Параметры развития и динамика ребенка
Слайд 1
Мониторинг динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта развития МКДОУ БГО ЦРР – детский сад №19 Воспитатели: Юрьева Е.А. Денисюк Г.С
Слайд 2
Мониторинг – постоянное наблюдение за какими-нибудь процессами для оценки их состояния и прогнозов развития . Цель мониторинга: сбор данных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах с последующим объективным определением индивидуального пути наиболее благоприятного развития ребёнка . ( Асмолов «… фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ними работать дальше.») Формы мониторинга (методы): наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально -ориентированные методики нетестового типа, критериально -ориентированное тестирование (в спорных ситуациях, с разрешения родителей, законных представителей ). Периодичность: 2 раза в год . Длительность проведения: 1 неделя . Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях … – Константин Ушинский
Слайд 3
Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта динамики личностного развития дошкольника представляет собой сведения о различных сферах развития ребёнка-дошкольника и складывает целостное представление о его индивидуальности. Анализ информации позволит более точно определить дальнейшую траекторию образования ребёнка, развить природные задатки и способности, своевременно предупредить возможные проблемы. Индивидуальная карта содержит несколько разделов, каждый из которых заполняется специалистами дошкольного учреждения. В карту заносятся результаты психологической и педагогической диагностики, медицинского обследования.
Слайд 4
Структура мониторинга динамики детского развития Раздел №1: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения медицинских показаний. З аполняется медицинским работником. Раздел №2: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения познавательных процессов, волевых качеств… З аполняется психологом. Раздел №3: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения речевого развития. З аполняется логопедам. Раздел №4: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств и изучения эффективности освоения образовательных областей . З аполняется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Заключение: обобщение данных мониторинга, направления индивидуальной работы
Слайд 5
Раздел №4 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника (воспитатель)
Слайд 6
Общие сведения о ребёнке ФИ ребёнка ________________________________________________________ Возраст на момент заполнения (лет, мес.) ______________________________ Группа ___________________________________________________________ Группа здоровья ___________________________________________________ Тип ВНД __________________________________________________________ Социальный статус семьи ____________________________________________ Дополнительные сведения (наличие инвалидности, диагноз) _____________ __________________________________________________________________
Слайд 7
В процессе педагогического мониторинга воспитателем определяется Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме О ценка эффективности освоения образовательных областей
Слайд 8
Раздел №4 Таблица №1 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
Слайд 9
Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Имеет представления: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками
Слайд 10
Таблица №2 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника основе изучения эффективности освоения образовательных областей Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Физическое развитие опыт в двигательной деятельности развитие физических качеств правильное формирование опорно-двигательной системы, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики правильное выполнение основных движений формирование начальных представлений о некоторых видах спорта овладение подвижными играми с правилами овладение представлениями о здоровом образе жизни, его элементарными нормами и правилами Социально-коммуникативное развитие социализация, развитие общения, усвоение норм и ценностей принятых в обществе ребёнок в семье и сообществе самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание формирование основ безопасности
Слайд 11
Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Познавательное развитие формирование элементарных математических представлений развитие познавательно-исследовательской деятельности ознакомление с предметным окружением ознакомление с социальным миром ознакомление с миром природы Речевое развитие развивающая речевая среда формирование словаря ЗКР Грамматический строй речи Связная речь Подготовка к обучению грамоте Приобщение к художественной литературе Художественно-эстетическое развитие Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности Приобщение к искусству Конструктивно-модельная деятельность Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность
Слайд 12
Условные обозначения: « + » соответствие возрастной норме « – » несоответствие возрастной норме « +/- » требуется дополнительная работа « -/+ » требуется усиленная коррекция
Слайд 13
Заключение. Обобщение данных мониторинга Цель: обобщение данных об индивидуальной динамике личностного развития дошкольника отражение объективности и наглядность мониторинга. Медицинские показания Психологические параметры развития Речевые параметры развития Физическое развитие Формирование интегративных качеств Освоение образовательных областей Предполагаемые выводы : 1. Динамика развития ребёнка соответствует показателям развития данного возрастного периода 2. Динамика развития ребёнка не соответствует показателям развития для данного возрастного периода по следующим показателям ______________ ________________________________________________________________ 3. Требуется специализированная работа следующих специалистов: ______ ________________________________________________________________
Слайд 14
Направления индивидуальной работы Специализированная коррекция развития Психологические параметры развития Речевое развитие Физическое развитие Интегративные качества Освоение образовательных областей Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Занятие с логопедом 1р/ нед Произвольная память Формирование словаря Развитие основных движений Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели Познавательное развитие Обследование у врача –психиатра 2р/год Абстрактное мышление ЗКР Развитие мелкой моторики Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Художественно-эстетическое развитие Консультация врача-окулиста 1р/3 мес Волевые качества Подготовка к обучению грамоте Коррекция плоскостопия Занятия с детским психологом 2р/ нед Работа с мячом Лечебная физкультура 1р/2нед Закаливание водой
Источник
№ п/п | Фамилия имя ребенка | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | ОО «Познавательное развитие» | ОО «Речевое развитие» | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | ОО «Физическое развитие» | ||||||||||||||||||||
с | м | уровень | дина-мика | с | м | уровень | дина-мика | с | м | уровень | дина-мика | с | м | уровень | дина-мика | с | м | уровень | дина-мика | |||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||||||||||
24 | ||||||||||||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||||||||||
26 |
Сокращения: с – сентябрь (начальный мониторинг), м – май (конечный мониторинг), н- низкий уровень, с- средний уровень, в – высокий уровень, Д -динамика
НД – нет динамики
Согласно выбранной методике для осуществления мониторинга, при описании уровней используются формулировки: низкий – менее 2,2, средний – от 2,3 до 3,7, высокий – больше 3,8.
