Парциальная программа первые шаги развитие ребенка от года до двух лет
- Печать
Аннотация
Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Программа «Первые шаги» является комплексной и охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО. Программа предназначена для воспитания и развития детей от 1 года до 3 лет как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Цель программы – развитие целостной личности ребёнка: его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. В программе представлены характеристика особенностей развития детей раннего возраста, подробный инструментарий по педагогической диагностике и сопровождению детей в период адаптации, по планированию образовательной деятельности и организации предметно-пространственной среды. Программа содержит перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста. Программа имеет полное методическое обеспечение (пособия с описанием развивающих занятий, детские книги, игрушки и т.д.), которое представлено в ПМК «Воробушки».
Читать всю программу…
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с. — (ФГОС дошкольного образования).
Рецензия № 228/07 от 28.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 5 от 25 июня 2019 г.
- Содержание
- Пояснительная записка
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи Программы «Первые шаги»
Принципы построения Программы «Первые шаги»
Характеристика особенностей развития детей раннего возраста
Ситуативность как отличительная особенность ребёнка раннего возраста
Развитие предметной деятельности
Предметная деятельность и развитие общения ребёнка со взрослым
Предметная деятельность и развитие познавательной сферы ребёнка
Развитие речи в раннем возрасте
Становление игровой деятельности
Формирование потребности в общении со сверстниками
Физическое развитие в раннем детстве
Развитие личности ребёнка и кризис трёх лет
Планируемые результаты освоения Программы «Первые шаги»
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательных областей Программы «Первые шаги»
Познавательное развитие: предметная деятельность и познавательные способности
Социально-коммуникативное развитие: общение со взрослыми и сверстниками, социальные навыки, игра
Взаимодействие педагогов с детьми
Становление общения со сверстниками
Развитие игровой деятельности
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Формирование эстетического отношения к окружающему миру
Приобщение детей к изобразительной деятельности
Приобщение детей к музыкальной культуре
Приобщение детей к театрализованной деятельности
Физическое развитие
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация режимных моментов
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста
Перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста
Планирование педагогической работы
Организация совместной работы педагогов и родителей
Задача совместной работы педагогов и родителей и проблемы в работе с семьёй
Выявление запросов родителей
Информирование родителей о работе ДОО
Обратная связь.
Консультирование родителей
Формы участия родителей в жизни ДОО
Организация совместной работы педагогов и родителей в период адаптации ребёнка в ДОО
Трудности адаптационного периода
Факторы, определяющие характер адаптации
Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОО
Общение воспитателя с ребёнком в период адаптации
Участие матери в процессе адаптации
Педагогический мониторинг развития детей в ходе реализации Программы «Первые шаги»
Методическое оснащение Программы «Первые шаги»
Читать всю программу…
Источник
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 пгт Серышево
структурное подразделение
детский сад № 3
Примерная парциальная
образовательная программа
«Первые шаги»
Выполнила Олишевская Н.М.
Серышево 2015г
Программа «Первые шаги» разработана сотрудниками Московского городского психолого- педагогического университета Смирновой Еленой Олеговной, Галигузовой Галиной Николаевной и Мещеряковой Софьей Юрьевной. (слайд №2)
Программа адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста.
В программе «От рождения до школы» рассматривается содержание работы с детьми от 2 месяцев до одного года отдельно, а возраст от 2 лет до 3 включён в дошкольный. Почему же в программе «Первые шаги» возраст от 2 до 3 лет выделяется особо?
Причины заключаются в следующем.
С одной стороны, родители и педагоги рассматривают этот возраст как период физиологического созревания, когда основная задача взрослого- просто уход за малышом. То есть возможности личности ребёнка остаются нераскрытыми. С другой стороны, сейчас стало модным «раннее развитие ребёнка», то есть все игры и занятия направлены на скорейшую подготовку к школе, на получение новой информации и тренировку каких- либо умений. Наша программа «От рождения до школы» тоже ставит задачей формирование мотивационной готовности к школе, то есть как бы включать данный возраст в общие задачи было бы не совсем корректным.
