Пастухова и о создание единого пространства развития ребенка

Создание единого пространства для обеспечения умственного и физического развития ребенка в условиях ДОУ и семьи. 

Семья- поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье,
Она для нас основа всех начал!
Е.А. Мухачева

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья как первый институт социализации оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности,  в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции.

 Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. Анализ ученых исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдаются социально- психологическая тревожность семьи, ухудшение состояние здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов работы с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей как в информационном, так и в организационном плане.

Детский сад– один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодалении негативных поступков и проявлений в поведении.

 Для решения перечисленных проблем необходима разработка такой модели функционирования детского сада как открытой системы, которая была бы направлена на снижение риска и пропедевтику семейного неблагополучия и социальной изоляции, включения семей в развивающее образовательное пространство, проектное и конкурсное движение. Корме того, в систему дошкольного образования могут быть внедрены циклы занятий в рамках проведения тренинга успешности родителей, клубных заседаний и др. в целом это положительно повлияет на развитие системы дошкольного образования, в частности, на удовлетворенность родителей результатами взаимодействия и партнерских взаимоотношений с педагогами  и специалистами детского сада.

   В последние годы практически в каждом нормативно-правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого- педагогического просвещения родителей. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении, о феномене родительства и психологии его формирования и сопровождения проблема повышения психолого-педагогической культуры приобрела новое звучание и требует более глубокой комплексной разработки. Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг  друга.

Анализ работы  воспитателей с родителями показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества имеются и существенные недостатки: воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; содержание мероприятий недостаточно дифференцированно; воспитатели при выборе форм сотрудничества не учитывают возможности, условия жизни конкретных семей и их интересы. Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны ДОУ. Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.

Дошкольное учреждение обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспитании детей. Интенсивное развитие наук и технологий, расширение образовательных запросов социума большое число неблагополучных семей требуют от современного воспитателя огромного багажа психолого-педагогических знаний, умения быть советчиком, консультантом помощником каждой конкретной семье. Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально- педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. К сожалению, неоправданно продолжает сохранятся тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей. Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться «сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.

Читайте также:  Способы и средства развития познавательной сферы ребенка

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной , гармонической личности.

 Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно- правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания»,  «Положения о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других.

Так, в Законе  «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

 В соответствии с этим меняется и позиции дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи и воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения- не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей возможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

 «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботится об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детских садах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет…на домашнее воспитание», по этому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «… В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности- огромная сила». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

В 50-70 г.г. изучались условия нравственного воспитания детей в семье (Л.Г. Загик, Т.А. Маркова, Л.К. Пелипенко, В..Я.  Титаренко), которые выявили зависимость уровня коллективисткой направленности поведения со сверстниками от его положения в семейном коллективе.

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи  ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей , которая является частью общей культуры.

 Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность , развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого- педагогических, физиолого- гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

В конце 90-х – начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей.  «Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей, родителей  в процессе развития детей.

Читайте также:  Раннее речевое развитие ребенка сроки

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

1. Изучение семей детей;

2.Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

3.Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

4. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. (Речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям).

КАТЕГОРИИ СЕМЕЙ

     Из существенного множества типологий семей, мы выделяем четыре  категории, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: «замещающие профессиональные семьи» (модели: усыновление, приемная семья (опека и попечительство),  патронатное воспитание); семьи, находящиеся в социально- опасном положении; семьи « группы риска» (многодетные, малообеспеченные, неполные); молодая семья.

Патронатные семьи- эта форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданная при учреждении. Передача ребенка на воспитание в патронатную семью производится на основании договора. В договоре устанавливается срок, на который ребенок передаются в патронатную семью, права обязанности участников договора.

Приемные семье- как форма семейного устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые на федеральном уровне получила официальное законодательное оформление в 1996 г. Отношения между взрослыми

(приемными родителями) и ребенком-сиротой оформляются в виде официального договора в органах опеки. В приемные семьи передаются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не состоящие в отношениях родства с приемными родителями.

Опекаемые семьи-  при опеке и усыновлении необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально

Семьи, в которых находятся опекаемые дети

-выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей;

-участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;

-контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

-поддержка семьи опекунов;

-защита интересов опекаемых;

-законодательное просвещение.

Малообеспеченные семьи – семья, среднедушевой доход который ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующим субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Многодетные семьи –  под многодетной семьей принято понимать семье, имеющую тех и более детей.

-содействие   родителям   в   повышении   качества   выполнения   ими воспитательных функций;

-организация благотворительной помощи;

-рекомендации по организации семейного досуга;

-законодательное просвещение.

Неполные семьи-  семьи, в которых отсутствует один из родителей. В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака.

-оказание необходимой помощи в получении пособий;

-психолого-педагогическое консультирование;

-профилактика асоциально-аморального поведения;

-организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций;

-законодательное просвещение.

