Пастухова и о создание единого пространства развития ребенка
Создание единого пространства для обеспечения умственного и физического развития ребенка в условиях ДОУ и семьи.
Семья- поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье,
Она для нас основа всех начал!
Е.А. Мухачева
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья как первый институт социализации оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции.
Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. Анализ ученых исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдаются социально- психологическая тревожность семьи, ухудшение состояние здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов работы с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей как в информационном, так и в организационном плане.
Детский сад– один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодалении негативных поступков и проявлений в поведении.
Для решения перечисленных проблем необходима разработка такой модели функционирования детского сада как открытой системы, которая была бы направлена на снижение риска и пропедевтику семейного неблагополучия и социальной изоляции, включения семей в развивающее образовательное пространство, проектное и конкурсное движение. Корме того, в систему дошкольного образования могут быть внедрены циклы занятий в рамках проведения тренинга успешности родителей, клубных заседаний и др. в целом это положительно повлияет на развитие системы дошкольного образования, в частности, на удовлетворенность родителей результатами взаимодействия и партнерских взаимоотношений с педагогами и специалистами детского сада.
В последние годы практически в каждом нормативно-правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого- педагогического просвещения родителей. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении, о феномене родительства и психологии его формирования и сопровождения проблема повышения психолого-педагогической культуры приобрела новое звучание и требует более глубокой комплексной разработки. Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Анализ работы воспитателей с родителями показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества имеются и существенные недостатки: воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; содержание мероприятий недостаточно дифференцированно; воспитатели при выборе форм сотрудничества не учитывают возможности, условия жизни конкретных семей и их интересы. Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны ДОУ. Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.
Дошкольное учреждение обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспитании детей. Интенсивное развитие наук и технологий, расширение образовательных запросов социума большое число неблагополучных семей требуют от современного воспитателя огромного багажа психолого-педагогических знаний, умения быть советчиком, консультантом помощником каждой конкретной семье. Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально- педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. К сожалению, неоправданно продолжает сохранятся тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей. Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться «сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной , гармонической личности.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно- правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положения о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других.
Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
В соответствии с этим меняется и позиции дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи и воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения- не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей возможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботится об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детских садах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет…на домашнее воспитание», по этому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «… В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности- огромная сила». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
В 50-70 г.г. изучались условия нравственного воспитания детей в семье (Л.Г. Загик, Т.А. Маркова, Л.К. Пелипенко, В..Я. Титаренко), которые выявили зависимость уровня коллективисткой направленности поведения со сверстниками от его положения в семейном коллективе.
Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.
В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей , которая является частью общей культуры.
Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность , развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого- педагогических, физиолого- гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.
В конце 90-х – начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. «Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей, родителей в процессе развития детей.
Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:
1. Изучение семей детей;
2.Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
3.Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
4. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. (Речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям).
КАТЕГОРИИ СЕМЕЙ
Из существенного множества типологий семей, мы выделяем четыре категории, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: «замещающие профессиональные семьи» (модели: усыновление, приемная семья (опека и попечительство), патронатное воспитание); семьи, находящиеся в социально- опасном положении; семьи « группы риска» (многодетные, малообеспеченные, неполные); молодая семья.
Патронатные семьи- эта форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданная при учреждении. Передача ребенка на воспитание в патронатную семью производится на основании договора. В договоре устанавливается срок, на который ребенок передаются в патронатную семью, права обязанности участников договора.
Приемные семье- как форма семейного устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые на федеральном уровне получила официальное законодательное оформление в 1996 г. Отношения между взрослыми
(приемными родителями) и ребенком-сиротой оформляются в виде официального договора в органах опеки. В приемные семьи передаются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не состоящие в отношениях родства с приемными родителями.
Опекаемые семьи- при опеке и усыновлении необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально
Семьи, в которых находятся опекаемые дети
-выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей;
-участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;
-контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
-поддержка семьи опекунов;
-защита интересов опекаемых;
-законодательное просвещение.
Малообеспеченные семьи – семья, среднедушевой доход который ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующим субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.
Многодетные семьи – под многодетной семьей принято понимать семье, имеющую тех и более детей.
-содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;
-организация благотворительной помощи;
-рекомендации по организации семейного досуга;
-законодательное просвещение.
Неполные семьи- семьи, в которых отсутствует один из родителей. В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака.
-оказание необходимой помощи в получении пособий;
-психолого-педагогическое консультирование;
-профилактика асоциально-аморального поведения;
-организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций;
-законодательное просвещение.
