Патогенные биологические факторы развития ребенка
Значимость поиска причин и механизмов нарушенного развития
Вряд ли может вызывать возражение мысль о том, что
любое нарушение в развитии имеет свою причину
. Другое дело, что
сама эта причина может оставаться неизвестной или не до конца понятой
. Но то, что она существует, — не подлежит сомнению. Положение о причинной обусловленности отклонений в развитии, выглядящее банально, крайне контрастирует со сложнейшим процессом поиска этих причин. Познание причин и механизмов нарушенного развития представляет собой ключевой момент предупреждения и лечения самых разнообразных вариантов отклонений в развитии у детей.
Для психолога знание причин нарушений в развитии имеет несколько иной смысл, чем для клинициста, и, прежде всего, в плане просветительской и профилактической работы, а также, в ряде случаев, в определении прогноза.
Биологические по природе патогенные факторы
Круг патогенных причин весьма широк и разнообразен, в их числе:
- Патология наследственного аппарата;
- Неблагоприятное протекание беременности:
- токсикозы,
- инфекционные и вирусные заболевания матери,
- сердечно-сосудистая и эндокринная патология,
- иммунологическая несовместимость
крови матери и плода и др.
Не последняя роль в причинной обусловленности: - термический фактор (перегревание и переохлаждение),
- стрессовые состояния во время беременности,
- радиация,
- неконтролируемое применение лекарственных препаратов,
- использование алкоголя, табака и наркотиков.
В период родов тяжелыми по своим последствиям могут быть:
- Родовые травмы;
- асфиксии.
В постнатальный период, как и в раннем детстве в целом:
- многообразные инфекционные и вирусные заболевания,
- наряду с черепно-мозговыми травмами,
могут стать причиной разнообразных нарушений в развитии.
Социально-психологические патогенные факторы
Биологические по природе патогенные факторы не исчерпывают собой круг причин отклонений в развитии. Не менее разнообразны и опасны социально-психологические факторы, к числу которых можно отнести:
- отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих,
- недостаток эмоционального тепла,
- бедную в сенсорном отношении среду,
- неправильное воспитание,
- бездушное и жестокое отношение и пр.
Во многих случаях приходится говорить об одновременном действии как неблагоприятных биологических, так и социально-психологических факторов, что существенно усугубляет нарушения в развитии ребенка.
Связь между патогенным фактором и нарушением в развитии
Для психолога важны знания:
- не только причин возникающих нарушений в развитии,
- но и некоторых закономерностей действия этих причин.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что
- одна и та же причина способна приводить
к разным вариантам нарушений в развитии. Вместе с тем, - разные патогенные факторы могут стать
причиной одного и того же нарушения.
Сказанное означает, что связь между
- патогенным фактором (причиной) и
- нарушением в развитии (следствием)
носит не прямой, а опосредованный характер.
Чем может быть опосредована эта связь?
- Прежде всего — фактором
локализации патогенного воздействия,
т. е. тем, какие структуры организма и,
прежде всего, центральной нервной системы,
оказались наиболее подвержены вредоносному воздействию. - Другим не менее значимым фактором,
от которого во многом зависит конечный эффект, можно считать
силу патогенного воздействия и его повторяемость. - Следующим опосредующим фактором
можно назвать фактор экспозиции,
т. е. длительности действия патогенного воздействия. - Особая роль принадлежит возрастному фактору,
т. е. конкретному возрасту ребенка.
Клинические исследования свидетельствуют о том,
что чем младше ребенок, тем тяжелее последствия
одного и того же заболевания. - И, наконец, не менее важное значение имеет фактор,
который условно можно назвать «компенсаторным»,
т. е. те ответные меры, которыми организм реагирует
на факт неблагоприятного воздействия.
При прочих равных условиях сила ответных реакций индивида
во многом будет определять конечный эффект
от патогенного воздействия. - Кроме перечисленных опосредующих факторов,
следует указать фактор своевременности и
квалифицированности оказанной ребенку помощи,
в том числе и психолого-педагогической.
В результате получается весьма сложная картина: исходный патогенный агент приводит к определенному типу отклонения в зависимости от различной комбинации описанных опосредующих факторов. Такой тип связи и обозначается как опосредованный. От характера опосредования зависит
- не только конечный результат (тип отклонения в развитии),
- но и время его проявления.
- В одних случаях патогенное воздействие оказывает свое влияние
почти сразу на соответствующем этапе возрастного развития, - в других оно может оказаться отсроченным, т. е.
отделенным, иногда весьма значительным интервалом времени.
Но этим сложность проблемы причинности нарушений в психическом развитии не ограничивается. Исходный патогенный фактор, действуя через систему опосредования, в конечном счете, НЕ сам по себе приводит к отклонению в развитии. В результате этого воздействия формируются так называемые анатомо-физиологические предпосылки отклонений в развитии. Они представляют собой относительно устойчивые, резидуальные нарушения органического и функционального характера, выступающие в качестве непосредственной причины отклоняющегося развития.
