие характеристики в личностно-психологической структуре испытуемых;
– выявить паттерны взаимоотношений в родительской семье испытуемых;
– выявить трансляцию паттернов взаимоотношений родительской семьи в семейную
жизнь испытуемых;
– выявить связь между семейными паттернами и полоролевыми установками у женщин;
В качестве методов исследования были использованы: разработанная нами схема наблюдения, беседа, рисунок несуществующего животного (РНЖ) [3] и метод портретных выборов (тест Сонди) [4].
В исследовании приняли участие 18 женщин в возрасте от 24 до 57 лет, различных профессий (экономисты, бухгалтеры, соцработники, медсестры, продавцы, преподаватели), различного образования (от среднего до двух высших, технического, экономического и гуманитарного профиля), семейного (замужние, разведенные, состоящие в гражданском браке) и социального положения (пенсионерки, студентки, руководители, исполнители).
Исследование проводилось в соответствии со следующей схемой: проводилась первичная консультация, затем диагностика испытуемых и затем две индивидуальные консультации с целью уточнить полученные результаты, глубже изучить состояние пациентов и их личностные особенности. С каждой пациенткой проводилась индивидуальная работа, в результате которой была получена клиническая картина, сформулирован запрос, с которым поступили пациентки в клинику. Далее был проведен качественный анализ полученных результатов для описания зависимости полоролевых установок женщин от семейных паттернов. Анализировался также и механизм передачи полоролевых установок из поколения в поколения.
В процессе исследования было выделено три группы поведенческих паттернов в родительской семье испытуемых, которые могли повлиять на полоролевые установки женщин:
«Жена – диктатор». Жена проявляет публичное неуважение к мужу, обесценивает его как мужчину и как главу семьи, критикует, оскорбляет, ставит в пример других мужчин, демонстрирует презрение, заостряет внимание детей на слабостях отца. В свою очередь отец чаще всего злоупотребляет алкоголем, заранее занимает вторые роли в семье, перестал сопротивляться нападкам супруги. У детей с отцом гораздо ближе эмоциональная связь, они любят его за доброту, некоторую бесконтрольность и свободу в воспитании.
Женщина, вырастая в таких условиях, испытывает трудности в установлении близких партнерских отношений с мужчинами, стремится найти опору и поддержку в муже, но имея установки на обесценивание мужчин, вызывает конфликтные ситуации, провоцирует ссоры, старается доминировать, но получив определенные права, не знает, что с ними делать. Невозможность компенсировать возникший диссонанс приводит к разводам, обесцениванию мужчин в целом, трансляцию данного паттерна своим детям.
«Женщина-сын». Один из родителей или оба, хотели мальчика, но родилась девочка, и ее воспитывают по мужскому образу. Стараются привить такие качества, как сила воли, стремление к лидерству, бескомпромиссность, дают установку на самостоятельное выживание в сложном и полном опасности мире, одобряют агрессивное поведение при достижении цели. Девочку редко одевают в платье, приветствуется мужской стиль поведения, коротко стригут волосы ребенку. Ребенок в такой семье легко управляется с инструментами, дружит в основном с мальчиками, может проявлять неуважение к девочкам.
Женщина из такой семьи испытывает трудности в установлении близких партнерских отношений с мужчинами, ей трудно преодолеть барьер между дружескими и интимными отношениями, со стороны мужчин она видит к себе отношение как «к своему парню». Кроме того, существует идеальный образ мужчины, похожего на отца, что усложняет взаимоотношения с противоположным полом, т.к. происходит постоянное сравнение реального и идеального образов, приводящее к обесцениванию взаимоотношений, если реальный мужчина не соответствует идеалу.
«Мать-одиночка». Родительская семья разрушилась по разным причинам – развод, смерть мужа, в результате которых жена остается с маленьким ребенком, переводя все внимание полностью на него. Все время и силы мать тратит только на дочь или нескольких детей, мужчины в доме появляются редко из-за страха ревности детей, из-за мыслей, что мужчине будут не нужны чужие дети и т.д. Ребенок ощущает дефицит мужского внимания, испытывает переизбыток материнского, видит полную самоотдачу матери.