Во второй младшей группе диагностировалось 24 ребенка по 5 образовательным областям. По результатам диагностики педагогического процесса на сентябрь 2016 года (начало учебного года) составлена следующая таблица:
Образовательные области | Параметры развития | ||
больше 3,8 | от 2,3 до 3,7 | менее 2,2 | |
«Социально-коммуникативное развитие» | 17 % (4 человека) | 33% (8 человек) | 50% (12 человек) |
«Познавательное развитие» | 21% (5 человек) | 29% (7 человек) | 50% (12 человек) |
«Речевое развитие» | 21% (5 человек) | 33% (8 человек) | 46% (11 человек) |
«Художественно-эстетическое развитие» | 17 % (4 человека) | 37% (9 человек) | 46% (11 человек) |
«Физическое развитие» | 17 % (4 человека) | 33% (8 человек) | 50% (12 человек) |
Из данной таблицы видно, что в группе высокий процент детей с низким показателем параметра развития, это объясняется поступлением в группу новых детей (8 человек). С детьми, перешедшими во вторую младшую группу из первой младшей группы, имеющими показатель развития менее 2,2 требуется корректирующая работа воспитателя, необходимо разработать и внедрить в педагогический процесс индивидуальные образовательные маршруты.
Авдеев Влад ОО «Социально-коммуникативное развитие» ОО «Художественно-эстетическое развитие» ОО «Физическое развитие»
Богданов Саша ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» ОО «Физическое развитие»
Гусаров Данил ОО «Речевое развитие» ОО «Познавательное развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Гузеев Адам ОО «Речевое развитие»ОО «Познавательное развитие»ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Семенова Валерия ОО «Познавательное развитие» ОО «Художественно-эстетическое развитие» ОО «Физическое развитие»
Мирошниченко Доминика ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие»ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Елисеева Маша ОО «Речевое развитие»
Во второй младшей группе диагностировалось 24 ребенка по 5 образовательным областям. По результатам диагностики педагогического процесса на май 2017 года (конец учебного года) составлена следующая таблица:
Образовательные области | Параметры развития | ||
больше 3,8 | от 2,3 до 3,7 | менее 2,2 | |
«Социально-коммуникативное развитие» | |||
«Познавательное развитие» | |||
«Речевое развитие» | |||
«Художественно-эстетическое развитие» | |||
«Физическое развитие» |
По результатам сравнительного анализа 2016/2017 учебного года выявлено, что на конец рассматриваемого учебного года процент количества детей, нуждающихся в корректирующей работе педагога, снизился
ОО «Социально-коммуникативное развитие» – детей ( %)
ОО «Познавательное развитие» – детей ( %)
ОО «Речевое развитие» – детей ( %)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» – детей ( %)
ОО «Физическое развитие» – детей ( %)
У детей ( % ) не было зафиксировано выраженной динамики в освоении программы.
Из них на среднем уровне
ОО «Социально-коммуникативное развитие» – детей ( %)
ОО «Познавательное развитие» – детей ( %)
ОО «Речевое развитие» – детей ( %)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» – детей ( %)
ОО «Физическое развитие» – детей ( %)
И детям ( % ) требуется корректирующая работа.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» – детей ( %)
ОО «Познавательное развитие» – детей ( %)
ОО «Речевое развитие» – детей ( %)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» – детей ( %)
ОО «Физическое развитие» – детей ( %)
У детей ( %) прослеживалась положительная динамика.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» – детей ( %)
ОО «Познавательное развитие» – детей ( %)
ОО «Речевое развитие» – детей ( %)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» – детей ( %)
ОО «Физическое развитие» – детей ( %)
детей ( %) имеют стабильно высокий результат
ОО «Социально-коммуникативное развитие» – детей ( %)
ОО «Познавательное развитие» – детей ( %)
ОО «Речевое развитие» – детей ( %)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» – детей ( %)
ОО «Физическое развитие» – детей ( %)
Проанализировав результаты можно сделать вывод, что в отношении детей ( %) педагогу удалось достичь стабильных положительных итоговых результатов и положительной динамики освоения образовательной программы .