Подобная цепь причинно-следственных связей четко вписывается в идею В. В. Ковалева, по мысли которого
психический дизонтогенез можно рассматривать лишь как сторону или следствие процесса общего дизонтогенеза ребенка
.
Источник
метки: Развитие, Отклонение, Биологический, Процесс, Заболевание, Свойство, Включать, Психический
Тема2.1. 4: Причины отклонений в психическом развитии
Глоссарий:патогенные факторы, генетические, пренатальное развитие, натальные, постнатальные вредности, психосоциальные факторы», депривационные феномены, уязвимость, резистентность, опосредующие, факторы.
Вопросы:
1. Патогенные, психосоциальные факторы.
2. Факторы резистентности и уязвимости.
3. Опосредующие факторы.
Литература:
1. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика/ Г.И. Колес-никова.-Изд.2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс,2010.-250с.- (Высшее образование).
2.. Слепович Е.С Специальной психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Поля-кова.-Минск: Выш.шк., 2012.-511с.
1.Любое отклонение в развитии и жизнедеятельности психики всегда имеет свою причину, причём одна и та же причина может приводить к совершенно различным отклонениям здоровья и развития. В соответствии с представлениями клиницистов Г.Е.Сухаревой и М.С.Певзнер, а так же современными исследованиями в области нейропсихологии (В.В.Лебединский, Э.Г.Симерницкая, А.В.Семенович и др.) целесообразно рассмотреть следующие факторы, влияющие на тип возникшей у ребёнка дизонтогении:
1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность дизонтогении);
2) их этиологию;
3) распространённость болезненного процесса – локальность или системность патогенного воздействия;
4) степень нарушения межфункциональных связей.
К причинам отклонений в психическом развитии относятся патогенные факторы, факторы резистентности и уязвимости, опосредующие факторы.
Патогенные факторы – неблагоприятные условия, влияющие на функционирование мозга, приводящее к нарушению нормального протекания высшей нервной деятельности, в результате чего существенно изменяются психические процессы, состояния и свойства личности.
Биологические причины отклоняющегося развития
Объединяют наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребёнка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Всё это обусловливает возникновение различных, с разной отчётливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко – в мыслительных процессах.
7 стр., 3122 слов
Наследственность и рост. Развитие коры головного мозга. Принципы эволюции
1 Министерство образования и науки Украины ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра биологии Контрольная работа Из дисциплины: «Основы биологии и генетики человека» Вариант № 5 Выполнила: студентка группы ГПз 220 Черкасова М.П. Проверила: преподаватель кафедры правоведения Тарасова Г. В. Запорожье 2010 План 1. Наследственность и рост. Генетика роста. Расы и экологические условия 2. …
Биологические предпосылки включают:
ü наследственно – генетические особенности;
ü врождённые свойства индивида (приобретённые во время внутриутробного развития и родов);
ü импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза)
Биологический фактор регулирует следующие характеристики индивидуального бытия:
ü индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе темпы созревания/старения)
ü гендерные (половые) различия
ü возрастные особенности
ü физическую конституцию
ü здоровье и выносливость
ü состояние и типологические свойства нервной системы
К биологическим факторам риска относятся:
ü хромосомно-генетические отклонения;
ü инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);
ü венерические заболевания ;
ü эндокринные заболевания матери;
ü несовместимость по резус-фактору;
ü алкоголизм и прием наркотиков родителями;
ü биохимические вредности;
ü серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;
Генетические факторы:
Гены определяют не только индивидуальные различия людей, но и появление тех или иных отклонений. Наукой доказано, что некоторые формы интеллектуальной и сенсорной недостаточности генетически обусловленные. К патологии развития может привести недостаток или избыток хромосом (чаще приводит к гибели плода и преждевременным родам).
Пренатальные факторы:
Пренатальное развитие – развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода.
13 стр., 6430 слов
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание
Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития …
В период внутриутробного развития закладываются базовые матрицы эмоционального опыта, которые в зависимости от биологических и социальных условий протекания беременности могут стать полноценной основой как нормального развития, так и его патогенной базой. Наиболее распространенные пренатальные факторы: инфекции, интоксикации, дистрофия, заражение плода паразитами.
Натальные факторы:
Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребёнка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребёнка.
Постнатальные факторы:
Постнатальные факторы(после родов) – послеродовая депрессия, стрессы, нежелательный ребенок, т.е. когда муж не хотел этого ребенка или ребенок отнимает слишком много времени матери, то мужчина может начать вести себя нетактично, мать реагирует беспокойством. Определенную роль играют материальные условия. Также сюда относят травмы головы, инфекционные заболевания.
Психосоциальные факторы отклоняющегося развития
Социальные факторы – это ближайшее окружение ребёнка: семья, в которой он живёт, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время, и конечно, школа. Особенно большое значение имеет правильное, коррекционно-развивающее, специально организованное обучение и воспитание, учитывающее своеобразие ребёнка, адекватное его возможностям, опирающееся на зону его ближайшего развития.