Авторы программы объясняют, что ведущими видами деятельности детей раннего возраста является предметная деятельность и общение со взрослым. (слайд №3)
Поэтому при адекватном общении ребёнка со взрослым и при успешном развитии предметной деятельности у детей формируются определённые качества (слайд №4), что можно считать результатом освоения программы.
В том случае, если не развивать данные виды деятельности, то время можно считать упущенным и это скажется на дальнейшем развитии ребёнка.
Поэтому в программе «Первые шаги» разработаны адекватные методы воспитания, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития детей.
При разработке программы ее авторы использовали наследие народной педагогики, опыт отечественной и зарубежной психологии и педагогики в воспитании детей раннего возраста.
Программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.
Задачи программы: (слайд №5)
Принципы построения программы : (слайд №6)
-развития (на каждом этапе малыш стремится что- то новое узнать)
-самоценности (полноценное проживание раннего возраста, использование его возможностей)
-деятельности (общение со взрослым и предметная деятельность)
-опора на игровые методы (в игре ребёнок может реализовать себя)
-содействия и сотрудничества детей и взрослых (реализуется в использовании индивидуального подхода (личностно- ориентированное взаимодействие))
-поддержки инициативы детей (выбор игр, занятий)
-полноты содержания образования (слайд №7)
-интеграции содержания образования (сочетание и взаимопроникновение разных видов деятельности, то есть занятия носят комплексный характер)
-преемственности (обеспечение успешного перехода в дошкольный возраст)
-сотрудничество с семьёй (согласованность в подходах к воспитанию и использование игр и занятий дома)
Программа имеет такую структуру: (слайд №8)
– целевой раздел (цели и задачи)
– содержательный (слайд №9)
В этом разделе дана характеристика раннего возраста, описаны характерные особенности развития ребёнка. Видно, что основные подходы к детям опираются на научные данные и длительные наблюдения, приводится много примеров, приводятся разъяснения и рекомендации в ненавязчивой форме.
Здесь же описаны трудности, связанные с кризисом 3 лет.
Авторы программы подробно разъясняют, как развивать познавательные способности детей. Известно, что от того, насколько развиты познавательные способности, зависит в дальнейшем формирование мотивационной готовности к школе и успешность обучения.
Интересно, что авторы предлагают не навязывать игры и занятия, а просто обеспечить свободный доступ к книгам, игрушкам, обучающим пособиям так, чтобы они находились постоянно в поле зрения детей. Тогда у них обязательно возникнут вопросы, а это способствует развитию потребности в получении знаний.
Также интересно то, что авторы предлагают уделять внимание экспериментированию. Для этого в группе должно быть специальное оснащение.
В программе объясняется, что такое личностно- ориентированный подход и как его осуществлять.
В этом же разделе описано содержание работы по образовательным областям)
Для этого используется методическая литература (слайды №№10- 15)
Специальные игры и занятия, направленные на развитие орудийных и
практических действий, описываются в первом разделе пособия «Развитие
предметных действий и познавательных способностей», где представлено более 50 игр с разнообразными предметами – мячами, каталками, сачками,
молоточками, совочками, конструкторами, застежками и др.
Специальные игры и занятия, направленные на развитие у детей
познавательной активности, описываются во втором разделе данного пособия.
В нем представлено более 20 игр-занятий с «загадочными» предметами и
различными материалами – водой, красками, песком, бумагой.
Специальные игры и занятия, направленные на развитие познавательных
процессов детей, описываются в третьем разделе пособия. В нем представлено 30 игр-занятий с вкладышами, кубиками, пирамидками, матрешками,
картинками.
Игры и занятия, способствующие развитию у детей целенаправленности и
самостоятельности в деятельности, представлены в четвѐртом разделе пособия.
В данном пособии использованы материалы Т.В.Ермоловой.
В пособии «Развитие игровой деятельности» даются подробные
методические рекомендации по развитию процессуальной игры, описываются разнообразные игровые сюжеты, предполагающие вариативность
использования сюжетных игрушек и предметов-заместителей, специальные
игры на развитие воображения.