Семьи, находящиеся в социально-опасном положении – семьи, имеющие официальный статус СОП по решению специальной комиссии.
Семьи, с признаками социально-опасного положения – семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. Семьи, в которых родители замечены в аморальном, противоправном образе жизни, воспитанием детей, как правило никто не занимается.
-изучение динамики развития проблемы семьи;
-общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
-законодательное просвещение;
-разносторонняя помощь и поддержка детей в случае обострения проблемы;
-участие в рейдах по обследованию жилищно-бытовых условий семьи;
-экстренное привлечение органов охраны порядка и прав граждан в случае асоциально-аморального поведения родителей
Молодая семья- возраст родителей до 30 лет или возраст семьи до 5 лет.
Источник
Проведение общего родительского собрания
Старший воспитатель МКДОУ « Солнышко»г. Сураж
Тема: « Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».
Ход мероприятия
- Мини – представление:
( под музыку входят дети)
- Мы на свет родились,
Чтобы счастливо жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить,
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!
2. Детство только раз бывает
У ребят большой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Добрый вечер! В нашем детском саду сложились добрые традиции: и одна из них проведение общего родительского собрания.
– Дети для вас приготовили небольшой концерт.
Ведущий:
Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это родители. Потребность в родительской любви самая сильная. Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании, потому, что понимаем: без союза с семьями детей, без вашей поддержки и помощи в воспитании и развитии детей, создание для них уютной и радостной обстановки невозможно.
Каким должен быть наш союз?
Что мы взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в детском саду была радостной, насыщенной и интересной?
На эти вопросы мы с вами сегодня и ответим. Но вначале хотелось бы проинформировать вас о работе детского сада.
Слайд 1
Наше ДОУ работает в соответствии с Законом РФ « Об образовании» Ст. 18 говорится: « Родители являются первыми педагогами ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. В помощь семье в воспитании детей действуют ДОУ».
Мы рады, что именно наше учреждение вы выбрали вторым домом для своих малышей.
Слайд
- Наше ДОУ работает по « Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
Слайд 2
- Девиз « Думать вместе и действовать сообща»
- Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к школьному обучению
Слайд 3
Перед педагогическим коллективом на этот учебный год ставятся следующие задачи:
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей, воспитание в потребности ЗОЖ, укрепление физических качеств личности ребенка;
- Совершенствовать педагогическое мастерство, применяя передовые методики и технологии воспитания и обучения;
- Создавать условия для организации сюжетно – ролевой игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре;
- Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников на основе экологического воспитания и обучения;
- Развивать преемственные связи в рамках реализации единой линии развития дошкольника на этапах детского сада и начальной школы.
Слайд 4
В ДОУ ведется работа по физкультурно – оздоровительной работы. По данному направлению проводятся спортивные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, экскурсии.
Слайд
Экологическое воспитание с использованием инновационных форм работы ( как исследовательские методы обучения):
– опыты
– эксперименты,
– наблюдения,
– занятия,
– кружковая работа.
Слайд 5
Художественно – эстетическое развитие
Знакомим детей с разными видами творчества. Учим соотносить органы чувств с видами искусства, как ( слушание музыки, рассматривание картин, чтение стихов).
Также проводятся мероприятия, занятия по изодеятельности и музыки, беседы. Ведется хореографический кружок педагогом ЦДТ.
Слайд 6
Работа с родителями.
Для родителей в приемных комнатах воспитатели вывешивают информацию, где родители могут познакомиться с жизнью детей в детском саду, с расписанием занятий, выставками детских работ.
Слайд 7
Педагоги ДОУ проводят огромное количество увлекательных и познавательных мероприятий для вас, уважаемые родители. Поэтому приглашаем Вас, мамы и папы, бабушки и дедушки, к активному участию во всех мероприятиях.
Практическое задание для родителей.
Ведущий:
Теперь мы предлагаем вам небольшую творческую игру: « Какими вы видите своих детей». ( Листы бумаги и карандаши).
– Обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони изобразите символ – кем является ребенок в семье ( солнышко, звоночек, цветочек). Когда придете домой, поговорите с ребенком, покажите ему свое творчество.
Слайд 8
Конкурс « Семейный герб»
Церемония награждения.
Слайд 9
Конкурс семейных работ « Как я провел лето»
Подведение итогов, церемония награждения.
Ведущий.
Теперь нам необходимо выбрать родительский комитет.
Ведущий.
А теперь, мы хотим выслушать все интересующие вас вопросы и пожелания по организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду.
Ведущей.
Вот мы сегодня немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу игры и творчества.
Источник