Для продвижения умственно отсталого ребёнка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно направленное воспитание и обучение, строящееся с учётом имеющихся у него положительных возможностей. Для таких детей у нас в стране созданы специальные учебно-воспитательные учреждения : детские сады, специальные группы при массовых детских садах, школы, школы-интернаты, классы коррекционно-развивающего обучения. Часть детей воспитывается и обучается в домашних условиях.
11 стр., 5093 слов
14 Лекции по психологии развития: «Младенчество» Период младенчества (2 месяца – 1 год) План
ССР, ВД и ОН в период младенчества. Особенности физического развития младенца. Особенности сенсомоторного развития. Развитие других психических функций: мышление, память и речь. Кризис 1 года Вопрос 1: сср, вд и он в период младенчества. Социальная ситуация развития: это по-прежнему ситуация объективно необходимых отношений, эмоционально-непосредственного общения со взрослым. По …
К социальным факторам риска относятся:
ü неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать будущего ребенка;
ü длительные отрицательные переживания матери, результатом которых является выброс в околоплодную жидкость гормонов беспокойства (это приводит к сужению сосудов плода, гипоксии, отслойке плаценты и преждевременным родам);
ü сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги (это может привести к самопроизвольному выкидышу);
ü психологическое состояние матери во время родов;
ü отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение к ребенку и пр.
Депривационные феномены
Депривационные феномены — многообразные изменения состояния сознания в следствие блокировки значимых психолого-физиологических потребностей человека. Термин «депривация» в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие. блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.
Депривация:
ü сенсорно-перцептивная
ü депривация,
ü коммуникативная,
ü кинестетическая,
ü эмоциональная и др.
2. Уязвимость — приобретенное в периоды пренатального и постнатального развития риска заболевания. Понятие уязвимости к расстройству – специфическая выраженность индивидуальных и личностных черт, содействующих такому расстройству.
Люди, у которых не смотря на наличие уязвимости пусковых факторов не развилось соответствующее расстройство характеризуются как резистентные.
Уязвимость к расстройству – это специфическая выраженность индивидуальных и личностных черт, содействующих такому расстройству. Возникает ли оно в конечном итоге – зависит от дополнительных пусковых факторов: если уязвимость низкая, требуются более существенные пусковые механизмы, если она выражена сильнее – достаточно и менее существенных факторов.
11 стр., 5476 слов
Периоды развития теории управления
Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе …
Люди, у которых, несмотря на наличие уязвимости пусковых факторов, не развивается соответствующее расстройство, характеризуются как резистентные. Это например дети, которые, несмотря на жестокое обращение, не заболевают никаким психическим расстройством. Резистентность часто рассматривается как противоположность уязвимости.
Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной незрелости» организма в период до трёх лет, а так же период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сложившиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.
Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза в первой трети беременности.
3. Опосредующий фактор в различной комбинации во многом определяет конкретную форму нарушенного развития. К ним относятся вредоносные воздействия, собственные свойства человека, качество помощи.
Характеристики вредоносных воздействий:
1. Локализация вредоносного воздействия, влияние которого чаще избирательно, поэтому пораженными могут оказаться различные структуры, органы, системы;,
2. Интенсивность, напрямую определяющая выраженность того или иного нарушения;
3. Экспозиция, или длительность, воздействия;
4. Частота воздействия: даже если оно кратковременно и достаточно слабо, при его повторяемости возможен кумулятивный эффект, способный привести к серьезным расстройствам в развитии.
Собственные свойства индивида:
1. Возраст: чем он младше, тем тяжелее возможные последствия различных патогенных факторов;
2. Компенсаторные возможности, т.е. сопротивление вредным воздействиям со стороны защитных систем (начиная с иммунной и заканчивая сложными компенсаторными реакциями в виде многообразных механизмов психической защиты).
18 стр., 8732 слов
1)Предмет, разделы и категории специальной психологии и коррекционной педагогики как наук, изучающих детей с нарушенным развитием
… организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов. 4)Модально-специфические и модально-неспецифические закономерности нарушенного развития. … нарушенным развитием. Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития представляет собой комплекс психологических и педагогических мер воздействий, … периода, …
Качества помощи:
Конечные последствия деструктивных условий во многом определяются тем, насколько быстро и в полном объёме пострадавшему будет оказана квалифицированная помощь, в том числе и психолого – педагогическая.
Определение причины обусловленности нарушенного развития усложняется тем, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных перспективах. Одни патогенные воздействия практически сразу вызывают выраженные расстройства, другие, напротив, проявляются в виде отдалённых последствий в результате воздействия опосредующих факторов. Существенно, что патогенные воздействия приводят к формированию не самого феномена нарушенного развития, а лишь его анатомо-физиологических предпосылок – относительно устойчивых нарушений ЦНС. Эти предпосылки представляют собой уже непосредственную причину последующих аномалий.
Источник