В пособии «Физическое развитие» содержатся более 60 игр и занятий,
способствующих развитию у детей основных видов двигательной активности: ходьбы, бега, прыжков; представлены общеукрепляющие комплексные игры, в которых формируется правильная осанка, укрепляется мышечная и костная системы.
В пособии «Развитие речи» дается описание 50 игр и занятий, направленных
на развитие таких аспектов речевого развития, как понимание речи взрослого
активная речь. Помимо этого в пособие включены игры, способствующие
развитию мелкой моторики.
Пособие «Развитие общения детей со сверстниками» включает 70 игр, в
которых у детей пробуждается интерес к ровесникам, складываются
положительные эмоциональные контакты, в которых они приобретают первый опыт игрового взаимодействия. Это совместные игры с предметами,
хороводные, пальчиковые игры, игры с правилами.
Здесь же написано, каким должен быть воспитатель, как он должен общаться с маленькими детьми.
– организационный раздел
В программе «Первые шаги» имеется раздел, посвященный организации режимных моментов. В него включены рекомендации, которые помогают педагогам более полно реализовать индивидуальный подход в воспитании и обучении. Делается акцент на вовлечении детей в разные виды деятельности, избегая принуждения; разрешении конфликтных ситуаций; формировании у ребенка положительного самоощущения и установлении доверительных отношений между педагогом и детьми.
Ценным является наличие специального раздела программы, который посвящен педагогической работе с детьми в период адаптации. В данном разделе разбираются трудности, возникающие в период адаптации ребенка к детскому саду. Рассматриваются факторы, определяющие ход первых шагов адаптационного процесса. В программе делается акцент на педагогических приемах, помогающих ребенку привыкнуть к яслям.
В программе содержатся рекомендации по организации развивающей предметной среды в помещении детского сада, в группе и на участке. Также приводится перечень оборудования, игрушек, предметов и пособий для каждого направления развития ребенка.
Авторы программы «Первые шаги» смогли охватить широкий спектр направлений развития ребенка, при этом предоставив педагогам свободу творческого выбора игр и занятий с учетом индивидуальных интересов и потребностей детей.
Программа может быть полезна и родителям. Здесь собрано большое количество игр и занятий с детьми раннего возраста, подробно описываются различные процессы развития детей. Имеются рекомендации по взаимодействию с малышами в той или иной ситуации.
Анкета «Информация о ребенке и семье »
Имя, фамилия ребенка……………………………………………………
Возраст …………………………………………………………………
Имя, фамилия родителей………………………………………………
Адрес, телефон ……………………………………….………………………
Состав семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, сестры, братья) …………
Легко (с трудом) вступает в контакты с незнакомыми взрослыми…………
Легко (с трудом) вступает в контакты с другими детьми………………….
…………………………………………………………………………………………………………….
Любимые игры, занятия, игрушки ребенка………………………………
……………………………………………………………………………………………..
Чего боится и чему радуется малыш……………………………………………
………………………………………………………………………………………………
Что ребенок любит (не любит) есть…………………………………………
В какое время спит ………………………………………………………
Умеет ли пользоваться горшком или привык к памперсам………………….
……………………………………………………………………………………………………..
Есть ли аллергия на………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………..
Специальная информация о ребенке……………………………………………….
……………………………………………………………………………………………..
Участие родителей в жизни детского сада:………………………………………
……………………………………………
посещение ежемесячных собраний
посещение или планирование мероприятий для родителей
изготовление игрушек, пособий
покупка игрушек, методических материалов
оформление групповых помещения благоустройство участка
помощь во время экскурсий, посещений детского театра и пр.
что-то еще………………………………………………………………………………………
Обычно для родителей представляют интерес следующие темы:
∙ Роль раннего возраст в дальнейшем развитии ребенка
∙ Рост и развитие детей
∙ Болезни раннего возраста и их профилактика
∙ Питание маленьких детей
∙ Как приучать к горшку
∙ Как и чему учить ребенка в раннем возрасте
∙ Развивающие игры и игрушки
∙ Как развивается общение детей друг с другом
∙ Детские капризы
∙ «Трудный ребенок»
∙ Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребенка
∙ Защита прав и достоинства ребенка
Источник
Доклад подготовил:
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №2»
Белова М.В.