Женщина из такой семьи испытывает сложности в установлении близких партнерских отношений с мужчинами, т.к. у нее отсутствует пример установления таких отношений. Ей гораздо проще представить, как жить без мужчины, она знает законы выживания матери-одиночки. Она полностью перенимает модель поведения матери в случае, если возникает сходная ситуация. Даже если семья не распадается, то в определенный момент супруги теряют эмоциональную связь и проживают в одной квартире как соседи.
Таким образом, проведенное нами исследование выявило проблемы, связанные с нарушением полоролевых установок женщин, проблемы в их личной жизни и сложности в установлении близких партнерских отношений с противоположным полом.
Обобщая полученные результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Испытуемые женщины, которые воспитывались в семье с трансформированными полоролевыми поведенческими паттернами, в своей последующей взрослой жизни испытывают трудности в установлении прочных близких отношений с противоположным полом – сложности в общении с мужчинами, отсутствие постоянного партнера, разводы, отношения не соответствуют ожиданиям и т.д.
2. Испытуемые женщины, которых воспитывали в семье с трансформированным полоролевым поведением, впоследствии испытывают сложности с половой идентификацией и у них отсутствуют четкие полоролевые установки, например «Мать-одиночка» абсолютно уверена, что может заменить ребенку отца, стремится проявлять мужское поведение, сыграть одновременно обе роли. «Жена-диктатор» принижая роль мужа так же пытаются взять на себя мужские функции, считая, что если она это не сделает, то не сделает никто, принимает на себя роль мужчины.
3. Заимствованный паттерн полоролевого поведения может внешне иметь иную форму, но, по сути, остается прежним, например в семье «Жены-диктатора» не обязательно муж алкоголизирован, но принижение его роли все-равно прослеживается;
4. Испытуемые женщины, которых воспитывали в семье с трансформированным полоролевым поведением, сознательно испытывали страх повторения семейного сценария, но на подсознательном уровне повторяли его и когда, по прошествии времени, осознавали это, испытывали панику, чувство бессилия что-либо изменить, депрессивное состояние.
Для исследования поведенческих паттернов был выбран качественный подход, т.к. он предполагает более глубокий психологический анализ мира, явлений в нем, а так же самой личности. Однако для доказательства наличия связи между поведенческими паттернами в родительской семье и трансформацией полоролевого поведения женщин необходимо провести количественный анализ, который может, во-первых, выявить другие виды поведенческих паттернов, а во-вторых, откинуть дополнительные переменные, оказывающие влияние на формирование полоролевых установок у женщин, такие как, семейные паттерны мужчин, с которыми женщины образуют пары, наличие и количество детей, количество браков, возраст партнеров, продолжительность отношений, условия проживания и т.д.
В дальнейшем предполагается вести исследование проблемы установления взаимосвязи между паттернами взаимоотношений в родительских семьях и полоролевыми установками женщин по следующим направлениям: исследовать влияние на формирование полоролевых установок, степень осознания и принятия женщинами семейных паттернов и сценариев, поиск психотерапевтических действий и методов реабилитации при обращении женщинами за психологической помощью. Кроме того, аналогичное исследование необходимо провести с мужчинами.
Список используемой литературы:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: М, 1988
2. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 2006.
3. Романова Е. В. Проективные графические методы. СПб, 2001.
4. Собчик Л. Н. Модифицированная методика Сонди (Тест восьми влечений). СПб, 2002.
5. Сонди Л. Судьбоанализ. М., 2007.
6. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991. С. 369-385.
7. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993. С. 76-87.
8. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. М., 2007.
9. Шутценбергер А. А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы, М., 2001
Авторы: Федорова Евгения Викторовна, кандидат психол. наук, доцент
Вайсман Сергей Ефимович, аспирант-соискатель
Гуманитарный университет, Екатеринбург
Источник
IIf you want to go fast go alone, if you want to go far go together!
Семья – не просто люди, объединённые общим бытом, детьми, обязательствами, любовью. Это целая система. ⠀
⠀
И как любая система, она стремится к постоянству – гомеостаз семьи. Иногда это происходит за счёт проблем, как бы парадоксально ни звучало. Например, плохая успеваемость ребёнка или его болезнь объединяют родителей вокруг этой проблемы. Но важно понимать, что любая проблема в семье – симптом болезни всей семейной системы. Все тесно взаимосвязано. Нет виноватых.⠀
⠀
Семейная система должна создаться и завершиться, так же как человек должен родиться и умереть. Должна пройти свой жизненный цикл – смену событий и стадий на протяжении ее существования. Возможность пройти этот жизненный цикл дают такие события, как брак, изменения физического возраста и рождение новых членов семьи, т.е. ее расширение. ⠀⠀
Хейли в книге «Необычная психотерапия» отметил, что при переходе от одной стадии к другой семья переживает кризисы развития, подобно тем, которые возникают при становлении личности. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки взаимоотношений.