Семьи, находящиеся в социально-опасном положении –  семьи, имеющие официальный статус СОП по решению  специальной комиссии.

Семьи, с признаками социально-опасного положения –  семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. Семьи, в которых родители замечены в аморальном, противоправном образе жизни, воспитанием детей, как правило никто не занимается.

-изучение динамики развития проблемы семьи;

-общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;

-законодательное просвещение;

-разносторонняя помощь и поддержка детей в случае обострения проблемы;

-участие в рейдах по обследованию жилищно-бытовых условий семьи;

-экстренное привлечение органов охраны порядка и прав граждан в случае асоциально-аморального поведения родителей

Молодая семья-  возраст родителей до 30 лет или возраст семьи до 5 лет.

Источник

Проведение общего родительского собрания

Старший воспитатель МКДОУ « Солнышко»г. Сураж

Тема: « Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Ход мероприятия

  1. Мини – представление:

( под музыку входят дети)

  1. Мы на свет родились,

Чтобы счастливо жить,

 Чтобы вместе играть,

 Чтобы крепко дружить,

 Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

 Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

      2.  Детство только раз бывает

У ребят большой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые родители!

Добрый вечер! В нашем детском саду сложились добрые традиции: и одна из них  проведение общего родительского собрания.

Читайте также:  Развитие личности ребенок может должен

– Дети для вас приготовили небольшой концерт.

Ведущий:

 Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это родители. Потребность в родительской любви самая сильная. Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании, потому, что понимаем: без союза с семьями детей, без вашей поддержки и помощи в воспитании  и развитии детей, создание для них уютной и радостной обстановки невозможно.

Каким должен быть наш союз?

Что мы взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в детском саду была радостной, насыщенной и интересной?

На эти вопросы мы с вами сегодня и ответим. Но вначале хотелось бы проинформировать вас о работе детского сада.

  Слайд 1

 Наше ДОУ работает в соответствии с Законом РФ « Об образовании» Ст. 18 говорится: « Родители являются первыми педагогами ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. В помощь семье в воспитании детей действуют ДОУ».

Мы рады, что именно наше учреждение вы выбрали вторым домом для своих малышей.

Слайд

  •  Наше ДОУ работает по « Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. 

Слайд 2

  • Девиз « Думать вместе и действовать сообща»
  • Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к школьному обучению

Слайд 3

 Перед педагогическим коллективом на этот учебный год ставятся следующие задачи:

  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей, воспитание в потребности ЗОЖ, укрепление физических качеств личности ребенка;
  • Совершенствовать педагогическое мастерство, применяя  передовые методики и технологии воспитания и обучения;
  • Создавать условия для организации сюжетно – ролевой игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре;
  • Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников на основе экологического воспитания и обучения;
  • Развивать преемственные связи в рамках реализации единой линии развития дошкольника на этапах детского сада и начальной школы.

Слайд 4

 В ДОУ ведется работа по физкультурно – оздоровительной работы. По данному направлению проводятся спортивные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, экскурсии.

Слайд

Экологическое воспитание с использованием инновационных форм работы ( как исследовательские методы обучения):

– опыты

– эксперименты,

– наблюдения,

– занятия,

– кружковая работа.

Слайд 5

Художественно – эстетическое развитие

 Знакомим детей с разными видами творчества.  Учим соотносить органы чувств с видами искусства, как (  слушание музыки, рассматривание картин, чтение стихов).

Также проводятся мероприятия, занятия по изодеятельности и музыки, беседы. Ведется хореографический кружок педагогом ЦДТ.

Слайд 6

Работа с родителями.

 Для родителей в приемных комнатах воспитатели вывешивают информацию, где родители могут познакомиться с жизнью детей в детском саду, с расписанием занятий, выставками детских работ.

Слайд 7

 Педагоги ДОУ проводят огромное количество увлекательных и познавательных мероприятий для вас, уважаемые родители. Поэтому приглашаем Вас, мамы и папы, бабушки и дедушки, к активному участию во всех мероприятиях.

Практическое задание для родителей.

 Ведущий:

 Теперь мы предлагаем вам небольшую творческую игру: « Какими вы видите своих детей». ( Листы бумаги и карандаши).

– Обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони изобразите символ – кем является ребенок  в семье ( солнышко, звоночек, цветочек). Когда придете домой, поговорите с ребенком, покажите ему свое творчество.

Слайд 8

Конкурс « Семейный герб»

Церемония награждения.

Слайд  9

Конкурс семейных работ « Как я провел лето»

Подведение итогов, церемония награждения.

Ведущий.

Теперь нам необходимо выбрать родительский комитет.

Ведущий.

 А теперь, мы хотим выслушать все интересующие вас вопросы и пожелания по организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду.

Ведущей.

 Вот мы сегодня немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу игры и творчества.

Источник