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова адресована воспитателям и специалистампедагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях дополнительного образования).
Программа является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОСТ ДО: познавательное, речевое, социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
Программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.
Методические пособия к программе
Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги». В 2 частях. Часть 1 (познавательное и речевое развитие, игровая деятельность). Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова
Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги». В 2 частях. Часть 2 (социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие) Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова
Речевое развитие детей Авторы С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова
Физическое развитие детей Авторы С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова
Познавательное развитие детей Авторы Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова
Развитие игровой деятельности детей Автор Л.Н. Галигузова
Социально-коммуникативное развитие детей Авторы Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова
Художественно-эстетическое развитие детей Автор С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова
Цель Программы – развитие целостной личности ребёнка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
Программе ставятся следующие педагогические задачи:
- Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей
- Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения
- Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослым
- Формирование игровой деятельности детей, обеспечивающее преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников.
- Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие
- Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Одним из главных принципов, на которых базируется данная программа, является принцип развития. Развитие понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Всѐ это находит свое отражение в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, что-то сам придумывает, старается достичь результата.
- Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги радуют детей. Но вместе с тем, многообразие этих видов дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.
- Следующий базовый принцип программы – принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В раннем возрасте развитие разных сторон психики ребенка происходит в ведущей для этого периода предметной деятельности. В соответствии с этим содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, в игры со взрослыми и сверстниками,
- Опора на игровые методы – один из важных принципов программы «Первые шаги». Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребенку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
- Следующий основополагающий принцип программы – принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностноориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности.
Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, внимание к настроению ребѐнка, отношение к нему как к самоценной личности – всѐ это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с маленькими детьми. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребѐнка и его полноценного развития.
Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.
- Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора игр, занятий, материалов. Даются методические рекомендации воспитателям по проведению наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач.
- Следующий принцип, которому следует программа – принцип полноты содержания образования. Требования ФГОСТ ДО к содержанию образования детей предполагают обеспечение условий для всестороннего развития ребенка. Содержание дошкольного образования (в том числе образования детей раннего возраста) включает следующие сферы развития ребенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. В программе «Первые шаги» предусмотрено создание условий для всех линий развития.
- Принцип полноты неразрывно связан с принципом интеграции содержания образования. В соответствии с современными психологопедагогическими представлениями, содержание образования детей должно быть не узко предметным, а интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие. В данной программе принцип интеграции реализуется в том, что большинство разработанных игр и занятий имеет комплексный характер. Подразделение игр по отдельным направлениям развития достаточно условно, поскольку каждая игра в той или иной мере активизирует все психические процессы, разные виды деятельности и способности ребенка. Программа также предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет воспитателям и педагогам объединять предметнопрактическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.
- Программа «Первые шаги» исходит из принципа преемственности, заложенного в современной Концепции непрерывного образования. Теоретические основания программы, ее цели, задачи и содержание обеспечивают преемственность образования детей на разных возрастных этапах. Результаты апробации программы свидетельствуют о ее эффективности, обеспечении успешного перехода детей из раннего в дошкольный возраст. Принцип преемственности предполагает также достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребенка в образовательном учреждении и семье.
- Принцип сотрудничества Организации с семьей реализуется в данной программе как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, описанные в программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.
В соответствии с периодизацией психического развития, принятой в отечественной психологии, ранний возраст охватывает период жизни ребенка от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми.
Актуальность программы: учитывает особенности детей раннего возраста, отвечает их потребностям и возможностям, способствует полноценному развитию.
Содержание образовательных областей Программы
- Познавательное развитие: предметная деятельность и познавательные способности
- Социально-коммуникативное развитие: общение со взрослыми и сверстниками, социальные навыки, игра
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Методическое оснащение Программы
Разработаны специальные игры и занятия
- На развитие орудийных и практических действий
- На развитие понимания речи взрослых
- На развитие общения со сверстниками
- На формирование эстетического отношения детей к окружающему миру и произведениям искусства
- На развитие игровой деятельности
- На развитие основных видов двигательной активности
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Важное значение для здоровья и благополучного развития детей имеет правильная организация режима питания, сна, бодрствования, прогулок, проведения гигиенических процедур.