Давайте рассмотрим их, исходя из самой известной классификации Хейли.
А также предлагаю выявить самые распространённые семейные паттерны.
Стадии семейной системы.
1. Стадия Монады – человек живет отдельно от семьи. ⠀
Задачи :⠀
– формирования зрелой личности ⠀
– выбор брачного партнера⠀
– материальная и психологическая независимость⠀
2. Стадия Диады.
Брачная пара без детей. Когда встречаются двое людей, встречаются два рода. Молодые супруги часто переносят в свою семью стереотипы родительских семей – кризис #1 ! ⠀
Полезно задать вопрос: «А вы хотите в вашей семье отношения как у ваших родителей ?» Если, да – тогда смелее! А если нет, то стоит что – то поменять. По моему опыту, семьи бьются на мелочах, как песне про «открытый тюбик» зубной пасты.⠀
Задачи :⠀
– адаптация супругов друг к другу⠀
– установление границ семьи и границ общения с внешним миром⠀
– разрешения конфликта между личными и семейными потребностями⠀
– достижения сексуальной гармонии⠀
– планирование детей⠀
⠀
3. Стадия Триады.
Молодая семья с маленькими детьми. Кризис #2 – меняется структура семьи.⠀
Триада более устойчива, чем диада, но эмоциональное расстояние между супругами увеличивается – между ними появляется третий. Муж ощущает себя покинутым. Могут начать спать раздельно. Если мужчина не слишком зрел, то будет искать утешение на стороне. Молодые женщины с детьми часто чувствуют себя выброшенными из жизни – послеродовой кризис. Отец должен дать женщине ощущение безопасности и эмоциональной поддержки. Важно адаптироваться к новым ограничениям.⠀
⠀
4. Зрелая семья.⠀
Важно оценить, как внутренние правила семьи соотносятся с внешними правилами общества.⠀
Зрелая – не менее 7-10 лет. На эту стадию приходится кризис 30 лет (подведение первых итогов и коррекция жизненных планов). Важно перераспределить обязанности и время в связи с посещением детьми школы, кружков и т.д.⠀
⠀
5. Отделение детей от родителей. «Стадия Пустого гнезда» соответствует кризису середины жизни супругов (40-45 лет). Семья должна обеспечить подростку тыл и не ограничивать его стремление к индивидуации. Часто подросток глубоко включен в ненормальные родительские отношения. Например, старший брат воспитывает младшего вместо хронически пьяного отца. Понятно, что у него будут трудности с отделением от родителей. Или мать-одиночка, у которой дочка – лучший и единственный друг. Не предаст ли девушка мать, если начнет встречаться с парнем ? Важно создать правильные условия для ухода детей из дома.⠀
⠀
6. Стадия Монада.
Семья, выполнившая свою родительскую функцию.⠀
Задачи :
– адаптация к выходу на пенсию
– перераспределение свободного времени. Супруги могут проводить вместе до 24 ч. в сутки. Стадия осложняется болезнями супругов, связанных с возрастом.
Помимо кризисов, в каждой семье есть свои семейные паттерны – свой характер взаимодействия/функционирования; повторяющиеся устойчивые явления. ⠀⠀
Самые распространённые паттерны семьи :
– преслелование – избегание ⠀⠀
Пример: жена хочет внимания→цепляется к мужу→муж хочет личного пространства и избегает жену⠀⠀
– контроль – подчинение⠀⠀
Например: « Я главный, ты подчиняешься ». И он подчиняется. ⠀⠀
– контроль – протест. ⠀
Когда не подчиняется, соответственно
– сила – слабость⠀⠀
Например: дочка хочет оставаться слабой, а мама своим поведением транслирует « Будь сильной ! Справляйся со всем сама !»⠀ ⠀⠀
– упрёк – вина ⠀⠀
Например: более сильный постоянно упрекает слабого, а слабый испытывает приэтом чувство вины ⠀⠀
– взаимное обесценивание⠀⠀
Распространённый вариант в российских семьях, увы.