Источник
С рождения и до года с ребенком происходят чудесные преобразования: из беспробудно спящего младенца в кроватке он превращается в колобок, который, если его не удержать, обязательно куда-нибудь укатит в стремлении к самостоятельному познанию мира.
Поэтому этот период столь важен, и вы с беспокойством следите за достижениями своего малыша, а если он что-то не делает «как все», безумно расстраиваетесь.
А стоит ли?
Пожалуй, нет. Ведь каждый ребенок — это индивидуальность. Его развитие может соответствовать общепринятым нормам физического и психического развития, несколько опережать их или отставать от них.
На это влияют различные факторы: особенности внутриутробного развития, состояние нервной системы, наследственная предрасположенность, наличие заболеваний, а также того факта, родился ли ребенок в срок или недоношенным.
Учитывать все нюансы, делать выводы, составлять план индивидуального развития, а в случае необходимости назначать соответствующее лечение — прерогатива педиатра.
Задача же мам и пап — при отклонениях от общепринятых норм обращаться к специалисту.
Поэтому мы поговорим о развитии речи и эмоций, слуха и зрения, двигательных навыков у здорового ребенка с рождения и до одного года.
Первый месяц
Двигательные навыки
В первые дни жизни движения малыша заторможены и хаотичны. Ручки у него почти всегда сжаты в кулачки, но при прикосновении предмета к ладони малыш хватает его.
К месячному возрасту движения крохи более активны, однако носят самопроизвольный характер.
Лежа на животе, он приподнимает голову и ему даже удается удержать ее на 2-3 секунды.
Слух
У новорожденного присутствует реакция на резкие звуки, он выражает ее плачем, вздрагиванием, морганием, реже замиранием.
Зрение
Ребенок с рождения видит предметы, расположенные на расстоянии 20-25 см от лица. Он воспринимает яркий свет, выражая это беспокойством и зажмуриванием.
К двадцатому дню жизни малыш фиксирует взглядом неподвижные предметы, находящиеся от него на расстоянии 40-50 см.
Ближе к месяцу следит за плавно движущимися предметами, находящимися от него на расстоянии 20-50 см, и фиксирует взгляд на лице матери.
Эмоции
Мимолетно улыбается на голос матери.
Второй месяц
Двигательные навыки
Кроха ловит взгляд другого человека, пытается приподнять голову и удерживает ее на 5-6 секунд, лежа на животе.
Движения рук у малыша по-прежнему хаотичны, но он уже пытается ими управлять: разводит в стороны, поднимает, тянется к предметам, иногда хватает их, но не может сразу отпустить.
Слух
Прислушивается к голосу матери, улыбается или замирает, услышав его.
Зрение
Кроха сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете до 25 секунд, внимательно рассматривает взрослых и предметы в поле зрения. Переводит взгляд сверху вниз, поворачивает голову в стороны и следит за передвигающимися предметами.
Речь
Начало самостоятельного или в ответ на разговор гуления.
Эмоции
Ребенок в ответ на улыбку или разговор взрослого широко и долго улыбается, машет ручками и гулит.
Третий месяц
Двигательные навыки
Малыш меньше спит, больше двигается, играет со своими ручками, хорошо удерживает голову (не менее 1 минуты). Лежа на животе, поворачивает ее в стороны, поднимает наверх и разглядывает подвешенные игрушки.
Кроха тянется к понравившемуся предмету, разжимает пальцы и захватывает вложенную в ладонь игрушку.
В три месяца карапуз переворачивается с живота на спину, но этот навык он может приобрести и в следующем месяце.
Слух
Маленький человечек сосредоточенно прислушивается к звукам, различает голоса родных и чужих, понимает интонацию, находит источник звука.
Зрение
Рассматривает игрушку, находящуюся в руке, следит за перемещающимся предметом на расстоянии 80 см.
Речь
В ответ на обращение взрослого гулит и воспроизводит гласные звуки.
Эмоции
Реагирует на появление матери или родного человека: улыбается, машет ручками и гулит.
Социальное развитие
Привлекает к себе внимание плачем, движениями тела, начинает узнавать предметы и людей при повторной встрече.
Четвертый месяц
Двигательные навыки
Малыш следит за движущимися объектами, поворачивает голову вслед за ними, реагирует на их исчезновение из поля зрения.
Лежа на животе и опираясь на ладони, поднимает и длительно удерживает голову, поворачивает ее из стороны в стороны, отдыхает на локтях.
С силой выпрямляет и сгибает ножки, сбрасывая одеяло с себя. Осознанно хватает игрушки, трясет их и заталкивает в рот.
Карапуз может переворачиваться со спины на живот, но чаще всего этот навык он хорошо усваивает в следующем месяце.
Прислушивается и узнает мамин голос, быстро находит ее взглядом.
Зрение
Узнает близких людей.
Речь
4-