Полноценное питание способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию его органов и тканей, повышает устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Промежутки между кормлениями в раннем возрасте составляют от 3,5 до 4,5 часов.
Сон. У детей в возрасте от 1 до 1,5 лет длительность периода бодрствования составляет примерно 4,5 часа, поэтому они нуждаются в двух дневных снах. После 1,5 лет период бодрствования достигает 5-5,5 часов, дети обычно переходят на одноразовый дневной сон.
Бодрствование. В периоды бодрствования как в групповом помещении, так и на прогулке с детьми проводятся развивающие игры-занятия, сочетающиеся с самостоятельной деятельностью детей. Необходимо соблюдать баланс между подвижными и спокойными видами деятельности, между совместной игрой детей и самостоятельными занятиями ребенка.
Во время прогулки детям предоставляется возможность свободно поиграть, побегать. При этом необходимо следить, чтобы малыши не переутомлялись, своевременно предлагать спокойные занятия (собрать букет из опавших листьев, рассмотреть жука, построить дом из песка). В то же время, если дети не могут найти себе интересное занятие, следует предложить им поиграть, чередуя подвижные или спокойные игры.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социальноличностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей.
Интерьер помещений.
Размер и планировка групповых помещений должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворять собой домашний уют как для детей, так и для взрослых. В ней должна быть предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми.
Зонирование групповых помещений.
Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей.
Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты.
Динамичность предметной среды
Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Главное требование к предметной среде – ее развивающий характер. Динамичная среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию, исследованию нового.
Обеспечение безопасности среды
Предметная среда должна не только служить целям развития детей, но и быть безопасной для них.
В программе предоставлен перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Планирование является важной частью организации педагогического процесса в детском учреждении. Оно необходимо для успешной реализации образовательной программы, согласования деятельности педагогов, распределения их функций и обязанностей.
При реализации данной программы необходимо учитывать, что педагогическая работа с детьми должна проводиться сразу по всем направлениям развития. Поэтому при планировании следует предусматривать равномерное распределение игр и занятий.
Отдельно предусмотрено проводить музыкальные и физкультурные занятия.
Поскольку с помощью планирования выстраивается стратегия работы детского учреждения, планирование должно быть долгосрочным и краткосрочным.
Задачи долгосрочного и краткосрочного планирования
В рамках долгосрочного планирования коллектив педагогов определяет цели и задачи работы на несколько лет вперед и на предстоящий учебный год в соответствии с образовательной концепцией детского учреждения.
Долгосрочное планирование дает возможность наметить основные мероприятия на текущий и последующие годы.
Краткосрочное планирование производится еженедельно и ежедневно.
Оно включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах.
При планировании необходимо соблюдать баланс между активными и спокойными занятиями, организованным и свободным временем детей.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи совместной работы педагогов и родителей
- Родители и педагоги должны стать партнерами-единомышленниками
- Учреждение должно быть полностью открыто для семьи
- Сотрудники детского учреждения должны иметь представление о запросах родителей, об условиях жизни ребенка в семье, о его индивидуальных особенностях
- Организация обратной связи между педагогами и родителями
В программе выделен целый раздел по Организации совместной работы педагогов
и родителей в период адаптации ребёнка к детскому учреждению
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
С целью оценки эффективности работы по Программе педагогам необходимо систематически проводить мониторинг образовательного процесса, т. е. осуществлять сбор данных о степени реализации образовательных целей, поставленных в Программе.
Методы фиксации наблюдений
Карточки наблюдения
Для ежедневных наблюдений могут использоваться карточки наблюдения, в которые заносятся характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей.
Тематические карты-схемы наблюдения
Тематические карты-схемы используются для наблюдения за ходом развития ребенка.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Ребенок к трем годам:
- Интересуется окружающими предметами
и активно действует с ними
- Проявляет самостоятельность
- в бытовых и игровых действиях
- Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях
- Проявляет интерес к сверстникам
- Любит слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку.
- С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится осваивать различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр)
Источник