Как говорил мой преподаватель по семейной психотерапии : « Индивид – иллюзия , люди – часть семейной системы !»
Источник
За
последнее двадцатилетие значительно возрос интерес психологов и
психоаналитиков к древнегреческой и древнеримской мифологии. К.Г. Юнг
глубоко духовный и образованный человек, одним из первых в психологии
обратил внимание на значение мифологии и религии в жизни
человечества. «В отличие от личной природы сознательной психики
существует какая-то вторая психическая система, по характеру своему
какая-то неличностная» [9, с.52]. К. Юнг полагал, что именно в
мифах заложена информация о коллективном бессознательном.
Коллективное
бессознательное имеет всеобщую природу, оно идентично для всех людей
и образует тем самым всеобщее (сверхличное) основание душевной жизни
каждого человека. Оно проявляется в изначальных формах и образах,
одинаково присущих целым народам и эпохам, состоит из предвечных форм
– архетипов – которые становятся сознательными вторично.
Архетипы – содержание коллективного бессознательного. К.Г.Юнг
писал: «поверхностный слой личностного бессознательного
покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и
приобретаемом уже не из личного опыта» [9]. Древнегреческое
слово «archetypos»,
употреблялось античными философами и средневековыми богословами, где
«arche»
означает «начало», а «typos»
– «печать», «отпечаток» [3, с.98]. Древнейшие
изначальные типы или всеобщие образы, постоянно воспроизводятся в
мифологии, легендах, снах, сказках. З.Фрейд признавал
архаико-мифологический характер бессознательного способа мышления, и
называл их филогенетическими «схемами» или «прототипами».
Выражение «архетипы»
встречается и у других авторов. У Филона Иудея и Иринея, говоривших
об основании всего сущего Творцом из посторонних ему архетипов. У
Августина он вместо слова «архетип» использует слово
«идея». Эти идеи же «сами не созданы,…
содержатся в божественном уме». У Вигнеруса мир «создан
по подобию со своим архетипом» [5]. У Платона встречается
схожее понятие – «эйдос». Леви-Брюль обозначал
символические фигуры в первобытном мировоззрении как «representations
collectives»
(зел и лав) [3].
Структура простейших форм
социальной жизни, по Леви-Стросу [4, с.128], представляет собой
проекцию бессознательных законов на уровень сознательного поведения и
деятельности, а элементами структуры мифа являются мифемы –
простейшие описания событий, героев, их состояния. Дж. Ш. Болен,
Р.Джонсон, в своих работах указывают на удивительную схожесть
жизненных линий многих их клиентов с сюжетами греческих мифов [1,2].
Психотерапевты также постоянно обнаруживают у пациентов повторяющиеся
элементы жизненного опыта, которые они не осознавали, но все же
постоянно воспроизводили.
Рассмотрим
паттерны поведения богинь в отношении со своими взрослеющими детьми,
чтобы выявить универсальные для человечества сюжеты. Мифы создаются
на протяжении целой культурной эпохи, впитывая в себя все богатство
воображения и деятельности человека, представляя собой экстракт духа
и опыта, относящихся к данной культуре. Весьма вероятно, что основное
содержание мифа порождается определенным мотивом; потом сюжет
многократно уточняется и распространяется, подобно кругам на воде.
Таким образом, сохраняют свою жизнь характерные и универсальные темы.
Мифы – это отражение коллективного образа; они содержат в себе
и доводят до нас общечеловеческие истины. Но, как утверждает Джонсон,
«миф может быть фантазией или продуктом воображения, оставаясь
при этом истинным и адекватным отражением реальности. Он воплощает в
себе множество граней и уровней бытия, включающего как внешний мир,
так и менее постижимый мир внутренний» [1, с.12].
Древнегреческие богини являются персонификацией архетипов, могучих
внутренних сил, которым подчиняются женщины. По мнению Калиной и
Тимощук, «имена греческих богов, указывающие на тот или иной
аспект божественного покровительства, сохранили свою нуминозность в
величественном звучании» [2, с.218]. «Богини определяют
поведение и чувства, поэтому если помочь это влияние осознать, то
знание станет силой. Осознание архетипа может помочь попыткам
воплотить с его помощью свой потенциал» [1]. В работах Д.Ш.
Болен
предлагается следующая классификация богинь. Все богини разделяются
на три группы: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая
богиня.
Богини – девственницы
выделяются как отдельная группа еще в Древней Греции: Артемида, Афина
и Гестия.
Богини –
девственницы – воплощение женской независимости. Эмоциональные
привязанности не отвлекают их от того, что они считают важным. Они не
страдают от неразделенной любви. Они отражают потребности женщин в
автономии и сосредоточенности на значимых для них целях. Артемида и
Афина олицетворяют целеустремленность и логическое мышление, они
ориентированы на достижения. Гестия – архетип интроверсии,
внимания, направленного в глубины, в духовный центр женской личности.
Эти архетипы отражают такие качества как компетентность,
самодостаточность, стремление женщин к собственным целям.
Артемида.
Артемида очень привязана к отцу (Зевсу), особенно если он оказывает
ей внимание, сопереживает или их объединяют общие интересы. Для ее
личностного развития важно, чтобы отец принял ее способности и
честолюбивые устремления. Артемида не уважает свою мать (Лето), а
считает ее пассивной и слабой, и потому нередко занимает
«родительскую» позицию по отношению к ней. Однако
практически всегда попытки изменить и «спасти» свою мать
не приносят успеха.
Стараясь
быть не похожей на мать, она всеми силами старается избавиться от
дочерней привязанности, скрывает свою эмоциональность и ранимость и
стремиться к независимости. Отвергая идентификацию с матерью, она
отвергает тем самым свое женское начало. Если она не соответствует
представлениям родителей, и подвергается критике с их стороны, она
активная и отвергающая любые ограничения, в тайне переживает, что ее
не принимают. Критика со стороны родителей снижает ее уверенность в
себе. Сомнение в себе становятся ее худшим врагом. Из-за страха
несоответствия идеалам отца, ей трудно принять решение, когда жизнь
предоставляет новые возможности. Ее также травмирует непонимание со
стороны родителей. В этом случае даже в ситуации успеха, она
чувствует свою неполноценность. Негативное отношение со стороны
матери наносит меньше вреда, чем непринятие отца. Отец для нее
обладает абсолютным авторитетом. Становясь матерью взрослых детей,
Артемида смотрит в будущее, мечтает об их самостоятельности. Но желая
привить личностную автономию ребенку, она получает противоположный
результат – он цепляется за нее изо всех сил.
Отличаясь категоричностью в
оценках и используя черно-белую логику, она добивается только того,
что ее ребенок начинает чувствовать себя отверженным и неспособным
жить в соответствии с материнскими нормами. Эмоциональная дистанция в
отношениях увеличивается.
Афина Паллада.Афина
(вышедшая из головы Зевсе) дочь своего отца -патриарха и хозяина.
Мудрая, многосильная, с мужским духом, по легенде Афина – горячая
папина заступница. Арахну она превратила в паука, за то, что та
выткала на ковре рисунки с любовными папиными похождениями.
Сторонница
патриархальных ценностей и легитимной власти, она поддерживает
существующее положение в обществе, и руководствуется общепринятыми
нормами, консервативна и сопротивляются переменам. Если отец достиг
успеха, она гордится им, и получая от него отцовское благословение,
растет уверенной в себе, спокойной. Если отец не совсем успешен или
не оказывает ей нужного внимания, она быстро теряет уверенность в
себе. Если отец неудачник, она может даже отказаться от достижения
важных для нее целей. В отношениях с матерью присутствует
непонимание. Мать не видит своего сходства с дочерью. Дочь, в свою
очередь, считает мать некомпетентной.
После замужества, она ждет,
чтобы дети подросли, особенно благосклонна она к сыновьям. Она
склонна давать советы, планировать, вдохновлять на достижения. От
дочерей, которые не проявляют независимости, она дистанцируется, что
еще больше снижает их самооценку, так как они считают себя чрезмерно
чувствительными.
Гестия
считается богиней домашнего очага. Она любит приводить в порядок себя
и свой дом. Домашняя работа для нее сродни медитации. Ее отец
отличался деспотичностью, мать была покорной и смиренной. В семье она
ощущала себя изолированной и чужой от родителей и других детей.
Внешне незаметная, она обладает чувством внутренней уверенности,
любит уединение. Она может легко развить социально адаптированную
маску и не казаться застенчивой. Но это лишь внешнее – для нее
характерны: независимость, отчужденность, эмоциональная
уравновешенность. Она ценит свободу. Как мать она также сохраняет
свою обособленность, погружается в себя и ее любовь отличается
сдержанностью. Она не питает честолюбивых замыслов в отношении детей
и потому они растут свободными. Она просто создает в семье теплую
домашнюю атмосферу. Обычно проблемы детей не связаны с матерью. Она
им не мешает развиваться, но и не помогает в жизненных вопросах.
Потеря роли матери не приводит ее к депрессии.
Вторую группу составляют
уязвимые
богини – Гера, Деметра, Персефона.
Эти три богини представляют традиционные три роли – жены,
матери и дочери. Как архетипы они ориентированы на взаимоотношения,
на поддержание и сохранение значимой связи.Эти три
богини подстраиваются к другим людям и потому уязвимы. Они страдают.
Их насиловали. Похищали, унижали боги-мужчины. Когда разрушались их
привязанности, у них проявлялись психологические симптомы психических
расстройств. Но каждая из них, в конце концов, преодолевает свои
страдания. Их реакции – отражение психоэмоциональных реакций женщин
на потерю и поиска сил справляться с душевной болью.
Гера
– царственная супруга Зевса. Зевс часто изменял ей с богинями,
и даже смертными. Ей важно быть замужем. Мужчина для нее – прекрасный
принц. Она склонна конкурировать с остальными дамами за предмет
своего интереса. Гера способна устроить проверку верности своему
партнеру. К сожалению, часто такие проверки заканчиваются разрывом
отношений. Для Геры важен статус и престиж, это относится ко всему, с
чем она сталкивается. Она умеет соблюдать приличия, прекрасно
соответствует своему статусному супругу. Она с первого взгляда
способно оценить всех, кто его окружает. Только присутствие супруга
делает ее жизнь осмысленной. В одиночестве она теряет смысл жизни.
В
могущественных мужчинах она способна увидеть слабость и рассматривает
ее как свидетельство доверия к ней. В трудные минуты она способна
помогать супругу. Муж – объект ее гордости. У нее ревнивый
характер. Для нее его измена невыносима. Если она узнает об измене,
то ее ярость направлена не на супруга, а на соперницу. Дети
рассматриваются ею как необходимое условие брака. В случае конфликта,
она всегда выбирает сторону мужа.
Деметра
– материнский образ, принцип и сценарий. Олицетворяет
материнский инстинкт, желание родить ребенка. Смысл жизни –
быть матерью, нянькой, кормилицей. Она знает опыт насилия, и потому
отказывается от любовных отношений и сосредоточена на детях. Она
покорно выполняет долг супруги – удовлетворять животную страсть
мужа. Ей нравится угощать яствами свою семью и гостей. Она не сдается
и становится очень устойчивой, когда затрагивается благополучие
детей. Семья для нее важнее всего. Дом – это место где
собирается семья. Она очень эффективна, опекая других, поэтому члены
семьи и муж, в том числе могут быть несамостоятельны. Перегруженная
сверх-меры заботами, она никому не может отказать. Протестует в
пассивно-агрессивной манере (забывает что-то, тянет время и пр.)/
Склонна впадать в депрессию, когда ее лишают материнских функций.
Персефона(дева или
кора). Кора – обычная девушка. Она не знает себя и, потому
часто руководствуется мнениями других людей. Все свои дела, она
исполняет как бы понарошку. Она сомневается, ждет подсказок. Очень
чувствительна, и восприимчива к миру. Девочкой остается в любом
возрасте. Она любит и умеет мечтать и фантазировать. Часто чувствуют
зависимость от чужой щедрости, и быстро научается манипулировать.
Склонна к самолюбованию. Убеждена в том, что с хорошими девочками
ничего плохого не случится. Она не выражает вовне свои отрицательные
эмоции, и потому в плохие минуты жизни испытывает одиночество,
ненужность, погружается в грусть. Чутко относится к наказам предков.
«Маменькина» дочка, прикрепленная к матери. С мужчинами и
женщинами, она всегда остается женщиной-ребенком не всегда уверенной
в себе. Часто оказывается между конфликтующими мужем и матерью
(Персефону похитил Гадес, а Деметра возвращает себе дочь).
Афродита
– богиня любви и красоты. Прекрасная и неотразимая алхимическая
богиня. Афродита – родилась от семени отца Урана с морской водой. Она
вышла из пены у острова Кипр. Где ступала ее нога – вырастали
цветы. У нее была задача – созидать красоту и любовь. Всю свою
жизнь она предавалась любви. Родила двух сыновей Аресу богу войны
(постоянному любовнику) и дочь – Гармонию. Муж Гефест –
поймал любовников и опозорил перед олимпийцами.
Гермес,
Посейдон. Дионис, Адонис и т.д. – ее любовники. У нее был
волшебный пояс, который внушал страсть. Ее необычайная красота
мужчинам дарила вдохновение. Афродита живет своей любовью. С
удовольствием рожает детей от любимых мужчин. Она в совершенстве
владеет искусством флирта и любовной игры. Получает удовольствие от
страданий влюбленных мужчин. И постоянно хочет, чтобы за ней
ухаживали. Легкомысленна. Любит получать подарки. Любит, чтобы все
было «по высшему разряду». У нее есть склонность к
авантюризму. В любви, она прежде всего любит саму себя и любовь.
Афродита сочетает
автономность богинь девственниц и близость в отношениях, свойственных
уязвимым богиням. Ее сознание одновременно и сосредоточенно и
восприимчиво. Ее архетип побуждает женщин искать во взаимоотношениях
с партнерами скорее интенсивность, чем постоянство, ценит творческий
процесс и быть открытой для изменений и вдохновения.
Чтение или слушание мифов
можно рассматривать как вид особой, священно-духовной психотерапии
для любого человека и могут помочь там, где другие виды
психологической помощи бессильны. Их преимущества в глубоко
бессознательном, архаическом языке, наполненном символами и смыслом
(жизни и смерти, настоящего и прошлого). Психотерапевтическая функция
мифов выделена и описана Р.Бартом, К.Леви-Стросом, М.Элиаде,
В.Тернером и другими мифологами, показавшими, что мифическое время
является особым сакральным периодом создания всеобщего изобилия и
блага. Ассимиляция бессознательного содержания мифологическими
мотивами и сюжетами в доступной и красочной форме делает это
содержание доступным и понятным каждому.
Архетипическая символика
мифа обогащает и развивает бессознательные содержания, актуализирует
их компенсаторные отношения с сознанием, облегчая человеку целостное
взаимодействие с окружающим миром. Но, в современном обществе,
которое культивирует сплошь рационализм и сознательность,
сотериологическая, то есть спасительная, функция мифа обесценена и
потому ослаблена. То, что раньше воспринималось людьми как жизненные
сценарии, как способ мышления, самовыражения Миф – это реальная
система мышления и опыта, опирающаяся на психологическое равноправие
сознательных и бессознательных содержаний.
Литература:
Болен Дж.Ш. Богини в
каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь / Пер. с
англ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2005. –
272 с.Зеленский
В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский
бревиарий. – М.: «Когито-Центр», 2004. – 256
с. (Серия «Юнгианская психология»).Кэмпбелл Дж. Мифический
образ / Пер. с англ. К.Е.Семенова.- М.: ООО «Издательство
АСТ», 2004. – 683с., ил. (Серия «Phylosophy»).Леви-Стросс К. Структурная
антропология. – М.: «Наука», 1983. – 536 с.Хиллман
Дж. Архетипическая психология. / Пер. с англ. под ред.
В.В.Зеленского. – СПб.: Б.С.К., 1996. – 157 с.Эдингер Э.Ф. Эго и архетип
/ Пер. с англ., под ред. В.В.Зеленского. – М.: ООО «Пента
График», 2000. – 264 с., ил.Элиаде М. Аспекты мифа. –
М.: «Инвест-ППП», 1996. – 240 с.Элиаде М. Мифы,
сновидения, мистерии. – К.: «Ваклер», 1996. –
288 с.Юнг К.Г. Душа и миф: шесть
архетипов. – К.: «Port-Royal»,
1996. – 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мать, богиня, архетип, ребенок, бессознательное, дочь, жизнь, Миф, смысл жизни, сторона родителей.
Источник